Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика социологического подхода к исследованию религии

Функции религии

Типы религиозных организаций

Религиозность. Формы религиозного сознания

Основные тенденции изменения религии и религиозного сознания в современном обществе

 


Специфика социологического подхода к исследованию религии.

Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая их которых рассматривает ее под своим углом зрения, использует специфические методы. Так, философию религия интересует как форма общественного сознания, как специфическое концептуальное видение мира, как способ его познания. Философия занимается изучением таких гносеологических проблем, как специфика религиозного отражения действительности и его адекватность. История и другие исторические науки (археология, этнография) исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях, на тех или иных этапах развития общества, в различных странах и регионах мира. Культурология и искусствоведение рассматривают религию (ритуалы, утварь, иконы, тексты и др.) как важную составляющую мировой и национальной культур, духовного наследия человечества.

В то же время существует целый ряд вопросов, на которые невозможно ответить в рамках рассмотренных подходов: почему одни религиозные группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом социальные институты; почему в кризисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение к религиозным институтам и вере как таковой; каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их позиции и ценности, семейную, трудовую и другие виды жизнедеятельности. Ответ на эти и подобные им вопросы предполагает рассмотрение религии в контексте ее взаимодействия с другими социальными явлениями и процессами

Именно такой подход и был избран классиками социологии религии – Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Дюркгейм заложил основу функционального изучения религии как одного из видов «коллективных представлений», воплощенных в системе верований и ритуалов. Главное ее назначение - интеграция и сплочение общества, установление связи между индивидом и социумом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований. В частности, он пытался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества и интересов различных социальных групп с религиозным сознанием.

Таким образом, специфика социологического подхода к изучению религии заключается в том, что ее предметом является не религия сама по себе во всем многообразии её содержательных и исторических форм, а роль и место этого феномена в жизнедеятельности общества. Социологи рассматривают религию как социальное явление (социальный факт), как одну из подсистем общества, им порожденную и оказывающую влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях – от индивидуального, межличностного до глобального, в масштабах всего человечества.

Предметная область социологии религии включает в себя следующие феномены: религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты, их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов:

· макроуровень: предметом исследования является религия как социальный институт, причины его возникновения и стадии развития, место и роль в обществе, социальные функции, типы религиозных организаций, внутренняя структура религии и взаимосвязь составляющих ее элементов, проблемы функционирования религии в современном обществе, механизмы ее адаптации к социальным изменениям и перспективы ее развития.

· микроуровень: предметом исследования становятся религиозность отдельных личностей, различных социально-демографический групп, нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования (воспроизводства) религиозности в обществе.

 

Функции религии.

В советской антирелигиозной пропаганде очень часто проводилась мысль о том, что религия - это феномен, который возник на заре человеческой цивилизации из-за недостатка научных знаний, необходимых для объяснения природных явлений. Следовательно, развитие научного знания неизбежно приведет к разоблачению «суеверий» и исчезновению религии как таковой. Однако этот прогноз не только не подтвердился, но мы являемся свидетелями так называемого «религиозного ренессанса» в современном обществе, который свидетельствует о том, что нет прямой зависимости между уровнем развития научного знания и религиозностью населения. Религиозный ренессанс свидетельствует о существовании у религии ряда функций, которые остаются востребованными в современном обществе. Рассмотрим наиболее важные из этих функций.

1. Мировоззренческая функция: любая религия дает человеку ответ на вопросы о смысле жизни, организует систему мировоззрения, определяет понимание мира, его устройства, связи между окружающей природой, человеком и сверхестественными силами (например, буддисты верят, что души на пути к совершенству проходят через многочисленные воплощения, поэтому в буддистской системе мироздания жук не менее важен, чем человек; напротив, христианство ставит человека над сотворенным миром, ибо только он сотворен «по образу и подобию божьему»).

2. Компенсаторная функция: религия помогает человеку примириться с неизбежным (смертью), даруя утешение и надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни (болезни, бедность, социальное неравенство). Религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида (природные катаклизмы, войны). Другими словами, религия помогает компенсировать депривацию (состояние, возникающее в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическом или политическом плане), а состояние депривации, в свою очередь, порождает новые религиозные группы и стимулирует их развитие.

3. Интегрирующая функция: заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

4. Социально-дифференцирующая: принадлежность к той или иной религии, конфессиональной группе не только объединяет людей, но и отличает их от других групп верующих, т. е. становится одним из факторов стратификации общества.

5. Социально- регламентирующая функция: любое религиозное учение содержит не только правила и нормы, касающиеся религиозной практики, но и нормы, регулирующие повседневную жизнь людей: так из Десяти заповедей только 4 касаются отношений человека и Бога, остальные шесть содержат наставления для повседневной жизни и общения людей: «не убий», «не укради» и т.д. Наиболее ярко наличие у религии этой функции продемонстрировал М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»: ему удалось доказать наличие связи между религиозными нормами и экономическим поведением человека. Он убедительно показал, каким образом идеология протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской деятельности представителей именно этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, бережливость, культ труда В этой связи напрашивается сравнение со старообрядческой ветвью православия: по данным А.П. Шихирева, 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца XIX - начала XX вв.

6. Охранительная функция (функция сакрализации): эта функция связана с освящением существующего социального порядка, сопротивлением изменениям. Эту функцию, как правило, выполняют те религиозные организации, которые тесно связаны с государством и заинтересованы в его стабильности: церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям. Примером реализации этой функции могут служить отношения между церковью и монархией в дореволюционной России: царя называли «помазанник Божий», подчеркивая тем самым, что источник его власти находится вне суетного мира и поэтому требует беспрекословного подчинения от его подданных, которые в большинстве своем являлись верующими людьми.

7. Социально-критическая функция: в каждой религии заложен очень мощный нравственный ценз, который обусловливает наличие критического потенциала у религиозных организаций. Наиболее ярко этот потенциал проявляется у религиозных организаций, не укорененных в системе властных отношений.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия выступает одной из форм самоорганизации общества и поэтому сохраняет свою значимость и в современном обществе.

 

Типы религиозных организаций.

В социологической литературе выделяются три основных типа религиозных организаций, которые можно рассматривать и как этапы развития религиозной организации: секта, деноминация, универсальная церковь.

Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э. Трёльча, секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Как правило, сектантское движение служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует своих членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и поэтому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой. Секта- это религиозная группа, структурированная в организацию, относительно немногочисленная (но иногда и массовая), занимающая либо индифферентную, либо агрессивно враждебную позицию по отношению к миру в целом, обществу и государству. В сектах, как правило, сильны настроения избранничества, стремление к нравственному совершенству, в них, в отличие от церкви, подчеркивается равенство всех членов, институт священства не играет такой роли, как в церкви, либо просто отсутствует. Характерными особенностями религиозного сектантства являются: 1) претензия на исключительность вероучения; 2) стремление к максимальной изоляции своих членов от окружающего мира, полное отвержение мирских ценностей и связей. От адептов (приверженцев) требуют разорвать все связи с внешним миром (в том числе и родственные) и полностью посвятить себя и свою жизнь служению; 3) отказ от многих сторон общественной жизни; 4) формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим; 5) соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты; 6) руководители религиозных сект, как правило, претендуют на роль «небесных избранников» - «гуру», «мессия», «живой бог» и т.п.

Деноминация- это религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Существует два основных пути их возникновения: многие деноминации начинали свое существование как секты, возникая вокруг новых религиозных учений, некоторые явились следствием раскола в рамках традиционных религий. В отличие от сект, которые, как правило, стоят в оппозиции к государству и господствующей идеологии, деноминациям присуща тенденция к компромиссу со светской властью. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, а также деления на священство и мирян. В отличие от универсальных церквей, деноминация не так многочисленна, поскольку обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками. В современном обществе наблюдается рост религиозных организаций именно этого типа. Исследователи считают это следствием распространения идей религиозного плюрализма как наиболее адекватных потребностям людей в современном сложно структурированном обществе. Видимо поэтому наибольшее развитие деноминации получили в США - «стране индивидуалистов», где их сейчас насчитывают более двухсот.

Универсальная церковь – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, являющаяся интегральной частью существующего социального прядка.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...