Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории экономического анализа

 

Понятийный аппарат экономического анализа включает специфические категории: факторы, причины, резервы производства.

Факторы – это движущие силы развития процессов и явлений, происходящих на предприятии.

Причиныэтоусловия осуществления отдельных явлений, которые более глубоко, чем факторы, раскрывают изменения уровня ресурсов и их состава, а также показателей работы, детализируя влияние факторов.

Резервыэто неиспользованные возможности повышения эффективности производства за счет улучшения использования ресурсов, вследствие проведения определенных мероприятий.

Факторы в экономическом анализе классифицируются следующим образом:

1 По экономическому содержанию – производственно-экономические и социально-экономические.

2 По степени влияния на результаты работы – основные и второстепенные. К основным относятся факторы, которые оказывают наиболее заметное влияние на результат. Другие называются второстепенными. В зависимости от обстоятельств один и тот же фактор может быть и основным, и второстепенным.

3 По уровню привлечения резервов – интенсивные и экстенсивные. Экстенсивные факторы связаны с количественным, а не качественным приростом результирующего показателя. Предусматривают достижение результата за счет времени работы. Интенсивные – за счет роста производительности.

4 По внутреннему содержанию – количественные и качественные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья). Но часто процесс измерения или поиска информации бывает затруднен, и тогда влияние отдельных факторов характеризуют качественно (больше – меньше, лучше – хуже). Кроме того, к качественным относятся комплексные факторы, заключающиеся в сопоставлении одних экономических показателей с другими, например производительность труда, фондоотдача.

5 По времени действия – постоянные и временные. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего исследуемого периода (отчетного периода, производственного цикла, срока жизни товара). Воздействие же временного фактора – разовое, нерегулярное.

6 По уровню детализации – простые и сложные. Факторы, которые не раскладываются на составные элементы, называют простыми (одноэлементными). Факторы, состоящие из нескольких элементов, называют сложными (комплексными). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде.

7 По уровню охвата– обобщающие (общие) и специфические. Общие факторы характерны для всех отраслей экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий и сделать более точную оценку их деятельности.

8 По очередности действия– первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. Так, факторы прямого действия – это факторы первого уровня. Факторы, которые определяют результирующий показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня. Например, связь производительности труда и фондоотдачи.

9 По характеру действия – объективные и субъективные. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей. Например, стихийные бедствия, неожиданная смена политического режима, рост цен на сырье в связи с инфляционными процессами. Субъективные факторы – зависят от решений и действий отдельных людей и организаций. Например, закупка сырья у более дорогих поставщиков.

10 По способу определения влияния – прямые и расчетные. Примером прямых факторов могут быть численность работников подразделения, среднегодовая стоимость основных средств. Примером расчетных факторов выступают: производительность труда, фондоотдача, рентабельность.

11 По объектам маркетинговой среды – демографические,экономические, природные, научно-технические, политические.

12 По отношению к среде функционирования предприятия – внешние и внутренние. Внутренними называют факторы, на которые предприятие может воздействовать. Им должно уделяться наибольшее внимание. Однако внешние факторы (конъюнктура рынка, инфляционные процессы, условия поставок сырья, материалов, их качество, стоимость), безусловно, отражаются на результатах работы предприятия. Их исследование позволяет точно определить степень воздействия внутренних факторов и обеспечить более достоверный прогноз развития производства.

Резервы производства можно классифицировать следующим образом:

1 По месту образования – внутрипроизводственные, отраслевые, региональные, национальные. Местами сосредоточения внутрипроизводственных резервов являются предприятие, цех, производственный участок, бригада, рабочее место.

2 По простым моментам процесса труда – улучшение использования трудовых ресурсов, основных и оборотных средств предприятия. Главным показателем рационального использования ресурсов производства является уменьшение их доли, приходящейся на каждую гривну готовой продукции, т.е. снижение ресурсоёмкости продукции и, соответственно, рост ресурсоотдачи.

3 По способу влиянияявные и скрытые.Явные – это негативные отклонения и потери, отражённые в отчётности. Скрытые – выявленные через сравнение с другими объектами.

4 По срокам использованиятекущие и перспективные.Текущие – это резервы, которые могут быть реализованы в течение года (месяца, квартала, полугодия). Перспективные – реализуются в срок, превышающий один год.

5 По характеру влияния на результаты деятельности различают: резервы экстенсивного типа – это резервы, связанные с использованием в производстве дополнительных ресурсов (материальных, трудовых); резервы интенсивного типа связаны с максимальным использованием имеющегося производственного потенциала. При этом темпы роста результатов производства превышают темпы роста затрат на него.

6 По направлениям мобилизации резервов, происходящих на базе усовершенствования: качества продукции на стадии проектирования и изготовления, подготовки производства; технологии производства; техники производства; организации производства и труда; организации управления.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...