Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции управления. Модели структур

 

Рекомендации для усвоения темы

Западные промышленные психологи утверждают, что только за счет социально-психологических факторов производительность труда можно поднять на 60 - 70 %. В начале тридцатых годов под руководством профессора Элтона Мейо в городе Хоторне (США) были проведены исследования, позволившие выяснить, при каких условиях достигается наиболее высокая производительность труда.

Для этой цели была сформирована экспериментальная группа рабочих, которые в течение 3-х лет подвергались различным испытаниям. Изменяли режим рабочего дня, изменялось освещение и температура воздушной среды. Люди работали с регламентированными режимами, либо без них вообще. Работников кормили изысканной пищей за счет фирмы, не давали им есть вообще, и постоянно менялся состав рабочих групп. В результате эксперимента было установлено, что, оказывается, самое большое влияние на рост производительности труда оказывал состав работающей группы при других не изменяющихся, либо незначительно изменяющихся условиях. Таким образом, было сделано открытие в психологии, связанное с созданием неформальных групп.

Формальной группой может быть школьный класс, семья, подразделение фирмы и т.д. В таких группах люди связаны между собой формальными положениями - уставами, правилами, традициями, указаниями руководителей.

Формальные группы имеют неограниченную численность и объединены общими целями и заданиеми.

Неформальная группа возникает (формируется) на основе межличностных отношений, т.е. взаимных симпатий. Такая группа ограничена численностью от 2-х до 5-ти человек.

Неформальные группы могут возникать как на положительной, так и на отрицательной основах. Например, положительной основой может быть любовь к эстрадной музыке, канадскому хоккею, нумизматике, филателии и т.п. Отрицательной основой может являться склонность к спиртному, желание навредить руководителю, не пользующемуся авторитетом.

Неформальная группа оказывает на своих членов конформистское давление. Конформизм - это реакция на потребность в одобрении или приспособлении к установкам группы. Повсюду новички проходят проверку на способность к конформизму, перед тем как они будут положительно восприняты группой.

Как правило, в неформальных группах выделяется лидер. Это может быть знаток эстрадного искусства, обладатель самой большой и ценной коллекции монет или тот, про которого говорят: "Выпьет литр и ни в одном глазу".

Авторитет лидеров неформальных групп зачастую выше авторитета должностных лиц. И выяснение позиций лидеров является предметом внимания не только психологов, но и самих формальных руководителей. Лидеров, мешающих проводить политику администрации фирмы, стараются уволить, либо изолировать, например, перевести на другой участок работы.

Для оценки связей в коллективе, отношений членов группы друг к другу, выявления лидера в управлении используют так называемый социометрический метод.

Социометрический метод представляет собой построение социограмм - графических изображений, характеризующих связи в коллективе, симпатии и антипатии между членами группы.

Назначение социограмм - выявить конфликты между членами группы, устранить эти конфликты, правильно расставить работников по рабочим местам.

Для обработки информации, собранной методом социометрического опроса, прибегают к построению социоматрицы, в которой отражается сведение всех результатов социометрического опроса с индивидуальных карточек, розданных респондентам. При помощи социоматрицы можно раскрыть и проанализировать отношения внутри исследуемого коллектива. Это - регистратор внутриколлективных связей.

В социоматрицу в форме числовых значений или символов заносится информация, полученная в ходе наблюдения или опроса и устанавливающая связи индивидов друг с другом соответственно их реакции, оценкам, действиям. Путём преобразования матриц проводится анализ связей и взаимоотношений в коллективе. С помощью социоматриц исследователь получает возможность изучать различные социальные связи; можно определить лидера коллектива и «отвергнутого», то есть человека, который «не вписался» в данный коллектив.

Социоматрица строится по следующему принципу:

а) в горизонтальных строчках - кто выбирает;

б) в вертикальных строчках - кого выбирают.

Количество строчек соответствует количеству членов коллектива. Рассмотрим для примера социоматрицу отдельной формальной группы (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Социоматрица

 

Кто выбирает ФИО Кого выбирают Отданные голоса Всего
  ( + ) ( - )  
1.   + + + - - +
2. -   - + + + - +
3. - +   - + -
4. - + +   + -
5. + + + -   - -
6. + + +   + -
7. + - + + +   +
8. + - + + +  
Содержится ( + ) голосов ( - ) - - -    
Всего    

Условные обозначения:

( + ) - отношение симпатии (выбор);

( - ) - отношение антипатии (отклонение);

( 0 ) – безразличие.

 

Социоматрица показала: N 5 - лидер, N 7 - самый "отклоненный", т.е. человек, не пользующийся авторитетом у товарищей.

Путем преобразования, логического и числового анализа матриц мы выясняем отношения в коллективе. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде.

Одним из наиболее распространенных и перспективных методов анализа социометрической информации является графический метод.

Графическое изображение взаимоотношений в коллективе, устанавливаемых на основе выбора, называется социограммой. Социограмма - это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий. При построении социограмм употребляется следующая символика:

А ____ В - положительный выбор;

А - - - - В - отрицательный выбор;

А ==== В - взаимовыбор (положительный);

А = = = В - взаимоотрицательная связь.

Существует несколько графических изображений социограмм. Рассмотрим некоторые, самые характерные и наиболее распространенные.

· Изолированный элемент:

О - никем не выбран

· Диада - связь между двумя элементами:

А__________В

· Триада, тетрада и т.п.

 

 
 

 

 


· Цепь:

 

О - О - О - О – О

 

· Звезда

 

 

 


· Структура дерева

 

 


7. Круговые социограммы

 

1 1

 

6 2 6 2

 

 

5 3 5 3

 

4 4

 

Положительные выборы Отрицательные выборы

по критерию по критерию

 

Если при построении социограммы расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному пространственному изображению (например, на рабочих местах), то такая социоматрица называется логограммой. Существуют и другие организационные схемы.

Результаты социометрического опроса в количественной форме можно выразить с помощью вычисления социометрических индексов.

Социометрический индекс - это количественные характеристики межличностных отношений. Общий вид социометрического индекса можно представить как число выборов какого-либо определенного вида, разделенное на общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов - персональные и групповые - в зависимости от того, какие отношения мы исследуем. Персональные социометрические индексы отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Групповые индексы характеризуют группу в целом. Приведём некоторые из наиболее распространённых персональных и групповых индексов.

Социометрический статус (Сi) отражает отношение членов группы к каждому её представителю:

 

количество полученных i-членом голосов (выборов) , (1.1)

Ci = N-1

 

где N - численность группы.

Одновременно имеет смысл исчислять положительный (Сi+) и отрицательный (Сi-) статусы, являющиеся, составными частями общего социометрического статуса индивида.

 

количество положительных выборов i-члена группы , (1.2)

Сi+ = N-1

 

количество отрицательных выборов i-члена группы (1.3)

Сi- = N-1

 

Очень часто социологу приходится определять статус респондента. Статусы бывают положительные и отрицательные.

Положительный статус индивида вычисляется по следующей формуле:

число индивидов, выбравших i-члена группы , (1.4)

ПC = N-1

 

где N - число индивидов в исследуемом коллективе.

Отрицательный статус индивида равен:

 

число индивидов, отклонивших i-члена группы, (1.5)

ОС = N-1

 

Индекс эмоциональной экспансивности (Ээi) характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах. Определяется по формуле:

 

количество выборов, отданных i-членом группы, (1.6)

Ээi = N-1

 

Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности:

 

количество положительных выборов, отданных i-членом, (1.7)

Ээi+= N-1

количество отрицательных выборов, отданных i-членом, (1.8)

Ээi- = N-1

 

Дополняет эти социометрические показатели индекс объёма взаимодействия (В), который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта.

 

количество взаимодействий i-члена группы, (1.9)

Вi = N-1

 

При исчислении индекса Вi надо аккуратно подсчитать односторонние положительные и отрицательные выборы, или связи, и добавить к ним количество трёх видов парных, или двусторонних, выборов: взаимно положительные или взаимно отрицательные выборы (симметричные отношения) и несимметричные выборы (когда один человек выбирает другого, но второй отказывает в этом первому). Так, из таблицы 1.2 следует, что Алексеев имеет пять взаимодействий: три из них односторонние (с членами группы №№2, 4, 5), два - парные (симметричное с №3 и противонаправленное с №6). Зачастую количество взаимодействий легче исчислять не по социоматрица, а по социограммы.

В таблице 1.2 приведены расчётные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера.

Теперь о групповых социометрических индексах.

Индекс социометрической когерентности (К). Он характеризует меру связности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учёта их знака, их направленности.

 

количество отданных (или полученных) выборов, (1.10)

К= N · (N-1)

 

Из формулы понятно, что индекс социометрической когерентности является средней арифметической двух выше рассмотренных персональных индексов: социометрического статуса и эмоциональной экспансивности. Для нашего примера индекс когерентности равен:

 

18 1

К = 6 · (6-1) = 0,6

 

Индекс взаимности (G): измеряет сплочённость группы, проявляющуюся, прежде всего в количестве взаимных положительных связей, находится по формуле:

 

количество положительных взаимных связей, (1.11)

G = N · (N-1

Для данных, собранных в табл. 1.2, показатель G = 8 / 30 = 0,27. Это высокое значение межгрупповой взаимности.

Показатель психологической совместимости коллектива можно определить через коэффициенты:

- коэффициент взаимности (G);

- коэффициент конфликтности (V);

- коэффициент нейтральности (N).

Эти коэффициенты определяются в результате анализа ответов работников на анкету. Например, им предлагается следующий вопрос: «В вашей бригаде работает n человек. Предположим, что бригада формируется заново и в ней будет работать такое же число рабочих. Укажите, со сколькими из них Вы хотели бы вместе работать в новой бригаде; не хотели бы совместно работать в новой бригаде; безразлично – работать или не работать вместе».

Опросом должно быть охвачено не менее 70 % членов бригады. Коэффициенты рассчитываются для бригады в целом. Их сумма должна равняться единице. Значения каждого из коэффициентов могут быть от 0 до 1. Чем выше значение G и ниже значения V и N, тем сплоченнее коллектив.

Коэффициент психологического климата (Кл) определяется путем анализа ответов рабочих на следующие шесть вопросов, характеризующих сложившиеся отношения между членами бригады, бригадиром и администрацией:

1. Каковы отношения между членами бригады?

2. Каковы отношения членов бригады с бригадиром?

3. Каковы отношения у членов бригады с администрацией цеха?

4. Считаете ли Вы, что члены бригады могут откровенно высказать свое мнение по всем вопросам жизни коллектива?

5. Считаются ли с Вашим мнением в бригаде?

6. Считается ли администрация цеха с мнением бригады?

После каждого вопроса приводится пять вариантов и каждый вариант оценивается баллами от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка). Например, предлагаются следующие варианты ответов на первый, второй и третий вопросы: 1) очень плохие; 2) плохие; 3) удовлетворительные; 4) хорошие; 5) очень хорошие. При ответе на 4-ый вопрос варианты ответов следующие: 1) не могут; 2) скорее не могут, чем могут; 3) скорее могут, чем не могут; 4) чаще всего могут; 5) всегда могут. При ответах на 5-й и 6-й вопросы: 1) не считаются; 2) большей частью не считаются; 3) иногда считаются; 4) чаще всего считаются; 5) всегда считаются. Максимально возможная оценка отношений равна 30 баллам. Коэффициент психологического климата (Кл) определяется как отношение фактической оценки к максимально возможной. Условно можно принять значения коэффициентов: 0,2-0,45 – плохие взаимоотношения; 0,45-0,65 - удовлетворительные; 0,66-0,85 - хорошие; 0,86-1,0 - очень хорошие.

 

Таблица 1.2

Социометрические характеристики членов группы

 

Члены группы Социометрический статус Эмоциональная экспансивность Индекс взаимности
Положит. Отриц. Общий Положит. Отриц. Общая
1. Алексеев 0.4 0.4 0.4 0.6 1.0 1.0
2. Бондарев 0.2 0.6 0.8 0.4 0.4 1.0
3. Михайлов 0.6 0.6 0.4 0.2 0.6 0.8
4. Нилов 1.0 1.0 0.4 0.4 1.0
5. Поляков 0.2 0.2 0.2 0.2 0.4 0.6
6. Чижов 0.4 0.2 0.6 0.8 0.8 0.8

 

Представляет интерес и социометрический индекс референтности, задаваемый выражением:

 

количество положительных взаимных выборов 8

R = количество положительных выборов всего 13 = 0,61

 

Последнее, на чем необходимо остановиться, это вопрос надежности данных, полученных социометрическим опросом. Об оценке надежных социометрических данных среди социологов нет единого мнения. И действительно, здесь есть о чем спорить. Ведь многие данные носят отпечаток субъективности. Социологическая практика показывает, что социометрическим методом можно получить надежную информацию, или информацию можно считать надежной, если:

во-первых, она получена при исследовании малых групп;

во-вторых, если она проверена другими методами:

а) методом парных "исследований";

б) методом интервью;

в-третьих, если она подтверждена неоднократным повтором социометрической процедуры.

Наиболее надежным способом проверки данных, полученных социометрическим методом, является неоднократный повтор социометрической процедуры в одном и том же коллективе, но и здесь может сказаться влияние временного фактора. Он может быть или слишком маленьким или слишком большим. Безусловно, на надежность и достоверность информации, собранной методом социометрии, влияет профессиональная подготовка и общефилософская позиция социолога.

Кроме существующих пока трудностей в определении надежности информации, полученной методом социометрии, следует подчеркнуть еще один его недостаток: ограниченность этого метода, заключающаяся в субъективном подходе к природе получаемой информации о взаимоотношениях людей, в невозможности дать оценку надежности данных на малых выборках без привлечения других методов исследования.

Но, тем не менее, прикладная ценность социометрической техники очевидна. Она помогает проникнуть в невидимые на социальном уровне, но неразрывно существующие групповые структуры межличностных отношений с целью их изучения или перестройки. Социометрические методы очень широко используются в социальной психологии. Что же касается практической сферы, то формирование экипажей космонавтов, в отдельных случаях производственных бригад, творческих групп и т.п. невозможно без применения социометрических опросов.

В предлагаемых ниже заданиях студентам следует оценить отношение членов группы друг к другу, установить сплочённость группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность.

Задание 1.1

На рис. 1.1 представлена социограмма, характеризующая связи в коллективе. Дать оценку этим связям и предложить мероприятия по улучшению социально-психологического климата в коллективе.

В

Условные обозначения:

- мужчины

D - женщины

- симпатии С А Е

- антипатии

 

 

Д Г

 

Рис. 1.1. Социограмма связей в коллективе

Рекомендации по оценке связей в коллективе, составленной на основе социограммы из задания 1.1.

Из данной социограммы видно, что в группе из 6 человек А является лидером и вместе с В и С образуют ядро группы. Е и Г испытывают взаимную неприязнь, Д оказывается вообще вне контакта с остальными членами группы ("отвергается"). Для улучшения социально-психологического климата в данном коллективе надо повлиять на взаимоотношения Е и Г или содействовать переходу этих лиц в другой коллектив. Неплохо было бы вывести и отверженную Д. Руководитель должен предвидеть, что если вывести из данной группы А, например, перевести на другую работу, то в группе произойдут серьезные изменения, нарушится ее целостность.

 

Задание 1.2

Построить социограмму связей в коллективе, состоящем из 6 человек. Оценить отношения между членами коллектива, указать на возможные конфликты, предложить меры по улучшению психологического климата в группе:

А относится с симпатией к В, Г, с антипатией к Е, равнодушно к Б, Д.

Б относится с симпатией к Г, А, с антипатией к Е.

В относится с симпатией к Б, Г.

Г относится с симпатией к В, Б.

Д относится с симпатией к Г, Б, В, с антипатией к Е.

Е относится с симпатией к Г, с антипатией к Д.

Условные обозначения:

- симпатия +;

- антипатия -;

- равнодушие – 0.

Примечание: не указанные связи означают равнодушие.

 

Задание 1.3

Дана социоматрица (табл. 1.3), по которой следует выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера.

Таблица 1.3

Социоматрица связей в коллективе

 

№ п/п Кто выбирает Кого члены выбирают Сделанные выборы Всего
    ( + ) ( - )  
Антонов   + + - -
Володин +   + - -
Григорьев + +      
Песков +       -
Сидоров + - - +  
Полученные ( + ) выборы ( - )    
Всего    
                         

Условные обозначения:

+ положительный выбор;

- отрицательный выбор.

 

Задание 1.4

В отделе, состоящем из пяти человек, при помощи социограмм проводятся исследования межличностных отношений. Каждому работнику отдела выдается карточка с обозначениями всех работников этого подразделения (см. рис. 1.2).

 

 

Х

 

А Д

 

 

В С

 

Рис. 1.2. Карточка для проведения исследования в группе

Крестиком обозначен руководитель. Получившим карточки задан ряд вопросов, ответы на которые обследуемые делают графически, используя следующую символику:

А В - положительный выбор, совершенный А - членом.

А В - отрицательный выбор, совершенный В – членом.

А В - взаимная положительная связь А и В – членов.

А В - взаимная отрицательная связь А и В – членов.

Результаты, получившиеся при наложении карточек с ответами

на вопросы представлены на рис. 1.3.

По полученным результатам оцените авторитет руководителя, выявите неформального лидера, оцените морально-психологический климат в группе, рассчитайте социометрические индексы, характеризующие связи в данном коллективе.

 

Задание 1.5

Дана социоматрица (табл.1.4). Определить число отданных и число полученных выборов. Представить круговые социограммы положительных и отрицательных выборов. Рассчитать социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, когерентности и другие.

Х

 

А Д

 

 

В С

Рис. 1.3. Результат, получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос: "С кем бы Вы хотели провести вечер в ресторане?"

 

Х

 

А Д

 

 

В С

Рис. 1.4. Результат, получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос: "С кем бы Вы хотели в дальнейшем продолжить совместную работу?"

 

Х

 

А Д

 

 

В С

 

Рис. 1.5. Результат, полученный при наложении карточек с ответами на вопрос: "Кого из сотрудников Вы считаете дельным и наиболее профессионально выполняющим работу?"

Таблица 1.4

Социоматрица связей в коллективе

 

Кто выбирает Кого выбирает Число отданных выборов Всего
( + ) ( - )  
1. Алексеев * - + + - -      
2. Бондарев * + +      
3. Михайлов + - * +      
4. Нилов + * +      
5. Поляков - + *      
6. Чижов + + + + *      
Полученные выборы (+)                  
Полученные выборы (-)                  
Всего                  

Задание 1.6

Провести опрос в группе. По предлагаемым ниже вопросам составить социоматрицу по сделанным выборам. Определить лидера. Выявить наиболее авторитетных однокурсников в группе по задаваемым вопросам.

Самовыбор не предполагается, поэтому по диагонали ставим знак" * ".

Уважаемый студент!

Взаимоотношения в учебной группе оказывают очень сильное влияние как на самочувствие отдельного человека, так и на работоспособность и учебу всего коллектива. В целях изучения взаимоотношений в Вашей группе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии товарищей (или их номера по списку группы).

1. Как Вы считаете, кто в Вашей группе пользуется самым большим авторитетом у однокурсников?

1________________2________________3 ____________________

2. Кто из Ваших однокурсников, по Вашему мнению, вызывает наибольшие симпатии а группе?

1________________2________________3 ____________________

3. К кому из однокурсников Вы предпочитаете обращаться с вопросами по учебе?

1________________2________________3 ____________________

4. С кем из однокурсников Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

1________________2________________3 ____________________

5. Кого из однокурсников Вы охотно пригласили бы к себе в гости?

1________________2________________3 ____________________

6. С кем из однокурсников Вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

1________________2________________3 ____________________

7. С кем из членов Вашей группы Вы не хотели бы иметь ничего общего?

1________________2________________3 ____________________

 

Задание 1.7

Выберите правильные ответы.

А. Формирование группы (ядра фирмы) начинается с того, что:

1) назначается руководитель;

2) один человек - лидер - начинает осуществлять свои идеи;

3) в группе появляются исполнители идей;

4) каждый член группы предлагает свою идею.

В. При увеличении размера группы до 5-7 человек:

1) происходит развитие формальной и неформальной структуры;

2) появляется лидер;

3) теряется управляемость.

С. По оценкам специалистов, максимальный предел управляемости группы составляет:

1) 50-200 человек;

2) 500-1000 человек;

3) 1500-1800 человек;

4) 2000-2500 человек.

 

Задание 1.8.Тест - игра «Кораблекрушение»

Тест - игра нацелена на установление психологической совместимости в коллективе, определение лидера и стратегии поведения. Для современного менеджера, работающего в управленческом поле «направленность на дело – направленность на человека», большое значение приобретает достижение согласия с исполнителями. В связи с этим в процессе оценки деловых качеств претендента на управленческую должность применяются методики, позволяющие определить степень выраженности названных качеств.

Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы по 5-6 человек, перед которыми ставится одна и та же задание. Руководитель следит за ходом обсуждений в каждой подгруппе, делает выводы и докладывает результаты игры.

Ситуация: Южное полушарие. Тихий океан. Вы дрейфуете на яхте. 1000 миль до материка. Плавание длится уже два месяца. Вдруг шторм, крушение. Все живы и после крушения яхты находятся на прочном надувном плоту с веслами. Удалось спасти 17 предметов.

Задание: Ранжировать 17 спасенных предметов в соответствии с их значением в вашем спасении и выживании.

Список вещей:

1. сетка москитная;

2. пять литров горючего;

3. секстант;

4. зеркало для бритья;

5. армейский неприкосновенный запас на 30 дней на одного человека;

6. карта Тихого океана;

7. десять литров воды в канистре;

8. непрозрачная полиэтиленовая плёнка - 10 кв. м.;

9. нейлоновый шнур - 8 метров:

10. два пакета с шоколадом по 10 плиток;

11. надувной матрац;

12. транзисторный приёмник;

13. бутылка рома крепостью 80 градусов;

14. порошок для отпугивания акул;

15. рыболовная снасть.

16. пачка сигарет;

17. коробок спичек

Успех и спасение зависят от правильно выбранной стратегии и тактики, которые станут очевидными исходя из очерёдности вещей в составленном списке вещей. Эксперты мысленно отвечают на следующие вопросы:

Что мешало достижению согласия в группе?

Какие признаки лидерства выявлены?

Кто доминировал?

Какова атмосфера в группе?

Какие действия предпринимали испытуемые для проведения своих идей?

Очень важно для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе вовремя распознать и предотвратить конфликт.

Конфликт – сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом), вступающей в противоречие с интересами другой стороны.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

Типы конфликтов:

1) конфликт целей –участвующие в нем стороны по-разному видят цели, желаемое состояние объекта в будущем;

2) конфликт взглядов;

3) чувственный конфликт – основан на различии чувств, эмоций в отношениях друг к другу. Люди вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведением дел.

Уровни конфликтов:

1) внутри личности – может заставить индивида агрессивно действовать по отношению к другим, и вызвать межличностный конфликт;

2) между личностями – вовлекает двух и более индивидов;

3) внутри группы – столкновение между частями или всеми членами группы;

4) между группами – противостояние или столкновение двух или более групп в организации;

5) внутри организации – столкновение на почве недовольства того, как были спроектированы работы или организация в целом, как формально была распределена власть в организации.

 

Методы разрешения конфликтов:

1) разрешение конфликта силой;

2) разрешение конфликта через сотрудничество;

3) разрешение конфликта через компромисс;

4) уход от конфликта;

5) войти в положение другой стороны.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...