Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назарова А.Ш.Российская цивилизация в эпоху Петра I: модернизационные процессы

 

В сущности это период преобразований Российского государства в результате модернизаторской деятельности Петра I. Этот период охватывает почти два века (конец XVII - конец XIX вв.). Он характеризуется развитием промышленности, а также культуры (в частности науки и всех видов искусства) путем приобщения к экономическим и духовным ценностям, ставшим реальностью в передовых странах Западной Европы.

Царю Русского государства Петру I, человеку от природы, наблюдательному, впечатлительному, деятельностному, в условиях боярских интриг и консерватизма было довольно тягостно. Обладая талантом и смелым, независимым характером, он стремился к тому, чтобы преодолеть царившую в стране косность. Потешные полки, в играх которых он принимал участие, свидетельствовали о немалых способностях молодого царевича в сфере военной, однако взрослеющий царевич рано стал проявлять интерес и внимание к тому, что составляло главное для отсталого государства в конкуренции со странами Европейского Запада.

Знакомство с достижениями высокоразвитой Европой побудило Петра Великого начать незамед­лительное коренное преобразование российского государства. Им были верно определены основные прорывные направления для прогрессивного развития общества. Однако, «Европа, писал он, - нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы обернемся к ней задом».

Что же представляло из себя российское государство в конце XVII века в экономическом отношении?

Кипучая деятельность Петра I приходится на период укрепления крепостного строя в России. При молодом царе его же усилиями он еще больше укрепился. На стезю правления государством вместо бояр все более и более выдвигались люди, представляющие класс дворян.

Одновременно росла потребность в развитии промышленности. Из среды инициативных ремесленников в соответствии с объективными потребностями промышленного производства росла нужда в машинной технике, которая сулила более эффективное производство. Для этого нужен был металл. А производство металла не могло достигаться без рабочих рук, способных заняться добыванием сырья. Причем техника на основе производства металла увеличивало само производство, которое в своей перспективе вело к развитию торговли произведенной продукции. Работники для промышленности, хотя в своем большинстве и были из тех же городских ремесленников, но, поскольку производство все больше и больше требовало рабочих рук, в сферу промышленного производства шел и разный другой люд, в том числе и из числа бывших крепостных крестьян.

Росла торговля, что создавало рост собственников в сфере производства, которым и принадлежит в недалеком будущем создание первоначального накопления капитала.

Но в период начала деятельности Петра I в сфере промышленного производства была утверждена лишь форма мануфактуры (разделения труда на основе ручного способа, без привлечения техники). При Петре I, в соответствии с его усилиями, началось создание излишков производства, которые были нужны для торговли, а на этой основе - создания первоначального накопления капитала.

В начале XVII века, а именно при Петре I, становится реальностью создание цельной системы: потребности развития промышленного производства - привлечение к промышленному производству свободных рабочих рук - создание излишков производства - торговля произведенными продуктами с созданием (одновременно) купечества - формирование собственника в сфере промышленного производства - накопление им первоначального капитала, расслоение общества на классы (людей труда и потребителей результатов их труда) и т.д.

Говоря обобщенно, произошло создание целостной системы в сфере производства как определенной структуры с координационными и субординационными отношениями между составными элементами этой системы.

В период правления Петра I, особенно значительны были новшества и успехи в промышленности. Причем «наибольший успех выпал на долю металлургии. Если к началу XVIII в. общая продукция крупных металлургических заводов составляла примерно 150 тысяч пудов чугуна, то к 1726 году она достигла 800 тысяч. Еще в конце XVII века Россия закупала для оружейного производства железо в Швеции, а в исходе первой четверти XVIII века она сама стала вывозить металл за границу. К этому времени относится создание нового металлургического района на Урале. В 1701 г. там было пущено два вододействующих завода, а к 1725 г. их стало 13, причем эти заводы давали чугуна в два раза больше, чем все остальные предприятия России, вместе взятые».

«Крупная промышленность появилась и на окраинах империи. В начале XVIII в. на территории Карелии была построена группа олонецких заводов, в Казани основана крупная верфь, возникла суконная и кожевенная мануфактуры».

«в России, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, сложился особый тип ма­нуфактур. По техническому оборудованию, разделению труда, связям с рынком русские мануфактуры XVIII в. мало чем отличались от мануфактур капиталистической Англии. Уральские домны по размерам и производительности даже превосходили английские. Но состав рабочей силы русских мануфактур был более сложным, чем на крупных предприятиях Англии и даже феодально-абсолютистской Франции, где давно исчезло крепостное право. Часть русских мануфактур, особенно в металлургии, полностью обслуживалась принудительным трудом».

В петровской России значительные перемены были не только в области производительных сил, укреплялась власть, все более усиливался абсолютизм. Последний имел поддержку со стороны тех, кто был занят в сфере производства. Петр I, реорганизовывая армию, начал с разработки нового воинского устава и создания гвардии - этой военной опоры власти. И не только, но и для ведения завоевательных войн. К 1724 году русский флот стал самым мощным на Балтике.

О производительных силах Российской империи, их уровне и характере уже сказано. Они дают основание утверждать, что период Петра I - это общество зрелого феодализма. В этом обществе созревают предпосылки для преобразования Российского общества в капитализм. Но капитализма еще нет. Есть его предпосылки, пока нет собственного капитализма. Об этом можно судить как по еще недостаточно развитым производительным силам, так и (что особенно) - по производственным отношениям. Существование крепостничества, а при царе Петре I его усиление не дают пока основания для создания капиталистических, т. е. достаточно зрелых и сильных производительных сил. Последние стали возможны лишь после отмены крепостного права, которые существенно сдерживало развитие производительных сил.

Реформирование российской цивилизации в эпоху Петра Великого актуализировало вопросы взаимоотношения государства и церкви. Религиозное сознание общества, церковные устои данного периода во многом являлись сдерживающим фактором в реализации амбициозных планов императора и как следствие - церковь была подчинена государству.

Что же можно сказать о культуре Российского общества при Петре I?

Прежде всего, надо отметить то, что модернизация культуры при Петре I (и позже, включая и первую половину XIX века) теснейшим образом была связана с преобразованием в области экономики.

В результате эксплуатации громадных масс людей на протяжении ряда веков государство скопило и средства для некоторых преобразований в сфере культуры. Причем эти преобразования в значительной мере были необходимы, на пользу самого государства.

Например, модернизация коснулась школьной системы. Уже в первой четверти XVIII века дело просвещения переходит от духовенства к государству. Прикладные науки начинают вытеснять богословие. По установке самого царя Петра I дворянские недоросли отправляются за рубеж - учиться по светским дисциплинам, в первую очередь технике и инженерным специальностям. Петр I в пример дворянским отпрыскам сам обучается (в европейских учебных заведениях) кораблестроению и кораблевождению.

В Москве были созданы Навигационная и Артиллерийская школы (1701). В столице открылась Инженерная школа (1712), Медицинское училище стало принимать в свои классы в 1707 году. В Петербурге и на Урале были открыты горные школы. А русский специалист Магницкий выпустил книгу по арифметике. С января 1703 года стала выходить первая газета, переводились на русский язык книги по инженерному делу, а в 1710 году в России был введен новый гражданский шрифт, более удобный и совершенный для обучения детей.

Знаменательным событием в истории России стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук Российского государства. Функция Академии наук заключалась в том, чтобы руководить научно-исследовательскими работами в стране, причем в структуре этого центра учености были предусмотрены университет и гимназия. Академия была открыта в год смерти царя, без него, но явно подготовленной им, в русле его дум о будущем России.

Еще до открытия Академии наук в начале века (1702 г.) торжественно было провозглашено о рождении в России первого театра. В спектаклях в качестве артистов выступали студенты Медицинского училища и любители из публики.

При Петре I начинают появляться первые авторские литературные произведения, делают свои первые шаги изобразительное искусство. Заметные перемены стали являться в архитектуре. Если раньше этот вид искусства в России испытывал сильное влияние церкви, то в начале XVIII века начинает преобладать гражданское строительство.

Но искусство времен Петра I - это не только сочинения, созданные при его жизни. Это искусство сроднившееся по своему содержанию и мастерству его созидателей с искусством Западной Европы. Не были случайными слова одного из историков того времени о том, что Петр I прорубил окно в Европу. Связь с Европой и влияние ее на культуру России продолжали иметь место во весь послепетровский период, получивший расцвет всех видов и жанров искусства. Можно смело утверждать, что шедевры искусства России в XVIII - XIX веках - это во многом плоды преобразований, осуществленных Петром I в начале XVIII века. В художественной литературе это: Г.Р.Державин и А.С.Пушкин, в музыке: М.И.Глинка и А.С.Даргомыжский, в изобразительном искусстве: К.П.Брюллов и И.Н.Крамской и многие другие.

Кто-то из современников расцвета русской культуры в XIX века метко выразился: «Все мы вышли из «шинели» Гоголя». Это - о роли гоголевского реализма в развитии русской литературы в XIX веке. А если взять глубже и шире (все виды искусства), то «вся русская культура XIX века - это детище деятельности Петра I».

Бесспорно, активная преобразовательная деятельность Петра I несла в себе как конструктивные, так и деструктивные начала. К последним можно отнести, например, сложившееся тяжёлое социально- экономическое положение народа. При этом, как отмечает Дм.Балашов, «Петр I совершил непоправимое - разорвал нацию надвое, противопоставив дворянство народу».

Кроме того, внедрение западных ценностей в лоно российской цивилизации, начатых Петром I, их поддержка и поощрение не раз возбуждали острые дискуссии между представителями западников и славянофилов.

В целом, модернизационная деятельность Петра I начатая в XVII веке во многом определила поступательное развитие общества, судьбу византийско-российской цивилизации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...