Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и классификация прав и свобод. Поколения прав человека

Свобода не даруется публичной властью, а принадлежит человеку от рождения. Свобода реализуется через субъективные права, которые становятся мерой возможного поведения. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только фундаментальные, основные.

В тексте Конституции РФ неоднократно упоминаются термины «права» и «свободы» (ст. 2, 17, 18 и др.), поэтому, прежде всего, необходимо установить юридическое содержание и соотношение этих понятий.

Исходя из понимания в юридической науке категорий «права» и «свободы» они не являются тождественными. Наиболее удачно разграничение этих категорий приводится Л. П. Рассказовым, согласно которому, во-первых, права – это юридически признанные возможности избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности со стороны государственных органов, должностных лиц и др.

Свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права (право на жизнь, свобода слова, вероисповедания и т. д.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. В этом случае государство принимает на себя обязанности не вмешиваться в сферу свободы. Государство может лишь по инициативе личности препятствовать действию других субъектов, незаконно ограничивающих свободу, или же препятствовать действию самого субъекта в случае нарушения им действующего законодательства.

Во-вторых, право гражданина постольку является его правом, поскольку оно зафиксировано в позитивном праве соответствующего государства. В то же время свобода личности может существовать и без государства и права. Свобода нуждается в праве только как в способе ее ограничения или ограничения противоправных действий других субъектов.

В-третьих, в случае споров с государственным органом, должностными лицами носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган, должностные лица обязаны привести обоснование ограничения свободы.

Свобода, в данном случае – понятие абстрактное, безграничное, поэтому требующее с одной стороны объективирования, практической материализации, с другой стороны – определенного ограничения, препятствующего ее переходу во вседозволенность, злоупотребление ею.

Иными словами, как отмечают Н. И. Матузов и А. В. Малько, право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного.

В первобытном обществе взаимодействия людей регулировались мононормами, которые в чистом виде нельзя отнести ни к морали, ни к праву, т. к. их исполнение обеспечивалось как общественным порицанием, так и конкретным наказанием. Характерной чертой мононорм является то, что они закрепляли первобытное равенства, не давая преимуществ одному члену рода перед другим. Такое равенство характерно для потестатных (лат. potestus – мощь, власть) обществ, обладавших еще бедной культурой, главной задачей которых было выживание через сохранение общественного равновесия. Человек поглощался обществом, вся его деятельность жестко регламентировалась. Как указывает В. Б. Поршнев и ряд других авторов, на фоне застоя обычаев и неизменности традиций, не допускавших каких-либо перемен в жизни, человек внутренне порабощался, его творчество и свобода выбора сковывались властью старейшин рода. Таким образом, первобытное равенство – это не равенство в правах, а равенство в бесправии.

Зарождение идеи прав человека и принципа гражданства в античности (прежде всего в Афинах и Риме), безусловно, было серьезным прогрессом на пути к свободе. Однако о равенстве прав не могло быть и речи. Права неравномерно распределялись в зависимости от класса и сословия, а некоторые люди (к примеру, рабы) были вообще лишены каких-либо прав. По действовавшему афинскому и римскому праву раб юридически не признавался человеком. То есть в позитивно-правовом измерении раб был не субъектом, а объектом права – «говорящим орудием».

В период средневековья круг прав и свобод расширялся, но их объем напрямую зависел от сословной принадлежности человека. В соответствии с сословным делением формировались различные уровни прав, проистекающие из неравного объема привилегий, зависящих от социального статуса человека. Таким образом, сословное неравенство обуславливает реализацию права в форме привилегии по отношению к тому, кто стоит на более низкой ступени иерархической социальной лестницы. Но права-привилегии не принадлежат человеку как таковому, он обладает ими только как субъект, относящийся к какой-либо группе, классу, сословию (феодал, крестьянин, ремесленник, купец пр.).

При этом, категория прав-привилегий сохранилась и в современном обществе, выражающаяся в правах гражданина по отношению к правам человека. Любой человек, обладая универсальным набором прав может стать носителем ряда дополнительных (преимущественно многих политических) приобретя статус гражданина. Именно от статуса гражданина, а не от того, что он просто человек зависит возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти, замещать государственные должности и др. права.

Права и свободы человека имеют сложную организацию, различаются по времени возникновения, по субъектам (индивидуальные и коллективные), по сферам общественных отношений (политические, социальные, экономические и др.), выделяются права человека и права гражданина, основные (конституционные) и иные права.

Одной из классификаций прав человека вступает их деление на три поколения.

К первому поколению относятся личные и политические права, называемые естественными (негативными) правами. Эти права выражают так называемую «негативную» свободу: они обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Второе поколение, так называемые позитивные права – экономические, социальные и культурные. Для реализации этих прав невмешательства государства недостаточно, а требуется их государственное регулирование. Если естественные права существуют независимо от того, закреплены они в Конституции или нет, то многие права второго поколения существуют постольку, поскольку закреплены в позитивном праве и их реализация зависит от активных действий государства. Третье поколение – коллективные права (право народов на самоопределение и др.), относительно молодое, активно стало развиваться после Второй мировой войны.

Наиболее распространенная в науке конституционного права классификация прав и свобод делит их на три большие группы: 1) личные, 2) политические и 3) социальные, экономические и культурные. При этом следует отметить, что данная классификация весьма условна, так как некоторые права могут относиться к разным группам. К примеру, право собственности может быть отнесено как к экономическим, так и к личным правам, свобода слова одновременно является личным и политическим правом и др.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...