Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники (формы) конституционного права Российской Федерации

 

Нормы конституционного права представляют собой единство содержания и формы. Под содержанием права следует понимать совокупность юридических правил поведения. Форма права – это способ внешнего выражения юридических правил (норм права).

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права». Согласно первой – эти понятия тождественны. Согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем «форма права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого основания или начала, исходной точки чего-либо, то вторая точка зрения более точная. Согласно ей источники права можно рассматривать в широком смысле (естественное право, правовые теории, доктрины, правосознание) и в узком смысле – как позитивное (писаное) право, представляющее собой лишь часть источников права.

Таким образом, источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное и позитивное право. Естественное право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством, как принадлежащие каждому от рождения. Они не даруются государством и соответственно не могут им забираться. Эти права принадлежат каждому, независимо от того закреплены они в Конституции и законах или нет. Значение естественного права в том, что в случае прихода к власти антидемократических сил, для них не составит труда изменить Конституцию и позитивное право. И только естественное право в состоянии показать неправомерность изменения позитивного права в сторону ограничения существующих прав и свобод. Естественное право должно быть фундаментом, первоосновой позитивному праву. Поэтому если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

Позитивное право – это право закрепленное в нормативно-правовых актах, то есть это юридические формы выражения правовых норм. В этом смысле источник и форма права понимаются как синонимы.

Выделяют четыре основные формы права: нормативный акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент.

Нормативные акты – это правовые акты, исходящие от государства и содержащие нормы права. Нормативные акты являются самыми многочисленными источниками конституционного права и подразделяются на законы и подзаконные акты.

К законам относятся:

1. Конституция РФ – главный источник конституционного права, имеющий высшую юридическую силу. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. То есть она предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и др.). Таких вопросов можно насчитать 15, но не по всем приняты соответствующие законы (к примеру, нет ФКЗ о созыве Конституционного Собрания). Это не означает, что ФКЗ может быть только 15. Дело в том, что, к примеру, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации осуществляется на основании ФКЗ, следовательно, каждое такое изменение (теоретически их может быть сколько угодно) влечет принятие ФКЗ. Поэтому пятнадцатью ограничено не количество ФКЗ, а только сфер отношений, регулируемых этими законами.

Так же необходимо иметь в виду, что ФКЗ, во-первых, не могут противоречить Конституции, во-вторых, не являются составной частью Конституции, в-третьих, не могут изменять Конституцию. Для внесения поправок к Конституции существует специальный закон о поправках к Конституции РФ.

3. Федеральные законы – акты, которые не могут противоречить Конституции и ФКЗ, то есть это следующий по юридической силе вид источников. Не все федеральные законы являются источниками конституционного права, а только те из них, которые имеют конституционно-правовое содержание. То есть, если закон регулирует отношения, входящие в предмет конституционного права, то он будет источником (ФЗ «О выборах президента Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ «О беженцах» и др.). Если закон регулирует иные сферы общественных отношений (семейные, трудовые, жилищные и др.), то источником конституционного права он не будет.

4. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации – это основные законы субъектов федерации, устанавливающие систему государственной власти субъекта федерации их компетенцию и др. Они не должны противоречить федеральной Конституции.

5. Законы субъектов Российской Федерации – принимаются парламентами субъектов федерации, по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, по вопросам ведения самого субъекта РФ, не должны противоречить федеральным законам и являются источниками конституционного права, если имеют конституционно-правовое содержание (например, Закон Пензенской области «О выборах губернатора Пензенской области» от 2012 г.).

Следующая группа нормативных актов – это подзаконные акты. Они принимаются на основе и во исполнение законов, не могут противоречить законам, то есть вторичны по отношению к ним.

К подзаконным актам относятся:

1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Многие акты Президента содержат нормы конституционного права. Как правило, Указами Президента РФ утверждаются положения об органах исполнительной власти или о порядке разрешения каких-либо вопросов (к примеру, о порядке предоставления политического убежища).

2. Постановления Правительства Российской Федерации, федеральных министерств. Не все акты Правительства являются источниками конституционного права, а только те из них, которые регулируют отношения в сфере этой отрасли права. В большинстве случаев они представляют собой детализацию законов, имеющих конституционно-правовое содержание.

3. Акты глав субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты составляют незначительный сегмент источников конституционного права, так как многие положения структуры и организации органов государственной власти субъектов РФ определены конституциями (уставами) и законодательством этих субъектов РФ. Однако те акты, которые все-же регулируют названные вопросы, относятся к источникам конституционного права.

4. Нормативные акты местного самоуправления и, прежде всего уставы муниципальных образований. Конечно, по объему этот круг источников гораздо скромнее в сравнении с вышеназванными источниками, однако он существует и должен учитываться.

5. Как отдельный вид источников в этой группе следует назвать регламенты Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ. Регламенты принимаются каждым из этих органов самостоятельно и регулируют круг вопросов, связанных с организацией их работы. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

Следующий вид источников – это нормативный договор. Среди договоров выделяют внутригосударственные договоры (меду Российской Федерацией и ее субъектами и между самими субъектами РФ) и международные договоры Российской Федерации.

Чрезвычайную важность имеют международные договоры как источники конституционного права. Дело в том, что согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Из этой формулировки 15 статьи Конституции следует, что международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, в иерархии нормативных актов стоят выше любых законов Российской Федерации. Ни один закон не может противоречить международным договорам России, а если все-же принимается закон (даже если это Федеральный конституционный закон) противоречащий такому договору, применению подлежит международный договор.

Приоритет не только международных договоров России, но и общепризнанных принципов и норм международного права, имеет огромное значение потому, что это теоретически является дополнительной гарантией прав и свобод человека. Это должно сдерживать государственную власть от намерений изменить национальное законодательство в сторону сокращения или отмены закрепленных в законодательстве прав и свобод. Конституционное признание примата международных норм (которые государство не может отменить в одностороннем порядке) делает такие античеловеческие законы неправовыми и юридически ничтожными (выполняя по сути ту же функцию, что и естественное право). То есть, какие бы законы не принимались, они не должны сужать тот объем прав и свобод человека, который является общепризнанным мировым сообществом.

Что же касается правового обычая, то это правило поведения произрастающее «снизу», сложившееся исторически и вошедшее в привычку. Обычай становится правовым, если он санкционирован государством. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. В противном случае источником права становится нормативный акт, воспроизводящий в своих статьях требования обычая. Большое распространение имеет в гражданском праве, в конституционном же выражен слабее и характерен не для всех стран. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании многие ведущие государственные институты функционируют на основе не писанных текстов, а сложившихся, иногда в течение столетий, обычаев. В России в силу отсутствия конституционной традиции и преемственности правовой обычай не сформирован. Однако, как теоретически возможный источник права его необходимо учитывать.

Юридический прецедент – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем. Административный прецедент в России не является официально признанным источником права. Что касается судебного прецедента, то как источник конституционного права многими авторами выделяются (с чем можно согласиться) решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ толкует Конституцию, разрешает споры о компетенции между органами власти, устанавливает соответствие Конституции нормативных актов и др. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд РФ не является правотворческим органом, его акты имеют принципиальное значение для понимания сути конституционно-правовых норм и развития соответствующих общественных отношений. Причем иногда это не только интерпретация существующих норм конституционного права, но и создание новых норм, без которых в последствии применение имеющихся норм становится затруднительным. К примеру, в ст. 136 Конституции РФ закреплено, что поправки к главам с 3 по 8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Однако, было неясно, какой это должен быть акт. По запросу Государственной Думы в постановлении от 1995 г. Конституционный Суд РФ определил, что этот акт получает наименование «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации», чем по существу, Конституционный Суд РФ ввел новый вид законов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...