Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка собранной информации, интерпретация полученных данных

Далее собранные анкеты готовятся к обработке, которая, как правило, осуществляется с помощью компьютера. Дело в том, что сами по себе первичные социологические данные еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы. Стопка анкет, лежащая на столе социолога, еще не может помочь ему в работе. Для того, чтобы полученная информация начала активно выполнять свое предназначение, ей необходимо путем обработки придать соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Глубокое обобщение первичной социологической информации предполагает использование специальных статистических величин, таких как частотные распределения, среднее арифметическое, мода, медиана, различные коэффициенты корреляции (с их помощью выясняют уровень взаимодействия, тесноту связи характеристик изучаемого явления и тенденций их изменения), дисперсии (равномерность распределения признаков) и др. Используются также такие сложные методы обработки материала, как факторный, регрессионный, кластерный, логлинейный анализ.

Hа этапе анализа данных социолог вновь обращается к стадии концептуального оформления исследования. Гипотезы, выдвинутые до проведения полевого этапа, сформулированные в программе, должны быть подтверждены или опровергнуты с помощью социологических данных. Сама по себе числовая величина многозначна. Приведем пример. Среди студентов педагогического университета 10% считают профессию учителя (свою будущую профессию) хуже многих других. Как расценить этот факт? С одной стороны, десять из ста - это может быть вполне допустимая величина случайных людей в такой массовой профессии, как педагоги. С другой – это характеристика отношения к будущей специальности, и если эти 10% придут работать в школу с такой установкой, следует беспокоиться об эффективности педагогического воздействия. Интерпретация всегда определяется задачами исследования, установками рабочей группы. Итогом анализа и интерпретации являются различные документы: отчет, аналитическая справка, которые содержат информацию о проведенном исследовании, выводы, рекомендации. Наконец, научная публикация по результатам исследования – лучший вариант окончания исследования.

Логика социологического исследования заключается в преобразовании качественной информации в количественную, а затем снова в качественную, но на другом уровне. Hачиная исследование, социолог имеет теоретическую модель изучаемого процесса, явления. Это качественный уровень. В ходе интерпретации ключевое понятие исследования «дробится» на множество показателей, позволяющих эмпирически замерить объект исследования. Из вычислительного центра социолог получает табуляграммы, представляющие в табличном виде результаты статистических расчетов. Это количественная информация, которую нужно в процессе анализа преобразовать в качественную. Hо на последнем этапе качественная информация будет богаче, содержательнее, чем на первом. Это уже другой уровень осмысления социологического материала. Можно также проследить логику социологического исследования в обращении к разным уровням общественного сознания. У исследователей – это научный, теоретический уровень сознания, у респондентов – обыденный. Все вопросы должны быть сформулированы на уровне обыденного сознания, чтобы их смог воспринять респондент.

Завершая разговор о процедурно-методических и методологических проблемах работы социолога, еще раз обратим внимание на то, что критерием научности и профессионализма в проведении исследований служат надежность и представительность полученных разными методами данных.

Надежность (валидность) обеспечивается наличием программы, правильно выбранной стратегии и методикой исследования, профессионализмом научного коллектива (от руководителя до интервьюера и вводчика данных в компьютер), благоприятным стилем взаимоотношений между объектом и субъектами исследования. Репрезентивность гарантируется качеством выборки, а также адекватностью инструмента и методов целям и задачам исследования.

 


Вопросы для самоконтроля

1. В чем, по Вашему мнению, особенность социологического исследования, в отличие от других научных исследований?

2. Какой этап социологического исследования Вы считаете наиболее важным?

3. Hазовите, пожалуйста, социальные проблемы (на уровне страны, города, университета, факультета, школы, микрорайона ), требующие, на Ваш взгляд, социологического анализа, а значит, проведения социологического исследования. Выберите одну проблему и попытайтесь конкретно представить себе ее изучение. Какой метод сбора информации Вы избрали бы, каков должен быть тип выборки? Попробуйте выдвинуть гипотезу.

4. Ниже перечислены виды гипотез, выделяемые по разным основаниям. Как Вы понимаете каждый из названных видов? Приведите примеры. Итак, гипотезы бывают:

· по содержанию предположения - описательные, объяснительные и прогнозные;

· по отношению к центральным задачам - основные и неосновные;

· по степени научной обоснованности - первичные, вторичные и рабочие;

· по уровню анализа - теоретические, статистические и эмпирические.

5. Сможете ли Вы самостоятельно провести процедуру интерпретации понятий при подготовке социологического исследования? Какова цель этого этапа работы?

6. Как Вы думаете, с каких вопросов должна начинаться анкета – сложных или простых? Что лучше расположить в центре, что – в конце анкеты? Какие вопросы обязательны? Обоснуйте свое мнение, опираясь на рекомендованную литературу.

7. Определите выборочную и генеральную совокупность, тип выборки в следующем примере: в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга проживает 47,5 тыс. пенсионеров, в анкетном опросе приняли участие 258 чел., в течение недели обратившихся в управление социальной защиты населения района.

Литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

2. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Общ. ред. Ю.П. Адлера. М., 1976.

3. Горшков М.К. Шереги Ф.Э. Прикладная социология. М., 2003.

4. Давыдов А.А. Репрезентативность выборки//Социс. 1990. № 1.

5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. Гл. 1, 5, 6 - 8.

  1. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс. 1998. № 3.

7. Организационно-методические проблемы социологического опроса. М., 1986.

8. Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.

9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

  1. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  2. Шенгра Ф. Теория и смысл исследований// Социс. 1995. № 11.
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

 

 

Приложение

 


ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

«Социально-профессиональное

самочувствие учителя»1

(сокращенный вариант)

 

Методологическая часть

Проблема: Мы исходим из того, что социально – профессиональное самочувствие непосредственно влияет на результат профессиональной деятельности учителя (и любого другого профессионала в системе «человек – человек»). Успешное выполнение профессиональных функций в любой сфере деятельности обусловлено тем, как человек ощущает себя в своей профессии, причем здесь важны как материальные, так и нематериальные показатели.

Объект исследования: учителя общеобразовательных школ г. Екатеринбурга.

Предмет исследования: социально – профессиональное самочувствие учительства как профессиональной группы.

Цель исследования: диагностика социально-профессионального самочувствия (СПС) учителей.

Реализация цели исследования возможна при выполнении следующих задач:

Замерить уровень и определить качественные характеристики СПС учителя.

Выявить факторы, влияющие на СПС учителя.

Провести сравнительный анализ СПС учителей разных типов школ.

Предложить управленческим структурам рекомендации по оптимизации и улучшению социального самочувствия учителя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...