Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире

Этот вопрос был подробно освещен при изучении темы 1. Тем не менее, соответствие программе диктует необходимость вернуться к данному вопросу, что сделано в более кратком изложении. Акцент в изучении данного вопроса ставится именно на угрозах военного характера.

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспек­тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито­риальную целостность, социально - политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче­ским зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз­действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять­ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен­ных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основным внешним угрозам следует отнести:

- развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное на­падение на РФ или ее союзников;

- территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче­ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

- осуществление государствами или общественно - политическими структу­рами программ по созданию оружия массового поражения;

- вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

- демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

- наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

- нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

- наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

- расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос­сийской Федерации или ее союзников;

- деятельность международных исламских радикальных группировок, уси­ления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

- ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

- вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос­сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

- действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой ус­тойчивости войск;

- действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

- распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

- попытки насильственного изменения конституционного строя;

- планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен­ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк­туры;

- создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

- незаконное распространение (оборот) на территории Российской Феде­рации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

- широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро­жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе­дерации;

- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно - националисти­ческих движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, во­енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий­ской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ­никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют­ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

- создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз­ников;

- деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под­рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв Конституционного строя РФ, созда­ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

- трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную про­тивозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче­ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

- ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз­никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

- международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

- деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар­котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут­ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу­ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ­ствующими органами стран - союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по­ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере­сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се­годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт­ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт­нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и примене­ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде­ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из­менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно­значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы Неопределенности в особую категорию военного планирования для россий­ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

1. Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа­ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строитель­ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас­ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж­дународной стабильности.

2. Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти­мых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и при­нятие политических решений о возможности их расширенного финансиро­вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста­вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан­ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору­женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо­ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ­ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору­женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали­зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ­ки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

3. Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со­трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче­ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль­ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при­дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-по­литической нестабильности. Это естественным образом может внести кор­рективы в российское военное планирование, а также в принципы разверты­вания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

4. Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи­ровавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз­никать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае парт­нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу­чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пе­рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран­ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа­ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической об­становки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных проти­воречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегическо­го содержания вооруженной борьбы будущего.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...