Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческое решение. Методы его принятия.

 

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, решение производственных задач, разрешение конфликтных ситуаций.

Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1. Анализ проблемной ситуации:

- сбор информации;

- анализ полученной информации;

- выяснение актуальности;

- определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2. Составление плана решения:

- разработка альтернативных вариантов решения;

- сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;

- оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

- оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

- составление программ решения;

- разработка и составление детального плана решения.

3. Выполнение решения:

- доведение решений до конкретных исполнителей;

- разработка мер поощрений и наказаний;

- контроль выполнения решения.

Методы принятия управленческих решений различны. Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Самым древним методом решения задач является использование так называемой «хорошей идеи», которая в сущности является проявлением интуиции. Ее называют управленческим «ноу-хау». В этом случае не всегда четко формулируется проблема. Однако нередко на основе интуиции приходит молниеносное видение проблемы и способы ее решения. Роли эвристики придается уникальное значение в решении задач управления. В условиях развития новаторских идей она является составной частью любого организованного созидательного процесса.

Существуют следующие способы принятия управленческих решений.

Метод декомпозиции – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов.

Метод диагностики – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

Метод экспертных оценок – формируются какие-либо идеи, которые затем рассматриваются, оцениваются, сравниваются и анализируются группой независимых экспертов.

Метод Дельфы. Применяется, когда имеется много альтернатив. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы. Мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство не согласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделяться группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

Метод неспециалиста - вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

Метод теории игр – задачи решаются в условиях полной неопределенности.

Метод синектики. Состоит из 4-х фаз работы творческой группы.

1. Все участники творческой группы обдумывают проблему и пытаются найти пути ее решения.

2. Участники группы избирают лидера, который подробно излагает свое мнение по решению задачи.

3. Каждый участник излагает свои соображения по поводу возможного способа решения задачи. После этого происходит творческая дискуссия, которая направляется лидером. Если дискуссия не приводит к выработке общего подхода к решению управленческой задачи, используют различные методы согласования.

4. Высказанные мнения анализируются группой приглашенных специалистов – экспертов. При этом разрешается присутствовать членам творческой группы.

Метод дневников. Применяется при решении сложной задаче, которая требует напряжения творческих сил в течение длительного времени. Создается специальная группа экспертов. Каждому участнику группы выдается блокнот, в который ежедневно записываются наблюдения и выводы по поводу возможного решения задачи. Руководитель собирает и обобщает записи в дневниках и выносит выводы на групповое обсуждение.

Метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма». Методика их проведения будет рассмотрена ниже.

Метод «635» является одним из вариантов мозгового штурма. В пределах одной группы обмен информацией осуществляется в письменном виде. Данный метод отвечает требованиям:

а) возросшей степени связей, имеющихся между отдельными идеями, в дальнейшем участники группы углубляют идеи, предложенные на первом этапе;

б) более ограниченной свободе действий, следствием чего является более высокая конкретность в проработке идей.

С помощью метода «635» решения вырабатываются постепенно на протяжении нескольких этапов.

Метод Гордона. Некоторые специалисты по проблемам управления считают, что метод «мозгового штурма» стимулирует активность участников творческой группы до того момента, когда группа завершает формирование модели решения задачи. После этого активность участников снижается. Автор метода Гордон считает, что не нужно ставить перед группой конкретную задачу, например, как повысить производительность труда. Следует очертить проблему лишь в общих очертаниях, а собранный в процессе дискуссии материал отдать экспертам. Они сделают конкретные выводы.

Метод аналогий – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Метод Дельбека. Применяется в решении задач, требующих знаний в различных областях. Данный метод предполагает активный творческий подход всех членов группы в решении проблем. Пассивное участие членов группы исключается. Настоящий метод включает несколько этапов.:

а) определение проблемы;

б) выявление факторов, способствующих и препятствующих выполнению данной цели, а также установление связи между ними;

в) нахождение вариантов решения проблемы и выбор оптимального варианта.

Предполагается следующий порядок работы.

1. Каждый член группы независимо друг от друга кратко описывает конкретную управленческую ситуацию. На это отводится 15 минут.

2. Зачитываются самые характерные предложения. Модератор их фиксирует.

3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет ошибки и неточности формулировок.

4. Фиксируется число одинаковых предложений.

5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму.

6. Модератор обобщает предложения, выражающие мнение группы.

7. Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое положение вещей.

8. Проводится дискуссия в течение 20 минут. Цель ее – выводы, оценивающие данную ситуацию.

9. После дискуссии каждый член группы вносит три предложения, ранжируя их по степени важности.

10. Цель формулируется в виде предложения, с которым соглашается большинство участников.

11. Составляется список факторов, препятствующих достижению цели.

12. Определяются факторы, способствующие достижению цели.

13. Составляется план реализации организационного изменения.

Метод голосования «за и против». Выбираются несколько вариантов. Оцениваются в балльной системе членами жюри. К каждому обсуждаемому варианту выделяют два представителя концепции «за» и два представителя «против», которые приводят различные доводу в защиту своих концепций.

Метод утопических игр. Сущность этогометода заключается в том, что высказываются различные идеи, которые в данное время не могут быть реализованы, но представляют интерес в будущем. Все высказанные идеи оцениваются с помощью матрицы предпочтений.

Метод линейного программирования.

Метод теории вероятности.

 


Задача 4.1

Предложите управленческое решение в следующих ситуациях.

А. В предпраздничный сокращенный день рабочие вашего дружного, сплоченного участка решили отметить праздник с выпивкой. Вас в известность не поставили, т.к. знают строгие указания на этот счет, которые Вы соблюдаете. Вы обнаружили факт выпивки. Как поступите?

Б. Вы поручили невыгодную работу рабочему с большим стажем. Тот отказался и послал вас к новичку. Новичок тоже отказался, мол «не лыком шит». Какой выход Вы нашли бы? Как поступите, чтобы не сталкиваться с подобными отказами впредь?

В. Напишите объявление с повесткой дня из трех вопросов и полной информацией. Обязательное условие: как сделать объявление таким, чтобы все рабочие на собрание пришли?

 

Задача 4.2

Предприятие получило материальный ресурс - влагосодержащий, дорогостоящий материал в количестве 100кг. Памятуя о коварном свойстве влаги испаряться и тем самым уменьшать вес материала (а заодно и терять стоимость), проводится анализ на содержание в нем влаги - замеряется доля жидкости. Эта доля по весу составляет немалую величину - 99%. Через некоторое время, беспокоясь об усушке материала, Вы повторяете замер и обнаруживаете, что теперь влагосодержание составляет по весу 98 %.

Спрашивается: каков теперь должен быть вес оставшегося после испарения материала? Обоснуйте своё решение.

 

Задача 4.3

Методом «мозговой атаки» предложите решение следующих проблем:

- как устранить конфликт между руководителем и починённым на почве личных отношений, влияющих на производственные отношения и мешающих нормальной работе всего коллектива?

- как выполнить срочное задание, находящееся под угрозой срыва из-за поставки некачественного сырья?

- стратегия фирмы по выпуску новых видов товара стала известна конкурентам;

- при строительстве нового объекта стала очевидна нехватка капитальных вложений.

Рекомендации по проведению «мозговой атаки».

В основе метода "мозговой атаки" лежит идея о том, что для побуждения творческой инициативы человека нужно поместить в необычные условия - сделать его участником игры или дискуссии с элементами игры, «вырвать» из привычной обстановки.

Этот метод может применить и начинающий предприниматель, и

руководство солидной преуспевающей фирмы, оказавшиеся в затруднительных обстоятельствах.

Возможно, большинство идей, высказанных в ходе "мозговой атаки" будут совершенно абсурдны, но довольно часто среди них можно найти пару интересных мыслей, причем чаще всего это происходит в том случае, когда "мозговой атаке" подвергается какая-то более или менее конкретная проблема.

Сущность "мозговой атаки" – это процесс решения проблемы в ограниченные сроки, когда оттяжка принятия решения во времени может привести к нежелательным, а, возможно, и к катастрофическим последствиям. Метод "мозговой атаки" наиболее известнен и широко используется как метод выработки новых идей и творческого решения проблем.

Этапы "мозговой атаки":

1) генерация идей;

2) конструктивная критика выдвинутых идей;

3) выбор оптимального варианта из предложенных идей.

Кстати о неконструктивной критике. В психологии творчества неоднократно замечалось, что возникающие в процессе генерации идеи могут быть "задавлены" неконструктивной критикой. Критика является мощным средством вскрытия недостатков, но в то же время может тормозить свободное высказывание оригинальных мыслей даже у сильных генераторов.

При использовании этого метода следует строго придерживаться

следующих правил:

1) На этапе генерации абсолютно запрещена критика идей (в т.ч. полным молчанием). Авторы идей не должны стесняться высказываться.

2) Поощряются оригинальные, экстравагантные, даже фантастические идеи, а также комбинации и обобщение идей.

3) Идей должно быть высказано как можно больше - чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них попадется нечто дельное.

4) Все участники "мозговой атаки" административно или юридически независимы друг от друга.

5) Синтез, критика и оценка идей проводится специальной группой в конструктивной форме, людьми, способными к критике.

Мозговая атака должна проходить оживленно, с элементами игры, она ни в коем случае не должна напоминать деловое заседание.

Подаваемые идеи должны излагаться кратко, чётко и ясно.

 

Задача 4.4

Методом «мозговой атаки» предложите мероприятия по борьбе с курением на производстве.

Рекомендации студентов, данные в ходе мозговой атаки:

Тюрикова И.: "Некурящим бесплатно, за счёт предприятия, оказывать стоматологическую помощь с обезболиванием. При обнаружении факта курения в такой услуге отказать".

Малюк Н.: "Курильщикам в качестве психологического давления 50-75% зарплаты выдавать в виде больничного листа с диагнозом "острая никотиновая инфекция", запретить рекламу табачных изделий и продажу их на производстве".

Бассабина Т.: "Организовать спортивное состязание между курильщиками и некурильщиками. Результаты предать широкой огласке".

Суворова С.: "Организовать передвижную выставку по цехам предприятия с демонстрацией законсервированных внутренних органов курильщиков с "прогрессом" этих же органов по стадиям курения, а затем дать возможность с помощью медицинской аппаратуры посмотреть еще здравствующим курильщикам свои лёгкие".

Шумкина Е.: "Отчислять в виде штрафной санкции определенный процент от зарплаты курящих за отравление окружающей среды".

Филинкова Е.: "Ввести налог с курящих".

Вахитова С.: "Выпускать новые виды сигарет без никотина, но с приятными и даже полезными для здоровья добавками. Использовать их как психологическое средство, т.к. курение - это болезнь, от которой нужно лечиться".

Светловская О.: "В местах курения при определенной концентрации дыма автоматически включать мигалку, сирену "скорой помощи" с целью создания у курящих внутреннего дискомфорта".

Хрализова Н.: "Добавлять в сигареты какие-либо вещества, которые бы вызывали неприятные ощущения у курящих".

Деревьянко О.: "Для бросивших курить устраивать праздники с праздничными пирогами".

Другие: "Наполнять периодически курилку веществом, вызывающим отвращение".

 

Задача 4.5

Прочитать текст, указать ошибки мастера, допущенные им при приеме на работу новичка Ковшова.

Леонид Ковшов, выпускник городского профессионально-технического училища, пришел на завод за полчаса до начала смены. Накануне в отделе кадров ему дали телефон мастера участка одиннадцатого цеха, где бы ему предстояло начать трудовую жизнь. Минут десять он пытался дозвониться из проходной, пока, наконец, не застал мастера у аппарата. "Направили ко мне? - спросил тот. - Через десять минут планерка - подходи к этому времени". И повесил трубку. Завод раскинулся на многие гектары, знакомых - никого. Только через пятнадцать минут Ковшов разыскал свой цех и участок. Все рабочие успели получить задания, и он услышал лишь, как мастер "настраивал" всех на выполнение срочного задания, то уговаривая, то угрожая. Когда собравшиеся разошлись, мастер заметил новичка: "А, это ты. Пойдем к станку".

Они долго пробирались между станками, пока не подошли к тому, что стоял немного в стороне. Стружка вокруг него была не убрана, инструменты разбросаны, но станок, видимо поступил недавно. "Что, приходилось работать на таком? Новенький, только три месяца назад получили. Видишь, сразу тебе доверяем. Вот только не повезло тому, кто до тебя здесь был. Позавчера пошел на обед, а оттуда в больницу. Пока побудь на его месте, а вернется - посмотрим. Зарабатывал он неплохо - меньше двух с половиной в месяц не бывало. Ты прибери пока здесь, подготовь станок, а я минут на двадцать, к начальнику цеха сбегаю, после потолкуем, что к чему".

Новичок с готовностью принялся за уборку, собрал стружку, разложил инструмент. Но когда подмёл пол, его заставил вздрогнуть пронзительный свист: на него чуть не наехал электрокар. Электрокарщик заметил испуганное выражение на лице Ковшова и прокричал: "Не зевай, салага!" После этого Ковшов все время оглядывался с опаской по сторонам. Он уже понял, что остерегаться надо не только электрокара, но и крана, который то и дело сновал над головой.

Мастер вернулся через три четверти часа. "Так, говоришь, на таком станке работать не доводилось? На чём же вас учат? Ну, тогда слушай!" И стал рассказывать, какая это хорошая машина, на каком принципе основано ее действие, какие параметры и характеристики, как нужно ухаживать за станком: "Как за любимой девушкой". Регулярно после нескольких предложений он переспрашивал: "ясно", "понятно", а Ковшов робко поддакивал. Удовлетворенный такой обстановкой и доходчивой, по его мнению, беседой, мастер еще раз переспросил: "Все понял?" И, получив снова все тот же робкий положительный ответ, ободряюще похлопал новичка по плечу: "Ну, вот и начинай. Заготовок тебе хватит, а насчет инструмента спросишь у Терентьича, нашего "старшины". Ковшову очень хотелось спросить, кто такой "наш Терентьич" и где его найти, но не осмелился, да и мастер уже не услышал бы его.

Работа шла в целом нормально, но с непривычки Ковшов порезал себе палец. Боль оказалась терпимой, но кровь шла сильно. Хотел спросить, где можно сделать перевязку, поднял голову, но снова не отважился: все сосредоточены вокруг - задание срочное, не до него с его царапиной. Кое-как перетянул палец носовым платком, и снова за дело. Оторвался от станка неожиданно, когда стало необыкновенно тихо вокруг. Судя по времени, начался обеденный перерыв, и все ушли в столовую. Его никто не пригласил. Пока искал, где пятнадцатый цех, в котором размещалась столовая, все уже отобедали. Хорошо, хоть повара пожалели, накормили, чем могли.

После обеда все шло, в общем, благополучно. В четыре часа Ковшов собрался было сдавать работу: ему как подростку рабочий день установлен на час меньше, однако мастера поблизости не видел. Мастер подошел к нему лишь под конец "взрослой" смены. Осмотрел, что сделано, похвалил: "Продолжай в том же духе!" И тут же заспешил, сославшись на заботы: "Твоя смена кончилась, а у меня день ненормированный". У Ковшова на языке вертелось множество вопросов к нему, хотелось знать, сколько заработал за смену, что делать завтра. Но докучать этими мелкими вопросами, отрывать людей от более важных дел... Тем более что, как и в начале смены, мастер был уже далеко, а все рабочие разошлись. Ничего не оставалось больше делать, как отправиться со своим "сколько", "как" и "почему" домой - до утра. А что все-таки будет завтра?

(В тексте можно обнаружить от 12 до 18 ошибок).

При принятии оптимальных управленческих решений большую помощь оказывают экономико-математические методы.

Студентам предлагается несколько задач на выработку оптимальных управленческих решений с помощью экономико-математических методов.

 

Задача 4.6 "Задача двух станков".

Детали обрабатываются на двух станках. В таблице 4.1 показана продолжительность этой обработки для каждой из 10 деталей на двух станках. Нумерация деталей и последовательность их обработки взяты произвольно. Составить оптимальное расписание работы двух станков с целью минимизации времени ожидания на станке №2.

Рекомендации по решению: Расчёт показывает, что суммарное время обработки всех деталей составляет 118 мин. Кроме того, существует время ожидания обработки первой поданой детали на станке №2 = 7мин., и время ожидания, пока освободиться станок №2 для обработки детали №5 = 11мин. Итого обработка всех деталей на двух станках с учетом времени ожидания продолжается 136 минут.

Таблица 4.1

Расписание обработки деталей последовательно на двух станках

 

№ детали или последовательность её обработки Продолжительность обработки, мин. Время ожидания
  Станок №1 Станок №2  
 
 
 
 
 
 
 

В теории расписаний доказывается, что в задаче двух станков для обеспечения оптимальной последовательности обработки с наименьшим временем ожидания следует составлять расписание, руководствуясь следующими правилами:

1) выбирается деталь с наименьшей продолжительностью обработки на одном из станков (в нашем случае это деталь №9);

2) выбранная деталь помещается в начало очереди, если наименьшая продолжительность соответствует станку №1, или в конец очереди, если станку №2 (в нашем примере деталь №9 помещается в конец очереди);

3) строка в таблице, ранее занятая выбранной деталью, вычеркивается (в нашем случае строка №9);

4) выбирается деталь среди оставшихся со следующей наименьшей продолжительностью обработки на одном из станков (в нашем примере - деталь №7);

5) выбранная деталь помещается в начало или конец очереди по указанному в пункте 2 правилу (в нашем примере деталь №7 помещается в начало очереди;

6) вычеркивается соответствующая строка таблицы и так далее.

В итоге уже через несколько минут можно получить оптимальное

расписание работы двух станков (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2

Оптимальное расписание обработки деталей на двух станках

 

Последовательность обработки Номер д детали Продолжительность обработки, мин. Время ожидания
    Станок №1 Станок №2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из таблицы 4.2 видно, что станок №2 всегда будет занят, так как время работы на станке №1 всегда будет меньше, чем на станке №2. Станок №2 не будет простаивать в ожидании станка №1. Однако у студентов может сложиться мнение, что детали будут лежать в ожидании станка №2, прошедшие обработку на станке №1. Но мы зафиксировали максимальное время, связанное с работой станка №2.

Расчёт показывает, что суммарное время обработки всех деталей не изменится и составит после изменения расписания 118 минут. Но существенно снизится время ожидания. До составления оптимального расписания станок №2 простаивал в ожидании первой детали - 7 минут, пятой детали - 11 минут и шестой детали - 7 минут. Итого обработка всех деталей на двух станках с учётом времени ожидания при первоначальном расписании равна 143 минуты (118+7+11+7=143). Полученное оптимальное расписание уменьшает время ожидания обработки до двух минут (станок №2 ждёт в самом начале, пока станок №1 обрабатывает деталь №7). Общее время обработки, с учётом времени ожидания, тем самым сокращается на 23 минуты, то есть на 16%.

Заметим, что, не зная описанного простого правила, эту задачу не решить и опытному специалисту. Ведь чтобы выйти на оптимальное расписание нужно перебрать несколько миллионов вариантов очерёдности. Данное решение, применяется не только для станков. Оно может быть использовано для составления расписаний очерёдности любых работ, последовательности процедуры, функционирования различных технических или организационных производственных систем.

 

Задача 4.7

Детали обрабатываются последовательно на 2-х станках. Расписание обработки деталей дано в табл. 4.3.

Составить оптимальное расписание по обработке деталей.

 

Задача 4.8

Составить оптимальное расписание по обработке деталей последовательно на 2 станках при следующей продолжительности обработки ( см. табл. 4.4).


Таблица 4.3

Расписание обработки деталей

 

Номер детали (последовательность обработки)   Продолжительность обработки, мин.
  Станок №1 Станок №2

 

Таблица 4.4

Расписание обработки деталей

 

Номер детали (последовательность обработки)   Продолжительность обработки, мин.
  Станок №1 Станок №2

 

Задача 4.9

Даны два станка. На каждом производится два типа деталей.

Дана производительность станков:

станок №1: 6 дет. А или 3 дет. Б в мин.;

станок №2: 5 дет. А или 2 дет. Б в мин.

При решении задачи должны соблюдаться два условия:

- станки не должны простаивать;

- при изготовлении деталей должна соблюдаться комплектность: на одну деталь А должно приходиться две детали Б.

 

Задача 4.10

Продолжением задачи двух станков является задача трёх станков или так называемая «станковая задача», которая помимо оптимальности распределения работ предусматривает выбор такого решения, при котором производительность оборудования будет использована таким образом, чтобы получить максимальную выработку продукции.

Условие задачи:

Даны три станка, на каждом из которых может производиться два типа деталей: А и Б. Производительность станков:

станок №1 производит 5 А или 5 Б /в мин.;

станок №2 производит 6 А или 2 Б /в мин.;

станок №3 производит 5 А или 3 Б /в мин..

Задача осложняется тем, что требуется выполнить два важных условия, или, как говорят в математике, учесть два ограничения:

1) ни один из станков не должен простаивать;

2) должна соблюдаться комплектность: количество произведённых деталей А должно равняться количеству деталей Б. Это, например, могут быть гайки и болты.

Задача не так проста как кажется. И к тому же поучительна: даёт представление о возможностях умелого управления с помощью линейного программирования.

Рекомендации по решению.

Данная задача в своё время буквально перевернула представление о возможности управления, показав, что фраза: «Знание - деньги» - имеет не меньше прав на существование, чем: «Знание - сила» и «Время - деньги».

История такова. В 1938 году к 25-ти летнему профессору Ленинградского института Леониду Витальевичу Канторовичу обратились представители фанерного треста с необычной для того времени просьбой. Требовалось рассчитать наивыгоднейшее распределение работы 8 станков при условии, что известна производительность каждого станка по каждому из 5-ти видов материала. Канторович нашёл остроумный метод решения «станковой задачи»: быстрый и точный. Отталкиваясь от частной задачи, учёный нашёл общий метод решения целого ряда экономико-производственных проблем. Новый метод получил название линейного программирования, и ответил на вопрос, как управлять производством, чтобы обеспечить максимальный выпуск продукции требуемого ассортимента, как наилучшим способом распределить посевные площади, как составить рациональный план перевозки грузов и т. д.

За разработку этого метода Канторовичу была присуждена Ленинская премия. В 1975 году Канторович получил Нобелевскую премию по экономике.

Линейное и математическое программирование - один из основных методов обоснования производственных решений, повышающих эффективность управления.

Варианты решения.

1) Глазомерный.

Тсм = 360 мин. (6 час.)

ст. №1 загружаем деталями А на 360 мин.

ст. №2 загружаем деталями Б на 360 мин.

ст. №3 загружаем деталями Б на 360 мин.

Результат такого глазомерного решения отобразим в таблице 4.5.

 

Таблица 4.5

Расчетные данные глазомерного решения

 

  Продолжительность работы станка, мин. Производительность станка ( количество дет. за время раб.)
Станок Д е т а л ь
  А Б А Б
№1 5А·360 =1800 деталей
№2 2Б·360 = 720 деталей
№3 3Б·360 = 1080 деталей
Итого

 

Всего получилось 3600 деталей.

Нам повезло. Глазомерное решение полностью отвечает поставленным условиям:

во-первых, все станки загружены в течении всего рабочего дня;

во-вторых, количество деталей А равно количеству деталей Б.

Остаётся открытым главный вопрос планирования: является ли наше глазомерное решение наилучшим в наших условиях? Нельзя ли составить такой план распределения работы станков, который отличался бы от глазомерного большей производительностью?

Обоснованием такого оптимального решения и занимается математическое программирование. Суть метода удобнее выразить в построении графика.

 

Ст. №3 Мин.

Время работы

над дет. А

360 А В

 

 

С

Д Мин. Ст.№2

0 90 180 270 360 Время работы над дет. А

Рис. 4.1. График области допустимых планов распределения работ на станке №2 и станке №3.

На рис.4.1 показан построенный по правилам математического программирования многоугольник 0АВСД.

Многоугольник соответствует условиям нашей задачи и представляет собой область допустимых планов распределения времени работы станков №2 и №3 над деталью А.

В своих расчётах мы вполне можем обойтись двумя станками и одной деталью, так как по этим данным нетрудно рассчитать и все остальные.

Любая точка заштрихованной области допустимых планов, как видно из её названия, даст нам какой-либо один возможный план, отвечающий обоим принятым условиям-ограничениям.

Так, например, точка 0 соответствует нашему глазомерному плану: время работы над деталью А на станке №2 и станке №3 равно нулю.

В поисках наилучшего плана посмотрим, какой план распределения станков дают другие области.

Например, точка В.

Как видно из графика, этой точке соответствует время работы над деталью А станка №2, равное 90 минут, станка №3 - 360 минут.

По этим данным нетрудно составить второй план распределения станков. Причём время, отводимое на производство детали Б станками №2 и №3, получится как дополнение до 360 минут времени, снятого с графика, - станки не должны простаивать.

Что касается станка №1, то его время работы подбирается так, чтобы общее количество деталей А и Б совпадало.

Второе решение будет выглядеть так:

Таблица 4.6

Расчетные данные оптимального решения

 

  Продолжительность работы станка, мин. Производительность станка ( количество дет. за время раб.)
Станок Д е т а л ь
  А Б А Б
№1 360·5=1800
№2 90·6=540 270·2=540
№3 360·5=1800
Итого

 

Общее количество выпущенной продукции - 5220 деталей.

Мы получили план почти на 45% лучше, чем глазомерный. И этот весьма существенный прирост, подобно предыдущему улучшению, ничего, если не считать умственных усилий по исследованию, не стоит. Никакого дополнительного расхода каких-либо ресурсов не потребовалось. Те же станки, те же детали, те же станочники работают то же время. Не меняется и производительность станков. Эффект здесь чисто интеллектуальный - за счёт рационального распределения ресурсов оборудования.

И так, мы получили решение, отвечающие трём основным критериям:

- беспростойность оборудования;

- комплектность продукции;

- эффективность, т.е. максимум изготавливаемых деталей.

И ещё один важный вывод, к которому подводит станковая задача: оптимизация возможна лишь по верхнему уровню управления, для всей производственной системы в целом. В данном случае это означает, что мы получили оптимальный план лишь для всех трёх станков вместе. А для каждого в отдельности? Тут оптимальности может и не быть. В нашей задаче оптимальный план явно не понравится станочнику на станке №3: при большей производительности - 5 деталей А - оптимальный план предлагает ему работать всего 90 мин., а при меньшей - 3 дет. Б - целых 270 мин.

Но тут ничего не поделаешь: чтобы получить оптимальный сбалансированный план, кому-то на низшем уровне приходится работать в неоптимальном режиме. Значительно дешевле компенсировать издержки снизу, чем лишиться огромного эффекта оптимальной работы целого предприятия.

Еще одной важной областью выработки решений производственных задач является составление всевозможных расписаний.

С помощью расписаний определяется порядок действий персонала предприятия, устанавливается последовательность выполнения операций обработки материалов и сборки сложных изделий, назначается очередность при распределении различных материальных благ и т.д. Как же строятся наилучшие расписания?

Простейшее решение по составлению расписаний имеет так называемая "задача директора". Сущность этой задачи заключается в следующем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...