Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили руководства и качества руководителя

 

Эффективность управления зависит от стиля руководства. Характеристика стилей руководства представлена в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Характеристика стилей руководства

 

Параметры взаимодействия руководителя с подчинённы-ми Стили руководства
  Авторитарный Демократический Либеральный
1.Приёмы принятия решений Единолично решает вопросы Советуется с подчинёнными Ждёт решения руководства или решения совещания
2.Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает
3.Распределение ответственности Берёт на себя или перекладывает на подчинённых Распределяет в соответствии с полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
4.Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдаёт инициативу в руки подчинённых
5.Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников, старается избавиться от них Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
6.Отношение к недостатку собственных знаний Всё знает - всё умеет Постоянно повышает квалификацию, учитывает критику Постоянно пополняет свои знания и поощряет подчиненных

Окончание табл. 7.1

7.Стиль общения Держит дистанцию, не- общителен Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчинёнными только по их инициативе
8. Характер отно- шений с подчинёнными Диктуется настроением Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль Мягок, покла- дист
9.Отношение к дисциплине Приверженец формальной жестокой дисциплины Сторонник разумной дисциплины Требует формальной дисциплины
10. Отношение к моральному воздействию на подчинённых Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Использует различные виды стимулов постоянно Действует таким же образом

 

Задание 7.1

По предлагаемому ниже тексту:

1. Охарактеризуйте стиль руководства каждого из директоров.

2. У подчиненных какого директора больше шансов к профессиональному совершенствованию? Почему?

3. Можно ли сказать, что директор Х относится к руководителю сильного типа, а директор Y - к руководителю слабого типа? Мотивируйте свое мнение.

4. Какой из руководителей быстрее продвинется по службе и почему?

Директор - распорядитель Х:

«Я хочу, чтобы Вы проработали вопрос, какие типы настольных компьютеров можно взять в аренду на год. Сходите в соответствующую фирму и посмотрите, как работают различные модели. Выберите

три самые лучшие и организуйте демонстрацию. Пригласите двух аналитиков, можно Джонса и Мэри, и пусть они проработают несколько часов с такими компьютерами. Мне нужен их отчет к трем часам в среду. Будет лучше, если этот отчет составите Вы сами, не забудьте включить расходы и технические характеристики. Обязательно проверьте условия гарантии и ремонтные возможности в каждом магазине».

Директор - распорядитель Y:

«Мне кажется, нам следует проработать вопрос о возможности взятия в аренду настольные компьютеры определенного типа. Многим нашим менеджерам они были бы очень полезны, однако я сомневаюсь, что до следующего года смогу вложить в это большие средства. Не могли бы Вы обратиться в соответствующие фирмы, и навести справки, какие модели пригодны для нас, а заодно и о ценах, программном обеспечении и обо всем другом, что, по Вашему мнению, может меня заинтересовать, и выскажите свои соображения на этот счет. Мы можем выделить на аренду порядка 2000 долларов на один компьютер. Как Вы думаете, сколько Вам потребуется времени на это?»

 

Задание 7.2

Определить тип руководства по описанию характерных действий.

1. Принимает и объявляет решения.

2. Предлагает изменить субъект решения, ждет идей, подсказывает решения.

3. Ждет идей до принятия решения.

4. Спрашивает мнение группы о рекомендуемых мерах до принятия решения.

5. Решение в группе: 1 человек - 1 голос.

6. Просит группу принять решение.

 

Задание 7.3

Противопоставьте элементам японской модели менеджмента американскую модель и наоборот (см. табл. 7.2).

 

Задание 7.4.

Составить план делового телефонного разговора по существу сделки, заключаемой с партнером, например, по поставке сырья (материалов). Ваши финансовые возможности ограничены. Телефонный
Таблица 7.2

Элементы японской и американской моделей управления

 

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ  
1.Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия 1. --------------------------
2.Нестандартная гибкая структура управления 2. --------------------------
3. Неформальная организация контроля 3. --------------------------
4. Ответственность коллективная 4. --------------------------
5. ------------------------ 5.Индивидуальный контроль руководителя
6. ------------------------ 6.Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе
7. Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль 7. --------------------------
8. Ориентация управления на группу 8. --------------------------
9. ----------------------- 9. Оценка управления по индивидуальному результату
10.Личные неформальные отношения с подчиненными 10. -------------------------
11. ---------------------- 11.Деловая карьера обуславливается личными результатами
12.Подготовка руководителей универсального типа 12. -------------------------
13. ---------------------- 13.Оплата труда по индивидуальным достижениям
14.Долгосрочная занятость руководителя в фирме 14. -------------------------

 

разговор регламентирован тремя минутами. Ваше время в нем не более 90 секунд.

Рекомендации по подготовке телефонного разговора:

1) Следует помнить, что композиция любого телефонного разговора состоит из 4-хобязательных элементов:

- взаимные представления;

- введение собеседника в курс дела;

- обсуждение ситуации;

- заключительное слово.

2) Следует знать, что в трёхминутном телефонном разговоре должен быть, приблизительно, следующий расход времени:

- взаимные представления - 20 + 5 сек.;

- введение собеседника в курс дела - 40 + 5сек.;

- обсуждение ситуации - 10 + 15 сек.;

- заключительное слово - 20 + 5 сек.

3) Заранее необходимо подобрать материалы, необходимые для ведения телефонного разговора.

 

Задание 7.5

Известно, что словарь русского языка С. Ожегова может предложить для характеристики индивидуальных особенностей личности 1548 слов (к примеру, наш современник с высшим образованием едва ли вспомнит 50 слов), в словаре грузинского языка таких слов около 4000. Оцените нижеперечисленные характеристики, данные руководителем в представленных им рекомендациях на своих сотрудников, и объясните их современное значение:

- замшелость;

- забубенность;

- безудержный работник;

- мутовитый работник;

- любит артачиться;

- заковыристый специалист;

- к подчиненным относится по-злопыхательски;

- кичливый сотрудник;

- имеет склонность к краснобайству.

 

Задание 7.6

1. Опишите 3 уровня управления.

2. Объясните, в чём заключается разница между стратегическими, тактическими и оперативными планами, и перечислите минимум по две особенности каждого.

3. Перечислите 3 стиля руководства и объясните, почему ни один из них не лучше других?

4. Охарактеризуйте комплектование штатов как ключевой элемент управленческой деятельности.

 


Задание 7.7

Работники аппарата управления из-за незнания элементарных правил составления деловых писем и других деловых документов тратят на этот процесс значительную часть рабочего времени. Но дело не только в затратах времени на составление документов. Порой требуется немало времени, чтобы разобраться в корреспонденции, понять, чего же хочет автор письма или другого документа.


Наиболее типичные ошибки, допускаемые в деловой корреспонденции:

1. Структурные ошибки, источником которых является неверное построение делового письма, несоразмерное расположение его частей. Важно, чтобы каждый аспект содержания занимал определенное место в логической структуре делового письма и не совпадал с другим аспектом. Несоблюдение этого условия приводит к длинным введениям и сложным системам мотивировок.

2. Синтаксические ошибки: a) ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении; б) нарушение специфики употребления деепричастных оборотов; в) неправильное использование предлогов.

3. Морфологические ошибки - неправильное употребление полной и краткой форм имен прилагательных, неправильное согласование определений и т.д.

4. Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов.

5. Плеопазмы, т.е. излишества - частичное совпадение значения слов, образующих словосочетание (памятный сувенир, передовой авангард, совместное сотрудничество, промышленная индустрия, форсировать строительство ускоренными темпами, потерпеть полное фиаско и т.п.).

6. Тавтология - смысловые повторы, которые возникают в тех случаях, когда в предложении соседствуют однокоренные слова (польза от использования, следует учитывать следующие факторы, данное явление полностью проявляется в условиях ...). Тавтологические повторы делают фразу неблагозвучной. Кроме того, они затрудняют ее восприятие, поскольку привлекают к себе особое внимание.

7. Слова - паронимы. Смысловая точность речи - одно из главных условий, обеспечивающих практическую, а нередко и правовую ценность делового письма. Неправильно выбранное слово может исказить фразу или придать тексту нежелательный оттенок. Речевой ошибкой, связанной с незнанием значения слова, является неразличение слов - паронимов. Паронимами называются близкие по звучанию родственные слова, различающиеся по значению: гарантийный - гарантированный; поместить - разместить; оплатить - заплатить; командированный - командировочный и т.д.

8. Ошибки в употреблении слов - синонимов. Синонимами называются слова с одинаковым или очень близким значением.

9. Стилистические помехи: искусственное удлинение речи (не излагайте в письме того, чего вы не сказали бы устно); употребление архаизмов («прошу не отказать» вместо «прошу», «выше поименованный» вместо «указанный выше»).

10. Технические помехи - описки, ошибки, механические повреждения целостности текста при передаче - надрывы, склеивание с конвертом и т.д.

Количество описок и ошибок тем больше, чем больше объем сообщения, т.е. чем больше в письме слов и знаков. Очевидно, если число слов в документе свести до минимума, тем самым сократится до минимума и возможность ошибок и описок. Это может быть достигнуто при использовании для написания документа готовых типовых бланков, в которых оставлены для заполнения специальные места.

Задание: выберите правильные варианты написания деловых бумаг.

- «Считаем необходимым поставить Вас в известность, что...»

- «Сообщаем, что ...»

- «Изучая проблемы городского транспорта , учеными были получены интересные результаты»

- «При изучении проблем городского транспорта ученые получили интересные результаты»

- «Директор отметил важность поставленной проблемы»

- «Директор завода отметил о важности поставленной проблемы»

- «Согласно соответствующего положения...»

- «Согласно соответствующему положению...»

- «Согласно Вашей просьбе...»

- «Согласно Вашей просьбы...»

- «Согласно приказа...»

- «Согласно приказу...»

- «Согласно решению...»

- «Согласно решения...»

- «Выводы комиссии обоснованные и справедливые...»

- «Выводы комиссии обоснованы и справедливы...»

- «Возвести сарай, баню»

- «Построить сарай, баню»

Заменить правильными выражения:

- «прейскурант цен»

- «своя автобиография»

- «срок выполнения договора может быть пролонгирован»

 

Задание 7.8

Ниже приводится высказывание о менеджменте известного американского теоретика по организационным проблемам Питера Друкера: «Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент, в сущности, является и стимулирующим элементом социальных изменений, и локомотивом значительных социальных перемен. Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, дал толчок самому значительному социальному феномену: взрыву образования».

Задание: Внимательно прочтите высказывание П. Друкера и ответьте на поставленные вопросы:

1. Какое словосочетание выражает главную идею автора?

2. Какое умозаключение делает автор в этом абзаце?

3. Каково отношение автора к менеджменту?

4. Как, по вашему мнению, будет развиваться менеджмент в ближайшее десятилетие?

5. Объясните смысл понятий - «наука управления» и «менеджмент». Есть ли между ними разница?

 

Задание 7.9

Выберите правильные ответы.

А. Понятие нововведений предложено:

1) А. Робертсоном;

2) А. Смитом;

3) Й. Шумпетером;

4) Р. Данцигом;

5) К. Джонсоном;

6) Т. Кемпом.

В. Выделяют четыре типа инноваций:

1) появление новшества, внедрение. Освоение, инвестирование;

2) производство нового товара, освоение нового рынка, внедрение нового метода, организация новшества;

3) производство нового товара, распределение прибыли, реализация товара на новом рынке, отраслевое лидерство;

4) производство нового изделия, освоение производственных мощностей, открытие для потребителя нового рынка, распространение "ноу-хау".

С. Какую бы стратегию ни избрала компания, товар в течение срока своего существования проходит четыре фазы:

1) внедрение, взлёт, экспансия, развитие;

2) освоение, внедрение, взлёт, упадок;

3) взлёт, экспансия, зрелость, упадок;

4) взлёт, развитие, экспансия, упадок.

Какие факторы определяют внешнюю, а какие внутреннюю среду функционирования предприятия:

1) кадры;

2) конкуренция;

3) риск;

4) конъюнктура;

5) возможность выпуска продукции;

6) степень свободы предприятия в управлении;

7) рынок;

8) конкурентоспособность продукции;

9) экология;

10) научно-технический уровень производства;

11) источники ресурсов;

12) внутренняя кооперация.

 

Задание 7.10

Оцените следующие пункты по десятибалльной системе (1- высшая оценка, 10- низшая) в соответствии с Вашими взглядами на степень важности фактора, который рабочие по всей стране считают определяющим при принятии решения о найме на работу.

1. Возможность продвижения по службе.

2. Контроль над объёмом работы.

3. Гибкий рабочий график.

4. Преимущества ограничений.

5. Безопасность работы.

6. Тип работы.

7. Открытое общение.

8. Заработная плата.

9. Размеры организации.

10. Стимул работы (поощрения).

Фактическая оценка факторов работы.

Оценка

1. Возможность продвижения по службе 8

2. Контроль над объёмом работы 3

3. Гибкий рабочий график 7

4. Преимущества ограничений 6

5. Безопасность работы 4

6. Тип работы 2

7. Открытое общение 1

8. Заработная плата 9

9. Размеры организации 10

10. Стимул работы (поощрения) 5

Задание 7.11

Дайте названия договорам и их назначение по краткой характеристике.

Договор, который определяет:

- взыскание долгов через посредника;

- порядок распределения прибыли и формы участия в управления предприятием;

- долгосрочную аренду машин, оборудования, зданий;

- порядок выдачи кредита;

- отношения между работодателем и работником;

- условия выполнения временных работ, услуг в короткие сроки;

- условия приобретения технологии в целях организации производства;

- условия приобретения товара;

- условия сопровождения груза в пути;

- условия страхования товара;

- условия реализации товара через посредников;

- соглашение о поставках товара в будущем;

- предоставление на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг;

- условия оказания различных консультационных и управленческих услуг;

- среднесрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений.

 

 

Задание 7.12

Выберите правильный ответ:

А. Консорциум - это:

1) объединение картельного типа любой формы собственности для реализации крупных целевых проектов;

2) временное добровольное объединение предприятий любой формы собственности для реализации крупных целевых проектов;

3) постоянное монопольное объединение предприятий любой формы собственности для реализации крупных целевых проектов;

4) финансовый трест олигопалистического типа для реализации крупных целевых проектов.

Б. Межотраслевое государственное объединение - это:

1) вневедомственное хозяйственное объединение организаций и предприятий, которые экономически самостоятельны, обладают юридическими правами и входят в один из хозяйственных комплексов страны;

2) ведомственное хозяйственное объединение организаций и предприятий, которые принадлежат государству, не обладают юридической самостоятельностью и являются хозяйственным комплексом страны;

3) добровольное объединение государственных предприятий корпоративного типа, ориентированное на решение конкретной хозяйственной задачи.

В. Хозяйственная ассоциация - это:

1) договорное объединение предприятий и организаций в целях совместного осуществления одной или нескольких функций;

2) финансово-промышленная группа предприятий, объединенная на основе общности технологических особенностей производства;

3) компания холдингового типа, действующая в сфере производства;

4) общественная организация предпринимателей, созданная для защиты их хозяйственных интересов.

Г. Социальная ассоциация - это:

1) общественное объединение граждан для сотрудничества в целях защиты своих интересов;

2) общественное объединение профсоюзов, партий, движений в целях защиты их интересов;

3) общественное объединение предприятий, организаций и граждан, а при определенных условиях - и государственных институтов для сотрудничества в целях защиты интересов участников в каких-либо сферах жизни общества;

4) общественное объединение представителей различных групп населения (предпринимателей, работников и потребителей) в целях защиты их интересов в различных государственных органах.

Д. Концерн - это:

1) организация, объединяющая предприятия под контролем крупной частной компании;

2) добровольное объединение предприятий с централизацией ряда важнейших функций под общим финансовым контролем со стороны центральных систем управления;

3) объединение предприятий с высокими уровнями концентрации и централизации производства по всей технологической цепочке от добычи сырья до выпуска готовой продукции;

4) акционерная компания во главе с финансовым трестом с замкнутым циклом производства и сбыта продукции.

 

Задание 7.13

Выберите правильный ответ.

А. Финансово-промышленная группа - это:

1) объединение крупных фирм олигополистического типа на основе отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его кооперации;

2) объединения крупных банков и промышленных предприятий монополистического типа на основе отношений сотрудничества и конкуренции;

3) объединения групп транснациональных компаний на основе межфирменных союзов;

4) Объединение крупных фирм монополистического типа на основе индустриальной интеграции и кооперации.

Б. Образование финансово-промышленных групп осуществляется тремя путями:

1) разделением фирмы на несколько самостоятельных компаний;

2) договором компаний-монополистов;

3) слиянием и поглощением компаний;

4) финансированием инновационных проектов;

5) отпочкованием какого-либо подразделения от материнской компании;

6) государственным регулированием группы компаний;

7) созданием картельных компаний.

В. Регулирование деятельности финансово-промышленной группы может принимать форму:

1) холдинга;

2) траст-фонда;

3) картеля;

4) синдиката;

5) банка;

6) взаимного владения акциями;

7) пула;

8) кооператива;

9) монополии.

 

Задание 7.14

Какие утверждения являются правильными?

1. Корпорация может быть организована в виде открытого акционерного общества трастового типа.

2. Консорциум является филиалом холдинга.

3. Концерн является формой индустриальной корпорации.

4. Корпоративное объединение предполагает ограниченную ответственность его участников.

5. Трастовая форма основана на доверительном управлении имуществам.

6. Холдинг не владеет контрольным пакетом акций.

7. Финансово-промышленная группа - часть консорциума.

8. Конгломерат является диверсифицированной корпорацией.

 

Задание 7.15

Какие из перечисленных факторов относятся к:

А. Диагностике финансового состояния предприятия?

Б. Факторам кризисной ситуации?

В. Состоянию финансовой отчетности предприятия?

Факторы:

1. Утрата уровня культуры производства.

2. Уменьшение доходов предприятия.

3. Уменьшение материальных запасов в статьях баланса.

4. Резкое увеличение издержек производства.

5. Задержки с предоставлением бухгалтерского баланса.

6. Состояние международной конкуренции.

7. Возможность получения покупателями потребительского кредита.

 

Задание 7.16

Представьте, что вы - ответственное лицо, готовящее повестку для годового собрания акционеров. Перед вами стоит задание отразить в повестке множество вопросов, в том числе таких, как:

- отчет о работе;

- изменения в уставе;

- выборы руководящих и контролирующих органов;

- программа работы АО на предстоящий период.

Составьте повестку дня годового собрания, определите логику рассмотрения вопросов.

 

Задание 7.17

Какие слова нарушают признак, по которому подобраны все остальные слова?

Бизнес, предпринимательство, прибыль, фирма, имидж, благотворительность, доход, госсобственность, банкротство.

 

Задание 7.18

Запишите в правом столбце таблицы 7.3 понятия, противоположные по смыслу тем, которые даны слева.

Задание 7.19

Допишите пропущенное слово:

а) в бизнесе превыше денег только...;

б) прибыль получена тогда, когда цена меньше...;

в) результат должен окупать...;

г) монополия преодолевается...;

д) рынковедение - это, иначе говоря,...;

е) раздел экономики, который раскрывает поведение фирмы в рыночных условиях, называется...;

ж) сбалансированная экономика - это, иначе говоря, экономика...

Таблица 7.3

Исходные термины

 

Термины Антонимы
Бизнес  
Бизнес официальный  
Прибыль  
Контрагент  
Окончание табл. 7.3
Монополия  
Предложение  
Рост (в экономике)  

 

Задание 7.20

Во второй графе таблицы 7.4 выберите правильные ответы на вопросы первой графы.

Таблица 7.4

Исходные данные для ответов

 

Вопрос Варианты ответов
1.Результаты бизнеса - это: 1.Деятельность, приносящая доход
  2.Удовлетворённый платёжеспособ- ный спрос на товары и услуги
  3.Факторы производства
  4.Предложение товаров и услуг населению
  5.Субъекты и объекты бизнеса
2.Эфективный и оптимальный бизнес требует выполнения следующих условий: 1.Максимум прибыли по отношению к совокупному предложению товаров и услуг
  2.Равенство совокупного спроса и предложения
  3.Максимум цены
  4.Максимум полезности потребления факторов производства по отношению к используемому капиталу
  5.Максимум совокупного предложе- ния по отношению к совокупному спросу
3.К реализованным целям фирмы относятся 1.Максимизированная полезность от покупок материальных благ и услуг данной фирмы
  2.Окупаемость издержек
  3.Обеспечение нормальной прибыли
  4.Рост занятости в экономике
  5.Установление нормальных налогов
Окончание табл. 7.4
4.Правила игры в бизнесе - это 1.Социальный консенсус трёх веду-щих институтов общества - предпри-нимателей, профсоюзов и государства
  2.Компромисс между предпринимателями и рабочими
  3.Регулируемая рыночная экономика социальной ориентации
  4.Бизнес как система
5.Классическая модель предпринимательской этики разработана 1.Дж. Фогтом в IV веке
  2.А. Смитом в XVIII веке
  3.Б. Франклином в XVIII веке
  4.Ж.-Ж. Руссо в XVIII веке
  5.Ф. Эрмсом в XV веке
6.Этическую норму в бизнесе определяют факторы: 1.Религия
  2.Технология
  3.Природа
  4.Законы рыночной экономики
  5.Государственное устройство
  6.Уровень политической свободы
  7.Объём и структура применяемого капитала

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест 1 «Тест на мотивацию».

Умеете ли Вы мотивировать деятельность работников своей компании?

Ответьте на вопросы "Да" или "Нет".

1. Хотели бы Вы иметь время для общения с сотрудниками вне служебного регламента?

2. Всегда ли Вы даёте оценку вашим сотрудникам при личных беседах?

3. Интересует ли Вас творчество сотрудников за рамками распорядка?

4. Получают ли сотрудники от Вас задания, на которые у Вас лично нет времени и сил?

5. Поручаете ли Вы сотрудникам представлять фирму за её пределами?

6. Информируете ли Вы сотрудников о состоянии дел в компании?

7. Поощряете ли Вы сотрудников материально, когда они выполняют работу, не зафиксированную в договорах?

8. Повышаются ли в должности сотрудники, работающие под вашим руководством?

9. Способны ли Вы правильно оценить производственный климат в вашей фирме и аргументировать свои выводы?

10. Соглашаетесь ли Вы с мнениями ваших сотрудников, если они не совпадают с вашими?

Обработка результатов: "Да" - 2 очко. "Нет" - 0 очков.

8-10 очков - Вы умеете мотивировать деятельность работников.

5-7 очков - Вы близки к тому, чтобы сделать мотивацию деятельности работников фактором развития вашей фирмы.

3-4 очка - на вашем предприятии мотивация используется слабо.

0-2 очка - у Вас отсутствует понимание того, что мотивация деятельности работников - важный фактор развития компании. Принимая всё на себя, Вы рискуете проиграть конкурентам.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...