Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая регистрация ипотеки.

Юридическое оформление сделок имеет большое значение для ипотечного кредитования, поскольку в основе этих сделок лежит право собственности или право хозяйственного владения на закладываемую недвижимость. Законодательство предусматривает определенный порядок его оформления.

Субъектами договора о залоге являются:

· стороны договора о залоге (залогодатель и залогодержатель) - юридические и физические лица;

· регистрирующий орган;

· держатель единого залогового реестра.

Договор об ипотеке заключается в письменном виде и должен быть нотариально удостоверен и может предусматривать значительную свободу действия залогодателя:

· возможность отчуждения заложенного имущества с переводом на приобретателя долга по обязательству;

· сдачу имущества в аренду;

· обременение имущества новыми долгами и т. д.

Разновидностью залога является заклад. В этом случае заложенное имущество передается залогодержателю во владение на период до исполнения обеспечиваемого им обязательства по кредиту.

Ипотека предприятия распространяется на все его имущество, включая основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, отраженные в самостоятельном балансе предприятия, если иное не установлено законом или договором.

Предприятия, за которыми государственное имущество закреплено на основе хозяйственного владения или оперативного управления, осуществляют залог с согласия собственника этого имущества и Комитета по управлению государственным имуществом.

Комитет по управлению имуществом может дать согласие на передачу в залог имущества только после оценки хозяйственного состояния залогодателя, содержания договора банковской ссуды, договора залога, при наличии документов, устанавливающих необходимость осуществлять залог государственного имущества.

Согласие Комитета по управлению имуществом на залог должно быть получено до вступления в силу основного договора.

Договор об ипотеке должен содержать:

· наименование залогодателя и залогодержателя и места их на хождения;

· название кредитного договора или иного обязательства, исполнение которого обеспечивается данной закладной, с указанием даты и места заключения договора;

· указание суммы основного обязательства, обеспеченного ипотекой;

· указание сроков уплаты сумм, обеспеченных ипотекой;

· описание закладываемого недвижимого имущества и его денежную оценку, место его нахождения;

· наименование документов, подтверждающих права собственника на закладываемое имущество;

· указание на то, что закладываемое имущество не обременено другими обязательствами;

· подписи залогодателя и залогодержателя;

· наименование органа, зарегистрировавшего ипотеку с указанием даты, места регистрации, номер в Едином залоговом реестре.

По соглашению сторон в закладную могут быть включены иные условия.

Ипотека должна обеспечить уплату залогодержателю суммы основного долга и процентов по нему, возмещение убытков и затрат, связанных с использованием кредитных ресурсов, а в случае необходимости и возмещение расходов по реализации предмета ипотеки. Ипотека подлежит обязательной регистрации в соответствующих органах по месту нахождения предприятия, строения, сооружения или иного объекта. При переходе права собственности на предмет ипотеки к другому лицу необходима регистрация в том же месте, где зарегистрирована ипотека.

Постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 1994 г. № 788 «О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога» введен регистрационный реестр договоров о залоге - Единый залоговый реестр.

Государственную регистрацию договоров ипотеки (как часть государственной системы регистрации недвижимости и сделок с ней) осуществляют:

· КУГИ;

· ПИБ;

· Земельный комитет;

· Департамент муниципального жилья;

· Городская регистрационная палата - держатель Единого залогового реестра;

 

Договор о залоге считается зарегистрированным, если:

· ему присвоен номер код личного залогового реестра;

· обязательная запись в регистрации залога внесена в Единый залоговый реестр;

· на договор о залоге и на свидетельство о регистрации залога нанесен номер (код);

· надлежаще-оформленные копии переданы в Архив договоров о залоге, держателю Единого залогового реестра.

Регистрирующий орган обязан при получении документов, подтверждающих полное или частичное исполнение обеспеченного залогом обязательства или изменения договора о залоге, внести регистрационную запись в ведомственный реестр и передать сведения держателю Единого залогового реестра.

При прекращении права залога регистрация залога погашается держателем Единого залогового реестра.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. М 2281 «0 разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» ипотечный кредит предоставляется банками на территории Российской Федерации юридическим и физическим лицам на строительство (реконструкцию) жилья, обустройство земельных участков, а также на приобретение жилья при условии залога недвижимого имущества (ипотека).

В зависимости от субъекта кредитования ипотечные ссуды на строительство жилья разделяются на кредиты, предоставляемые непосредственно его будущему владельцу, и на ссуды, выдаваемые подрядчикам.

Кредитование жилищного строительства производится при условии отвода застройщику в установленном порядке земельного участка и наличия разрешения соответствующих органов на строительство жилья. Кредит на строительство (реконструкцию) жилья предоставляется в рамках, предусмотренных проектами и договорами порядка на осуществление строительно-монтажных работ, сроков и стоимости строительства (реконструкции).

Объектами кредитования выступают:

· приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство;

· строительство (реконструкция) жилья;

· приобретение жилья.

 

В зависимости от объекта кредитования банки предоставляют три вида жилищных кредитов:

· земельный;

· строительный;

· кредит под приобретение жилья.

В положении о жилищных кредитах сказано, что выдача кредитов на жилищное строительство осуществляется путем открытия кредитной линии, при этом ссуда выдается заемщику по частям, соответствующим стоимости этапов строительно-монтажных работ.

В процессе финансирования строительства банк осуществляет контроль за целевым расходованием денежных средств и соблюдением графика строительства.

Заключение кредитного договора.

Сумма выдаваемого банком кредита не должна, как правило, превышать 70% от стоимости приобретения и обустройства земли, строительства (реконструкции) или стоимости приобретаемого жилья, зафиксированной в закладной, при условии, что остальная часть затрат осуществляется заемщиком.

Основными документами, определяющими взаимоотношения банка и заемщика при предоставлении ссуды, являются кредитный договор и договор о залоге (об ипотеке).

В кредитном договоре определяются: цель получения ссуды, срок и размеры кредита, порядок выдачи и погашения кредита, процентная ставка, условия и периодичность ее изменения, обеспечение кредитного обязательства заемщика, условия страхования ссуды, способ и формы проверки обеспеченности и целевого использования кредита, санкции за не целевое использование и несвоевременный возврат ссуды, размеры и порядок уплаты штрафов, порядок расторжения договора, другие условия по соглашению кредитора и заемщика.

Решение о предоставлении кредита на строительство принимается банком-кредитором на основе кредитной заявки заемщика.

Помимо заявления на выдачу ссуды, в котором указывается цель и срок использования кредита, а также форма его обеспечения, в заявку входят:

· для юридических лиц-заемщиков - учредительные и регистрационные документы: бухгалтерский баланс предприятия; график поступления доходов и обязательных платежей; документы, подтверждающие наличие обеспечения ссуды; технико-экономическое обоснование использования кредита и расчет предполагаемой окупаемости кредитуемых затрат; документы, подтверждающие права на участок застройки и раз решение на строительство; проектно-сметная документация, утвержденная в установленном порядке; копия договоров на осуществление подрядных строительных работ; другие документы по требованию кредитора;

· для физических лиц - документы: подтверждающие право на участок застройки; разрешение на строительство; согласованная в установленном порядке проектно-сметная документация; документы, необходимые для определения платежеспособности заемщика; другие документы по требованию банка. В обеспечение кредита предоставляется залог и гарантии.

На этапе рассмотрения заявки кредитор осуществляет комплексный анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости заемщика, оценивает бюджет строительства (источники финансирования и намерения по использованию построенного жилья - продажа, сдача в аренду), потребности рынка жилья в месторасположении застройки.

До полноты погашения суммы основного долга и процентов по ссуде заемщик не имеет права без письменного согласия банка продать или переуступить имущественные права на недвижимое имущество третьему лицу.

В случае невозможности возврата кредита заемщиком производятся обращение взыскания и реализация заложенного имущества для покрытия убытков банка.

Схема и условия выдачи кредитов на приобретение жилья устанавливаются банком по согласованию с заемщиком. В качестве инструмента кредитования возможны использование переменной процентной ставки, индексирование суммы основного долга, отсрочка платежей заемщика.

В зависимости от вида кредита в договоре о залоге (об ипотеке) указываются форма, размер и порядок залогового обеспечения кредита.

Каждый ипотечный банк использует свою схему предоставления ипотечных кредитов. Они весьма разнообразны по объектам и субъектам кредитования, методам мобилизации ресурсов, взыскания основного долга и процентов.

 

5.4. Приватизация земельных участков

 

5.4.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, строительство которых не завершено, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования данных объектов.[1]

 

5.4.2. Этапы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В практике приватизации государственных и муниципальных предприятий можно выделить три этапа. Первый этап, проходивший в 1992-1994 гг., регулировался Законом РСФСР от 03.05.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. На первом этапе, например, в машиностроительной отрасли Москвы и Московской области было приватизировано 23-26 % государственных предприятий. Определение величины уставного капитала происходило довольно просто. Его величина устанавливалась на основе балансовой стоимости основных фондов (средств) по состоянию на 1 июля 1992 г Но поскольку, величина уставного капитала приватизируемых предприятий определялась без учета переоценки основных фондов, проведенных в 1992 и 1994 годах, то уместнее говорить, что величина уставного капитала на первом этапе приватизации, в действительности, устанавливалась на основе балансовой стоимости основных фондов по состоянию на 1 января 1991 года, с учетом до оценки основных фондов, по отношению к 1984 году. Например, стоимость основных фондов (с учетом износа) РАО “ГАЗПРОМ” была определена в 237 млн. рублей, АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, составила 48,3 млн. руб. (здесь и далее - деноминированный рубль), АО “Красноярский алюминиевый завод” - 25,1 млн. руб.

Второй этап приватизации, проходивший с 1995 по 1997 гг., регулировался указом Президента РФ от 22.07.94г. №1535, постановлениями Правительства РФ, а также статьей 217 Гражданского Кодекса РФ. Величина уставного капитала устанавливалась по данным баланса на 1 января 1994 г., с учетом переоценки по состоянию на 1.07.92 г. Результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1.01.94 г. в расчет величины уставного капитала не принималась, а начальная цена продажи предприятий устанавливалась в пределах не ниже 70% и не более 2-х кратной величины уставного капитала.

С 1998 года, после введения в действие федерального закона от 22.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 122-ФЗ, фактически начат третий этап приватизации- продажи государственных и муниципальных предприятий, а также акций акционерных обществ (АО), находящихся в государственной собственности.

5.4.3. Порядок продажи земельных участков под государственными и муниципальными предприятиями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.», приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности", от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и разделом 4 Основных положений.

Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданами их объединениями для предпринимательской деятельности» (в ред. Указов Президента РФ от 14.10.92 № 1229, от 16.05.97 № 485, от 25.01.99 № 112) утвердил Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Первая редакция данного Указа устанавливала следующие особенности продажи земельных участков при приватизации государственных, муниципальных предприятий:

1. Обязательным условием проведения коммерческого, инвестиционного конкурса, аукциона по продаже приватизированного предприятия и заключения договора купли - продажи на это предприятие являлось право приобретения земельного участка собственником приватизированного предприятия, кроме случаев, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 631.

2. Начальная цена предприятия, продаваемого при приватизации на коммерческом, инвестиционном конкурсе, аукционе, не включала в себя стоимость земельного участка.

При определении величины уставного капитала акционерного общества нормативная цена земельного участка отражалась в акте оценки стоимости имущества и не включалась в уставной капитал (фонд).

3. При отсутствии документов, удостоверяющих право пользования государственным, муниципальным предприятием земельным участком, площадь его земельного участка определялась в плане приватизации предприятия на основании данных по фактическому использованию земельного участка, представленных соответствующим комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам в комитет по управлению имуществом в сроки, установленные для разработки плана приватизации.

Затем Указ Президента от 16.05.1997 установил, что:

1. Объектом продажи является земельный участок (доля земельного ранее выделенный землепользователю на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования, в том числе аренды.

В случае отсутствия документов, подтверждающих указанные права, земельный участок предоставляется в фактических границах, существовавших (существующих) под приватизированным предприятием - на дату утверждения плана приватизации;

2. Установить выкупную цену земли при продаже земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены приватизируемые здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в размере не ниже 5-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В расчет принимается ставка земельного налога, действующая на дату подачи продавцу земельного участка заявки на его выкуп.

Срок действия заявки на выкуп земельного участка не может превышать одного года со дня ее подачи.

При наличии задолженности бюджетов различных уровней перед организациями, выкупающими земельные участки, на которых они расположены, допускается выкуп этих участков в порядке погашения задолженности.

 

5.4.4. Нормативная цена земельного участка.

Представляется необходимым определить понятие нормативной цены земельного участка. В ст.25 Закона РСФСР от 11.10.1991 № 1738-1 (в ред. от 27.12.95) «О плате за землю» нормативная цена земли определяется как показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена. Указом Президента РФ от 11.05.95 № 478 нормативная цена земли при продаже земельных участков расположенным на них приватизированным предприятиям была установлена в размере 10-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.

Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству в Письме от 2 июня 1995 г. №2-16/1120 «О нормативной цене земли, занимаемой приватизируемыми предприятиями» разъяснил:

Собственники приватизированных государственных (муниципальных) предприятий, не выкупившие занимаемые приватизированным предприятием земельные участки в собственность до 17 мая 1995 года (даты вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. № 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации"), приобретают их по нормативной цене в соответствии с пунктом 7 упомянутого Указа, равной 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка, действующей на момент заключения договора купли - продажи без учета льгот, установленных по земельному налогу, с введением коэффициента от 1 до 3 согласно части второй пункта 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535. По упомянутой нормативной цене оформляются договора купли - продажи только земельных участков, занимаемых приватизированными государственными (муниципальными) предприятиями, и только с собственниками этих предприятий или уполномоченными ими лицами.

Как упоминалось выше, Указом Президента РФ от 16.05.1997 № 485 в Указ Президента РФ от 11.05.1995 № 478 были внесены изменения, в соответствии с которыми выкупная цена земли при продаже земельных участков была установлена в размерах не ниже 5-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Также Постановлением Правительства от 31.05.2002 № 369 были утверждены Правила определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного (муниципального) имущества. (В частности, стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется исходя из цены выкупа земельных участков, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации).

 

5.4.5. Порядок и условия продажи земельных участков для расширения и дополнительного строительства предприятий.

Согласно утвержденному Указом (14.06.1992) Порядку, продажа земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий для расширения и дополнительного строительства этих предприятий осуществляется на конкурсной или аукционной основе за счет земель, не обремененных правами пользователей, арендаторов.

К участию в аукционе, коммерческом, инвестиционном конкурсе допускаются только собственники приватизированных предприятий.

При проведении коммерческого, инвестиционного конкурса право приобретения земельного участка передается покупателю, предложение которого полностью отвечает условиям и критериям конкурса.

Условия коммерческого, инвестиционного конкурса могут включать: целевое использование участка, соблюдение экологических и архитектурно - планировочных требований, обеспечение максимального размера инвестиций, проведение работ по рекультивации, благоустройству участка и другие.

На аукционе земельные участки продаются в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий, кроме целевого использования. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Начальная цена земельного участка при продаже на коммерческом, инвестиционном конкурсе, аукционе устанавливается в размере не ниже нормативной цены земли.

В случаях, когда собственник приватизированного предприятия является единственным участником аукциона, коммерческого, инвестиционного конкурса, земельный участок продается ему в собственность по стартовой цене, но не ниже нормативной цены земельного участка.

 

5.4.6. Порядок и условия продажа застроенных и незастроенных земельных участков приватизируемым предприятием.

Продаже не подлежат находящиеся в государственной (муниципальной) собственности незастроенные земельные участки:

сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, особо охраняемых земель, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим приватизации;

зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному заражению;

общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и иные участки, отнесенные в соответствии с законодательством к землям общего пользования);

расположенные в морских, речных и воздушных портах федерального значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития.

Застроенные земельные участки в городах и населенных пунктах продаются по цене, которая не может быть меньше нормативной цены за землю и больше ее трехкратной величины. При этом застроенным земельным участком приватизированного предприятия считается вся территория предприятия, за исключением пустующих незастроенных (в том числе зарезервированных в соответствии с проектной документацией) земельных участков.

Пустующие незастроенные земельные участки (участок), землепользователем которых является приватизируемое предприятие, могут быть по решению предприятия:

а) сохранены в муниципальной (государственной) собственности с передачей в аренду данному предприятию или без таковой;

б) выкуплены предприятием вместе с застроенным участком и по такой же цене при условии, что предприятие осуществит в установленном порядке их застройку в течение 3 лет с момента вступления в права собственности (если иной период не установлен законодательством).

При невыполнении предприятием последнего условия оно обязано продать его в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для продажи незастроенных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. В этом случае, а также в случае продажи незастроенного участка до истечения 3 лет с момента вступления в права собственности с продавца взимается разовый сбор в местный бюджет в размере 30 процентов от суммы, на которую стоимость продажи участка превысила стоимость его приобретения.

При приватизации земельных участков порядок использования недр определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".

Собственник вправе использовать застроенный земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями, строениями, помещениями теми способами и в тех целях, которые не запрещены в пределах данной функциональной зоны этого города (населенного пункта) или в радиусе 100 метров от границ данного участка.

Для продаваемых застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить:

а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно - правовыми актами.

Собственники земельных участков имеют право на оформление в собственность безвозмездно той части объектов инженерной инфраструктуры, которая используется исключительно для обеспечения объекта (объектов) недвижимости данного собственника (до границы участка или - для кабелей и трубопроводов - до соединения с соответствующими магистралями) по договору с соответствующим органом. Строительство на участке новых объектов инфраструктуры, в том числе прокладка электрических и телефонных кабелей, водопровода, газопроводов, канализации, размещение которых может нанести ущерб собственнику, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между собственником участка и соответствующим государственным (муниципальным) органом. Действительными являются ограничения на использование застроенного земельного участка, существовавшие на момент приватизации (продажи) предприятия или иного объекта недвижимости.

При приобретении в собственность земельного участка собственник расположенного на нем приватизированного предприятия, здания, сооружения, помещения представляет продавцу следующие документы:

выписку из реестра акционеров (учредительного договора), подтверждающую, что не менее 75 процентов уставного капитала юридического лица находится в частной собственности;

договор купли - продажи или иной документ о праве собственности на здание, сооружение, помещение, приватизированное предприятие или копию утвержденного плана приватизации;

заявку произвольной формы на приобретение в собственность земельного участка, а также план земельного участка либо сведения о его расположении и размерах, а также о величине нормативной цены земельного участка.

В недельный срок с момента поступления заявки продавец выдает собственнику приватизированного предприятия платежное поручение на оплату стоимости земельного участка в установленном размере и заключает договор купли - продажи. Одновременно продавец направляет по одной копии этого договора в соответствующие комитет по земельным ресурсам и землеустройству и орган архитектуры и градостроительства.

Соответствующие комитет по земельным ресурсам и землеустройству и орган архитектуры и градостроительства обязаны в 2-месячный срок представить для ознакомления заявителю подлежащие регистрации сведения об ограничении прав на использование земельного участка, в том числе о публичных сервитутах, существовавших на дату продажи здания, строения, сооружения, предприятия, а также о таких сервитутах, установление которых было предусмотрено решениями правомочных органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятыми на указанную дату.

Оплаченное платежное поручение на оплату стоимости земельного участка и договор купли - продажи являются основанием для регистрации в установленном законодательством порядке права собственности на землю.

 

5.4.7. Определение рыночной стоимости земельного участка.

 

С1998 года начат третий этап приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также доли государственной собственности, находящейся в акционерных обществах. Рассмотрим субъекты, объекты, цель и виды стоимости при оценке имущества государственных предприятий.

В соответствии с ФЗ РФ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», при приватизации к субъектам оценочной деятельности относятся, с одной стороны - независимые оценщики, деятельность которых регулируется федеральным законом и законами субъектов РФ, а с другой стороны заказчики - государственные предприятия, акционерные общества (АО).

К объектам оценки относится, во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а во-вторых, открытые акционерные общества, часть (или полностью) акций которого находится в государственной собственности. Остановимся на этом подробнее.

В соответствии со статьей 132 ГК РФ предприятие, как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности, признается недвижимостью. При этом в состав этой недвижимости входит земельный участок, здания, сооружения (включая передаточные устройства), оборудование, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения и другие исключительные права, т. е. предприятие является особым (специализированным) видом недвижимости, что должно учитываться при оценке стоимости приватизируемого предприятия.

Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.[2]

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 "Об утверждении стандартов оценки", Министерством имущественных отношений РФ было издано распоряжение от 06.03.2002 г. № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков». В распоряжении указывается на то, что рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности).

Рыночная стоимость земельного участка:

· зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения).

· не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения).

· зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (земельной ренты) (принцип ожидания).

· изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).

· зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.

· зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния).

· определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:

· целевое назначение и разрешенное использование;

· преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка;

· перспективы развития района, в котором расположен земельный участок;

· ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости;

· текущее использование земельного участка.

Дата проведения оценки стоимости земельного участка, как правило, не должна быть позже даты его последнего осмотра оценщиком.

Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное (например, в договоре об оценке может быть установлено, что итоговая величина стоимости земельного участка выражается в виде диапазона величин).

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке.

затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;[3]

сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. Метод оценки определяется как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Как правило, при оценке рыночной стоимости земельных участков используются метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения, метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования. На сравнительном подходе основаны метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения. На доходном подходе основаны метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования. Элементы затратного подхода в части расчета стоимости воспроизводства или замещения улучшений земельного участка испо<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...