Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение выборов. Избирательный процесс

 

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательность которых составляет избирательный процесс. С началом избирательного процесса порядок проведения и условия выборов меняться не могут. Можно выделить основные стадии избирательного процесса, к которым относятся: назначение даты выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов и участков; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование и установление результатов выборов.

Назначение даты выборов – необходимо для обеспечения обязательности и периодичность проведения выборов. Так, выборы в Государственную Думу назначает Президент РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации и т.д.

Составление списков избирателей. Для того, чтобы быть включенным в список избирателей, гражданину не требуется обращаться в государственный или муниципальный орган. Избиратели регистрируются главой муниципального района на основании данных, полученных от органов ведающих миграционным учетом граждан, органов ЗАГС, военных комиссариатов и др. Затем данные об избирателях на соответствующей территории передаются в территориальные избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей.

Образование избирательных округов и участков. Округа – это территория, на которой проводятся выборы. Они образуются на основании данных о численности избирателей. При этом должно быть обеспечено примерное равенство избирательных округов по числу избирателей.

Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание округа из не граничащих между собой территорий (исключение – анклавные территории, к примеру, Калининградская область).

Округ может занимать очень большую территорию с большим количеством избирателей. Поэтому, для проведения голосования и подсчета голосов округ разбивается на избирательные участки. Границы участков не должны пересекать границы округов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Кандидат может быть выдвинут двумя способами: 1) избирательным объединением (политической партией), 2) в порядке самовыдвижения.

Выдвинутый кандидат обязан собрать установленное количество подписей избирателей в свою поддержку. От этой обязанности освобождены кандидаты (списки кандидатов), выдвинутые парламентской партией. После выдвижения и успешного сбора подписей кандидат регистрируется.

Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, подвергнут административному наказанию в суде.

Каждый кандидат (список кандидатов) должен иметь свой избирательный фонд из средств которого осуществляются расходы на избирательную кампанию кандидата.

Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидата, а в СМИ за 28 дней до дня голосования и прекращается за 1 день до дня голосования. Кандидаты должны иметь равный доступ к СМИ. В агитации запрещено участвовать органам государственной власти, местного самоуправления и их должностным лицам.

Не допускается агитация возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную вражду, пропаганда войны и тому подобное.

Голосование и установление результатов выборов проводится в календарный выходной день. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Каждый избиратель голосует лично на избирательном участке.

Подсчет голосов осуществляется членами участковых избирательных комиссий сразу после окончания времени голосования и продолжается без перерывов до установления итогов на соответствующем участке. Данные об итогах голосования заносятся в протокол, который направляется в территориальную комиссию. Территориальная комиссия суммирует данные протоколов всех участковых комиссий, расположенных на этой территории, составляет свой протокол и направляет его в вышестоящую комиссию. К примеру, на президентских выборах, протоколы территориальных комиссий направляются в избирательную комиссию субъекта РФ, где на основе полученных данных составляется протокол об итогах голосования на территории этого субъекта РФ. Далее, избирательная комиссия каждого субъекта РФ направляет свой протокол в Центральную избирательную комиссию, составляющую на основе полученных данных окончательный протокол об итогах голосования.

Референдум

 

Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – это голосование за или против какого-либо документа или предлагаемого решения.

В отличие от выборов на референдуме голосование осуществляется не за или против кандидатов, а за или против какого-либо документа или решения. Вместе с тем, порядок организации и проведения референдума во многом схож с выборами.

Можно выделить следующие виды референдума.

1. Общегосударственный, референдум субъекта РФ и местный референдум.

2. Решающий (решение избирателей обладает непосредственным действием и не нуждается в чьем-либо утверждении) и консультативный (проводится для выяснения мнения избирателей по каким-либо вопросам и его результаты не имеют обязательного характера).

3. Обязательный (вопрос может быть решен только на референдуме) и факультативный (вопрос может быть решен как на референдуме, так и иным путем).

4. Плюральный (могут быть поставлены вопросы с ответами «да» или «нет») и альтернативный (поставленные вопросы могут предусматривать несколько вариантов возможных ответов).

В России общегосударственные референдумы проводились в 1991 году (по вопросу сохранения СССР, а в РСФСР – о создании должности президента России), в апреле 1993 года (о доверии Президенту или Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и в декабре 1993 года (по принятию Конституции РФ).

В настоящее время общегосударственный референдум регулируется ФКЗ от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», усложнивший процедуру проведения референдума. Согласно этому ФКЗ инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации.

В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения другого референдума.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Также на референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ (по принятию новой Конституции РФ);

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Референдум назначает Президент РФ после получения заключения Конституционного Суда РФ.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ результатов референдума. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите понятие и социальную роль выборов.

2. Что такое мажоритарная система абсолютного, относительного и квалифицированного большинства?

3. Чем прямое избирательное право отличается от косвенного? Приведите примеры.

4. Назовите стадии избирательного процесса.

5. Назовите виды референдумов.

6. Какие вопросы не могут выноситься на референдум?

 

Темы рефератов

1. Конституционные основы проведения референдума.

2. Выборы как форма прямого народного волеизъявления.

3. Особенности выборов в органы местного самоуправления.

4. Роль субъектов РФ в избирательном праве.

5. «Муниципальные фильтры» на выборах глав субъектов РФ.

 

 

Литература

1. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. № 27. Ст. 3921.

2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. № 2. Ст. 171.

3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2005 г. № 21. Ст. 1919.

4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.02.2014. № 8. Ст. 740.

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.07.2002 г. № 24. Ст. 2253.

6. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в редакции от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 49. Ст. 5497.

7. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. – М. Норма: ИНФРА-М, 2011. – Т. 1 864 с.

8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

9. Борисов, И. Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса / И. Б. Борисов // Журнал российского права. – 2002 г. - № 4.

10. Воробьев Н. И. Избирательное право и избирательный процесс в России. – Тамбов: Изд-во Тамбовск. гос. тех. Университета, 2005. – 129 с.

11. Вешняков, А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ / А. А. Вешняков. – М.: ЦИК РФ, 2004. – 195 с.

12. Выдрин, И. В. Избирательное право Российской Федерации: крат. учеб. курс / И. В. Выдрин. – М.: Норма, 2004. – 249 с.

13. Ефименко, Е. А. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума в Российской Федерации: правовой режим, особенности, недостатки. / Е. А. Ефименко // Конституционное и муниципальное право. – 2007 г. № 3.

14. Елизаров, В. Г. Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты нового законопроекта / В. Г. Елизаров // Журнал российского права. – 2002 г. - № 4.

15. Линник, Л. Н. К вопросу об источниках избирательного процесса как самостоятельной отрасли права / Л. Н. Линник // Право и политика. – 2002. - № 1.

16. Постников, А. Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства / А. Е. Постников // Журнал российского права – 2004 г. - № 2.

17. Постников, А. Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов / А. Е. Постников // Журнал российского права – 2002 г. - № 5.

18. Сидякин, А. Г. Конституционно-правовая ответственность кандидатов за нарушения избирательного законодательства / А. Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2003 г. № 10.

19. Фомина, С. В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений / С. В. Фомина // Гражданин и право. – 2002 г. № 3.

20. Чиркин, В. Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) / В. Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004 г. № 11.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...