Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ формирования финансовых результатов

 

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 3 «Отчет о финансовых результатах», расчет показателя прибыли включает определение следующих его составляющих:

- чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, услуг);

- валовой прибыли (убытка);

- финансового результата от операционной деятельности;

- финансового результата от обычной деятельности до налогообложения;

- финансового результата от обычной деятельности;

- чистой прибыли (убытка) отчетного периода.

Оценка финансовых результатов начинается с анализа динамики и структуры доходов и расходов, что дает возможность получить наиболее общее представление о факторах, оказавших влияние на их формирование. Далее необходимо проанализировать динамику показателей прибыли предприятия. Анализ проводится методом сравнения фактических данных за отчетный период с отчетными данными за предыдущий период. Результаты анализа приведены в таблицах 3.14...3.16.

 

Таблица 3.14 – Анализ динамики и структуры доходов предприятия,

тыс. грн.

 

Показатель Базисный период Отчетный период Изменения
Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % В абсолютных величинах Темп роста, % В структуре, %
Выручка от реализации продукции 96456,9 70,69 92544,1 71,6 -3912,8 0,91 95,94
Другие операционные доходы 35304,8 25,87 31650,1 24,49 -3654,7 -1,38 89,65
Доход от участия в капитале - - - - - - -
Другие финансовые доходы 1627,9 1,19 1101,1 0,85 -526,8 -0,34 67,64
Другие доходы от обычной деятельности 3061,2 2,24 3955,7 3,06 894,5 0,82 129,22
Всего доходов 99,99 -7199,8   94,72

 

Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес, как в базисном, так и в отчетном году, занимают доходы, полученные в результате операционной деятельности (соответственно, 96,6 и 96,1%), из них выручка от реализации продукции составляет 70,7 и 71,6%. Далее отмечаем значительную сумму и удельный вес других доходов от операционной деятельности (например, от реализации значительного объема сверхнормативных производственных запасов).

Другие виды доходов (от инвестиционной и финансовой деятельности) занимают незначительную часть общих доходов предприятия. Такая структура доходов является нормальной для промышленного предприятия, т.к. именно операционная деятельность, прежде всего – реализация продукции, должна быть основным источником доходов.

В отчетном году наблюдалась негативная тенденция сокращения общей суммы доходов на 7199,8 тыс. грн. В качестве основных причин необходимо отметить сокращение выручки от реализации продукции на 3912,8 тыс. грн. в результате снижения спроса на продукцию предприятия.

Анализ показал, что снизились прочие операционные доходы (причинами могут быть сокращение доходов от реализации производственных запасов, доходов от операционной аренды активов и др.).

Сумма финансовых доходов сократилась на 526,8 тыс. грн. (возможные причины – уменьшение объема текущих финансовых инвестиций в отчетном году или же снижение доходности по ним).

Другие доходы от обычной деятельности выросли на 894,5 тыс. грн. Это могло быть результатом реализации основных средств или других необоротных активов.

 

Таблица 3.15 – Анализ динамики и структуры расходов предприятия,

тыс. грн.

 

Показатель Базисный период Отчетный период Изменения
Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % В абсолютных величинах Темп роста, % В структуре, %
Налог на добавленную стоимость 12,07 12,23 -650 0,16 95,94
Себестоимость реализованной продукции 56448,6 42,54 55481,4 44,17 -967,2 1,63 98,29
Административные расходы 7,93 9,99 2,06 119,21
Расходы на сбыт 1295,4 0,98 1262,7 1,01 -32,7 0,03 97,48
Другие операционные расходы 37542,9 28,29 34492,4 27,46 -3050,5 -0,83 91,87
Финансовые расходы 0,02 0,03 0,01 118,18
Прочие расходы от обычной деятельности 5945,3 4,48 3746,7 2,98 -2198,6 -1,5 63,02
Налог на прибыль 4897,3 3,69 2693,4 2,14 -2203,9 -1,55
Всего расходов и отчислений 125621,6 100,01 -7075,9   94,67

 

Как видно из таблицы, в затратах наибольший удельный вес имеет себестоимость реализованной продукции. Ее сумма сократилась на 967,2 тыс. грн., однако это нельзя считать положительной тенденцией, т.к. снижение себестоимости реализованной продукции вызвано сокращением объема реализации. Этой же причиной обусловлено и сокращение расходов на сбыт.

Негативным моментом следует считать увеличение суммы и удельного веса административных расходов. Это может быть следствием повышения оплаты труда административно-управленческого персонала предприятия.

Прочие операционные расходы сократились на 3050,5 тыс. грн., их удельный вес в общей сумме расходов остается по-прежнему высоким. Т.к. сокращение прочих операционных расходов сопровождалось сокращением прочих операционных доходов, то можно сделать вывод, что в отчетном году объем реализованных производственных запасов и других оборотных активов уменьшился, соответственно, сократились доходы от их реализации и себестоимость реализованных запасов.

В отчетном периоде сохраняется незначительная сумма и удельный вес финансовых расходов. Это объясняется тем, что предприятие в течение года практически не использовало кредитные ресурсы.

Наибольшую часть отчислений занимает налог на добавленную стоимость (соответственно, 12,1 и 12,2%), в то время как доля налога на прибыль несколько сократилась (с 3,7 до 2,14%).

Сумма НДС сократилась на 650 тыс. грн., что связано со снижением объема реализации.

Сокращение суммы налога на прибыль на 2203,9 тыс. грн. вызвано, с одной стороны, сокращением хозяйственного оборота в отчетном году и, соответственно, уменьшением базы налогообложения прибыли, а с другой стороны, свидетельствует о более эффективном управлении налоговыми платежами (темпы снижения налога на прибыль составляют 55%, а темпы снижения чистой прибыли – 96,7%).

Продолжим диагностику финансовых результатов предприятия и проанализируем динамику по показателям прибыли (таблица 3.16).

 

Таблица 3.16 – Анализ динамики финансовых результатов предприятия,

тыс. грн.

 

Показатель Фактически Отклонение  
Базисный период Отчетный период Тыс. грн. Темп роста, %
Валовая прибыль (убыток) 23996,3 21700,7 -2295,6 90,43
Финансовый результат от операционной деятельности 9939,8 5051,7 -4888,1 50,82
Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения 8650,6 6322,8 -2327,8 73,09
Финансовый результат от обычной деятельности 3753,3 3629,4 -123,9 96,7
Чистая прибыль 3753,3 3629,4 -123,9 96,7

 

В отчетном году наблюдается сокращение всех показателей финансовых результатов предприятия. Валовая прибыль при этом сократилась на 2295,6 тыс. грн. Причинами могут быть сокращение физического объема реализованной продукции и снижение цен. Кроме того, сокращение объема реализации привело к увеличению удельных постоянных затрат и, соответственно, себестоимости единицы реализованной продукции, что также негативно отразилось на сумме валовой прибыли (об этом свидетельствуют более высокие темпы сокращения выручки по сравнению с темпами сокращения себестоимости реализованной продукции). Более детально влияние факторов на изменение валовой прибыли будет проанализировано ниже.

Наиболее высокими темпами сокращения характеризуется прибыль от операционной деятельности. Кроме снижения валовой прибыли, на ухудшение результатов от операционной деятельности повлияли следующие факторы: рост административных расходов на 2021 тыс. грн. и сокращение прочих операционных доходов на 3654,7 тыс. грн., в то время как прочие операционные расходы сократились на 3050,5 тыс. грн. В отчетном году сумма прочих операционных расходов превысила прочие операционные доходы на 2842,3 тыс. грн., что во многом связано с убыточной реализацией сверхнормативных запасов товароматериальных ценностей.

Темпы сокращения прибыли от обычной деятельности до налогообложения значительно ниже темпов снижения прибыли от операционной деятельности. Это объясняется положительным влиянием роста доходов от финансовой деятельности. Учитывая наличие значительных сумм денежных средств, можно предположить, что в течение отчетного периода предприятие осуществляло краткосрочные финансовые инвестиции и другие операции на рынке ценных бумаг, которые позволили получить доход в размере 1101,1 тыс. грн.

Сокращение чистой прибыли менее значительно по сравнению с другими показателями финансовых результатов (123,9 тыс. грн. или 3,3%), что может быть обусловлено эффективным управлением налоговыми платежами (снижаются сумма налога на прибыль и уровень налогообложения, если в базисном году доля чистой прибыли в сумме прибыли от обычной деятельности до налогообложения составляла 43%, то в отчетном году этот показатель вырос до 57%).

В ходе анализа основное внимание необходимо акцентировать на валовой прибыли, как основной составляющей финансовых результатов предприятия.

В результате воздействия внешних и внутренних факторов валовая прибыль отчетного периода может отличаться от прибыли за базисный период или плановой. В связи с этим, в ходе анализа важно всесторонне изучить влияющие факторы и определить степень влияния каждого из них.

Методика проведения факторного анализа валовой прибыли определяется целями анализа, а соответственно, и составом используемых информационных источников. При проведении внутреннего (управленческого) анализа привлекается широкий круг информации о формировании валовой прибыли, в частности, данные о физическом объеме реализации по каждому виду продукции, ценах и себестоимости единицы реализованной продукции, сумме переменных и постоянных затрат. При этом могут использоваться как отчетные, так и плановые данные.

Для внешнего анализа используется только официальная бухгалтерская и статистическая отчетность. В этом случае базой для сравнения фактических данных относительно валовой прибыли являются данные прошедших отчетных периодов.

Таким образом, внутренний анализ валовой прибыли позволяет оценить влияние факторов более детально, в то время как при внешнем анализе, когда объем используемой информации значительно меньше, могут быть установлены только основные факторы ее изменения.

Традиционно выделяют следующие факторы, влияющие на изменение валовой прибыли:

1) изменение физического объема реализованной продукции;

2) изменение цен;

3) изменение себестоимости реализованной продукции;

4) изменение структуры реализованной продукции.

В ходе анализа следует учитывать взаимосвязь между этими факторами. Так, в случае высокой ценовой эластичности спроса на продукцию предприятия уровень цен оказывает значительное влияние на физический объем реализации. В свою очередь, изменение объема реализации и производства продукции влияет на ее себестоимость, поскольку при увеличении объема реализации продукции удельные постоянные затраты сокращаются, соответственно, снижается и себестоимость единицы реализованной продукции. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли, что связано с различным уровнем рентабельности отдельных видов продукции. Если увеличится доля более рентабельных изделий в объеме реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Методические положения внешнего анализа валовой прибыли предусматривают оценку влияния таких факторов:

1) объем реализации продукции в натуральном выражении;

2) структура и ассортимент реализованной продукции;

3) уровень затрат на 1 грн. реализованной продукции.

Процедура факторного анализа валовой прибыли выполняется в следующем порядке:

1 Влияние изменения объема реализации продукции определяется по формуле

, (3.33)

 

где Р1 – влияние на прибыль изменения объема реализации продукции;

Р0 – прибыль базисного периода;

К2 – коэффициент изменения себестоимости реализованной продукции, который определяется по формуле

 

, (3.34)

 

где S1 – себестоимость реализованной продукции отчетного года;

S0 – себестоимость реализованной продукции базисного года;

2 Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции определяется по формуле

 

, (3.35)

 

где Р2 – влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;

К1 – коэффициент изменения объема реализации продукции, который определяется по формуле

 

, (3.36)

 

где – объем реализации продукции за отчетный год;

– объем реализации продукции за базисный год.

3 Влияние изменения уровня затрат на 1 грн. реализованной продукции определяется по формуле

 

. (3.37)

 

Выполним факторный анализ валовой прибыли анализируемого условного предприятия. Исходная информация для проведения анализа приведена в табл. 3.17.

 

Таблица 3.17 – Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли,

тыс. грн.

Показатель В базисном периоде В отчетном периоде Отклонение
1 Чистая выручка от реализации продукции 80444,9 77182,1 -3262,8
2 Себестоимость реализованной продукции 56448,6 55481,4 -967,2
3 Валовая прибыль 23996,3 21700,7 -2295,6

 

Из таблицы видно, что в отчетном году произошло сокращение валовой прибыли продукции на 2295,6 тыс. грн. Определим степень влияния факторов на это изменение.

1 Изменение физического объема реализации

 

 

2 Изменение структуры и ассортимента реализованной продукции

 

 

3 Изменение уровня затрат на 1 грн. реализованной продукции

 

 

Баланс влияния факторов: -411,16 + (-562,12) + (-1322,32) = -2295,6 тыс. грн.

Таким образом, негативное влияние на динамику валовой прибыли оказали все анализируемые факторы. Наблюдается сокращение объема реализованной продукции в натуральном выражении, рост затрат на 1 грн. реализованной продукции и неблагоприятные изменения в структуре реализации. Наиболее вероятной причиной сокращения финансовых результатов от реализации продукции является ухудшение конъюнктуры рынка, вследствие чего произошло снижение объема реализации в натуральном выражении, и предприятие было вынуждено снижать цены. Кроме снижения цен, рост затрат на 1 грн. реализованной продукции вызван сокращением объема реализации и, соответственно, увеличением удельных условно-постоянных затрат и себестоимости единицы продукции. Отрицательное влияние структурного фактора свидетельствует об увеличении удельного веса низкорентабельных изделий в объеме реализованной продукции.

 

Более точно оценить влияние факторов на изменение валовой прибыли позволяет внутренний (управленческий) анализ. Традиционная методика анализа дает возможность определить влияние следующих факторов:

- объем реализации в натуральном выражении,

- уровень цен,

- себестоимость продукции,

- структура реализованной продукции.

Факторный анализ может быть выполнен методом цепных подстановок следующим образом.

Плановая сумма валовой прибыли определяется по формуле

 

ВПпл = Впл – Спл = SКi пл.i пл. – SКi пл.i пл, (3.38)

 

где Впл – плановая сумма выручки от реализации продукции;

Спл – плановая себестоимость реализованной продукции;

Кi пл – плановый объем реализации по каждому виду продукции в натуральном выражении;

Цi пл, Сi пл – плановые цена и себестоимость единицы реализованной продукции каждого вида.

Валовая прибыль от реализации фактического объема продукции при условии сохранения плановых структуры, цен и себестоимости реализованной продукции

 

ВПусл1 = ВПплрп, (3.39)

 

где Крп – коэффициент изменения объема реализации продукции (отношение фактической выручки от реализации продукции к плановой).

Валовая прибыль от реализации фактического объема продукции при неизменных ценах и себестоимости составит

 

ВПусл2 = Вусл – Сусл = SКi ф.i пл. – SКi ф.i пл, (3.40)

 

где Вусл – выручка от реализации фактического объема продукции по плановым ценам;

Сусл – себестоимость фактического объема реализованной продукции при условии плановой себестоимости единицы продукции;

Кi. ф – фактический объем реализации по каждому виду продукции в натуральном выражении.

Валовая прибыль от реализации фактического объема продукции при изменении цен и сохранении планового уровня себестоимости

 

ВПусл3 = Вф – Сусл = SКi ф.i ф. – SКi ф.i пл, (3.41)

 

где Цi ф. – плановая цена единицы продукции каждого вида.

Фактическая сумма валовой прибыли

 

ВПф = Вф – Сф = SКi ф.i ф – SКi ф.i ф, (3.42)

 

где Сi ф – плановая себестоимость единицы реализованной продукции каждого вида.

 

Влияние изменения факторов определяется следующим образом:

- физического объема реализации (ВПусл.1 – ВПпл);

- структуры реализованной продукции (ВПусл.2 – ВПусл.1)

- цен (ВПусл.3 – ВПусл.2);

- себестоимости (ВПф – ВПусл.3).

 

Практический интерес представляет методика анализа прибыли, которая предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные с выделением категории маржинальной прибыли. Ее использование позволяет оценить зависимость прибыли от небольшого круга ведущих факторов. Такой подход вооружает информацией для управления финансовыми результатами.

Традиционная методика анализа валовой прибыли основана на предположении, что все факторы формирования прибыли изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если же продукция нерентабельна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема реализации продукции и себестоимости реализованной продукции. Так, при увеличении объема реализации себестоимость единицы продукции снижается (возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных расходов остается, как правило, без изменений). При сокращении объема реализации продукции себестоимость изделий возрастает из-за того, что большая сумма постоянных расходов распределяется на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используется маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальная прибыль (прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия или же разность между выручкой от реализации и общей суммой переменных затрат).

Факторная модель валовой прибыли в условиях многономенклатурного производства имеет вид

 

= МП – С, (3.43)

или

, (3.44)

 

где ВП – валовая прибыль;

ВР – выручка от реализации продукции;

Ду – средняя доля маржинальной прибыли в выручке;

С – общая сумма постоянных затрат;

МП – маржинальная прибыль;

УДi – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;

Цi – цена изделия;

Vi – удельные переменные издержки.

 

Анализ осуществляется в следующей последовательности:

1 Определяется выручка от реализации при различных условиях:

 

Показатель Условия расчета выручки
Объем продаж Структура продаж Цены реализации
ВРпл = S(Кпл iпл i) План План План
ВРусл1 = ВРплрп Факт План План
ВРусл2 = S(Кф iпл i) Факт Факт План
ВРф = S(Кф iф i) Факт Факт Факт

 

2 Определяется структура реализации продукции и доля маржинальной прибыли в выручке по каждому изделию при различных условиях (по плану, фактически и при фактической цене и плановом уровне переменных затрат).

3 Рассчитывается средняя доля маржинальной прибыли в выручке.

По плану

, (3.45)

 

где Ду i пл – плановая доля маржинальной прибыли в выручке по каждому изделию;

Дi пл – удельный вес каждого изделия в общем объеме реализации по плану.

Для фактического объема реализации при сохранении плановых цен и удельных переменных затрат

 

, (3.46)

 

где Дi ф – фактический удельный вес каждого изделия в общем объеме реализации.

Для фактического объема реализации при фактических структуре и ценах, но при плановых удельных переменных затратах

 

, (3.47)

 

где Ду i усл – доля маржинальной прибыли в выручке по каждому изделию при фактической цене и плановом уровне переменных затрат.

Фактически

 

, (3.48)

 

где Ду i ф – фактическая доля маржинальной прибыли в выручке по каждому изделию.

4 Определяется сумма маржинальной прибыли.

По плану

 

МПпл = ВРпл*Дупл . (3.49)

 

При фактическом объеме реализованной продукции, но сохранении плановых структуры, цен и переменных затрат

 

МПусл1 = ВРусл1*Дупл. (3.50)

 

При фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но неизменных ценах и переменных затратах

 

МПусл2 = ВРусл2*Дуусл1. (3.51)

 

При фактическом объеме, структуре и ценах реализованной продукции, но неизменных переменных затратах

 

МПусл3 = ВРф*Дуусл2. (3.52)

 

Фактическая сумма маржинальной прибыли

 

МПф = ВРф*Дуф (3.53)

 

5 Рассчитывается сумма валовой прибыли:

По плану

 

ВПпл = МПпл – Спл. (3.54)

 

Прибыль при фактическом объеме реализованной продукции, но сохранении плановых структуры, цен и затрат

 

ВПусл1 = МПусл1 – Спл. (3.55)

 

Валовая прибыль от реализации фактического объема продукции при неизменных ценах и затратах составит

 

ВПусл2 = МПусл2 – Спл. (3.56)

 

Валовая прибыль от реализации фактического объема продукции при изменении цен и сохранении уровня переменных и постоянных затрат

 

ВПусл3 = МПусл3 – Спл. (3.57)

 

Валовая прибыль при всех фактических условиях, но при плановой сумме постоянных издержек составит

 

ВПусл4 = МПф – Спл. (3.58)

 

Фактическая сумма валовой прибыли

 

ВПф = МПф – Сф. (3.59)

 

6 Влияние изменения факторов определяется следующим образом:

- физического объема реализации (ВПусл.1 – ВПпл );

- структуры реализованной продукции (ВПусл.2 – ВПусл.1);

- цен (ВПусл.3 – ВПусл.2);

- удельных переменных издержек (ВПусл.4 – ВПусл.3);

- постоянных затрат (ВПф – ВПусл.4).

 

3.2.6.2 Оценка рентабельности деятельности предприятия

 

На краткосрочную и долгосрочную ликвидность или платежеспособность предприятия оказывает влияние его способность генерировать (производить) прибыль. В этой связи рассматриваем такой аспект деятельности предприятия как рентабельность. Это и качественный и количественный показатель эффективности деятельности всякого предприятия.

Как правило, при расчете рентабельности берут отношение прибыли к таким показателям:

– Уровень продаж факторы, определяющие

– Собственный капитал уровень рентабельности

– Активы деятельности предприятия

 

Но так как в отчете о финансовых результатах существует целый ряд показателей прибыли, то понятно, что круг показателей рентабельности может быть расширен и за этот счет, например, если мы хотим выполнить диагностику составляющих собственного капитала или других составляющих капитала предприятия. Аналогично можно оценивать рентабельность составляющих активов предприятия; уровень продаж по отдельным позициям номенклатуры реализации продукции и т.п. Рост показателей рентабельности диагностируется, при прочих равных условиях, как положительная тенденция.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его составляющих.

Рентабельность можно рассчитывать на основе валовой прибыли, прибыли от операционной деятельности, прибыли от обычной деятельности до налогообложения и чистой прибыли. Выбор используемых показателей рентабельности, а соответственно, и используемые показатели финансовых результатов определяются целями диагностики.

К основным показателям рентабельности, используемым в ходе анализа финансового состояния предприятия, относятся:

1 Рентабельность совокупных активов (рентабельность совокупного капитала или экономическая рентабельность) характеризует уровень прибыли, генерируемой всеми активами предприятия, находящимися в его использовании по балансу. Данный показатель рассчитывается по формуле

 

. (3.60)

 

Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.

2 Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует уровень прибыльности собственного капитала, вложенного в данное предприятие, поэтому наибольший интерес представляет для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров и является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности предприятия, т.к. его уровень показывает верхнюю границу дивидендных выплат.

 

. (3.61)

 

3 Рентабельность продаж (коммерческая рентабельность) показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою операционную (производственно-коммерческую) деятельность и рассчитывается отношением суммы прибыли к выручке от реализации продукции. В зависимости от используемого в расчетах показателя прибыли выделяют валовую, операционную и чистую рентабельность продаж.

Валовая рентабельность продаж показывает эффективность производственной деятельности и ценовой политики предприятия.

Показатель операционной рентабельности характеризует способность предприятия генерировать прибыль от деятельности до вычета затрат, не имеющих отношения к операционной эффективности.

Чистая рентабельность продаж характеризует эффективность всех видов деятельности предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Этот показатель отражает полное влияние структуры капитала и финансирования предприятия не его рентабельность.

Экономическое содержание, аналогичное показателю рентабельности продаж, имеет широко используемый в отечественной практике показатель рентабельности продукции, который представляет собой отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции.

 

Выполним анализ системы показателей рентабельности для анализируемого предприятия (таблица 3.18).

 

Таблица 3.18 – Показатели рентабельности предприятия

 

Показатель, % Базисный период Отчетный период Отклонение
Рентабельность совокупных активов -2,39
Рентабельность собственного капитала -0,15
Валовая рентабельность продаж -1,71
Операционная рентабельность продаж -5,81
Чистая рентабельность продаж 0,03

 

В отчетном периоде наблюдается ухудшение всех основных показателей рентабельности предприятия, за исключением чистой рентабельности продаж, что свидетельствует о снижении эффективности его деятельности и вызвано, в основном, сокращением финансовых результатов. Предприятие имеет низкий уровень рентабельности совокупных активов и собственного капитала. Кроме снижения прибыли, ухудшение рентабельности совокупных активов обусловлено увеличением валюты баланса вследствие затоваривания готовой продукцией и роста суммы дебиторской задолженности. Снижение рентабельности собственного капитала вызвано как негативным фактором (сокращение чистой прибыли), так и ростом суммы собственного капитала, который ведет к усилению финансовой автономии предприятия и поэтому является положительной тенденцией. Уровень рентабельности собственного капитала свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности анализируемого предприятия, т.к. он значительно ниже доходности по другим вариантам капиталовложений (например, по банковским депозитам).

Уровень валовой рентабельности продаж сократился на 1,71%, что объясняется ухудшением ситуации на рынке и снижением цен, на которое вынуждено было пойти предприятие в целях стимулирования сбыта. Сокращение валовой прибыли и других доходов от операционной деятельности, а также рост административных расходов привели к практически двукратному снижению операционной рентабельности продаж. Незначительный рост чистой рентабельности продаж вызван увеличением прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности и снижением уровня налогообложения прибыли. Однако увеличение этого показателя в данном случае нельзя считать полностью положительным явлением: во-первых, он происходит на фоне снижения выручки от реализации продукции, во-вторых, снижается доходность операционной деятельности, которая является основным для промышленного предприятия видом деятельности.

 

Для оценки влияния факторов на уровень рентабельности наиболее широко используется факторная модель, разработанная фирмой Du Pont, которая позволяет определить влияние изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов на уровень рентабельности совокупных активов. Факторная модель имеет вид:

 

, (3.62)

 

где П – прибыль от обычной деятельности до налогообложения;

В – выручка от реализации продукции;

А – совокупные активы;

Коб – коэффициент оборачиваемости совокупных активов;

ROS – рентабельность продаж.

На основе рассмотренной модели аналитиками фирмы Du Pont также была разработана факторная схема рентабельности собственного капитала. С ее помощью устанавливается взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала, рентабельностью продаж, оборачиваемостью совокупных активов и структурой финансовых ресурсов.

В отечественных условиях финансовый и налоговый учет ведутся раздельно. Поэтому прибыль от обычной деятельности до налогообложения, приведенная в отчете о финансовых результатах, не является базой для определения суммы налога на прибыль. Соответственно, на величину чистой прибыли, а следовательно, и рентабельности собственного капитала, кроме трех перечисленных выше факторов, влияет уровень налогообложения прибыли.

Факторная модель рентабельности собственного капитала имеет вид

 

, (3.63)

 

где П – чистая прибыль;

СК – собственный капитал;

ДЧП – доля чистой прибыли в общей сумме прибыли от обычной деятельности до налогообложения;

МК – мультипликатор капитала (отношение совокупных активов к сумме собственного капитала);

Коб – коэффициент оборачиваемости совокупных активов;

ROS – рентабельность продаж, рассчитанная через прибыль от обычной деятельности до налогообложения.

Факторный анализ может быть выполнен способом абсолютных разниц.

Влияние изменения доли чистой прибыли рассчитывается по формуле

 

. (3.64)

 

Влияние изменения мультипликатора капитала определяется по формуле

 

. (3.65)

 

Влияние изменения оборачиваемости активов рассчитывается по формуле

 

. (3.66)

 

Влияние изменения рентабельности продаж определяется по формуле

 

. (3.67)

 

Выполним факторный анализ рентабельности собственного капитала рассматриваемого предприятия (таблица 3.19).

 

Таблица 3.19 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности

собственного капитала

 

Показатель Базисный год Отчетный год Отклонение
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения, тыс. грн. 8650,6 6322,8 -2327,8
Налог на прибыль, тыс. грн. 4897,3

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...