Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ производства продукции, работ, услуг

2.1.1 Значение и задачи анализа производства продукции

Анализ деятельности промышленного предприятия начинают с изучения продукции.

Задачами анализа производства продукции являются:

1 Оценка выполнения плана и динамики производства

2 Оценка оптимальности и напряженности плана

3 Выявление и определение основных факторов, влияющих на объемы производства

3 Раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности показателей объема производства, реализации, ассортимента, качества продукции

4 Выявление внутренних резервов предприятия по увеличению выпуска продукции

5 Разработка организационно-технических мероприятий по использованию выявленных резервов

Объем производства может быть выражен в натуральных или условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки по фактическим действующим отпускным ценам предприятий (без НДС) или в ценах, принятых в плане.

Основным показателем объема производства являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция – это экономический показатель, характеризующий в денежном выражении объем изготовленной и готовой к реализации продукции. В ее состав включается стоимость всех видов готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промышленного характера, предназначенных для продажи и реализации различным потребителям. Она выражается в сопоставимых ценах, действующих в отчетном году (периоде).

Валовая продукция – это стоимостной показатель объема производства продукции, характеризующий итоговый результат производственной деятельности предприятия за определенный период, который включает в себя все составляющие товарной продукции и дополнительно остатки незавершенного производства.

Реализованная продукции это товарная продукция, которая отгружена потребителю и за нее перечислены деньги на расчетный счет предприятия–поставщика. Она определяется как товарная продукция с учетом остатков готовой нереализованной продукции на складе предприятия на начало и конец отчетного периода. Измеряют ее в действующих отпускных (или договорных) ценах предприятия. Этот показатель считается одним из основных в деятельности предприятия.

Источниками информации для анализа производства является статистическая отчётность по производству продукции, оперативные планы-графики, плановые материалы соответствующих отделов, бухгалтерские данные о выпуске, отгрузке и реализации продукции, «Отчет о финансовых результатах» (Форма № 2), статистический «Отчет об основных показателях деятельности предприятия».

 

Анализ объема производства

 

Анализ объема производства продукции начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчёта темпов роста и прироста производства (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Динамика производства товарной продукции

 

Показатели Пятилетний период
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
1 Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. грн. 90 000 92 400 95 800 94 100 100 800
2 Процент к 1-му году (базисные темпы роста/ снижения), % 102,7 106,4 104,6 112,0
3 Процент к предыдущему году (цепные темпы роста/снижения), % 102,7 103,7 98,2 107,1

 

Для оценки используем следующие показатели:

4) темп роста базисный;

5) темп роста цепной.

Базисный темп роста равняется отношению последнего значения показателя к его базисному значению. Измеряют темп роста в процентах.

Например, для последнего года отчётности базисный темп роста объёма производства товарной продукции предприятия Тб равен

 

.

 

Темп роста цепной равен отношению последнего значения показателя к его предшествующему значению (в процентах). То есть в данном случае цепной темп роста объёма производства товарной продукции предприятия Тц равен

.

Среднегодовой темп роста рассчитывается как средняя геометрическая взвешенная цепных темпов роста:

 

.

 

Темп прироста будет равен:

 

Тпр= 102,87 – 100 = 2,87%.

Таким образом, за пять лет объём производства товарной продукции предприятия увеличится на 12%. При этом среднегодовой темп прироста равняется 2,87%.

При оценке выполнения годовых планов по объёму производства продукции используется метод сравнения. Сравниваются фактические данные с данными плана и с фактическими данными предыдущих периодов. В результате анализа определяется общее отклонение фактических данных от плановых и от данных предыдущих периодов в абсолютных и относительных величинах, определяется процент выполнения плана по объему продукции.

 

Таблица 2.2 – Анализ выполнения годовых планов по объёму производства

товарной продукции предприятия

 

Показатель Отчет за прошлый год План теку- щего года Отчет теку- щего года Плановые изменения против прошлого года Фактические изменения
от плана от прошлого года
тыс. грн. % тыс. грн. % тыс. грн. %
Объем производства продукции, тыс. грн.       1380,3       140,3   11,3   199,3   16,9

 

Данные граф 2, 3, 4 – представлены по отчетности предприятия, остальные графы рассчитываются.

гр.5 = гр.3 – гр.2 = 1240 – 1181 = 59 тыс. грн.

гр.6 = (гр.5:гр.2)·100 = (59:1181)·100 = 4,99 5 %

гр.7 = гр.4 – гр.3 = 1380,3 – 1240 = 140,3 тыс. грн.

гр.8 = (гр.7:гр.3)·100 = (140,3:1240)·100 = 11,3 %

гр.9 = гр.4–гр.2 = 1380,3–1181 = 199,3 тыс. грн.

гр.10 = (гр.9:гр.2)·100 = (199,3:1181)·100 = 16,9 %

 

В представленной таблице прослеживаются следующие виды сравнений.

1 Сравнение отчетных показателей с плановыми. Сравнение данных отчета текущего года и плана текущего года свидетельствуют о том, что план по выпуску продукции выполнен на 111,3% (1380,3·100/1240). Отклонение отчета от плана составляет 140,3 тыс. грн., или 11,3% (111,3 – 100).

2 Сравнение плановых показателей с отчетными показателями прошлого года. Планом предусмотрен рост объемов производства по сравнению с прошлым годом на 59 тыс. грн., или 5%, фактически достигнут рост на 199,3 тыс. грн., или 16,9%.

Для удобства анализа объема производства исходные данные можно представлять нарастающим итогом.

 

Таблица 2.3 – Данные о выполнении плана по объему выпуска продукции,

тыс. грн.

 

Дата Плановое задание Фактическое выполнение Выполнение нарастающим итогом
По плану Фактически
1.03
2.03
3.03
6.03
7.03
8.03
9.03
10.03
Итого    

 

На выполнение плана по объёму производства продукции влияет большое число факторов.

Рассмотрим факторы, влияющие на объем производства:

1 Число рабочих (работающих) и их выработка.

2 Стоимость оборудования (основных фондов) и фондоотдача.

3 Производственная площадь и съём продукции с 1м2 производственной площади.

4 Число рабочих, годовой фонд времени работы одного рабочего и среднечасовая выработка одного рабочего.

5 Число единиц оборудования, годовой фонд времени работы единицы оборудования, часовая производительность единицы оборудования.

6 Число рабочих, количество рабочих дней в году, продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка одного рабочего.

 

Рассмотрим модели анализа влияния приведенных факторов на объем производства, например, с помощью метода сокращенных цепных подстановок.

 

1) Объём (О) = Число рабочих (Ч) · Годовая выработка рабочего (В)

Схема анализа:

,

,

.

Отклонения за счет факторов:

– за счет изменения численности:

;

– за счет изменения среднегодовой выработки:

.

Баланс: .

2) Объем (О) = Стоимость основных фондов (Ф) · Фондоотдача (ФО)

 

Схема анализа:

,

,

.

Отклонения за счёт факторов:

– за счет изменения стоимости фондов:

;

– за счет изменения фондоотдачи:

.

Баланс: .

 

3) Объем (О) = Производственная площадь (П) · Съем продукции с единицы площади (С)

Схема анализа:

,

,

.

Отклонения за счет факторов:

– за счет изменения производственной площади:

;

– за счет изменения съема продукции с единицы производственной площади:

.

Баланс: .

 

4) Объем (О) = Число рабочих (Ч) · Годовой фонд времени работы одного рабочего (ФРВ) · Среднечасовая выработка одного рабочего (П)

Схема анализа:

,

.

Отклонения за счёт факторов:

– за счёт изменения численности:

;

– за счёт изменения фонда рабочего времени:

;

– за счёт изменения среднечасовой производительности труда (среднечасовой выработки) одного рабочего:

.

Баланс: .

 

5) Объем (О) = Число единиц оборудования ( ) · Бюджет времени работы единицы оборудования ( ) · Часовая производительность единицы оборудования ( )

Схема анализа:

,

,

.

Отклонения за счёт факторов:

– за счёт изменения количества оборудования:

– за счёт изменения бюджета времени работы единицы оборудования:

;

– за счёт изменения часовой производительности единицы оборудования:

.

Баланс: .

 

6) Объем (О) = Число рабочих (Ч) · Отработано дней 1-м рабочим (Д) · Продолжительность рабочего дня (Т) · Среднечасовая выработка 1 рабочего (П)

Схема анализа:

,

,

.

Отклонения за счёт факторов:

– за счёт изменения числа рабочих:

;

– за счёт изменения отработанных дней одним рабочим (влияние целодневных потерь времени):

;

– за счёт изменения продолжительности рабочего дня (внутрисменные потери):

;

– за счёт изменения среднечасовой выработки (среднечасовой производительности труда):

.

Баланс: .

 

Таким образом, анализ всех этих групп факторов одинаков. Только надо следить, чтобы переумножаемые факторы по экономическому содержанию действительно давали объем производства. Кроме того, необходимо правильно рассчитать значения цифровых факторов по исходным данным.

 

2.1.3 Анализ ассортимента и структуры выпуска продукции

 

Одним из важных направлений анализа объема производства продукции является изучение его в ассортиментно-структурном разрезе.

Ассортимент – это перечень наименований выпускаемой предприятием продукции с указанием ее выпуска по каждому виду.

Ассортимент является одним из условий достижения запланированного объема реализации. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

При формировании ассортимента выпускаемой продукции учитывают:

– текущие и перспективные потребности покупателей;

– уровень конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– жизненный цикл изделия (принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших изделий).

Для оценки выполнения плана по ассортименту рассчитывается коэффициент ассортиментности, который равен отношению общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту к общему плановому выпуску продукции.

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. Поэтому показатель выполнения плана по ассортименту не может быть больше 100%. Невыполнение плана хотя бы по одному объекту вызывает невыполнение плана в целом по ассортименту.

Анализ выполнения плана по ассортименту проводится следующим образом.

 

Таблица 2.4 – Исходные данные для анализа ассортимента

 

Изделие Выпуск продукции, тыс. грн. Продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. грн. (гр.2 сравнивается с гр.1)
План Факт Выполнение плана, %
А
6*
Итого

 

«6*» – новый вид продукции вместо устаревшего «7»

Расчёт показателей выполнения плана ассортимента осуществляется тремя способами.

Первый способ имеет название «способ наименьшего числа».

В продукцию, зачтенную в выполнение плана по ассортименту, принимается меньшая из двух цифр «план – факт» (гр.2 сравнивается с гр.1).

 

(2.1)

 

Кас = 860/1000 = 0,86, т.е. план по ассортименту выполнен на 86%.

 

План по ассортименту не выполнен в связи с не выполнением плана по изделиям «2, 6» и в связи с выпуском устаревшего изделия «7».

Второй способ – «способ наименьшего процента» предусматривает принимать в качестве процента выполнения плана по ассортименту наименьший процент выполнения плана среди всех изделий. В нашем примере Кас = 0,5 или процент выполнения плана по ассортименту – 50%.

Третий способ состоит в определении коэффициента номенклатурности – это отношение числа позиций с полным выполнением плана к числу запланированных позиций.

Кн = = 0,66 или процент выполнения плана по ассортименту 66,6%.

 

Таким образом, согласно расчетом всеми способами, план по ассортименту существенно не выполнен. При анализе следует уделить внимание расширению и освоению ассортимента. В нашем примере планировалось обновить ассортимент на 12% за счет изделия «6» (120/1000), однако фактически ассортимент обновлен только на 6% (60/1010). Существенным недостатком является то, что предприятие продолжает выпуск устаревшей продукции «7», которая не имеет спроса на рынке.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, неудовлетворительным состоянием оборудования, егопростоями, авариями.

Следует отметить, что невыполнение ассортиментного плана не всегда является показателем плохой работы предприятия. Более того, финансовые результаты могут быть несколько выше при условии невыполнения ассортиментного плана. Но невыполнение плана ассортимента всегда свидетельствует о недостатках в планировании. Рыночную ситуацию необходимо прогнозировать.

Таким образом, при прочих равных условиях прибыль будет всегда выше, если ассортиментный план выполняется. Это обусловлено тем, что переналадка оборудования и подготовка производства довольно капиталоемкие.

В заключение следует отметить, что предприятие постоянно должно заботиться об обновлении ассортимента реализуемой продукции. Нельзя позволить рыночному продукту устареть, поскольку потребитель ждет новинок, и если предприятие их не освоит, то его место на рынке займут конкуренты.

Поэтому одна из важнейших задач предприятия заключается в отслеживании изменений потребностей, прогнозировании и пробе новых изделий, постоянном обновлении ассортимента.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

Структура – это соотношение отдельных видов продукции в общем объеме их производства, выраженное в процентах.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска продукции, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции и соответствующем уменьшении доли низкорентабельной продукции.

По исходным данным предыдущего примера проанализируем структуру выпускаемой продукции (табл.2.5).

Таблица 2.5 – Анализ структуры продукции

 

Вид продук- ции Выпуск продукции, тыс. грн. Структура выпущенной продукции, % Фактический выпуск при плановой структуре, тыс. грн ((итог гр.2· гр.3)/100) Засчитывается в выполнение плана по структуре, тыс. грн. (гр.5 сравнивается с гр.2) Влияние структуры продукции на изменение объема, тыс. грн. (гр.2–гр.5)
План Факт План Факт
А
+19
–82
+9
–4
+39
–61
+80
Итого  

 

(2.2)

% выполнения плана по структуре = 863/1010 = 0,854 = 85,4%

 

Процент выполнения плана по структуре можно было бы найти как сумму меньших из двух цифр «план–факт» граф 3 и 4:

 

8 + 12 + 5 + 39 + 15 + 6 = 85%.

 

Изменение структуры производства состоялось под влиянием изменений цен на рынке, условий снабжения сырья и др.

В заключении следует отметить, что предприятие постоянно должно заботиться об обновлении ассортимента реализуемой продукции. Нельзя позволять устаревать рыночному продукту, поскольку покупатель постоянно ждет от производителей новинок. Поэтому одна из важнейших задач предприятия заключается в отслеживании изменений потребностей, прогнозировании и пробе новых изделий, постоянном обновлении ассортимента.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...