Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль, как источник формирования финансовых ресурсов. Виды прибыли, формирование и распределение прибыли

 

Прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности. Это универсальный показатель, отражающий эффективность производства, объем и качество выпущенной продукции, производительность труда, уровень затрат. Является источником финансирования научно-технического и социально-экономического развития предприятия, увеличения фонда оплаты труда, а также формирования бюджетных ресурсов, благотворительных фондов и т.д.

С экономической точки зрения на уровне предприятия различают следующие виды прибыли:

прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов (А) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (Сб):

.

Пути увеличения прибыли сводятся к увеличению выпуска продукции и расширению рынка продаж, улучшению ее качества, повышению конкурентоспособности продукции; снижению себестоимости продукции за счет рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы, рабочего времени.

валовая (балансовая) прибыль–сумма прибыли от реализации продукции (ПРП), основных фондов и другого имущества предприятия (ПРФ), доходов от внереализационных операций (ДВН), уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (РВН):

.

В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы, полученные в виде санкций и возмещения убытков, а также другие доходы от операций, не связанных с производством продукции и ее реализацией.

налогооблагаемая прибыль есть вспомогательная расчетная величина для исчисления налога на прибыль с учетом льгот по налогу. При отсутствии льгот по налогу налогооблагаемая прибыль равна балансовой;

чистая прибыль образуется после уменьшения балансовой прибыли на величину налога на прибыль и других обязательных платежей (например, проценты за кредит сверх учетной ставки Центрального банка, за превышение лимита пользования водой, за превышение норм вредных выбросов и загрязнения окружающей среды и т. д.). Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия;

нераспределенная прибыль есть чистая прибыль, уменьшенная на суммы дивидендов, создание фондов накопления и потребления, резервного фонда предприятия. Нераспределенная прибыль есть переходящая на следующий отчетный период величина.

Фонд накопления представляет собой источник средств для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств. Фонд потребления предназначен для социального развития и материального поощрения коллектива предприятия. Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и расчетов с кредиторами.

Планирование прибыли предприятия опирается на данные о перспективах роста основных производственных показателей. В первую очередь это выручка от реализации продукции, зависящая от прогнозируемых объемов продаж в натуральном выражении и от перспективных цен реализации. Кроме того оцениваются резервы снижения себестоимости продукции, результаты от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, платежи в бюджет от прибыли.

 

Показатели рентабельности

Любой вид прибыли выражается в абсолютной сумме, но на их основе рассчитывается множество относительных показателей:

рентабельность производства (R пр-ва). Показывает, насколько эффективно используется имущество предприятия. Определяется в процентах отношением годовой прибыли П (балансовой или чистой) к среднегодовой стоимости основных фондов (ОПФсг) и нормируемых оборотных средств (Соб н)

.

рентабельность продукции (Rпрод). Показывает результативность текущих затрат. Определяется в процентах как отношение прибыли (от реализации продукции либо чистой ) к величине себестоимости продукции (Сб). Является показателем целесообразности выпуска той или иной продукции.

.

В системе директ - костинг рентабельность продукции определяется как отношение маржинального дохода к сумме переменных затрат на производство отдельных видов продукции;

рентабельность продаж (Rреал). Показывает эффективность реализации продукции. Исчисляется в процентах как отношение прибыли предприятия (балансовой или чистой) в определенном периоде к объему реализованной продукции в стоимостном измерении (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов)

.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...