Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

 

В соответствие с ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах»
беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцами не признаются иностранные граждане и лица без гражданства, покинувшие государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальном органе.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения, до убытия к новому месту пребывания;

4) пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения. При этом, беженец и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

5) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

6) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

7) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

11) выезд на место жительства в иностранное государство;

12) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, и иные нормативные правовые Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

7) проходить переучет в определенные сроки, но не реже чем один раз в полтора года.

В соответствие с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по вышеназванным обстоятельствам.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

 

 

Право на политическое убежище

 

Политическое убежище может предоставляться лицу, преследуемому на родине за политические, религиозные и иные убеждения, но только при условии, что эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Последнее обстоятельство особо важно, так как в антидемократическом государстве с государственной идеологией закон может признавать преступлением просто инакомыслие, но это не должно становиться препятствием для получения убежища. Поэтому значение должен иметь только международный стандарт, а не национальное определение преступности деяния. Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России и регулируется
Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 12 июля 2012 г.).

Согласно этому положению, лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ «О беженцах»;

6) лицо представило заведомо ложные сведения;

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

С предоставлением политического убежища связан вопрос экстрадиции. Экстрадиция – это передача другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное дело или вынесен приговор. Экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. Однако, существует конституционный запрет выдачи гражданина России другому государству (ст. 61 Конституции РФ).

Контрольные вопросы

1. Что такое гражданство?

2. Назовите основные принципы Российского гражданства.

3. Назовите основания, позволившие Ж. Депардье, не проживавшему на территории России и не знавшему русского языка получить российское гражданство.

4. Кто такие иностранные граждане и апатриды?

5. Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы?

6. Может ли иностранный гражданин иметь статус вынужденного переселенца?

7. Что такое экстрадиция?

Темы рефератов

1. Конституционно-правовые статусы личности в Российской Федерации.

2. Гражданство и брак в Российской Федерации.

3. Государственные органы по делам гражданства.

4. Правовое положение бипатридов.

5. Конституционно-правовые вопросы экстрадиции.

Литература

 

1.Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) //Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 г. № 9.

2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в редакции от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 22. Ст. 2031.

3. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в редакции от 25 ноября 2013 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 427.

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3032.

5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 34. Ст. 4029.

6. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 425.

7. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. № 30. Ст. 3285.

8. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в редакции от 6 августа 2014 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4571.

9. Артамонов, О. В., Малумов Г. О. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». / О. В. Артамонов, Г. О. Малумов. – М.: Деловой двор, 2009.

10. Басик, В. П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России / В. П. Басик. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 318 с.

11. Головистикова, А. Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов / А.Н. Головистикова // "Законодательство и экономика", 2005. – № 5.

12. Корявцев, В. В. Гражданство Российской Федерации приобретенное и оформленное / В. В. Корявцев. – СПб.: Весь, 2005. – 128 с.

13. Кутафин, О. Е. Российское гражданство. / О. Е. Кутафин. – М.: Юрист, 2003. – 287 с.

14. Левченко, И. П. и др. Российское гражданство: учеб. Пособие для вузов / И. П. Левченко (и др.). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, 2005. – 350 с.

15. Шабайкин, Ю. Н. Двойное гражданство / Ю. Н. шабайкин. – М.: Юрист, 2008. – 97 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...