Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сенсорной депривации военнослужащих

При поступлении на военную службу в ряды Вооруженных сил молодые люди, например, солдаты срочной службы, оказываются в новых, необычных для них условиях закрытых групп. Это резко ограничивает не только привычные контакты с привычным окружением, но и контакты с внешним миром, что препятствует привычному сенсорному насыщению, и, в ряде случаев, может приводить к сенсорной депривации.

Депривация (лат. deprivatio – потеря, лишение) – психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения необходимых жизненных психических потребностей. Для обычного человека практически любая депривация – это неприятность. Она иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов, может зарождаться как физическими индивидуальными недостатками, как в случае с детьми, имеющими сенсорные нарушения, так и некоторыми обстоятельствами жизни вполне здорового человека, которые препятствуют сенсорному насыщению.

Сенсорная депривация возникает по причине сенсорного голода и заключается в невозможности удовлетворить потребность во впечатлениях вследствие ограничения зрительных, осязательных, слуховых, обонятельных, а также других стимулов.

Сенсорная депривация влечет за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Люди перестают реагировать на события, которые ранее были эмоционально значимыми, теряют интерес к прошлым занятиям, увлечениям. То, что раньше вызывало положительное отношение, может вызывать даже отвращение. Людей может раздражать любимая музыка, цветы, они отказываются от встреч с друзьями. Настроение в целом понижается, вплоть до заторможенности, депрессии или апатии, но при этом может колебаться в течение небольшого промежутка времени в интервале от эйфории до раздражительности. В прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний наблюдаются и нарушения памяти, ритмов сна и бодрствования. В таком состоянии воображение, оказывая воздействие на образную память, нарушает процессы произвольного внимания, целенаправленного мышления и речи, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать поставленную задачу или возникшую проблему. Возможны даже случаи искажения в восприятии объектов, такие как нарушение постоянства формы, размера, цвета; восприятие становится двумерным.

При определенных условиях возможно появление и истерических глухоты, слепоты или немоты. В исследовательской литературе чаще всего описываются случаи, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, когда истерическая глухота могла сочетаться с истерической немотой, хотя чаще всего каждая из них проявляется самостоятельно. В мирное время истерическая глухота или слепота развивается по механизму самовнушения вследствие условной приятности или желательности болезненного симптома. Таким образом, «глухота» или «слепота» начинает носить характер избирательного насыщения сенсорной информацией от окружающего мира, то есть человек выделяет в потоке этой информации только ту, которая воспринимается позитивно.

Депривация – это лишение, и если это лишение осознается еще и как бессмысленное из-за отсутствия мотивации, то оно вызывает тревожное состояние, и в этом случае депривация переживается особенно тяжело.

Депривация может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться человеком, находящимся в подобном состоянии. Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Человек может даже не связывать возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов. Поэтому, для того чтобы понять, какие потребности преобладают в той или иной ситуации, необходимо обратить внимание на то, что дает человеку удовлетворение.

Потребность – это внутренний фактор, вызывающий, поддерживающий и прекращающий определенное поведение. Очевидно, что смысл любой потребности легко описать, указав, какие действия требуются для удовлетворения данной потребности: для потребности в пище – действия еды, для жаж­ды – питья, для потребности во власти – действия, подчиняю­щие других, и др. Потребности осознаются в образах, отражающих действия по удовлетворению потребности, а также в образах объ­ектов и ситуаций, в которых в прошлом опыте данная потреб­ность удовлетворялась.

Потребности проявляются в желаниях и мотивах поведения. В желаниях потребности переживаются, а мотивы придают смысл поведению, направленному на удовлетворение потребности. Все это происходит в той или иной степени во всех трех составляющих личности (биологической, социальной, в Я-концепции).

Актуализированные потребности переживаются какжелания. Одна и та же потребность выражается в разных желаниях. Способы удовлетворения этих желаний и сами желанные объекты опре­деляются культурой. Если техника удовлетворения отклоняется от требований культуры социума в целом или требований закрытой группы, то она может быть заблокирована другими людьми.

Мотив – это прежде всего образ, который содержит предвосхищение удовлетворения потребности в определенной ситуации. Он отвечает на вопрос, ради чего совершается действие. Как правило, мотив не осознается самим человеком.

Специалисту, работающему с военнослужащим, находящимся в состоянии сенсорной депривации, не нужно иметь окончательный список его потребностей. Достаточно научиться раз­личать их и анализировать структуру, в част­ности, технику их удовлетворения. Это и дает ключ к управлению потребностями, а, следовательно, и к психолого-педагогической коррекции депривации.

Весьма сложная ситуация создается в результате отношения к военнослужащему с данным видом ограничения жизнедеятельности, когда командиры принимают самого человека, но не хотят замечать или отрицают наличие у него каких-либо специфических особенностей, способствующих сенсорной депривации в определенных ситуациях, и не принимают в расчет его психическое состояния, поскольку не допускают и мысли о том, что они его не «вылечат», причем истинные причины нарушений так и остаются часто не выявленными.

Настаивая на отсутствии у таких военнослужащих нарушений со стороны интеллектуальной сферы, командиры создают им тем самым неадекватные условия службы, не учитывающие сложный характер этих нарушений, что ведет к перенапряжению их нервной системы и отрицательно сказы­вается на изменении личности военнослужащих, а также на качестве выполнения учебной или боевой задачи.

 

Выводы по теме.

Общие закономерности развития детей при дефектах сенсорной системы следующие:

- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- трудность словесного опосредствования;

- замедление процесса формирования понятий.

Уже в дошкольном возрасте необходимо положить начало тому познанию мира, которое, продолжаясь и в школьном возрасте, сыграет роль в формировании личности, поможет ребенку с сенсорными нарушениями стать полноценным членом общества, активным участником многообразной жизни вокруг него. Главная роль в этом процессе принадлежит родителям.

Родительские позиции по отношению к ребенку и его дефекту могут быть адекватными инеадекватными. Поэтому коррекционно-развивающая работа включает себя коррекцию детско-родительских отношений.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха строится в зависимости от степени поражения слуховой функции, уровня развития речи при данной степени поражения слуховой функции и времени возникновения нарушения слуха.

Коррекционно-педагогическая работас детьми с нарушениями зрения должна иметь комплексный характер и направлена в первую очередь на расширение знаний и представлений детей об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. При дефектах зрения необходимо постоянно использовать остаточные зрительные функции, развивать моторику, заниматься физическим воспитанием.

Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа.

Среди военнослужащих могут наблюдаться различные формы нарушений, связанные не с врожденным или приобретенным дефектом, а с сенсорной недостаточностью, которая происходит вследствие ограничения привычных контактов с привычным окружением и контактов с внешним миром.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите закономерности психического развития, проявляющиеся при патологии сенсорной сферы.

2. Приведите примеры классификации лиц с нарушением функционирования слухового анализатора.

3. Назовите основные направления педагогической коррекции при работе с детьми с нарушением функционирования зрительного анализатора.

4. Раскройте суть коррекционной работы с ребенком в семье.

5. Назовите особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с сенсорными нарушениями.

6. Охарактеризуйте особенности поведения детей с врожденными сенсорными нарушениями, которые следует учитывать при лечебно-педагогической работе.

7. Назовите особенности умственного развития детей с сенсорными нарушениями.

8. Охарактеризуйте систему дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста.

9. Раскройте суть коррекционной работы с сенсорной депривацией.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...