Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность лидерства как социокультурного феномена

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывали значительное влияние на направление развития мировой истории, тщательное и целенаправленное их изучение началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследованиях произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидера.

Заметный вклад в разработку проблем лидерства внесла социальная психология. В западной социально-психологической литературе понятие лидерства и различные его концепции возникли изначально на базе эмпирических исследований. В социальной психологии существует несколько теорий лидерства, основные идеи которых активно воспринимаются и развиваются в теории и практике управления, в политологии, социологии.

Теория черт и ее разновидности возникла в начале XX в. под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который пытался объяснить лидерство на основе наследственности. Основной идеей такого подхода было убеждение в том, что лидер обладает каким-то уникальным набором достаточно устойчивых и не меняющихся со временем качеств, передающихся зачастую по наследству и отличающих его от последователей. Сторонники данной теории (Э. Богардус, К. Бэрд, Ф. Гальтон) уделяют особое внимание личным качествам лидера, пытаясь найти общие, универсальные черты, свойственные как лидерам студенческих групп, так и лидерам политических партий.

Теория лидерских качеств имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам (таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания различий качеств лидера в зависимости от ситуации) не удалось установить тесную связь между выделенными личностными чертами и лидерством.

В рассмотренной выше теории лидерство определяется статически, позиционно. Поэтому представляют несомненный интерес те направления, в которых делается попытка анализа лидерства как процесса. В начале 1950-х гг. Р. Бейлз, Т. Ньюком, Ф. Фидлер, А. Харс рассматривали лидерство как результат сложного влияния различных факторов (места, времени и пр.) при вхождении лидера в разные ситуации. В различных ситуациях социальной жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других хотя бы в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Важным отличием от теории врожденных качеств было то, что ситуационная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, и в случае заинтересованности организации в лидерах появлялась возможность формировать их точно так же, как и руководителей.

В 1960-70-х гг. в США появились новые концепции, учитывающие влияние на лидерство целого ряда факторов. Эти теории представлены в научной литературе под разными названиями – синтетические теории лидерства, реляционные теории. Г. Герт, Р. Кэттел, С. Милз, Р. Стогдилл, К. Шатл считали, что лидерство – это результат взаимодействия между лидером и последователями. Причем взаимодействие может «запускаться» как лидером, так и его последователями. Влияние лидера следует рассматривать в двух направлениях: на последователей и на ситуацию, в которой происходит взаимодействие. Ситуация в значительной степени влияет на отношения между лидером и последователями, и лидер может, оперируя компонентами ситуации, оказывать воздействие на взаимоотношения с последователями. Таким образом, при рассмотрении процесса лидерства необходимо учитывать четыре фактора: черты и мотивы лидера как личности; установки, потребности последователей, их образ лидера и мотивы следования за ним; социально-психологические параметры группы (межличностные отношения и др.); институциональный контекст, то есть те официальные и правовые параметры, в которые лидер и его последователи вовлечены. Синтетический подход наиболее полно раскрывает проблему лидерства, позволяя избавиться от недостатков предшествующих теорий.

Длительные исследования проблемы лидерства в социологии и смежных с ней науках еще раз подтвердили жизнеспособность «принципа дополнительности» (Н. Бор), исключающего абсолютизацию какой-либо одной точки зрения на предмет изучения. Складывается впечатление, что исследователи стремятся не упустить из виду то множество путей, которыми следовало бы идти при анализе феномена лидерства. И действительно, фокусируя внимание на личности, не следует забывать о роли социальной среды; при изучении характерных черт лидеров нельзя упускать из виду проблемы, связанные с их целями и результатами; занимаясь проблемами поведения, нельзя терять интереса к институциональным структурам, в которые «вставлены» лидерские роли. Тем не менее, дефиниция лидерства необходима, чтобы как можно точнее обозначить его границы.

Для анализа сущности лидерства целесообразно перейти от рассмотрения социальной роли и природы данного феномена к определению соотношения объема, содержания понятия лидерства с понятием руководства, выявить их общие черты и особенные, характерные только для лидерства.

Руководство – особые отношения между людьми в организации в форме взаимодействия между статусами, уровнями административной структуры, имеющие под собой правовые основания и проявляющиеся в виде односторонней зависимости одного человека от другого, либо как функциональная связь «организация-исполнение».

Напротив, лидерство – в некоторой степени поведенческое (behavioural) понятие, поскольку лидер оказывает влияние на функционирование и развитие группы, организации независимо от того, является ли он ее формальным руководителем. Лидерство представляет собой один из механизмов регулирования межличностных отношенийи отличается от понятия «руководство» тем, что:

- влияние складывается преимущественно спонтанно, самопроизвольно; лидерство зависит от изменения социальных настроений, а руководство функционирует в результате целенаправленной деятельности целой системы социальных организаций и институтов;

- влияние имеет неформальный характер, неинституционализированную форму;

- влияние в отношениях лидерства не имеет определенной системы санкций, поддерживается неофициальными средствами контроля, продолжения влияния, тогда как руководство поддерживается наличием власти, властными механизмами регулирования отношений (право, насилие, традиции и пр.);

- лидерство выражается отношением "влияния-следования" и поддерживается механизмом авторитета, в отличие от отношений руководства, более близких к содержательной паре "господство-подчинение».

Следует различать природу лидерства как внутреннего процесса управления социальной организацией (вектор движения снизу; система сама реагирует на потребность в управляющем воздействии) и руководства как фактора внешней, официальной структуры организации (управленческое воздействие извне).

Упомянутые разграничения очевидны и значимы, сложность разделения категорий руководства и лидерства состоит в том, что они, как формы социального управления, возникают на основе общей потребности в упорядочении совместной жизнедеятельности и социальных отношений, и в каждом конкретном случае их функции и содержание деятельности тесно взаимосвязаны. Это проявляется уже в том, что по мере становления и развития новой функции управления – инновационной – руководителям, и не только занимающим высшие позиции в организационной структуре, требуются навыки лидерства. Руководство и лидерство взаимосвязаны как формальная и неформальная структуры.

Между руководством и лидерством как социокультурными феноменами есть много общего, поскольку оба: являются средством координации, организации отношений членов социальных групп, средством управления ими; реализуют процессы социального влияния в группе; имманентно содержат субординацию отношений.

Определяя феномен лидерства, исследователи выражают его через связь с такими понятиями, как «власть», «авторитет». Лидерство, подчеркивает Ж. Блондель, по сути и по форме есть феномен власти. Он рассматривает лидерство как способ ее организации, основанный на умении сплотить граждан в совместной деятельности. Власть часто используют как синоним термина «авторитет», рассматривая авторитет как один из источников власти, а власть как форму реализации авторитета. Однако авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя, характеризует отношения руководства, в основе которых лежит принцип «доминирование – подчинение», но не лидерства.

В самом общем виде авторитет – это добровольное подчинение личности, которое базируется на внутренней мотивации, признательности, побуждении и привязанности. Авторитет выражает особого рода социальные отношения между людьми и их общностями, которые основаны на глубоком доверии к качествам и достоинствам его носителя.

Таким образом, лидерство – это процесс межсубъектного взаимодействия, когда индивид или часть общности выполняет роль лидера, то есть интегрирует, направляет, координирует, активизирует последователей, которые ожидают, принимают и поддерживают его действия; это процесс внутренней саморегуляции и самоуправления в социальной общности, организации, обусловленный индивидуальной инициативой ее участников.

Определение лидерства как процесса позволяет сделать некоторые выводы:

· между тем, кто является лидером, и теми, кто являются его последователями, существует взаимозависимость;

· не только лидер, но и последователи являются активными участниками управленческого взаимодействия, то есть обладают определенной свободой действий;

· лидерство – это потенциал, имеющийся у социальной организации, который позволяет ей эффективно использовать ресурсы для достижения поставленной цели.

Поскольку лидерство предполагает наличие последователей, а не подчиненных, отношения «руководитель – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователи» или «ведущий – ведомые». Последователи (или ведомые) - различные социальные общности, принимающие и поддерживающие лидерство конкретного человека или группы людей. При этом последователи как социальная общность характеризуются относительной целостностью, единством целей и задач деятельности. Лидерство, как правило, предполагает продолжительное, а не просто случайное использование влияния.

Различные концептуальные подходы к проблеме лидерства позволяют выделить ряд функций, которые выполняет лидерство как социокультурное явление:

конструктивная – планирование, контроль и оценка действий, структурирование, координация последователей как социальной общности;

интегративная – аккумулирование всех видов ресурсов для достижения запланированного результата, вовлечения последователей в конкретную реализацию действий (лидер вдохновляет, увлекает за собой последователей);

инновационная – выявление необходимости изменений, определение общего направления действий как внутри, так и вне группы, организации, содействие освоению новых стилей и моделей поведения последователями (лидер предчувствует потребности последователей и необходимость перемен);

интенсифицирующая – ускорение процесса перемен, активизация последователей, инициирование, побуждение к изменениям, развитию и самореализации последователей;

социализирующая – предоставление оптимальных возможностей для самореализации, самоопределения в обществе представителей различных социальных групп;

коммуникативная – создание оптимальных условий для социальных взаимодействий между людьми.

Разнообразие проявлений лидерства определяет потребность его типологизации. Основания для типологий могут быть самыми разными.

Одна из первых типологий лидерства была предложена немецким социологом М. Вебером, в ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность отдавать приказы и вызывать повиновение, Вебер различал: традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; рационально-легальное (или бюрократическое) лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность; харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. Типология, предложенная М. Вебером, до сегодняшнего дня активно используется политологами при анализе социальных процессов, феномена политического лидерства.

В зависимости от содержания деятельности выделяются лидер-организатор, лидер-инициатор, эмоциональный лидер.

В зависимости от «масштабности» лидерства различают лидеров общенациональных, лидеров тех или иных социальных групп (политических партий, общественных движений) и лидеров определенных микрогрупп.

В зависимости от статуса в группе лидер может быть формальным и неформальным.

В качестве одного из оснований типологии могут быть выбраны стили лидерства. Для эффективного функционирования организации важно не только то, что представляет собой лидер как личность, но и то, как он проявляет свои качества во взаимодействии со своими последователями в различных условиях. Поэтому исследователями лидерства (например, К. Левиным, Д.Е. Митчеллом, Ш. Такером) было предложено несколько подходов к описанию поведения лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства, как стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия лидера с последователями, формирующиеся под влиянием объективных и субъективных условий лидерства, а также индивидуально-психологических особенностей личности лидера.

Одним из первых описание стилей лидерства дал К.Левин, выделив три основных. Авторитарный стиль характеризуется жесткими способами управления, пресечением инициативы подчиненных, отказом от обсуждения принимаемых решений. Роль группы сводится только к обеспечению лидера необходимой ему информацией. Демократический отмечен коллегиальностью, поощрением инициативы. Лидер исследует проблему совместно с группой. Вместе они выбирают варианты решений, оценивают их, пытаются достичь консенсуса и прийти к единому решению. Либеральный знает много вариаций «нежесткого» руководства от либерального, ослабленного до анархического. Лидер исследует проблему вместе с группой, собирая идеи и предложения, затем принимает решение, которое может отражать, но может и не отражать мнение группы последователей.

Эффективность того или иного стиля лидерства зависит от различных условий, среди которых выделяются:

социальные, детерминированные уровнем развития экономического и политического строя общества, его материальной и духовной культурой;

отраслевые, когда в каждой сфере деятельности компоненты ситуации – возможность программирования деятельности, цена нарушения инструкции и фактор времени – сочетаются определенным образом. Если люди заняты простым трудом, поддающимся четкому программированию, стиль лидерства может быть авторитарным. Там, где коллектив выполняет сложную творческую работу, которую нельзя регулировать с помощью норм и инструкций (например, в научной лаборатории), нужен демократический стиль;

специфические, определяемые личностными особенностями членов руководимого коллектива. В любом случае лидеру важно уметь опереться на сильные стороны своей личности и на их основе выработать стиль деятельности, позволяющий эффективно выполнять основные функции управления.

 

3. Лидерство в образовании

Лидерство осуществляется в определенной сфере деятельности и в конкретной социальной организации, поэтому можно говорить о том, что существуют разные профессиональные области лидерства, имеющие свою специфику (спорт, политика, бизнес, наука, образование). В каждой сфере деятельности складываются различные профессиональные ситуации, предъявляются разные требования к личным и профессиональным качествам потенциальных лидеров. Особую важность лидерство представляет для сферы образования, где возможности повышения эффективности функционирования и развития ограничены, поскольку результат деятельности не объективирован в конкретном продукте, прибыли, а представляет собой определенное субъективное качество, состояние человека.

Природа и специфика образовательного лидерства может быть рассмотрена в контексте сложившихся представлений о сущности образования и воспитания, их целях и средствах, месте обучающего и обучаемого в образовательном процессе.

Неоднозначность, нелинейность развития образования как системного объекта создают условия для проявления социальных инициатив, формирования и выдвижения лидеров. Важнейшим направлением новой педагогики должно быть инициирование собственных линий в развитии обучаемого, вытекающих из его природы, соответствие тенденций педагогической деятельности и тенденций его самоорганизующей и самосозидающей деятельности. Лидеры выстраивают образовательный процесс так, чтобы предоставить обучаемым, опираясь на их интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебном поведении и учебной деятельности, активизировать интеллектуальный потенциал обучаемых и помочь в формировании индивидуальных лидерских стратегий.

Педагогическая задача сохранения и развития активности обучаемого в учебе может решаться только на принципе автономии процесса самоутверждения обучаемого как личности, поддерживаемого механизмами саморегуляции. Наиболее эффективным механизмом саморегуляции и способом взаимодействия выступает механизм лидерства.

Лидерство как социальный механизм, обеспечивает не только упорядочение и регулирование деятельности образовательной системы, но, прежде всего, способствует более эффективному и успешному её функционированию.

Учитывая специфику образовательной деятельности, особенности современной ситуации в образовании, а также производность категории «образовательное лидерство» от более общей категории «лидерство», определим образовательное лидерство как механизм повышения эффективности деятельности в сфере образования, предполагающий личностно-профессиональную субъектность сторон, которые вступают во взаимодействие по поводу образовательной деятельности.

Соответственно, лидеры в образовании - наиболее продвинутые в личностном и профессиональном отношениях работники сферы образования, способные осуществить «прорыв» вперед как на уровне собственной личности, так и на уровне образовательного учреждения в целом.

В понимании лидерства в образовании можно выделить два подхода:

1) лидерство как высокий уровень профессионализма педагога, как профессиональная позиция педагога; лидер - самостоятельно действующий субъект педагогического процесса, имеющий свое видение этого процесса, свою технологию и стиль обучения; его пространство - содержание и формы образования, стратегия и стиль поведения в учебном коллективе.

Потребности человека не замыкаются на его профессиональной деятельности. В зависимости от опыта, ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребности самовыражения и через них в необходимость лидерства в определенной сфере;

2) лидерство как руководство образованием, как управленческая позиция; лидер - представитель власти в образовании с соответствующими функциями и качествами; поле его деятельности - система образования и ее структуры.

Важным условием эффективности любой организации является лидирование руководителя в ведущем типе деятельности. Лидерство как бы дополняет собой руководство, повышая тем самым эффективность функционирования организации, производительность труда, минимизируя социальные конфликты. Исследователи лидерства эмпирическим путем определили, что возможности административного воздействия ограничены и составляют 50-60% возможной власти. Так, например, У.И. Деминг, ведущий адвокат компании «Профессионализм в управлении», высказывается еще более однозначно: 85-90% проблем любой организации связаны с отсутствием лидерства.

Лидерами в каждой из двух обозначенных позиций могут становиться как руководители в сфере образования, так и педагоги. Новое понимание педагогической деятельности, ее содержания, форм, методов является не только важной предпосылкой лидерства в образовании, но и задает его специфику. Отличительные черты образовательного лидерства состоят в следующем:

1) лидер и последователи, в отличие от более изученной политической формы лидерства, имеют непосредственные контакты между собой;

2) педагогическая деятельность предполагает полифункциональность своего субъекта (виды профессиональной деятельности: воспитательная, преподавательская, научно-методическая); поэтому образовательное лидерство – многоролевое;

3) лидерство индивидуально, тогда как в сфере политики, экономики оно отличается достаточно высоким корпоративным характером, так называемое групповое лидерство;

4) лидерскими чертами и навыками необходимо обладать не только руководителям образовательных организаций, но и иным субъектам образовательного процесса;

5) образовательное лидерство состоит не столько в действиях, направленных на утверждение собственной позиции в социальной общности, но, прежде всего, на развитие лидерских способностей и реализацию лидерских потенций у своих последователей.

Осуществление лидерства предполагает наличие у субъектов в организации, малой группе лидерского потенциала, т.е. наличие у субъекта способностей, качеств, необходимых знаний, умений и навыков для выполнения лидерской роли в образовательной организации.

Наличие у педагога комплекса профессионально-значимых и личностных качеств позволяет сделать вывод о его лидерском потенциале. Изучение лидерского потенциала предполагает рассмотрение этапов его развития: формирование – развитие – реализация.

Отсутствие лидерского потенциала у человека характеризуется тем, что он не ориентирован на лидерские формы поведения, его не привлекает статус лидера, у него отсутствует сформированный блок лидерских качеств, необходимых при современной ситуации в образовании, а также ему свойственен низкий уровень активности (субъектности) в профессиональной деятельности. Формирование (зарождение) лидерского потенциала связано с тем, что у человека формируется определенный образ лидера и лидерства в целом, он осознает свои индивидуально-психические особенности, свойства, способности и возможности, необходимые для выполнения лидерской роли, у него проявляется необходимый блок лидерских качеств. Развитие лидерского потенциала сопровождается формированием установки на лидерскую позицию в совместной жизнедеятельности; происходит оценка своей лидерской роли в эмоционально окрашенной форме (привлекает – не привлекает, нравится – не нравится). Реализация лидерского потенциала предполагает овладение лидерской ролью, практику лидерского поведения. Схематично процесс формирования и развития лидерского потенциала можно представить так:


 

                   
 
Формирование
 
Лидерские качества  
   
 
   
 
 
     
 
 
Развитие
 
Установка на лидерство
   
 
   
 
 
     
 
 
Реализация
 
Лидерское поведение
   
 
   
 

 

 

В приведенной схеме стадии логически следуют одна за другой. Это – идеальная модель развития лидерского потенциала. На самом же деле на любой из стадий может случиться остановка, когда условия социальной среды перестают стимулировать дальнейшую актуализацию лидерского потенциала человека. Поэтому на практике важна взаимосвязь объективных (социальная среда) и субъективных факторов (возраст, личные качества, личные жизненные обстоятельства) на каждом этапе становления лидера.

Лидерство невозможно выделить из той социальной среды, в которой оно осуществляется. Среда ставит лидера в некие условия, предоставляет ему возможности или, напротив, ограничивает их. Лидер преобразует окружающую его среду, он организует предметные и социальные факторы так, чтобы они служили предпосылками его действий, занятий или хотя бы им не препятствовали. Одновременно он упорядочивает свое собственное поведение в соответствии с факторами среды, адаптирует к ним свои действия.

Специфическим этапом в процессе становления лидера является период студенчества, во время которого происходит овладение основами будущей профессии, а также накопление и дальнейшее развитие профессионально-значимых и личностных качеств для лидерской деятельности.

Поэтому возможен еще один срез лидерства в образовании – обучение лидеров, подготовка личностей, ориентированных на получение «работающих» фундаментальных знаний, которые могут быть востребованы со стороны общества и способствуют продуктивной лидерской самореализации в профессиональной деятельности и в различных видах межличностных отношений.

Показатели данного вида лидерства: творческая активность, увлеченность, проявляющаяся в учебно-познавательной деятельности; наличие интереса к учебе, стремление к успеху в ней; высокая оценка собственных профессиональных знаний и умений; готовность к инновациям и новому жизненному опыту. Следует отметить, что черты лидерства у педагогов и обучаемых во многом совпадают. Это обусловлено особенностями сферы образования, где субъектностью обладают обе стороны взаимодействия.

Важной проблемой студенческого лидерства является проблема выдвижения личности в лидерскую позицию. Указанный процесс предполагает активность личности, её реализацию в форме творчества, познавательной, интеллектуальной, организаторской деятельности.

Лидерская позиция в группе как никакая другая позволяет студенту актуализировать свои способности, потенции. Степень активности определяется не только природно-биологическими задатками (высоким энергетическим потенциалом, экстравертным типом темперамента) студента, но и вузовской средой (организационной культурой, творческой атмосферой, информационными условиями, уровенем конфликтности, общим морально-эстетическим климатом).

Сформировавшаяся в обществе потребность в лидерах ставит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании качеств и навыков лидерства не только практически у всех руководителей в сфере образования, но и у педагогов. Потребность общества в новой генерации лидеров может быть удовлетворена через разработку и реализацию специальной программы подготовки лидеров, где особый акцент сделан на стимулирование тех технологий и методик обучения, в которых через предметное обучение реализуются более общие принципы развития и воспитания деятельной личности.


Вопросы для самоконтроля

 

  1. Прокомментируйте утверждение: лидерство – это универсальная потребность любой сложно организованной системы. Почему необходимо рассматривать лидерство не только как механизм саморегуляции, но и как фактор самоуправления социальной системы?
  2. Чем отличаются отношения в системе «лидер – последователи» от отношений в системе «руководитель – подчиненные»? Назовите общие и отличительные черты лидерства и руководства.
  3. Назовите несколько качеств личности, которые, на ваш взгляд, необходимы лидеру. Будут ли они равноценны в различных ситуациях, в разных типах социальных организаций (научной лаборатории, образовательном учреждении, промышленном предприятии)?
  4. Приведите пример проявления лидерства в образовании. Какие качества позволили педагогу занять лидирующую позицию? Определите используемый им стиль лидерства.
  5. Как может быть удовлетворена потребность общества и системы образования в новой генерации лидеров? Сформулируйте основные цели, содержательные блоки программы подготовки лидеров в образовании.

 

Литература

1. Адаир Дж. Эффективное лидерство. М.: ЭКСМО. 2003.

2. Андрюхина Л.М. Проблема стиля в психологии и педагогике. Философский анализ. Екатеринбург., 1992.

3. Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Стратегия принятия самостоятельных решений. СПб., 1995.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики. 2002.

5. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону., 1996.

6. Карлов Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996.

7. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна., 1997.

8. Максвелл Дж. Воспитай в себе лидера. М., 2002.

9. Матвеева Н.А. О соотношении инерционности и субъектности в образовании // Социс. 2002. № 3.

10. Менегетти А. Психология лидера. Пермь: «Хортон Лимитед». 1995.

11. Пищулин Н.П., Федорова М.Ю. Социология лидерства: Научные труды. М., 1997.

12. Практическое руководство для лидеров 21 века. Алма-Ата., 1996.

13. Психология и психоанализ власти. Т.1,2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ». 1999.

14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.,1997.

15. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера. М., 2002.

16. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: ИНФРА-М. 2000.

17. Шейнов В.П. Психология власти. М., 2003.

18. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб., 2003.

19. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М.: ТЕИС. 2002.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...