Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития.

Половина современных беременностей и родов регистрируются как патологические. Несмотря на это, большинство детей рождаются здоровыми. С другой стороны, и при нормальном течении беременности и родов ребенок может родиться с патологией. Установлено, что на одного ребенка с явным, грубым повреждением мозга приходится до ста новорожденных, у которых легкое поражение мозга проявляется на протяжении первых лет жизни только в небольших отклонениях в развитии, которые не замечаются или игнорируются родителями и воспитателями. В дальнейшем тайное становится явным: неловкость при движениях, неуклюжесть и отставание в учебе, нарушения поведения и нервозность, головные боли при умственных нагрузках, эпилептические и другие приступы и т. д.

Это особенно обидно, так как большинству этих детей можно было бы оказать своевременную помощь. Дело в том, что мозг pебенка обладает нейpопластичностью. Он может в значительной степени восстанавливать функции тех неpвных клеток, которые пострадали во время родов или беременности. Это уникальное явление хаpактеpно только для pастущего мозга в пеpвые три‑четыре года жизни. Поэтому эффективность коррекции тем выше, чем меньше возраст ребенка к моменту ее начала. Именно своевременное выявление, казалось бы, малосущественных отклонений от возрастной нормы – главное условие полноценного развития ребенка.

На развитие ребенка отрицательно могут воздействовать различные факторы во время внутриутробного периода развития, во время рождения, после рождения. Это могут быть генетические отклонения, употребление родителями будущего ребенка алкоголя, наркотиков, психические и физические травмы и др.

Причины и факторы аномального развития детей:

- биологические причины врожденных аномалий;

- биологические причины приобретенных аномалий;

- социальные причины аномального развития;

- объективные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на развитие индивида;

- субъективные факторы.

Биологические причины врожденных аномалий:

Пренатальная патология – патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период:

- токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами;

- физические и психические травмы;

- охлаждение;

- внутренние болезни беременной;

- голодание или неправильное питание матери;

- инфекционные болезни;

- резус-несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода).

Генетические (наследственные) поражения организма– это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Могут наследоваться, например, некоторые формы олигофрении, отдельные психические заболевания, определенные типы глухоты и нарушения зрения, ранний детский аутизм, что происходит в результате нарушения в строении хромосом. Хромосомные болезни обладают сложным дефектом (на тысячу новорожденных приходится пять-семь детей с хромосомными аномалиями и примерно в пятидесяти процентах хро­мосомным заболеваниям сопутствует умственная отсталость в сочетании с дефектами речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). Однако при генных болезнях (ген – участок хромосомы) число и структура хромосом не нарушены, но мутировавший вследствие влияния неблагоприятных факторов ген программирует развитие измененного признака.

Катальные (природовые) нарушения – это механические травмы (повреждения) плода при затяжных или стремительных родах (например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлияние в головной мозг).

Родовые травмы приводят к внутричерепным кровоизлияниям и, как следствие, к гибели нейронов в местах их возникновения. Клиническая смерть новорожденных (при длительности пять-семь минут) в сочетании с внутриутробной патологией и тяжелой асфиксией в родах приводит к малообратимым изменениям центральной нервной системы (ДЦП, нарушение умственного развития, речевые расстройства).

Постнатальные(послеродовые) нарушения – это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Например, последствием менингита (воспаление мозговых оболочек) может стать глухота, или задержка психического развития, или двигательные нарушения. Общие заболевания (грипп, отит, корь, скарлатина, ветряная оспа, пневмония) могут вызвать вторичные воспалительные заболевания мозга, давая осложнения на ЦНС и анализаторы. Реже причиной аномалий становятся черепно-мозговые травмы. Тяжелые и длительные соматические заболевания у детей могут приводить к нарушениям психомоторного развития и/или к поражению нервной системы в результате нарушения обмена веществ и накопления токсичных продуктов.

Неблагоприятная социальная среда влияет, прежде всего, на психологическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к возникновению иных аномалий (например, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы). Однако при изменении социальных условий, ведущих к устранению негативных факторов, развитие, как правило, выравнивается.

Неблагоприятно воздействующие на развитие индивида социальные факторы можно условно разделить на две группы: объективные (см. таблицу 2) и субъективные.

Традиционно к субъективным факторам нарушения психического здоровья относят особенности темперамента, личностные характеристики субъекта, из которых складывается специфика его взаимоотношений с окружающей средой, и способы реагирования на проявления данной среды, как в общих, так и частных, применимых к данному субъекту, случаях.

В эмбриональный периодорганизм особенно восприимчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в результате чего могут возникать различные дефекты. Например, около шестидесяти процентов эмбрионов имеют сниженную способность к развитию (или вообще ее не имеют), что приводит к самопроизвольным выкидышам.

 

Таблица 2

Объективные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на развитие индивида (факторы, не зависящие от воли индивида).

Виды факторов Способы проявления
Социально-экономическая ситуация в стране войны экономические кризисы политические реформы
Стрессовые факторы, обусловленные профессиональной деятельностью ненормированный рабочий день профессии повышенного риска профессии, связанные с высоким уровнем эмоционального напряжения (врачи, педагоги, психологи)
Специфика взаимоотношений в родительской семье неполные семьи дисфункциональные семьи

 

Первый год жизни является основой для адаптации организма к внешнему окружению. В данном периоде нервная система ребенка отличается гибкостью и пластичностью. Идет активное развитие сенсорных и моторных функций, включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, цеплятельный, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма. На третьей-четвертой неделе первого месяца жизни появляется зрительная сосредоточенность на предметах, развиваются слуховые реакции. С первого по третий месяцы жизни происходит увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельного поворота глаз, локализация звука в пространстве, зрительное восприятие, идет формирование двигательных систем. К концу первого года жизни ребенок обретает свободу передвижения.

В возрасте от двух до трех лет происходит параллельное формирование основ психической и речевой деятельности и увеличение продолжительности контакта с окружающим миром. Возрастает диапазон восприятия различных раздражителей. Завершается формирование самостоятельного хождения и координации.

В периоде от трех до пяти лет происходит значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции), расширение спектра коммуникативных функций и овладение фразовой речью, что способствует приобретению и накоплению собственного жизненного опыта.

Период от шести до десяти лет характеризуется вторичным ускорением темпов роста. В этом же возрастном диапазоне происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитивный период). В семь – восемь лет идет интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей. К десяти годам моторика и координация движений соответствуют уровню взрослого человека, совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие коркового отдела больших полушарий головного мозга, закан­чивается рост черепа.

Система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответствует 0-4 годам, независимо от его реального возраста. Система работы включает в себя: развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций, мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи, развития ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Занятия, начатые в период интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода психо-речевого развития.

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаменталь­ное положение отечественной психологии о генетической свя­зи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно вза­имодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания ре­ального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмыс­ленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ре­бенок получает возможность преодолеть статичность восприя­тия. Он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая ситуация непосредствен­ного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для соотношения между наглядны­ми и словесно-логическими формами мышления.

Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказы­ваний: фиксация выполненного действия, рассуждения, умо­заключений. Словесное обобщение собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными.

Использование системы занятий по разви­тию мыслительной деятельности детей с отклонениями в раз­витии позволяет сформировать у них взаимосвязь между основ­ными компонентами познания: действием, словом и образом.

Систематическая коррекционная работа вызывает у де­тей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в ок­ружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его ин­теллектуальных возможностей. Дети начинают ориентировать­ся не только на цель, но и на способы ее достижения. А это ме­няет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных действий. У де­тей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмысливать собственные дей­ствия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать про­стейшие временные и причинные зависимости.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказыва­ет большое влияние и на речевое развитие ребенка: способству­ет запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей). Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать вы­деленные и осознанные закономерности в слове ведет к актив­ному поиску детьми способов словесного выражения, к исполь­зованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

Следовательно, необходима система индивидуальных коррекционных занятий, рассчитанная на последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.

Таким образом, эффективность коррекции тем выше, чем меньше возраст ребенка к моменту ее начала. Занятия, начатые в период интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода развития ребенка.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...