Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логистической системой городских пассажирских перевозок.

 

Информационная база городского пассажирского транспорта.

Необходимым информационным средством при организации пассажирских перевозок является территориальная разбивка города на зоны транспортной доступности (зонирование). Такое деление города на зоны производится путем формирования схемы разбивки территории на небольшие участки, размером около 1 км2 (матричная схема). Положение каждой зоны определяется сочетанием вертикальной и горизонтальной координат.

Может быть выбрана иерархическая схема зонирования, когда вся территория делится на 7-10 крупных блоков (районов), которые в свою очередь, делятся на более мелкие зоны. При этом уровней зонирования должно быть не более 5 (3¸5). Положение каждой зоны определяется ее кодом.

Структура кода следующая:

Х. ХХ. ХХХ. ХХХХ.

Блоки: 1 ур. 2 ур. 3 ур. 4 ур.

 

Как правило, на практике используют иерархическую схему зонирования территории.

Потребность жителей города в обеспечении пассажирским транспортом может быть определена следующими методами:

- анкетирование (по месту жительства, месту работы, на остановках, в транспортных средствах);

- опрос в тех же пунктах;

- анализ учетных данных (статистики) по месту жительства и месту работы.

Эти методы позволяют получить реальную информацию о потребностях населения в услугах городского транспорта. Наиболее часто используется опросный метод. Полученная информация о транспортной потребности поступает в базу данных системы управления логистическими операциями городского пассажирского транспорта. (рис. *). База данных входит составной частью в информационно-справочную систему пассажирского городского транспорта (ИСС) – рис. **.

Полученная информация о пассажирских потоках (в виде потребностей в перевозках) используется при разработке текущих и оперативных планов работы пассажирского транспорта (автотранспорта – в основном). В этих планах предусматривается решение следующих основных задач: распределение имеющихся транспортных средств по маршрутам движения; выбор оптимального числа единиц (т/с) для работы на каждом маршруте. Эти задачи могут быть решены с использованием следующей математической модели:

 
 


J=(Тпр×N)/(N-c× Pч /K), если (Тпр×N)/(N-c× Pч /K)³10

Jo , если (Тпр×N)/(N-c× Pч /K), < 10

 

 

Тпр (N) = Т , если J ³ 10

10 × (N – c × Pч /K) , если J < Jо

 

Обозначения:

N – число транспортных единиц, работающих на маршруте;

J – интервал движения между транспортными средствами, ч.;

Тпр – время движения по маршруту без учета времени простоя

на остановках;

Рч - часовой пассажиропоток, чел/час;

с - время посадки-высадки, ч/чел;

Т - константа, на зависящая от N;

Jo - минимальный интервал между транспортными средствами, час;

К - константа (коэффициент неравномерности 1 К~1,1).

 

Критерием оптимизации решения этих задач (числа т/с на маршруте и интервалов движения) может служить сумма затрат времени пассажира в течение часа на ожидание и проезд – t пас. Час) и затрат транспортных организаций на организацию движения в течение часа (Этр, руб.).

 

Эобщ = Этр + Sпч × tпас

 

Sпч – стоимость пассажиро-часа, руб./час.

tпас = tож +tпр

tож – затраты времени пассажира на ожидание т/с, час;

tпр – затраты времени на проезд, час.

 

tож = 0,5 × Рч ; tпр = Рч × Дср × tоб

Дср – средняя доля маршрута, проезжаемая пассажиром; Дср = ;

- среднее расстояние поездки пассажира;

- длина маршрута;

- расстояние поездки i –го пассажира

mn -общее количество пассажиров, чел.;

tоб - общее время движения транспортных средств по маршруту.

 

tоб = tпр +J × с × Рч

tпас = (0,5 + tоб × Дср) × Рч

Этр = Этр N

 

Этр - стоимость эксплуатации одной транспортной единицы в течение часа, руб.

 

Sпч = ЗП/МФР ;

ЗП – месячная заработная плата пассажира, руб./мес.

VAH – месячный фонд рабочего времени, час.

 

Литература

  1. Транспортная логистика. Под общей ред. Л.Б. Миротина,

М., 2003.

  1. В.И. Сергеев. Логистика в бизнесе. М., 2001.
  2. А.М. Гаджинский. Логистика. М., 1999.
  3. Модели и методы теории логистики. Под ред. В.С. Лукинского, 2003 г.
  4. В.Н. Костров. Логистическая концепция управления взаимодействием речного транспорта с обслуживаемыми отраслями. Н. Новгород, 1997.
  5. В.Н. Костров. Взаимодействие предприятий речного транспорта с грузовладельцами в условиях рынка. Организационно-экономический аспект. Н. Новгород, 1999.

 

Введение в дисциплину

Развитие логистического менеджмента требует методологи­ческого обоснования новых областей, возникающих на стыке разных научных направлений его обеспечения. К одному из этих направлений относится логистика грузодвижения.

Цель управления экономическими системами всех уровней - эффективное использова­ние технических, экономических, организационных и соци­альных возможностей для достижения высоких результатов их деятельности.

Логистика грузо (пассажиро) движения рассматривает транспортные системы доставки (перевозки) грузов и пассажиров, работающие на принципах логистики. Управление этими системами в современных экономических условиях требует использования нетрадиционных методов и подходов, обеспечивающих их эффективную работу.

Цель дисциплины – обеспечение слушателей знаниями, позволяющими эффективно управлять процессами доставки грузов и пассажиров и предоставления транспортно-логистических услуг.

Основные задачи дисциплины.

7. Изучение и освоение основных методов управления выполнением логистических операций при доставке грузов (движении материальных потоков) и пассажиров.

8. Изучение основных принципов логистики, реализуемых в процессе перемещения товаров (грузов) и пассажиров.

9. Формирование и освоение навыков по оптимальному управлению транспортировкой грузов и пассажиров.

10. Изучение основных параметров и факторов, влияющих на эффективность работы системы грузо-пассажиродвижения.

11. Формирование у слушателей навыков по расчету значений основных параметров работы системы грузо-пассажиродвижения.

12. Изучение технологических особенностей доставки различных грузов потребителям.

Основные понятия логистики грузодвижения

Логистика грузодвижения или транспортная логистика является одним из видов или составных частей логистики материальных потоков. Кроме нее в состав логистики материальных потоков входят.

  1. Распределительная логистика
  2. Сбытовая логистика
  3. Складская логистика или логистики управления запасами
  4. Производственная логистика
  5. Закупочная логистика
  6. Информационная логистика

Вместе с логистикой материальных потоков рассматривают логистику пассажирских потоков, логистику финансовых потоков.

Объектами исследования в управлении логистикой грузо (пассажиро) движения являются следующие элементы:

- материальный поток;

- поток пассажиров;

- поток транспортных средств;

- логистические и транспортно-логистические системы;

- транспортно-технологическая цепь грузо-пассажиро движения;

- технологии, обслуживающие материальный или пассажирский поток;

- стоимостная цепь (финансовый поток).

Элементами системы материальных потоков в общем виде являются: товары (грузы); пассажиры; услуги; средства обработки грузов; средства производства товаров и услуг; информация; энергоресурсы; логистическая инфраструктура (здания, сооружения, транспортные артерии, системы связи и т.д.).

Логистика грузо (пассажиро) движения рассматривает транспортные системы доставки (перевозки) грузов и пассажиров, работающие на принципах логистики. В составе логистики грузодвижения рассматриваются три основных логистических потока – рис. 1.:

- материальный поток готовой продукции, идущей на реализацию (товаров);

- материальный поток ресурсов и оборудования, идущих на предприятия для производства продукции;

- поток транспортных средств.

В работе логистических систем, занимающихся доставкой грузов или пассажиров, используются следующие правила[1]:

1) продукт и объект – нужный продукт, доставляемый соответствующему объекту;

  Производственная система
Поток ресурсов и оборудования

Поток транспортных средств

Поток готовой продукции

 

Рис.1 Состав материальных потоков в логистике грузодвижения

 

2) качество – обеспечивается соответствующее качество доставки;

3) количество - необходимое количество продукта, доставляемое объекту;

4) время – продукт (пассажир) доставляется в нужное время;

5) место – продукт (пассажир) доставляется в нужное место;

6) затраты – продукт (пассажир) доставляется с оптимальными (минимальными в данных условиях) затратами;

7) потребитель – продукт доставляется соответствующему потребителю.

Основными терминами логистики грузо (пассажиро) движения являются следующие понятия.

Логистика -это совокупность научных методов и технологий, обеспечивающая эффективное управление движением потоков ресурсов в пространстве и времени от их первоисточника до конечного потребителя с оптимизацией общих (корпоративных) издержек.

Логистика грузо – пассажиро движения– совокупность методов и технологий, предназначенная для перемещения в пространстве грузовых, пассажирских и транспортных потоков при выполнении основных логистических принципов.

Логистический терминал – терминал, выполняющий как грузовые, так и логистические операции (хранение, сортировка, упаковка и т.д.). Кроме того, он может выполнять распределительные функции и доставку грузов своим транспортом.

Мультимодальный логистический терминал – выполняет функции логистического терминала на мультимодальных перевозках (смежные виды транспорта, новые технологии, все виды перевозок и т.д.) В его составе оказываются дополнительные виды логистического сервиса.

Таможенный терминал – терминал, основное назначение которого выполнять функции склада временного хранения при выполнении таможенных операций, включая перегрузочные работы (на таможне). Как правило, совмещаются и чисто логистические функции (упаковка - распаковка и т.д.).

Юнимодальная перевозка – перевозка в одном или нескольких транспортных модулях, одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками, по единому транспортному документу.

Интермодальная перевозка – перевозка грузов несколькими видами транспорта (с перевалкой) или одним видом транспорта, но в разных видах транспортных средств (например, в грузовых теплоходах и составах) в едином грузовом модуле. Организацию перевозки в целом берет на себя компания – отправитель груза. Могут участвовать несколько видов транспорта – речной, морской и т.д. При этом выдаются различные транспортные документы по каждому участнику перевозки (виду транспорта).

Мультимодальная перевозка – перевозка грузов одного вида несколькими видами транспорта с выдачей единого транспортного документа и под единой ответственностью за организацию перевозки и в едином грузовом модуле. При организации мультимодальной международной (экспортно-импортной) перевозки, как правило, используется единый транспортный оператор (экспедиторская компания), который организует перевозку от двери до двери, выдает единый транспортный документ и несет за нее полную ответственность перед отправителем.

Логистических объект – материальные и другие потоки, отвечающие требованиям и принципам логистики.

Логистическая функция - совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели или укрепленная группа операций, направленная на реализацию целей логистической системы.

К базовым логистическим функциям относят снабжение, производство, сбыт, транспортирование. В рамках этих функций участниками логистического канала выполняются материальные и нематериальные операции по складированию продукции, передачи права собственности на нее, страхованию рисков, оформлению заказов и провозных документов и т.п.

Логистические функции реализуется в тесном взаимодействии с функциями маркетинга, направленного управления ассортиментом продукции, прогнозирования емкости рынка и доли рынка фирмы, формирование ценовой политики, уровня логистических издержек

 

Логистическая операция – действие, направленное на обслуживание материального потока на основе принципов логистики.

Логистическая цепь – упорядоченное множество логистических объектов, связянных между собой последовательностью выполняемых операций. В простейшем случае логистическая цепь (логистическая система с прямыми связями) состоит из поставщика, потребителя и транспорта.

Логистических канал – упорядоченное множество субъектов (предприятий, организаций), обеспечивающее движение потока от производителя до потребителя, на основе принципов логистики.

Логистическая сеть – множество элементов логистической системы, связанных между собой материальными, транспортными, информационными и другими потоками.

Транспортный модуль - транспортная единица, которая имеет характеристики, одинаковые с другими единицами. Она совместима с транспортными единицами, отличными от нее по характеристикам.

Грузовой модуль – грузовая единица, имеющая определенные характеристики, соответствующие стандартам (например, контейнеры 20 фут, 40фут, пакеты, поддоны и т.д.) единые на всей территории и используемые всеми странами мира.

Пояснения к некоторым терминам приведены в Приложении 1.

При проведении транспортных операций в транспортно-логистической системе и отдельных её элементах должны выполняться следующие основные принципы логистики грузо-пассажиро движения [6].

1. Доставка грузов осуществляется по принципу «от двери до двери» в рамках интермодальных и мультимодальных перевозок.

2. Обеспечивается выполнение временных параметров доставки грузов по принципу «точно в срок».

3. Обосновываются оптимальные варианты транспортных составляющих логистической цепи с условием выполнения требования минимизации общих издержек по доставке грузов.

4. В транспортных узлах (терминально-логистических центрах) создаётся необходимый уровень страховых запасов товаров, а также потенциала транспортных услуг.

5. Обеспечивается высокий уровень качества выполнения транспортно-логистических операций.

6. Используются стыкующиеся с международными стандартами логистические правила управления и обмена материальными, информационными и финансовыми потоками.

7. Обеспечивается концентрация в транспортных узлах и логистических центрах необходимых технических и технологических ресурсов, специализированных на выполнении логистических операций.

8. Обеспечивается сокращение сроков хранения материальных и информационных потоков в промежуточных пунктах для снижения издержек и времени по их транспортировке.

9. В терминально-логистических центрах предоставляется широкий спектр дополнительных услуг для пользователей.

10.Обеспечивается экономия ресурсов потребителей не только хорошим качеством перевозок и сжатыми сроками доставки, но и экологической чистотой выполнения логистических операций.

11. Предусматривается пассивная и активная адаптация транспортной системы к реальным условиям процесса доставки грузов.

12. Реализуется принцип компенсации по возмещающим воздействям

Управление логистикой грузо – пассажиро движения состоит из следующих основных этапов:

- системный анализ параметров и характеристик системы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей логистических услуг;

- прогнозирование основных параметров работы логистической системы доставки;

- формирование нормативных и плановых показателей системы;

- организация реализации намеченных целей в логистической системе грузодвижения;

- контроль выполнения параметров в процессе работы системы;

- разработка регулирующих воздействий для поддержания системы в установленном состоянии.

Выполнение целей, функций и задач управления логистической системой грузодвижения (логистической транспортной системой) осуществляется с использованием следующих видов обеспечения:

- финансово-экономическое;

- информационное;

- материальное (снабжение ресурсами); - кадровое;

- техническое;

- технологическое;

- методическое;

- организационное.

Финансово-экономическое обеспечение подразумевает получение необходимых инвестиций для формирования и внедрения системы управления логистикой грузо-пассажиро движения.

Информационное обеспечение является одним из основных ресурсных объектов, на использовании которого базируется работа системы управления логистикой. Она содержит: базы данных; методы технологии и правила обработки логистической информации; необходимые программные средства, отвечающие современным требованиям информатизации экономики и общества.

Материальное обеспечение включает ресурсы, необходимые для успешной работы системы управления: компьютерная техника; оборудование и приборы (средства связи), основные средства (здания и сооружения, машины), энергоресурсы и т.д.

Кадровое обеспечение подразумевает укомплектование системы хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами. Сюда же входит система их подготовки и переподготовки.

Техническое обеспечение предусматривает наличие технических средств, необходимых для успешного решения задач управления (компьютеры, средства телекоммуникаций и вспомогательное оборудование – ксероксы, факсы, принтеры и т.д.

Технологическое обеспечение – предполагает наличие и использование новейших технологий управления (например, электронную почту, вычислительные сети и телекоммуникации).

Методическое обеспечение должно содержать методы решения задач управления (оптимизация, прогнозирование, анализ, регулирование, синтез).

Организационное обеспечение, в составе которого разрабатываются: цели, функции и задачи управления, а также состав и структура элементов его составляющих.

Системы доставки грузов

Система доставки грузов – это совокупность элементов, обеспечивающая доставку груза от отправителя до получателя с выполнением основных принципов логистики.

Работа системы доставки груза начинается с оформления заказа на доставку, который содержит:

- информацию о заказчике (отправителе, ) его наименование, адрес;

- наименование груза;

- количество доставляемого груза;

- условия хранения груза;

- пункты отправления и назначения груза (места);

- плановое время (период) отправления и прибытия;

- дополнительные услуги (если требуются);

- дополнительные требования к качеству доставки.

На основе заказа менеджер фирмы (транспортно – экспедиционной компании, регионального логистического центра, грузового терминала) разрабатывает несколько вариантов схем доставки, выбирает из них оптимальный, определяет участников доставки. Одновременно определяется основной перевозчик и организатор доставки.

Так как цели и требования к схеме доставки груза у клиентов (заказчиков) бывают разные, при выборе варианта системы доставки и схемы приходится решать многокритериальную задачу оптимизации.

Основными участниками системы доставки грузов являются: экспедиторы; перевозчики; логистические распределительные центры разных уровней; складские комплексы; грузовые терминалы; организаторы и операторы транспортного процесса.

Основным требованием к системе доставки является обеспечение высокого качества доставки. Уровень качества доставки груза характеризуют факторы, приведенные на рис. 2.

 
 

 

 


Рис. 2. Факторы, характеризующие качество доставки грузов

Рассмотрим подробно некоторые факторы качества доставки груза.

Цена. Фактор «цена» (затраты на транспортное обслуживание, тариф) является определяющим для большого числа потребителей. От этого фактора зависит конкурентоспособность варианта системы доставки. Цены по доставке (тарифы) устанавливаются в зависимости от совокупных издержек на доставку и от рыночной конъюнктуры, а также от регулирующих воздействий администрации региона (для некоторых направлений перевозок и категорий грузов).

Надежность. Фактор надежности в современных условиях характеризует любую логистическую систему. Обеспечение необходимого уровня надежности функционирования системы доставки требует определять оптимальные объемы поставки (размер партии), оптимальные уровни страховых запасов, сроки поставки.

При определении надежности работы систем доставки приходится решать следующие основные проблемы:

- определение состава показателей, характеризующих надежность;

- формирование методов определения значений этих показателей.

На рис. 2 к основным показателям надежности отнесены: своевременность доставки: сохранность груза при доставке; риски доставки; совместимость системы; рыночный имидж участников системы.

Своевременностьдоставки означает выполнение принципа «Точно в срок» и обеспечивает снижение совокупных издержек за счет:

- уменьшения объемов и сроков хранения дополнительных запасов грузов у грузоотправителей и грузополучателей;

- минимального отвлечения (вывода из оборота) из сферы производства товарно-материальных ценностей за период хранения и доставки;

- снижения издержек содержания дополнительных ресурсов на выполнение не разгрузочных работ с дополнительными запасами;

- использование для доставки более дорогих (и надежных) видов транспорта (для клиента);

- приобретение клиентами системы доставки дополнительных конкурентных преимуществ на рынках сбыта товаров за счет надежности их поставки.

Необходимо отметить, что обеспечение своевременности доставки, как и надежности в целом, приводит к повышению совокупных издержек системы грузодвижения.

Важным показателем качества системы доставки является обеспечение сохранности груза, как по количеству, так и по качеству в процессе доставки. Снижение уровня сохранности груза может вызвать падение его цены на рынке и потерю конкурентных преимуществ его поставщиком. Обычно нормативный уровень потери груза (сохранность груза по количеству) не должен > 1 % от общей массы.

Уровень (коэффициент) сохранности груза при доставке определяется по выражениям:

 

,  

 

,  

Где:

Sкол., Sкач - уровень сохранности по количеству и качеству;

Vпот - объем потерь груза при доставке;

Vповр. – объем поврежденных грузов при доставке;

Vдост - общий объем доставленных грузов.

Возможные риски, приводящие к порче и потере грузов, возникают в результате чрезвычайных ситуаций (форс-мажорных обстоятельств) при доставке (например, авария с транспортным средством, погодные условия, политические и экономические потрясения и т.д.).

В этих случаях грузовладельцы стремятся получить компенсацию за утерянный груз путем его страхования.

Причем виды страхования и их уровень отражаются в договоре на доставку.

Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении и которые произошли не по вине системы доставки.

Объектом страхования может быть груз (имущество) который нужно сохранить или имущественный интерес, в частности прибыль, получаемая от реализации груза в пункте назначения (от утерянного или испорченного груза).

Страховая стоимость – стоимость застрахованного груза в пункте отправления (фактическая).

Страховая сумма предоставляет стоимость выполнения страховки (страхования) в денежном выражении при наступлении страхового случая.

Страховая премия – плата за страхование груза, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в оговоренные сроки.

Наличие страховой услуги в договоре на доставку увеличивает конкурентоспособность выбранной системы доставки за счет большей уверенности грузовладельца в ее надежности.

Совместимость системы доставки представляет степень взаимодействия элементов системы при обслуживании грузовладельца. Взаимодействие выражается в следующих формах:

- технологическое взаимодействие, отражает согласованное использование при доставке единых типов транспортных средств и грузовых механизмов;

- техническое взаимодействие, отражает соответствие используемых при доставке технических средств основным свойствам груза и соответствие технических средств по своим параметрам на стыке логистических операций (транспортных средств и перегрузочных механизмов);

- экономическое взаимодействие подразумевает координацию работы элементов системы доставки с целью повышения ее эффективности.

Основными методами координации являются организационно-управленческие, экономические и правовые.

Совместимость системы обеспечивается соответствующим уровнем информационного обмена между элементами, а уровень совместимости определяется коэффициентом, определяемым по выражению:

 

,  

где

- коэффициент совместимости;

Мувр – число успешно выполненных совместных работ в системе доставки (определяется из учетных документов);

Мср – общее число совместно-выполненных работ в системе.

Имидж элементов системы доставки отражает их репутацию на рынке. К имиджу системы относятся показатели, характеризующие ее работу в частности:

- стабильное выполнение договорных обязательств элементами системы:

- отсутствие негативного мнения у партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации о ее работе ;

- финансовая устойчивость элементов и системы в целом;

- порядочность и честность работников и руководителей;

- устойчивость партнерских отношений и т.д.

Имидж характеризуется следующим коэффициентом:

 

 

 

Где:

- количество негативных фактов по системе за год (учитываемое по договорам);

- общее количество работ за год (учитываемое по договорам).

Гибкостьпонимается как готовность системы выполнять обоснованные требования клиентов по доставке и скорость реакции на эти требования.

Гибкость системы доставки выражается следующими показателями:

- готовность к изменению условий доставки;

- возможности предоставления различных уровней обслуживания;

- готовность к изменению финансовых условий оплаты доставки (рассрочка, кредиты и т.д.).

Коэффициент гибкости определяется по выражению:

 

 

Где:

Кг – коэффициент гибкости;

Мви – число выполненных изменений по просьбе клиентов;

МТи - общее число требуемых изменений.

Комплексность. Высокий уровень качества обслуживания грузовладельцев обеспечивается при выполнении комплексного обслуживания путем расширения ассортимента предлагаемых услуг. Однако в некоторых случаях выше эффективность системы доставки, которая предлагает конкретные, требуемые услуги для клиентов. Таким образом, в составе понятия «комплексность» необходимо отслеживать выполнение услуг, необходимых конкретному клиенту (или конкретных услуг, но в полном объеме).

По параметру «комплексность» системы доставки классифицируются следующим образом:

- комплексные, универсальные системы, оказывающие практически полный набор возможных услуг. Основными особенностями таких систем являются:

1) высокая скорость удовлетворения спроса на услуги;

2) полнота удовлетворения возможных требований клиентов;

3) высокий уровень издержек эксплуатации системы, что приводит к низкой рентабельности ее работы (из-за широкого спектра услуг и ресурсов на их выполнение, которые не всегда востребованы).

- системы (локальной) конкретного уровня комплексности, содержащие только набор услуг, который необходим на данном направлении логистики.

Для оценки комплексности транспортного обслуживания необходимо последовательно рассматривать способность системы на оказание каждой услуги путем определения коэффициента способности оказывать услугу данного вида.

 

 

Где:

- расчетный объем услуг i – го вида, который может освоить данная система доставки;

- требуемый или плановый объем услуг i – го вида в системе доставки.

На следующем этапе определяется интегрированный показатель комплексности системы доставки по выражению:

 

,  

где

- средний интегрированный коэффициент комплексности данной системы доставки.

Информативность – параметр, характеризующий способность системы доставки грузов или пассажиров предоставлять пользователям полную и качественную информацию о характеристиках системы доставки (тарифах, условиях доставки, транспортных и перегрузочных средствах, графиках или расписаниях работы, дислокации и состоянии транспортных средств и грузов на заданный момент времени и т.д.). Этот показатель обеспечивает как для пользователей, так и для системы возможность своевременного реагирования на изменяющиеся условия доставки, чтобы принять регулирующие воздействия их стабилизации. Как правило, пользователи должны получать справку о состоянии груза в процессе транспортировки не позднее чем через три часа после подачи запроса об этом.

Информативность системы измеряется показателями информационной логистики, такими как достоверность информации, ее полнота и оперативность.

Коэффициент достоверности информации рассчитывается по выражению:

 

 

Где:

- число достоверных ответов на запросы;

- общее число запросов в информационную систему.

 

Оперативность и своевременность характеризуется коэффициентом, определяемыми по выражению:

 

,  

где

j – признак запроса;

- фактическое время получения ответа на запрос (период ответа);

- нормативное время получения ответа на j –й вид запроса.

 

При этом нормативы времени на получение справок на запросы, а также нормативная стоимость этих справок (запросов) должны разрабатываться в системе и предоставляться всем пользователям. Используемая логистическая информационная система (ЛИС) должна обеспечивать автоматический контроль времени поступления запросов и получения ответов на них.

Доступностьсистемы доставки подразумевает удобство обслуживания грузов и пассажиров и готовность к доставке.

Удобство обслуживания грузов и пассажиров является одним из важнейших параметров качества. К нему относятся следующие факторы:

- удобство приема заказов и оформления перевозочных документов (например, покупка билетов);

- удобство обслуживания грузов и пассажиров в пункте погрузки-выгрузки (посадки);

- комфортность и надежность (безопасность) перевозки;

- удобство при хранении в пунктах перевалки (ожидание в пунктах пересадки);

- мониторинг состояния грузов в процессе перевозки.

Более 50 % времени выполнения заказа на перевозку (50 ¸ 70%) уходит на прием груза, оформление, подготовку к перевозке и т.д. Оценкой уровня удобства обслуживания является время, затрачиваемое потребителем услуги на перечисленные экспедиторские операции.

Готовностьсистемы к доставке грузов и пассажиров подразумевает возможность (вероятность) выполнения поступившего заказа в любых условиях. Этот параметр характеризуется коэффициентом готовности, который может определяться по одному из следующих выражений:

 

,  

Здесь:

- количество выполненных заказов на доставку, ед.;

- количество поступивших заказов на доставку, ед.;

- доставленный объем грузов (пассажиров), т; чел.;

- общий объем поступивших заказов, т, чел.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...