Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеэкономической деятельности

 

Роль таможенных тарифов постепенно ослабла. Однако значительно расширились формы и методы нетарифных торговых ограничений. Нетарифные меры регулирования торговли успешно использовали промышленно развитые страны, постепенно их стали применять и развивающиеся. В среднем до 15 % товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадают под основные нетарифные ограничения. Например, США вводят время от времени санитарные стандарты, которым не удовлетворяет аргентинская говядина. Колумбия использовала так называемое «требование смешивания», заставляя импортеров стали приобретать определенное количество более дорогой отечественной стали за каждую тонну ввозимой продукции. Известна «куриная война» между Россией и США. В 2007 г. такую меру в отношении мяса, экспортируемого из Польши, применяла Россия. К другим нетарифным барьерам относятся: государственная монополия внешней торговли, удовлетворение государственных потребностей только товарами отечественного производства, административно-бюрократические проволочки, сложный валютный контроль и т.п. Некоторые из этих барьеров можно отнести к законным регулирующим функциям данных государств, в то же время другие нацелены на явную дискриминацию внешней торговли.

При всем многообразии нетарифных барьеров их можно условно разделить на две крупные группы:

экономические - особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования и

административные - более многообразны: эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, монополизация торговли, использование в протекционистских целях санитарных стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.

Первые, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары, а вторые – непосредственным образом, т.е. помимо рыночных отношений, ограничивая доступ импортных товаров в зарубежные страны и поставку отечественных товаров за границу.

Важно отметить, что при использовании экономических нетарифных мер последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При использовании административных мер (запретов на ввоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его от импорта, а покупатель лишается права на свободный выбор товара.

Диапазон воздействия на внешнюю торговлю экономических и административных нетарифных мер чрезвычайно широк. В каждой группе есть «крайние меры», фактически блокирующие осуществление нежелательных коммерческих операций с зарубежными странами (например, установление антидемпинговых пошлин или эмбарго), или, наоборот, меры, направленные на усиление контроля за этими операциями (взимание статистических пошлин или предоставление лицензий без ограничений), почти не влияющие на объем торговли. Однако подавляющее большинство нетарифных барьеров занимает промежуточное положение: они удерживают торговые операции в необходимом объеме, частично ограничивают операции с рядом товаров или стран, вступают в силу при определенных условиях или в определенные периоды.

В промышленно развитых странах, на которых приходится более 80 % всей мировой торговли, с помощью нетарифных мер, по оценке экспертов международных организаций, регулируется около 1/5 импорта. Вместе с тем для регулирования ввоза отдельных групп товаров нетарифные меры имеют более существенное, а в отдельных случаях и доминирующее значение. В частности, промышленно развитые страны посредством этих мер регулируют свыше 60 % ввоза одежды, 50 % черных металлов, около 40 % пряжи, тканей и продовольствия и 20 % обуви.

Роль нетарифных барьеров в регулировании внешнеторговых операций имеет тенденцию к повышению в отличие от роли таможенных тарифов. Это связано с тем, что ставки пошлин в тарифах подавляющего большинства стран на протяжении последних четырех десятилетий периодически снижаются и частично отменяются. Между тем, ранее принятые нетарифные меры, за редким исключением, действуют до сих пор в прежнем объеме, и, кроме того, многие страны устанавливают новые виды таких мер.

Общие масштабы применения нетарифных мер странами Запада увеличились, по оценке зарубежных экспертов, с 60-х годов почти вдвое, причем далеко не всегда правительства прибегают к использованию этих мер в соответствии с международными правовыми нормами. Последнее особенно осложняет положение экспортера и вместе с тем требует от него умения отстаивать свои законные интересы.

Эксперты международных организаций установили также, что нетарифные меры в промышленно развитых государствах используются неодинаково в торговле с отдельными группами стран. В частности, эти меры распространялись на 17,4 % импорта из самих развитых стран, на 19,9 % импорта из развивающихся стран.

 

1.2.2.1. Экономические барьеры

 

Барьеры экономического характера используются, с одной стороны, в целях упорядочения функционирования внутреннего рынка, в частности, для противодействия недобросовестной коммерческой практике иностранных поставщиков (антидемпинговые и компенсационные сборы) и для выравнивания конкурентных условий на рынке, поскольку местные аналогичные товары облагаются косвенными налогами. С другой стороны, их применяют по фискальным соображениям, а именно в интересах пополнения доходов государственного бюджета для финансирования развития отдельных отраслей хозяйства, в том числе связанных с обслуживанием внешнеторгового оборота (модернизация портов, обновление торгового флота и т.д.).

Наибольшая часть налогов и сборов с импортеров взимается в момент ввоза товара в страну, но некоторая их часть – при продаже и использовании товара на внутреннем рынке. Для участников внешнеторговых операций наибольшее значение имеют пограничные налоги и сборы.

Кроме того, во многих, особенно развивающихся странах, широко используются валютные меры регулирования импорта, воздействующие на стоимость ввозимых товаров (путем, например, изменения для импортеров курса пересчета национальной валюты в иностранную). Применяются также меры, удорожающие или осложняющие получение иностранной валюты.

Антидемпинговые меры в промышленно развитых странах находят все более широкое применение в форме взимания с поставщиков иностранных товаров дополнительных высоких пошлин. Такие меры направлены против ввоза товаров по заниженным ценам с целью защиты внутреннего рынка и отечественных производителей.

Обложению импортных товаров специальными антидемпинговыми пошлинами предшествует расследование уполномоченными на то соответствующими официальными органами страны-импортера, которое в известной мере независимо от результата (иногда даже не подтверждающего первоначальные подозрения в демпинге) используется в качестве инструмента эффективного противодействия нежелательному импорту.

Антидемпинговые пошлины налагаются с момента начала поставок товаров по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет) и потому могут достигать большой величины. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины, в отличие от известной ставки таможенной пошлины, практически невозможно, Это делает антидемпинговые меры одним из самых опасных нетарифных барьеров и способствует их распространению.

Применение «карательных» антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок товары, нежелательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причем демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

Поэтому на практике используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный) демпинг.

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т.д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей товары по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают к рассмотрению дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной, или антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную; антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Пограничное налогообложение импортируемых товаров включает взимание различных видов налогов и сборов непосредственно таможенным органом для упрощения процедуры их уплаты и обеспечения интересов финансовых учреждений импортирующей страны. Эти налоги и сборы обычно оплачивает импортер (лицо, подписавшее таможенную декларацию), но они учитываются обоими партнерами при заключении контракта купли-продажи.

Взимаемые на границе налоги и сборы можно разделить на две крупные группы.

Первая охватывает так называемые уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта. Целью уравнительных налогов и сборов является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и отечественного производства.

Основным видом уравнительных налогов и сборов в большинстве промышленно развитых стран является эквивалент налога на добавленную стоимость; во многих странах, где косвенное налогообложение строится на иных налоговых системах, с импортеров взимается соответственно эквивалент налога с оборота, эквивалент налога на продажу или эквивалент налога на потребление.

Важным видом уравнительных налогов и сборов, взимаемых обычно на границе с определенных товаров, является акцизный налог (сбор). Им облагаются ввозимые спиртные напитки, табачные изделия, кофе, нефтепродукты и т.д. Хотя акцизный налог имеет фискальный характер, взимание аналогичного налога с импортера также преследует цель уравнять его с отечественным предпринимателем в тех случаях, когда такие же товары производятся в импортирующей стране.

Ко второй группе относятся многочисленные налоги и сборы, уплачиваемые импортером в качестве протекционистской меры, дополняющей таможенное обложение импорта. Сюда же можно отнести и сборы для покрытия расходов в связи с таможенным оформлением груза, пересекающего границу, и в интересах финансирования государством развития приоритетных отраслей хозяйства, в частности, объектов транспортной инфраструктуры. Ставки этих налогов и сборов, как правило, сравнительно низкие, но в целом с импортера может быть взыскана значительная сумма.

 

Box 1. Опыт применения экономических барьеров в странах мира Налог на добавленную стоимость[10]. В Великобритании налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера, составляет 17.5 % и включается отдельной колонкой непосредственно в таможенный тариф для упрощения процедуры таможенного обложения. В других странах по состоянию на начало 2007 года НДС составляет: Австрия -20 %, Бельгия-21 %, Болгария-20 %, Великобритания-17.5 %. Венгрия – 20 %, Дания – 25 %. Германия – 19 %, Греция – 19 %, Ирландия – 21 %, Испания – 16 %, Италия – 20 %, Кипр – 15 %, Латвия – 18 %, Литва – 18 %, Люксембург – 15 %, Мальта – 18 %, Нидерланды – 19 %, Польша – 22 %, Португалия – 21 %, Румыния – 19 %, Словакия – 19 %, Словения – 20 %, Финляндия – 22 %, Франция - 19.6 %, Швеция – 25 %, Чехия – 19 %, Эстония – 18 %, Австралия – 10 %, Аргентина – 21 %, Белоруссия – 18 %, Босния и Герцеговина – 17 %, Венесуэла – 11 %, Вьетнам – 10 %, Гайана – 16 %, Доминиканская Республика – 6 %, Исландия - 24.5 %, Индия - 12.5 %, Израиль - 15.5 %, Казахстан – 13 %, Канада – 6 % or 14 %, Китайская Народная Республика – 17 %, Ливан – 10 %, Македония – 18 %, Малайзия – 5 %, Мексика – 15 %, Молдавия – 20 %, Новая Зеландия - 12.5 %, Норвегия – 25 %, Парагвай – 10 %, Перу – 19 %, Сальвадор – 13 %, Сербия – 18 %, Сингапур – 5 %, Таиланд – 7 %, Тринидад и Тобаго – 5 %, Турция – 18 %, Уругвай – 23 %, Филиппины – 12 %, Хорватия – 22 %, Чили – 19 %, Эквадор – 12 %, Швейцария - 7.6 %, Шри-Ланка – 15 %, ЮАР – 14 %, Республика Корея – 10 %, Япония – 5 %. Налог с оборота (или налог на продажу) во многих странах взимается в виде уравнительный налога[11]. В большинстве зарубежных стран, где существует налог с оборота, он взимается с поставок всех товаров и выполняемых внутри страны оплачиваемых работ, с внутризаводского потребления, часто - за импорт товаров. В западноевропейских странах налог с оборота не взимается с экспортных поставок товаров в целях стимулирования экспорта. Налоговые ставки могут дифференцироваться по различным видам товаров и услуг. В разных странах механизм взимания налога с оборота неодинаков. В самом абстрактном виде его можно представить следующим образом. Если стоимость реализуемого предпринимателем товара составляет 1000 денежных единиц, а налоговая ставка для данного вида товаров равна 20 %, то цена, по которой будет реализован данный товар, повысится на величину налога с оборота и составит 1200 денежных единиц, 200 из которых предприниматель обязан перечислить в государственный бюджет, но фактически налоговое бремя перекладывается на потребителя товаров и услуг, а в конечном счете по технологической цепочке - на население. Разновидностями налога с оборота являются налог на покупки в оптовом звене и налог на продажи розничной торговле. В Финляндии такой налог составляет 19,05 % таможенной стоимости товара, и на него приходится 46 % всех таможенных поступлений страны. Налог с оборота с дифференцированными ставками широко применяется в развивающихся странах: высокие ставки устанавливаются на дорогостоящие товары, а низкие – на товары первой необходимости. Например, на Филиппинах налог с продаж составляет 1 % на сельскохозяйственные товары, 5 % – на «полунеобходимые» товары, 50 % - на предметы роскоши. В Китае, Индии и Бразилии уровень таможенных пошлин на иномарки составляет 48-50 %[12]. В Аргентине автомобили стоимостью не более 35 тыс. песо подлежат обложению в 100 %, а более дорогие облагаются по прогрессивной шкале – до 200 %. В Пакистане ставки налога на продажу составляют 10 %, 20 % и 30%; в Индонезии 10 % налагаются на продажу безалкогольных напитков, электрооборудования, радио- и аудиоаппаратуры, фотоаппаратов и спортивных принадлежностей и т.д. Ставка в 20 % применяется к алкогольным напиткам, автомобилям, лодкам, видеоаппаратуре, электронным играм. В Малайзии существует стандартная ставка в 10 % (начисляемая на стоимость товара, плюс пошлина и дополнительные налоги); в Нигерии этот налог составляет 5-10 % (применяется к напиткам, табачным и ювелирным изделиям, предметам косметики, видео-, радио-, телевизионной аппаратуре. Кассетам, фотоаппаратам, кондиционерам, коврам и т.д.); в Кении ставки налога с продажи разных групп товаров составляют 17, 35, 50, 75 и 100 % (продовольственные и инвестиционные товары не облагаются). В Бразилии существует налог с оборота в 17 % от стоимости товара. Однако пониженные ставки в 9 % и 12 % (на отечественные и импортные товары) установлены для некоторых районов страны. Налог на потребление в отдельных случаях может быть формой уравнительного налога[13]. Стандартизованный по всему миру многоступенчатый бутерброд - БигМак - на родине доллара стоит $3,41. В России - по курсу расчета - $2,03. Следовательно, применительно к основным продуктам потребления рубль недооценен на 41%. Наивысшая степень недооценки у китайского юаня: $1,45, то есть 58%. К Китаю плотно примыкают Малайзия ($1,60 - 53%), Египет ($1,68 - 51%), Индонезия ($1,76 - 48%), Таиланд ($1,80 - 47%), Украина ($1,86 - 46%). На другом полюсе - Исландия: $7,61 (переоценка местной кроны на 123%). Явно переоценены также норвежская крона ($6,88 - 102%), швейцарский франк ($5,20 - 53%). Да и евро (в среднем по странам еврозоны $4,17 - 22%) несколько завышен. Самая очевидная закономерность этого - традиционная нищета многих стран и столь же традиционный достаток других. Но нищета и богатство - категории не экономические. Игроки на валютных биржах руководствуются существенно более оцифрованными данными. Прежде всего - потоками товаров и услуг, стоящих за значками валют. Если взглянуть на эти потоки, индекс БигМака становится вполне очевиден. Самая недооцененная валюта - у страны, уже пару десятилетий исполняющей обязанности мастерской мира. Конвейерные производства переносятся в Китай потому, что там самая дешевая рабочая сила. Дешевая же она не в последнюю очередь потому, что все необходимое для ее существования тоже дешево - не только благодаря баснословно скромным потребностям среднего китайца, но и вследствие искусственно заниженного курса местной валюты. Малайзия, Индонезия, Украина тоже ориентируются в основном на экспорт своей продукции. Чтобы обеспечить ее конкурентоспособность, они - как и Китай - удешевляют свою валюту. Искусственное обесценивание валюты стало инструментом экспортной экспансии еще во времена Великой депрессии. Правда, ничего, кроме хаоса в финансах, он не принес: соотношения-то валют после краткого замешательства вернулись на прежний - додепрессивный - уровень. Сейчас сравнительно благополучные государства стараются без особой надобности не играть своими курсами. Поэтому страны послабее и могут опустить свои валюты ниже паритета, дабы стимулировать экспорт. Кстати, Соединенные Штаты Америки при демократах ориентированные на финансовый рынок, при республиканцах нацелены на материальный экспорт. Именно поэтому Буш всеми силами валит доллар. И чтобы опустить курс по отношению к нему, нужны героические усилия. Основной доход Швейцария сейчас получает от туризма. Туристы тратят деньги внутри страны; чем выше цены, тем больше страна зарабатывает. Тут выгоден завышенный курс. Норвегия экспортирует в основном энергию: электричество, нефть, газ. На западноевропейском рынке этот товар всегда востребован. Можно не беспокоиться о конкуренции и завышать курс своей валюты, чтобы в страну импортировали все, что в ней не производится. Россия тоже энергоэкспортер. Но рубль занижают, чтобы стимулировать экспорт в надежде, что благодаря этому она рано или поздно выйдет на советский уровень по количеству произведенного, а там и по качеству начнет соответствовать требованиям мирового рынка. Заниженный курс не только стимулирует экспорт. Он еще и снижает уровень жизни. В частности потому, что становится невыгоден импорт, а производить внутри страны вообще все, что ей нужно, не так уж хорошо: преимущества разделения труда проявляются на международном уровне ничуть не слабее, чем в пределах одного конвейера. Занижение курса валюты фактически равноценно налогу на всех граждан страны в интересах экспортеров. Более того, инфляция - самый несправедливый налог, ибо бьет прежде всего по беднейшим. Уж лучше прямой протекционизм - ограждение внутреннего рынка таможенными и нетарифными барьерами, благодаря которым, например, Япония (тоже крупнейший экспортер) ограничивается ценой БигМака в $2,29, заниженной всего на 33%. В США, например, в 1986 г. введен налог на потребление на нефть с целью дополнительного финансирования экологических программ. Его размер (11,7 цента за баррель) несколько превышал ставку налога на потребление отечественной нефти (8,2 цента), хотя это считается нарушением международных правил. По требованиям Канады, стран ЕС и Мексики правомочность дифференцированного подхода к поставщикам отечественных и импортных товаров в США была рассмотрена в ВТО/ГАТТ; в результате Конгресс США был вынужден принять закон, уравнявший ставку налога на потребление отечественных и импортируемых нефти и нефтепродуктов на уровне 9,7 цента на баррель. В Японии налог на потребление установлен в размере 3 % со всех импортных товаров. Во многих развивающихся странах существует дифференцированный налог на потребление (как и на продажу) в зависимости от товара. В Египте такой налог составляет в среднем 15-25 % (на текстиль, бытовую технику, электронику, автомобили, мебель, чай, кофе, молоко и др.). В Аргентине по большинству облагаемых товаров налог на потребление составляет 18 %; пониженная ставка установлена на продукты и лекарства (5-8 %), а повышенная – на предметы роскоши (25 %). Исключены из обложения таким налогом базисные продукты питания, нефтепродукты, химические и лесобумажные товары, горнодобывающее оборудование, автомобили. В Мексике общая ставка этого налога достигает 15 %, причем на продовольствие и лекарства – 6 %, а на предметы роскоши – 20 %. В Уругвае общая ставка налога на потребление составляет 20 %, а на продовольствие и лекарства – 12 % (машины и оборудование для ряда отраслей, табак, молоко, нефть – не облагаются). В Марокко общая ставка налога определена в 19 %, а верхняя и нижняя ставки – соответственно в 30 и 7 %. Акцизные сборы сравнительно широко распространены с целью обложения ряда импортируемых товаров. В частности, в ФРГ акцизный сбор на кофе увеличивает розничную цену этого товара на 70%, на сигареты – соответственно на 50%. В Финляндии такому сбору подлежат, например, табак и табачные изделия (от 20 до 48%), автомобили (127%). В Австрии существуют акцизные налоги на спиртные напитки (10%), игристые вина (24 шилл. За 1 литр), пиво (11-116 шилл. За 1 градус в гектолитре), на некоторые крахмалосодержащие продукты, бензин, табачные изделия (от 13 до 55% розничной цены). В Турции акцизный сбор составляет 50% на табак и алкогольные напитки, 10% – на безалкогольные напитки, 16% – на фруктовые соки и чай, 6% – на минеральное топливо, 60% – на рентгеновскую пленку. В Южной Корее существует налог в 200% на ликероводочные изделия. В Малайзии акцизный сбор составляет до 60% (напитки, табачные изделия, сахар, нефтепродукты, электротовары, автомобили, шины и т.д.), в Бангладеш – от 10 до 400% (орехи, кофе, чай, сахар, табак). В Уругвае – от 12 до 80% (алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, автомобили), в Аргентине – от 5 до 47% (в том числе на предметы косметики, фототовары, кондиционеры, телевизоры, аудио- и видеоаппаратуру, бензин, смазочные масла). Акцизный сбор в Нигерии (от 5 до 50%) налагается на некоторые продукты питания, текстильные товары, обувь, предметы домашнего обихода, металлоизделия, мебель и т.д. В Алжире взимается «налог на потребление» – по существу, акцизный налог – с алкогольных налитков и нефтепродуктов, причем ставка (в размере 25-100%) изменяется в течение года. В Алжире, кроме того, налагается аналогичный акцизному сбору так называемый «компенсационный налог» от 5% до 100% на импорт предметов роскоши, а также чая, изюма, орехов, яиц, предметов косметики, шелка, ковров. Подобного рода компенсационный сбор установлен также в Индии, причем он равен акцизному сбору на товары внутреннего производства. Развивающиеся страны широко прибегают к дополнительным протекционистским мерам в форме специальных импортных налогов и сборов, также взимаемых на границе. В частности, такой сбор существует в Марокко, там специальный импортный налог составляет 12,5 % таможенной стоимости товара, в Ливии – 10 %, в Колумбии – 13%; в Мексике установлена наценка на таможенную пошлину в размере 2,5 %. Дополнительный импортный налог (сбор) в размере 5 % существует в Уругвае, Нигерии (к стоимости всех товаров, кроме молока, сахара, соли), в Малайзии (к стоимости большинства товаров, кроме товаров первой необходимости – зерна, рыбы, соли, нефтепродуктов, печатной продукции, а также каучука), на Филиппинах (кроме товаров государственного импорта), а также в Пакистане (кроме лекарств, нефтепродуктов, печатной продукции). Сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза также многообразны, причем и по видам, и по ставкам, и по способу обложения. Например, в США этот сбор установлен в размере 0,17% стоимости товара, но с минимальным пределом в 21 долл. И максимальным – в 400 долл. В то же время в ряде развитых стран такие сборы взимается лишь при таможенном оформлении во внерабочее время или вне таможенных помещений, В Алжире общий сбор за таможенное оформление установлен в размере 1 % стоимости поставки, в Аргентине – соответственно 2 %, в Венесуэле, Мали – 5 % стоимости (нефть в Мали подлежит обложению сниженной ставкой в 3 %, а зерно, сахар и соль не облагаются). В Индонезии установлены специфические ставки сбора с импорта семян и продуктов растениеводства в пользу карантинной службы. В Турции взимается сбор за маркировку радиоприемников и телевизоров. Гербовый сбор в большинстве случаев не превышает 1% суммы сделки, хотя в некоторых странах (Ямайка, Марокко) он заметно больше или же включен в другие налоги. В частности, в Финляндии он составляет 1,0-1,6%. Стоимости товара, в Аргентине – 0,6%, в Шри-Ланке – 3%, в Турции – 4%. В Либерии гербовый сбор взимается только с импортируемых ликеро-водочных изделий и сигарет. В отдельных развивающихся странах от этого сбора освобождаются государственные закупки, а также импорт инвестиционных материалов для экспортных отраслей. Статистический сбор устанавливается для обеспечения статистического учета таможенными властями грузов, проходящих через границу. В большинстве случаев его ставка невысока. Однако, например, в Индонезии такой сбор взимается в размере 1% стоимости ввоза, в Того – 2% со стоимости большинства товаров (сырья и инвестиционных товаров – 1%), в ЮАР – 2 %, а в Аргентине 3 % со стоимости товаров, облагаемых пошлинами. В ряде стран при ввозе взимается местный муниципальный сбор. Он составляет небольшое отчисление, хотя в отдельных странах ощутим (в Пакистане – 1-3 % стоимости товаров, ввозимых через Карачи, в Иране – 6% стоимости товара, включая налоги). Иногда размер этого сбора устанавливается на базе взимаемой пошлины: 3% пошлины в Мексике применительно ко всем товарам, 5% – в Ливии, 15% – пошлины в Турции. Во многих развивающихся странах (в частности, в 60 странах Африки и Латинской Америки) таможенная служба взимает дополнительные сборы с импортеров, мотивируя это интересами улучшения обслуживания их в портах. В Уругвае, например, такой сбор составляет 2-6%. В Пакистане был установлен сбор в 3,5 рупии за тонну импорта любого товара, поступающего в порт Карачи. В Турции существует причальный сбор в размере 5%, в Ливане – 3,5% (кроме поставок из арабских стран, поступающих сухопутным путем). В Перу взимается фрахтовый налог в размере 20 % фрахтовых ставок. В Чили существует налог с воздушных перевозок в 3% к стоимости товара, – включая также начисленные пошлины и налоги. Сборы на развитие национального экспорта относятся к видам целевого налогообложения импортеров, применяемого главным образом в развивающихся странах. Такой сбор составляет, например, 0,5% стоимости облагаемого пошлинами импорта в Аргентине, 2,5% со стоимости большинства товаров в Мексике, 5% со стоимости импорта в Колумбии. Сюда же можно отнести сборы на реконструкцию порта (5% со стоимости товара в Нигерии, 3% со стоимости товара, доставленного морем в Бразилии), сбор на развитие торгового флота (12% фрахтовой ставки в Аргентине, исключая поставки ряда инвестиционных товаров; определенный процент фрахтовых расходов по морской перевозке импорта в Бразилии). В некоторых странах с импортеров взимается сбор в «фонд обороны», например, в Турции в виде специфических ставок при ввозе алкогольных напитков, табачных изделий и трехпроцентного сбора при ввозе нефтепродуктов. В Ираке существует аналогичный сбор в размере 15% суммы таможенных пошлин (без учета инвестиционных товаров). В Южной Корее «дополнительный оборонный налог» составляет 2,5% от стоимости импорта, облагаемого пошлинами. Известен также благотворительный сбор в Иране – 1,5 % и в Ливии –5 %, сбор в фонд развития культуры и туризма в Турции – 2% с импортируемых аудио- и видеокассет, сбор на восстановление районов, пострадавших от землетрясения в ЮАР – 5 %. Сравнительно небольшую подгруппу составляют сборы, уплачиваемые импортером во многих странах еще до пересечения товаром границы. Такие сборы обычно взимаются либо при получении лицензии (разрешения на ввоз), либо при регистрации сделки (когда это требуется), либо при оформлении консульской фактуры, удостоверяющей правильность цены товара и стоимости контракта (требуется в тех случаях, когда таможенная пошлина в импортирующей стране установлена в процентах от стоимости товара). Лицензионный сбор в большинстве случаев также невелик. В Швеции Национальная комиссия по торговле взимает его в размере 1% суммы сделки при импорте свыше 5 тыс. Шведских крон и 0,45% при закупках свыше 50 тыс. Шведских крон. В Финляндии этот сбор составляет от 60 до 1000 финских марок. В Мексике он находится на уровне 0,6%, в Пакистане и Бангладеш – 2%, в Чили – 3%, Замбии – 5% суммы лицензии. В некоторых странах лицензионный сбор на предметы роскоши устанавливается более высоким; в Гане, например, размер сбора на такие предметы достигает 20% суммы лицензии. В ряде стран существует особый сбор за предварительную регистрацию внешнеторговых сделок: в Колумбии он составляет 18 долл. (в национальной валюте), в Иране – 2%. В США регистрируются и оплачиваются заявки на сделки с отдельными товарами: например, сделки на закупку газа (взимается $50), диких животных ($125), оружия и боеприпасов (от $150 до $3 тыс.; при сроке на 5 лет – $10 тыс.). Консульский сбор в некоторых развивающихся странах составляет несколько процентов. В Аргентине он достигает 2% декларируемой стоимости поставки, в Колумбии – 3,15%, в Уругвае – 4% (товары, облагаемые низкой пошлиной, освобождаются от уплаты сбора), в Гаити – 2%, в Гондурасе – 8%. Вместе с тем в ряде стран некоторые налоги и сборы взимаются с импортных товаров после пересечения границы, точнее, при их реализации. Такое налогообложение в одних странах осуществляется в форме взимания регистрационных, дорожных (обычно с транспортных средств) и сертификационных сборов, а в других – в форме налога о прибыли. Наконец, существует практика полного или частичного объединения налогов на ввозимые товары в единый «консолидированный импортный налог». Такой практики придерживаются, например, Сирия (от 5 до 33%) и Уругвай (соответственно от 10 до 40%), Меры валютного и финансового характера применяются в основном в странах, где ощущается нехватка свободно конвертируемой валюты или увеличивается дефицит платежного баланса, т.е., главным образом, в менее развитых странах. Каждая вторая страна из группы развивающихся применяет ограничительные меры в связи с недостатком валюты для оплаты импорта. Чаще всего устанавливаются различные ограничения на расходование иностранной валюты: множественность валютных курсов и специальные налоги при операциях с иностранной валютой, а также требование о внесении импортного депозита, предварительной оплаты пошлин и т.д. При существующем во многих странах режиме валютных ограничений импортеры должны обращаться в правительственные или соответствующие банковские учреждения за разрешением на получение и расходование иностранных платежных средств. В этих условиях усиливается неопределенность в осуществимости уже заключенной торговой сделки вследствие избирательного подхода официальных властей к определенным коммерческим операциям, контрагентам и товарам. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от вида сделки, партнера или товара. Например, в Египте и Сирии по высокому официальному курсу валюта предоставляется только государственным организациям для закупок продовольствия, тогда как частные фирмы приобретают ее по низкому курсу. Примерно такой же порядок, но исходя из других критериев, существует в Мексике: высокий курс действует для импорта инвестиционных товаров и для закупок в целях развития, а «свободный» (низкий) курс – для всех других закупок, В Нигерии валюта для импорта приобретается на валютных аукционах по «плавающему» курсу. В ряде развивающихся стран взимается налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение[14]. В Бразилии, например, такой налог составляет 25% стоимости сделки (с дифференцированными ставками в 20, 15 и 10 % в зависимости от ввозимого товара или региона закупки), в Уругвае – 15 %. В Кении – 1 %. Импортный депозит – это беспроцентный денежный залог (в национальной или иностранной валюте), который импортер должен внести на свой банковский счет перед закупкой иностранного товара. Величина депозита, как правило, устанавливается в процентах от стоимости сделки. После совершения сделки внесенная сумма возвращается владельцу без начисления процентов. Они, как правило, вводятся в целях ограничения импорта и сокращения тем самым дефицита торгового баланса и представляют собой разновидность нетарифных барьеров на пути импорта (барьер финансового характера). Поскольку использование количественных ограничений в настоящее время сокращается в соответствии с требованиями ВТО, роль депозита как инструмента регулирования внешней торговли может возрасти[15]. Размеры залога составляют значительную часть стоимости подлежащего ввозу товара; иногда залог устанавливается в зависимости от ставки импортной пошлины на данный товар и других показателей. Срок залога обычно исчисляется несколькими месяцами. Банковский документ об уплате импортного депозита служит разрешением на пропуск груза через таможню. Уплата импортного депозита увеличивает издержки импортера, предоставляющего беспроцентный кредит банку, и соответственно ведет к удорожанию ввозимых товаров и ограничивает их закупки за рубежом – Кроме того, взимание депозита «вымывает» денежные средства из обращения и сокращает общий платежеспособный спрос на внутреннем рынке. Практика ряда стран дает представление о характере и многообразии национальных систем импортных депозитов. В частности, в Судане требуется внесение 100 % стоимости ввозимого товара в валюте при получении импортной лицензии. В Колумбии 95 % стоимости импортируемого товара вносится в местной валюте до обращения за лицензией на получение иностранной валюты. Импортный депозит в Сирии для частных фирм составляет 50 % стоимости ввозимого товара, а в Египте – 35 % (от внесения депозита освобождены закупки государственными организациями). В Нигерии такой депозит ограничивается 25 % размера пошлины на ввозимый товар. В Аргентине депозит вносится в объеме почти всей пошлины, но не менее 5 % стоимости то<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...