Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муравьева Л.А. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII ВЕКА // Дайджест-финансы.. 2007. № 8 (152). С. 39-47.

 

В отсутствии четкой организации и регуляр­ности Петр видел основные причины неудач рус­ской армии. Первыми регулярными полками мож­но назвать потешные войска — Преображенский и Семеновский. Приемы и методы их организации стали переносить на всю армию. Формирование регулярной армии по указам 1699 г. проходило двумя способами: по желанию (волонтеры) и на основе набора «даточных людей». В волонтеры («охочие люди») принимали всех лично свобод­ных подданных разных званий, за исключением крестьян, платящих государственные налоги. Им платили высокое жалование в сумме 11 руб., что вдвое превышало оплату стрельцов. К «даточным» относились вооруженные холопы и крестьяне- рекруты. Одного рекрута поставляли монасты­ри — с 25 дворов, дворяне гражданской службы — с 30 дворов, дворяне, служащие в армии, — с 50 дворов. В итоге была создана 32-тысячная армия с 29 пехотными и 2 драгунскими полками. Армия стала регулярной, в ней проходили обучение и служили пожизненно. Начиная с 1705 г. вводятся только рекрутские наборы крестьян, и прекращается прием волонтеров.

Указ о рекрутской повинности предписывал брать одного рекрута с каждых 20 дворов. В рекруты поставлялись только молодые холостые мужчины от 15 до 20 лет. Эти же дворы должны были сдать денежные приплаты на одежду и прокорм рекрута (20 руб.) и лошадей для армии. Крестьяне, вы­делившие рекрута из своей среды, несли за него коллективную ответственность и в случае бегства, что бывало частенько, должны были поставить нового. Невыполнение указа и нарушение правил сдачи карались крупными штрафами. Государство открыло поистине неисчерпаемый армейский ис­точник. Рекрутские наборы проводились ежегодно, а иногда и несколько раз в год и составляли от 20 — 25 до 45 тыс. человек в год. За 20 лет — с 1705 по 1725 г. только рекрутские поставки деревни соста­вили 400 тыс. человек. Если учесть, что в стране проживали 5 — 6 млн человек мужского пола, то рекрутом был каждый 10-й или 12-й молодой, здоровый, работоспособный крестьянин. Рек­рутчина навсегда вошла в память народа как самая ужасная крестьянская повинность. О рекрутах сокрушались, как о покойниках. Самые щемящие свои песни народ сложил о рекрутских наборах. Пожизненная солдатская служба была тяжела и опасна, еще безрадостнее был остаток жизни от­ставного солдата. Народ сопротивлялся рекрутчине и спасался от нее бегством, поэтому новобранцев заковывали в колодки, как преступников. По цар­скому указу 1712 г, рекрутов начали клеймить, на­калывая на руке иглою кресты и натирая порохом. В народе наколки прозвали «печать Антихриста». Каждый, встретивший такого человека, должен привести его в город, а недонесший может потерять свое имение и сам будет записан в рекруты.

На становление рекрутской системы ушло пять лет, на преобразования всей армии — 10. Измени­лась и тактика ведения сражений: от укрытия за стенами крепости перешли к контактному, иници­ативному бою. В связи с этим большое внимание стали уделять не только овладению техническими приемами, но и тактической подготовке, приучая к ответственности, инициативе, сознательной дисциплине — словом, к тому, что делает армию по-настоящему боеспособной.

Военная реформа относится к числу долговре­менных. Введенная Петром I рекрутская система про­существовала 170 лет, так как она полностью отвечала особенностям социальной и крепостнической струк­туры экономики страны. Рекрутская повинность не была индивидуальной, а имела архаический фео­дальный характер. Всеми процессами распоряжалась община на основе круговой поруки и очередности. К новой системе комплектования армии перешли только после отмены крепостного права.

Необходимость обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием стимулировала строительство мануфактур.

Казна вкладывала огромные средства в развитие металлургического комплекса. Расширялся выпуск железа, пушек, оружия в районах традиционного производства — Карелии, Воронеже, Тамбове, центре. Липецкие заводы обеспечивали всем необ­ходимым Воронежские верфи. Северо-запад доволь­ствовался продукцией Олонецких заводов, которые работали на низкокачественной руде, но обладали тем преимуществом, что находились в непосредс­твенной близости от театра военный действий. На Онежском озере был поставлен чугунолитейный и железоделательный завод, положивший начало го­роду Петрозаводску. Строились новые, расширялись старые заводы. Если предприниматели оперативно не справлялись с казенными заказами, то предпри­ятия у них отбирались. Такая ситуация была воз­можна потому, что понятие частной собственности в российском праве появилось только к концу XVIII в. В петровскую эпоху верховным собственником выступало государство в лице императора, предпри­ниматели были не столько владельцами, сколько арендаторами. В любой момент предприятие могло быть отписано в казну.

Богатейшим рудным и минеральным источни­ком был, безусловно, Урал. Его освоение началось еще в XVII в. на основе строительства кузниц и мел­ких промыслов. В начале XVIII в. за освоение Урала взялось государство. Началось строительство нового металлургического комплекса. Центром железоде­лательной промышленности стала Магнитная гора. Крупные железоделательные заводы были постро­ены на р. Невье, которые через несколько лет были переданы в частные руки тульскому кузнецу Никите Демидову. Уральские заводы Демидовых и Строгано­вых были построены по последним технологическим достижениям и давали продукцию высокого качества. Вскоре Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна и стала экспортировать металл за границу. За 25 лет, с 1700 по 1725 г, производство чугуна выросло более чем в пять раз, и составило 800тыс. пудов в год. Крупные оружейные заводы были построены в г. Туле и Сестрорецке.

На Урал переселяли лучших мастеров России. Нехватку отечественных кадров, обладавших пере­довыми техническими знаниями и опытом работы, восполняли привлечением иностранных специа­листов. Поскольку желающих поработать в России было немало, то правительство предприняло шаги по регламентации их правового статуса. В 1702 г. был издан Манифест, по которому иностранцам на русской службе гарантировались свобода вероиспо­ведания, сохранение подданства и права на выезд. Иностранные мастера получали хорошее матери­альное обеспечение в виде одежды, дров, свечей и прочих благ, высокое жалование, казенные квартиры и освобождались от большинства податей. Договор с иностранными специалистами заключался на 2 — 4 года, но многие жили в России десятилетиями и чес­тно трудились на ее благо, считая пригласившую их страну своей второй родиной. В обязанность иност­ранных мастеров и ремесленников входило обучение русских подмастерьев секретам профессионального мастерства. Сотни русских людей за жалование 25 руб. в год получили необходимые для отечественной промышленности специальности.

Другой сферой, где последовательно отраба­тывались принципы и приемы административного управления экономикой, стала торговля. Государство прибирало к рукам торговлю прибыльным товаром испытанным методом — введением государственной монополии. Одной из первых была введена монополия на соль. Цена на соль увеличивалась вдвое, что давало государству добавочную 100-процентную прибыль. Введение монополии на табак в том же 1705 г. дало государству 800 % прибыли.

Государственная монополия распространялась и на продажу некоторых товаров за границу. Введе­ние «заповедных» товаров при Петре I приобрело особенно большие масштабы. Среди товаров, взятых в казенную торговлю, были: юфть, пенька, лен, льняное семя, хлеб, щетина, смола, поташ, смольчуг, икра и рыбий клей, мачтовое дерево, лосина, ревень, сера, сало, воск, парусное полотно, железо — словом, все товары, которые купцы либо привозили в г. Архангельск, либо сами везли за гра­ницу. На некоторые товары монополия объявлялась временно. Налоги с крестьян частично взимали натурой — пенькой, льном и т. д. Предприниматели поставляли готовую продукцию в казну по госу­дарственным ценам. Вмешательство государства в торговлю душило инициативу русских купцов и торговое предпринимательство, дезорганизовы­вало товарооборот. Широко была распространена откупная система. Откупа продавались чиновни­ками одному или нескольким купцам, которые стремились с лихвой окупить свои затраты, обирали потребителя и выживали конкурентов.

Регулированием национальной эконо­мики и осуществлением торгово-промышленной политики стали заниматься Берг-. Мануфактур-, Коммерц-колегии и Главный магистрат.

Социальная система. В поле зрения реформато­ра находились не только экономическая политика, военное дело, административный аппарат, но и подданные. Социальная структура общества в ходе петровских преобразований претерпела большие изменения. Появлялись новые сословия, упразд­нялись старые. Все население страны делилось на две категории — служилых и податных или тяглых. Глобальные перемены коснулись сословия служилых людей. Созданное преобразованиями Ивана III, оно делилось на две группы: служилых «по отечеству» или по происхождению и служилых «по прибору» или по набору. Основу для образования служилого сословия составляла служба «с земли». Служилые «по отечеству» состояли из высших чинов — членов Боярской думы, стольников, стряпчих, московских и городовых дворян. Служилые «по прибору» вклю­чали мелкие чины — пушкарей, стрельцов, городовых казаков. Границы между сословными группами были нечеткими, что создавало возможность формировать служилых «по прибору» из податных категорий.

Начав системные преобразования, Петр I пос­тепенно, но достаточно быстро уничтожил сословие служилых людей. Он перестал жаловать в боярские чины и стольники, а большую часть служилых «по отечеству» превратил в «шляхетство», которых поз­днее стали называть дворянством. Малосостоятель­ную часть служилых «по отечеству» царь перевел в податную категорию однодворцев. Создание нового сословия подкреплялось рядом законодательных актов. Важнейшим из них стало издание в 1714 г. Указа о единонаследии. Новый указ обеспечивал экономическое и законодательное слияние двух форм собственности — вотчинной и поместной, подтверж­дал привилегии дворянства, но еще более усиливал их зависимость от государства. Недвижимое имущество разрешалось завещать лишь одному ребенку в семье, с тем чтобы остальные искали себе хлеба службой на военном или штатском поприще. Служба для дворян в петровскую эпоху была бессрочной, начиналась с самых низших чинов, и продвижение по службе зависело от образовательного ценза. Без знания гра­моты дворянин не имел права жениться. Указ о еди­нонаследии заботился не об интересах дворянства, а охранял интересы государства. Он не только надежно обеспечивал государство военными и гражданскими служащими, но и не допускал сокращения государс­твенных доходов с недробленых имений.

Пересмотрели и критерии службы. Принцип происхождения был заменен принципом лич­ной выслуги. Система государственной службы регулировалась изданной в 1722 г. Табелью о рангах. Новая иерархия чинов предусматривала последовательное получение очередного чина посредством личной службы.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на все издержки реформирования, Россия сумела преодолеть технологическое отставание от запад­ноевропейских государств, создать новые отрасли промышленности и мощную регулярную армию. По мнению ряда историков, Россия в начале XVIII в. пережила настоящую индустриализацию, проведенную невиданно быстрыми темпами. За 25 лет количество предприятий мануфактурного типа увеличилось в 10 раз — с 20 до 200. При этом многие отрасли тяжелой и легкой промыш­ленности, такие как железоделательная, медепла­вильная, суконная, писчебумажная, создавались заново. Петровская индустриализация в отличие от западноевропейской началась с тяжелой, а не с легкой промышленности, где образование и обора­чиваемость капитала, который идет на расширение производства, происходят быстрее.

Целенаправленная деятельность властей по созданию военно-бюрократического корпуса из аморфной массы служилых «по отечеству» привела к оформлению сословия дворянства. В петровскую эпоху оно, имея некоторые черты корпоративности и привилегированности, обязано было получать образование и непременно служить. Постепенное «раскрепощение» сословия дворянства начинается с 30-х гг. XVIII в. и все больше утрачивает черты кре­пости к государству благодаря подписанию в 1762 г. Манифеста «О даровании вольности и свободы российскому дворянству». Одним росчерком пера монарх создает новую социальную категорию госу­дарственных крестьян и ликвидирует тысячелетний институт холопов. Социальная реформа приводит к увеличению числа податных категорий. Эта реформа сохраняет все предыдущие ограничения в свободе передвижения, выборе занятий и соци­альных перемещений, но еще более четко и жестко регламентирует права и обязанности каждой со­словной группы. Итогом социально-экономичес­ких преобразований стало базирование российской промышленности почти полностью на применении крепостнического труда. Активное вмешательство государства в экономическое развитие привело к двум основным последствиям: быстрому созданию экономической базы страны и подавлению тен­денции развития по капиталистическому пути, что определило быстро нарастающее экономическое отставание России с начала XIX в.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...