Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав и структура цены продукции предприятия
Любая цена включает в себя определенные элементы. Структура цены – удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах или долях единицы. Состав и структура цены приведены на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 – Состав и структура цены
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной ценой и структура цены упростится. Зная структуру цены продукции, производимой предприятием, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяют резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия. Для предприятия основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. Прибыль – обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности. При назначении цены на продукцию предприятие использует различные методы ценообразования. Рассмотрим особенности применения двух основных методов.
2.6.2 Ценообразование по методу «затраты плюс»
Суть метода «затраты плюс» состоит в том, что величина цены товара определяется на основе операционных затрат на производство и реализацию конкретного вида продукции, к которым прибавляется соответствующая сумма прибыли. Формула цены, определенная на основе метода «затраты плюс», имеет вид
, (2.82)
где Зопер – операционные затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции, грн.; П – прибыль предприятия на производство конкретного вида продукции, грн.
Метод «затраты плюс» наиболее приемлем для предприятий, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции гарантирован, а также для установления цены на совершенно новые товары. Метод «затраты плюс» прост и удобен, но имеет ряд недостатков. 1 Метод не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования, т.к. для того, чтобы определить издержки, надо знать цены факторов, израсходованных на производство и продажу товара. 2 Метод слабо связан с уровнем спроса. Может возникнуть ситуация, когда цена товара будет ниже его потребительских свойств, и за товар потребитель может заплатить больше, и, наоборот, цена завышена по сравнению с ценами конкурентов. 3 Метод искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия. Например, на продукцию накладываются затраты по операционной аренде, которые не связаны непосредственно с производством этого вида продукции
Для расчета цены по методу «затраты плюс» используют операционные затраты на производство конкретного вида продукции (таблица 2.57).
Таблица 2.57 – Операционные затраты на производство конкретного вида продукции, тыс. грн.
2.6.3 Ценообразование по системе «директ-костинг»
Основой метода «директ-костинг» является четкое разделение затрат на постоянные и переменные. Переменные затраты полностью включаются в цену продукции, при этом они рассматриваются как нижний предел цены, или как минимальная цена, ниже которой производство продукта невозможно. Постоянные затраты считаются затратами периода, не распределяются между изделиями и прямо относятся на результат, то есть покрываются за счет прибыли. Как следствие этого, общие расходы быстрее относятся на результат при «директ-костинге», чем при методе «затраты плюс», причем остатки готовой продукции оцениваются только по переменным затратам. Основные преимущества «директ-костинга» могут быть сведены к следующему: – метод позволяет контролировать эффективность внутреннего управления путем анализа динамики переменных затрат и сравнения их с соответствующими нормативами. – «директ-костинг» – эффективный метод текущего регулирования постоянных и переменных затрат, цен и порога рентабельности («точки безубыточности»). Метод «директ-костинг» имеет ряд недостатков. Всегда имеется риск в виде «провокационной» цены со стороны конкурентов, в результате чего происходит снижение прибыльности, а потом уже очень трудно добиться того уровня прибыльности рынка, который предполагался ранее, так как потребитель очень быстро привыкает к низким ценам. Для обоснования принятия заказа со сниженной нормой прибыли предприятие может заметить, как оно себя наказало при последующем ведении дел с тем же покупателем. Ведь каким бы логичным ни был этот метод, покупатель получает в свои руки очень сильное оружие – цену, которое будет очень легко использовать в последующих переговорах, когда может увеличиться спрос на эту продукцию и фирма может работать с более высокими ценами. Если продавец откажется продавать по более низкой цене, то покупатель просто вычеркнет его из числа своих поставщиков в будущем, что будет на руку только конкуренту. Имея информацию о цене и себестоимости, полученной расчетом по затратному методу, о себестоимости, полученной по методу «директ-костинга», полумарже всех уровней и общей плановой сумме постоянных затрат, ответственным руководителям легче принять решение по цене контракта. Использование метода директ-костинга основывается на рыночных исследованиях спроса и предложения, расчета эластичности. Рассмотрим показатели таблицы 2.58.
Таблица 2.58 – Маркетинговые исследования по изделию
Анализ таблицы 2.58 показал, что 34% заявок на изделие оказались не выполненными вследствие высокой цены изделия. Примем среднюю цену реализации изделия на рынке у предприятий-конкурентов – 14 200 грн. Для наращивания объема производства целесообразно применение системы директ-костинг. Снижение цены на изделие до уровня цен конкурента позволит окупить все переменные расходы и часть (или все) условно-постоянные расходы. Осуществим расчет в таблице 2.59.
Таблица 2.59 – Расчет переменных и условно–постоянных расходов по методу «директ-костинг», тыс. грн.
Таким образом, в составе себестоимости изделия 11 967 грн.: 8 497 грн. (или 71%) занимают переменные расходы и остальные 3 470 (или 29%) – условно-постоянные. Примем теоретически цену конкурента 14 200 грн. и рассчитаем маржинальный и операционный доход предприятия от реализации 153 шт. заявленных изделий. Выручка от реализации: ВР = 153 · 14,2 = 2172,6 тыс. грн. Сумма переменных затрат на этот объем реализации составит: Зпер = 153 · 8,497 = 1300 тыс. грн. Маржинальная прибыль предприятия: МП = 2172,6 – 1300 = 872,6 тыс. грн. Фактическая сумма постоянных затрат будет равна при реализации 101 штуки изделий (величина фактической реализации): Зпост = 101 · 3,47 = 350,47 тыс. грн Эта сумма постоянных затрат не изменится при увеличении объема реализации до 153 шт. Получаем величину операционной прибыли: Попер.= МП – Зпост = 872,6 – 350,47 = 522,13 тыс. грн. Таким образом, предприятие покроет все условно-постоянные расходы и получит прибыль в размере 522,13 тыс. грн., если примет цену рынка 14,2 тыс. грн. за изделие и выполнит рыночный заказ 153 шт. Для сравнения рассчитаем фактический размер прибыли, полученной предприятием как разницу между ценой реализации на каждом рынке и себестоимостью изделий: Пфакт = (64·14 357+28·14 450+9·14 993) – 101·11 967 = 249,7 тыс. грн. Сделаем выводы. Применение метода «директ-костинг» в условиях рынка способствует увеличению наращивания объемов производства и повышению размера прибыли, полученной предприятием. Расчеты показали, что фактическая величина прибыли, полученная предприятием от реализации 101 шт. изделия по дифференцированным ценам (в зависимости от вида рынка), составила 249,7 тыс. грн. Возможная величина прибыли могла бы составить 522,13 тыс. грн. (т.е. на 209% выше), если бы предприятие снизило цену до 14,2 тыс. грн. и увеличило выпуск продукции до 153 шт.
Контрольные вопросы
1 Состав и структура цены продукции предприятия. 2 Методы ценообразования. 3 Анализ цены методом «затраты плюс». 4 Анализ цены методом «директ-костинг».
РАЗДЕЛ 3. ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Основные положения теории диагностики экономико-финансового состояния
3.1.1 Понятие, значимость и использование результатов экономической диагностики
Финансовое состояние предприятия является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. Его можно представить как меру обеспеченности предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и степень рациональности их размещения для осуществления эффективной хозяйственной деятельности и своевременного осуществления расчетов по своим обязательствам. Финансовое состояние зависит от внешних и внутренних факторов. К основным внешним факторам можно отнести экономические условия хозяйствования, конъюнктуру рынка, экономическую, финансово-кредитную и налоговую политику государства. К внутренним факторам относятся состав и структура выпускаемой продукции и уровень ее конкурентоспособности, размер затрат, эффективность организации процессов производства, снабжения и сбыта, состояние и структура имущества и финансовых ресурсов, квалификация управленческого персонала и др. Основной целевой установкой диагностики финансового состояния является его оценка и выявление резервов его стабилизации и улучшения. Средством реализации данной установки является организация рациональной финансово-экономической политики. Существует широкий круг пользователей результатов экономической диагностики, поэтому цели ее проведения для каждой из этих групп будут отличаться. Выделяют внутренних и внешних пользователей финансовой информации. К внутренним пользователям относится руководство предприятия, которое по данным отчетности оценивает эффективность деятельности предприятия и уровень устойчивости его финансового состояния в отчетном периоде, разрабатывает прогнозные формы финансовой отчетности и осуществляет на их основе предварительные расчеты экономико-финансовых показателей для плановых периодов. Внешних пользователей можно разделить на две группы. К первой группе относятся субъекты, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия, а именно: · существующие и потенциальные инвесторы; · кредиторы; · поставщики; · клиенты; · государственные учреждения; · работники предприятия. Существующих и потенциальных инвесторов прежде всего интересует инвестиционная привлекательность предприятия, которая характеризуется уровнем доходности предприятия и риска вложений средств в него (т.е. ликвидностью, финансовой устойчивостью и стабильностью его функционирования). Для кредиторов представляет интерес информация о кредитоспособности предприятия, которая является одной из характеристик его финансового состояния. Такая информация необходима для принятия решения о предоставлении кредита и условиях кредитования (т.е. эта характеристика определяется ликвидностью, платежеспособностью, финансовой независимостью и прибыльностью предприятия). Поставщиков прежде всего интересует способность предприятия своевременно осуществлять расчеты за отгруженную продукцию (сырье, материалы, оборудование, услуги и т.п.). Клиентов как потенциальных покупателей интересует стабильность деятельности предприятия, а значит, его способность выполнять договорные обязательства (т.е. уровень и качество финансовой устойчивости). Государственные учреждения осуществляют контроль поступлений средств в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды, поэтому их интересует информация о способности предприятия своевременно и в полном объеме платить налоги и другие обязательные платежи, (т.е. уровень ликвидности и текущей платежеспособности предприятия). Работников предприятия в первую очередь интересует информация о своевременном выполнении обязательств по заработной плате и перспективах своей работы на данном предприятии, (т.е. платежеспособности и стабильности функционирования предприятия). Вторую группу внешних пользователей результатов экономической диагностики составляют аудиторские фирмы, финансовые консультанты, законодательные органы, юристы, пресса, профсоюзы, органы статистики. Хотя они напрямую и не заинтересованы в деятельности предприятия и его финансовом состоянии, но используют информацию с целью защиты интересов первой группы пользователей. Выполнение экономической диагностики хозяйствующих субъектов предполагает анализ и оценку результатов предприятия в рамках его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При этом основной акцент делается на оценке эффективности использования всех экономических факторов производства, а именно средств производства, предметов труда, живого труда, финансовых и информационных ресурсов. Т.е. круг показателей, используемых для экономической диагностики, достаточно широк. В первых разделах данного пособия были достаточно подробно рассмотрены вопросы анализа и оценки показателей деятельности предприятия, традиционно используемые в экономическом анализе, поэтому во втором разделе акцент сделан на экономической оценке финансового состояния предприятия или диагностике его «финансового здоровья». 3.1.2 Информационная база диагностики
Источником информации для диагностики финансового состояния является финансовая отчетность, примечания к финансовой отчетности, статистическая и оперативная отчетность: · Форма 1 – «Баланс предприятия»; · Ф.2 – «Отчет о финансовых результатах»; · Ф.З – «Отчет о движении денежных средств»; · Ф.4 – Отчет о собственном капитале»; · Ф.5 – «Примечания к финансовой отчетности»; · Ф.1-ПВ – «Отчет по труду» за предшествующий и отчетный периоды; · Ф.1-П – «Отчет по продукции; экономические показатели; производство товаров народного потребления»; · Ф.І-Н – «Отчет организации о выполнении научно-технических работ»; · Ф.З-Н – «Показатели научной деятельности организации»; · Ф.1-инновация – «Обследование технологических инноваций промышленного предприятия»; · Ф.1-Б – «Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности»; · Ф.11-0З – «Отчет о наличии и движении основных средств, амортизации»; · Ф.І-предпринимательство – «Отчет об основных показателях деятельности предприятия»; · Ф.2-кб – «Отчет о введении в действие объектов капитального строительства»; · Ф.10-зез — «Отчет предприятия об иностранных инвестициях в Украину»; · Ф.І3-зез – «Отчет предприятия об иностранных инвестициях из Украины в экономику стран мира»; · Ф.5-зез, 9-зез – «Отчет об экспорте (импорте) товаров, услуг»; · Таблица основных показателей финансово-хозяйственного состояния; · Бизнес-план; · Материалы маркетинговых исследований; · Выводы аудиторских проверок; · Другая информация. Основными информационными источниками для оценки финансового состояния предприятия являются формы финансовой отчетности и, прежде всего, «Баланс», «Отчет о финансовых результатах» и «Отчет о движении денежных средств». Баланс представляет собой документ, содержащий информацию об активах предприятия и источниках их формирования (пассивах) на определенную дату. Активы предприятия в соответствии с П(С)БУ № 2 определяются как ресурсы, контролируемые предприятием вследствие минувших событий, использование которых, как ожидается, обеспечит определенные экономические выгоды в будущем. То есть актив баланса содержит сведения о размещении капитала. Активы предприятия в зависимости от характера и длительности их использования в процессе хозяйствования сгруппированы в три раздела: необоротные активы, оборотные активы и расходы будущих периодов. В пассиве баланса приводится сумма источников финансовых ресурсов предприятия, которые группируются в пяти разделах: собственный капитал, обеспечения предстоящих расходов и платежей, долгосрочные обязательства, текущие обязательства, доходы будущих периодов. Рассмотрим содержание разделов и статей баланса более подробно.
Таблица 3.1 – Содержание баланса предприятия
Продолжение табл.3.1
Продолжение табл.3.1
Продолжение табл.3.1
Продолжение табл.3.1
Продолжение табл.3.1
Форма № 2 “Отчет о финансовых результатах” содержит информацию о доходах, расходах, прибылях и убытках предприятия за отчетный период. Эта форма отчетности дает возможность отдельно определять финансовый результат от операционной и прочей деятельности предприятия (финансовой и инвестиционной), который составляет финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения. Отдельно выделены чрезвычайные доходы и расходы, что дает возможность оценить результаты обычной деятельности предприятия. В таблице 3.2 рассмотрим более подробно содержание статей первого раздела формы № 2 «Финансовые результаты» и порядок определения финансовых результатов.
Таблица 3.2 – Содержание формы №2 «Отчет о финансовых результатах»
Продолжение табл.3.2
Продолжение табл.3.2
|