Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ. Ответственность Президента РФ

 

В соответствие с Конституцией РФ Президент РФ избирается сроком на шесть лет (до поправок к Конституции в 2008 г. было четыре года) гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81 Конституции). Порядок выборов Президента регулируется ФЗот 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ». В соответствие с Конституцией и этим Законом Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Не имеет права быть избранным Президентом:

1) гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд;

3) гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, а также в течение 10 лет после погашения (снятия) судимости за тяжкие преступления и 15 лет после погашения (снятия) судимости за особо тяжкие преступления;

5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

6) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

7) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт призывов к экстремистской деятельности, если указанные действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

8) гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах Президента РФ состоится до истечения установленного судом срока.

Выборы Президента проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства. Если ни один кандидат не набирает более половины голосов избирателей, участвовавших в выборах, назначается повторное голосование (второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов).

Полномочия Президента РФ прекращаются с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

Однако, возможно и досрочное прекращение полномочий в случае отставки, либо стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, либо отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ч. 2 ст. 92 Конституции).

Отставка Президента предполагает свободное волеизъявление самого Президента. Так, 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал Указ о прекращении своих полномочий с 12 часов 00 минут, и с этого момента его полномочия перешли к Председателю Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия предполагает не краткосрочное заболевание, а расстройство функций организма, носящее постоянный, необратимый характер, ведущее к фактической невозможности принимать решения. Очевидно, что это основание прекращения полномочий может быть и не связанно с волеизъявлением Президента, так как на фоне, к примеру, психического заболевания Президент может и не отдавать себе отчет о характере своих действий, принимать губительные решения и при этом продолжать считать себя здоровым. Относительно этого основания прекращения полномочий Конституция не предусматривает никакой процедуры, но Конституционный Суд РФ, давая толкование ст. 92 Конституции в 2000 году указал, что такая процедура должна устанавливаться федеральным законом (который до сих пор отсутствует).

Отрешение от должности является одной из форм конституционно-правовой ответственности Президента.

В соответствии со ст. 93 Конституции Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В 1999 году была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б. Н. Ельцина, однако ни по одному из пяти выдвинутых обвинений Государственная Дума не набрала необходимое количество голосов.

 

 

Компетенция Президента РФ

 

Совокупность полномочий Президента составляет его компетенцию. Президент в России обладает очень широкими полномочиями в различных сферах государственной деятельности. В соответствие со статьями 83-89 Конституции Президент РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

3) принимает решение об отставке Правительства РФ;

4) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

5) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

6) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;

7) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

8) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

9) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

10) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

11) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

12) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

13) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

14) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

15) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

16) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

17) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, а именно:

- в случае трехкратного отклонения ею кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции);

- при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117 Конституции);

- при отказе Государственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции);

18) назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ;

19) вносит законопроекты в Государственную Думу;

20) подписывает и обнародует федеральные законы;

21) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

22) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

23) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

24) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

25) подписывает ратификационные грамоты;

26) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

27) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

28) в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

29)вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

30) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

31) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

32) осуществляет помилование.

Кроме того, текущим законодательство Президент наделен и иными полномочиями (к примеру, назначает 1/3 Центральной избирательной комиссии, может отрешать от должности глав субъектов РФ и др.).

 

 

Акты Президента РФ

 

Для реализации своих полномочий Президент РФ осуществляет нормотворческую деятельность – издает Указы и Распоряжения, которые являются подзаконными актами. Согласно ст. 90 Конституции Указы и Распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Указ – правовой акт, относящийся к неопределенному кругу лиц и действующий в долговременном плане (такой Указ называется нормативным). Если он носит правоприменительный характер – то это ненормативный Указ (к примеру, Указ о назначении на должность).

Распоряжение – это акт индивидуального организационного характера.

Акты Президента издаются им самостоятельно, без одобрения другими органами власти (однако Указ о вводе чрезвычайного или военного положения нуждается в утверждении Советом Федерации).

Указы Президента РФ могут временно замещать законы, для восполнения пробела законодательного регулирования, но только до тех пор, пока по этому вопросу не будет принят закон.

Нормативные акты Президента вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 7 дней после их официального опубликования. Иные акты и акты, составляющие государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания. В акте может быть указан иной срок вступления его в силу.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое место занимает Президент РФ в системе государственной власти?

2. Что такое функции и полномочия Президента РФ?

3. Назовите основания прекращения полномочий Президента РФ.

4. Назовите основные полномочия Президента РФ.

5. Какое место в иерархии нормативных актов занимают акты Президента?

Темы рефератов

 

1. Место и роль Президента РФ в государственном механизме.

2. Полномочия Президента РФ.

3. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ.

4. Взаимодействие Президента РФ с органами исполнительной власти.

Литература

 

1. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. № 2. Ст. 171.

2. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих обязанностей, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. № 7. Ст. 617.

3. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000 г. № 849 (в редакции от 25 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.05.2000 г. № 20. Ст. 2112.

4. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» от 6 апреля 2004 г. № 490 (в редакции от 25 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. № 15. Ст. 1395.

5. Указ Президента Российской Федерации «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ» от 5 августа 1996 г. № 1138 // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 33. Ст. 3976.

6. Указ Президента Российской Федерации «О полномочных представителях Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ» от 22 июня 2004 г. № 792 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. № 26. Ст. 2651.

7. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» от 13 апреля 1996 г. № 549 (в редакции от 25 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 16. Ст. 1842.

8. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 (в редакции от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 22. Ст. 2663.

9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

10. Дегтев, Г. В. Становление и развитие института президентства России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г. В. Дегтев. – М., 2005. – 237 с.

11. Комкова, Г. Н. Конституционное право России: учебник. / Г. Н. Комкова. – М. Юристъ, 2005. – 399 с.

12. Колбая, С. Г. О преемственности поста Президента / С. Г. Колбая // Конституционное и муниципальное право. – 2007. № 17.

13. Абдуллаев, А. Н. Федеральные округа и полномочные представители Президента. / А. Н. Абдуллаев // Закон и право. – 2008 г. № 9.

14. Зуйков, А. Российский институт президентства по Конституции 1993 г. основные положения. / А. Зуйков // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008 г. № 5.

15. Исканов, И. С. Организационное обеспечение выполнения функций Президента РФ. / И. С. Исканов // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 9.

16. Хайратдинов, Р. Д. Полномочия Президента РФ в контексте предвыборной агитации. / Р. Д. Хайратдинов // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 3.

Тема 15. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

 

В соответствие со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является Парламентом РФ.

Термин «парламент» происходит от слова «parlare» – говорить, разговаривать. Парламент – это высший общенациональный представительный орган. Первые парламенты (испанский, английский) возникли в XII-XIII вв. и поначалу были сословно-представительными учреждениями, выполнявшими функции ограничения диктатуры монарха. Основное предназначение этих парламентов было ограничивать власть монарха в интересах отдельных сословий, а не всего общества. И лишь с эпохи буржуазных революций парламент становится общенациональным представительным органом, наделенным верховной законодательной властью. Таким образом, как отмечает М. В. Баглай, народное представительство выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

В XVIII-XIX веках парламенты были конституционно учреждены и стали избираться во многих европейских странах и США. В России парламент появился позже в результате длительной борьбы с самодержавием – после императорского манифеста 1905 г. Однако история российского парламента оказалась короткой, а попытки ограничить власть императора не столь успешны. Государственная Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала всего 72 дня, Дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года, Дума III созыва проработала с 1907 по 1912 годы, последняя в истории дореволюционной России Дума IV созыва работала с ноября 1912 по февраль 1917 года проведя пять сессий. 6 октября 1917 года Временное правительство распустило Государственную Думу. В период тоталитарного социализма народное представительство было фиктивно, поскольку парламент через принимаемые законы только оформлял решения руководства правящей партии.

Конституция 1993 года ч. 1 ст. 11 учредила Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в России. Ст. 10 Конституции определяет, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти конституционные гарантии, определяющие место парламента в системе органов государственной власти расположены в главе «Основы конституционного строя», что не позволяет даже самому парламенту изменить свой статус.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Двухпалатность Федерального Собрания обусловлена, во-первых, федеративным устройством России: Государственная Дума – должна представлять все население страны, Совет Федерации – состоять из представителей субъектов федерации. Таким образом, при принятии законов должны учитываться интересы целого (России) и его частей (субъектов РФ). Во-вторых, для каждой из палат предусмотрена различная компетенция, чем обеспечивается система сдержек и противовесов в деятельности самого парламента. Совет Федерации может не одобрить принятый Государственной Думой закон, чем сдерживает Думу от принятия поспешных и необдуманных решений.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ (которое было только один раз в 1993 г.), выступлений руководителей иностранных государств.

 

Совет Федерации

 

Согласно ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. «Президентские» 10% были введены поправкой к Конституции 2014 г.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Совет Федерации является бессрочно действующим органом, его состав обновляется частично, по мере назначения его членов законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата может проводить закрытые заседания.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Совет Федерации избирает из своего состава председателя, первого заместителя и заместителей. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Органами Совета Федерации являются:

1) Совет палаты;

2) комитеты Совета Федерации;

3) комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации.

Должностными лицами Совета Федерации являются:

1) Председатель Совета Федерации;

2) первый заместитель Председателя Совета Федерации;

3) заместитель Председателя Совета Федерации Федерального;

4) председатель комитета Совета Федерации;

5) первый заместитель председателя комитета Совета Федерации;

6) заместитель председателя комитета Совета Федерации;

7) член комитета Совета Федерации.

Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. Совет палаты является постоянно действующим органом. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Комитеты Совета Федерации образуются из числа членов палаты для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией и федеральными законами. По состоянию на январь 2015 года в Совете Федерации существует 10 комитетов (по обороне и безопасности, по международным делам, по бюджету и финансовым рынкам, по экономической политике и др.).

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено.

Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю - с 25 января по 15 июля; на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря.

Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в субъектах РФ, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах РФ.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляет Аппарат Совета Федерации. Аппарат Совета Федерации является государственным органом и обладает правами юридического лица. Структура Аппарата утверждается Председателем Совета Федерации.

Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются:

а) правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации;

б) правовое, организационное и документационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ;

в) правовое, организационное, информационное, аналитическое, протокольное и паспортно-визовое обеспечение межпарламентских связей;

г) организационное, информационное и документационное обеспечение работы членов Совета Федерации с индивидуальными и коллективными обращениями граждан, поступившими в Совет Федерации.

Так же у каждого комитета Совета Федерации существует свой аппарат.

 

Государственная Дума

 

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет (до поправок к Конституции 2008 г. этот срок составлял 4 года). С 2014 года изменен порядок формирования Государственной Думы. Если раньше выборы в Государственную Думу (1-4 созывов) проходили по смешанной системе, затем в Думу 5 и 6 созывов проходили по пропорциональной системе, то сейчас возвращена смешанная система (половина палаты будет избираться по пропорциональной системе, вторая половина – по мажоритарной).

Действующий на данный момент ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы 6-го созыва. Новый порядок формирования Государственной Думы регламентируется ФЗ от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому 225 депутатов будут избираться по одномандатным округам, 225 депутатов – по федеральному избирательному округу.

В соответствие с Регламентом Государственной Думы деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции.

Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя избираются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума самостоятельно принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Думы, первые заместители, заместители Председателя Думы, руководители фракций. Если в составе фракции созданы внутрифракционные группы, то в состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят не более двух руководителей внутрифракционных групп (по поручению руководителя фракции). В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы.

Государственная Дума вправе отменить решение Совета Думы.

Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

Фракция избирает из своего состава руководителя фракции (как правило им избирается лидер партии) и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, однако, в этом случае его депутатские полномочия прекратятся.

Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Комитеты Государственной Думы: вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Думы; подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и др. По состоянию на январь 2015 г. в Государственной Думе 30 комитетов (по Регламенту и организации работы Государственной Думы, по охране здоровья, по образованию, по аграрным вопросам, по культуре и др.).

Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета.

Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются Государственной Думой.

В Государственной Думе также образуются комиссии.

В соответствии со статьей 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты или в иной установленный Советом Государственной Думы срок.

Аппарат Государственной Думы осуществляет правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Думы, фракций, Совета, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Думы и его заместителей. Аппарат Думы является государственным органом и обладает правами юридического лица.

 

 

Парламентарии

 

Парламентарии – это члены парламента – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

В соответствии с ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и Федеральным законом.

Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и Федеральным законом.

Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

3) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

4) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

5) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

6) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт призыва к совершению экстремистских действий, если указанные нарушения совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В отдельных законодательством случаях кандидат освобождается от необходимости пятилетнего проживания на территории субъекта РФ.

Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:

1) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с нов<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...