Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи курса и его место в системе наук.

Целью РЭ, как науки, является экономическое, демографическое и экологическое обоснование существующего и перспективного РПС и РЭ, а также оптимизации их современного характера, повышения социально-экономической эффективности общественных затрат.

Курс РЭ должен формировать у студентов знания и практические навыки для решения сложных экономических, социальных, экологических задач при обосновании и размещении производительных сил с учетом конкретных ситуаций.

Цель дисциплины: усвоение студентами теоретических и практических основ размещения и территориальной организации производительных сил Украины, современного состояния и основных направлений регионального развития экономики в условиях рыночных отношений, формирование экологических знаний, мышления и эколого-экономического сознания у будущих экономистов.

Задачи дисциплины:

§ обеспечить студентов знаниями об экономическом развитии ПС и РПС;

§ усвоение теорий региональной экономики и особенностей регионального развития;

§ характеристика и формирование знаний о территориальной и отраслевой структуре хозяйственного комплекса Украины, о знанении международных экономических связей в экономическом развитии страны и ее регионов;

§ познание закономерностей взаимодействия человеческого общества и геосферы, специфики антропогенного влияния на среду, путей обеспечения сбалансированного развития общества и природы.

РПС и РЭ являются важнейшим звеном экономических знаний и по содержанию тесно связаны с другими научными дисциплинами, в первую очередь с экономической и социальной географией. Если их рассматривать с точки зрения производственных отношений, то они являются объектом изучения экономической теории (политэкономии), если рассматриваются во времени, они изучаются экономической историей. РЭ тесно связана с микро и макроэкономикой, национальной экономикой, статистикой, экономикой и социологией труда, а также с другими науками.

Методологические основы курса.

Методология –учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методологические основы формируются под действием экономических законов и основных категорий РЭ (например: знание законов – стоимости и предложения, пропорциональности развития, отраслевой и территориальной структуры хозяйства), в результате систематизации методов их познания.

Любая наука использует различные методы исследования, которые для курса РЭ можно условно разделить на такие группы:

- общенаучные (метод диалектического материализма, системного анализа);

- междисциплинарные (исторический, математический);

- экономические (балансовый, статистический);

- специальные (картографический, регионального анализа);

- методико-технологический (информационный).

В научных исследованиях РПС и РЭ используются методы, которые могут применяться для достижения поставленной цели. В частности, для анализа ситуации и конкретных расчетов используются экономико-математическое моделирование, картографический, сравнительно-географический, статистический и другие методы.

При изучении курса РЭ в первую очередь используется такой ряд методов:

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений приобретает большое значение для подготовки и разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерности их функционирования, прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.

Метод системного анализа включает всестороннее изучение каждой из территориальных систем, ее внешние и внутренние связи, рассматривает целостность системы хозяйственного комплекса страны. Анализ и синтез явлений и процессов РПС и комплексного развития регионов особенно важен в современных условиях.

Балансовый метод позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов региона, капитальными вложениями, трудовыми затратами и установить необходимые пропорции (в общем виде «приход-расход»). Это общий баланс производства и распределения общественного продукта, внешнеторговый или топливно-энергетический балансы и др.

Статистические методы служат для обработки и анализа многообразной количественной информации, характеризующей территориальные аспекты социально-экономических явлений, позволяют наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику по всей стране, регионам или в сравнении с другими странами, а также оценить надежность и точность выводов, сделанных на основе статистического материала.

Метод экономико-математического моделирования позволяет рассчитывать варианты поведения систем при различных данных и выбрать оптимальный вариант (минимум затрат при максимуме производства), используются матрицы, линейное программирование, построение графиков и др. Моделирование – упрощенное воспроизведение реальности, отражающее в обобщенной форме ее существенные черты и взаимосвязи. В арсенале системного моделирования – логические, блоковые, матричные, картографические и др. модели.

Описательный метод – один из самых древних методов, но продолжает широко использоваться, представляет происходящие в реальности процессы и их развитие во времени при помощи определенной терминологии. Помогает предсказать будущие изменения при заданных условиях и при существующих закономерностях.

Сравнительно-географический метод дает возможность сопоставить ряд территориальных единиц с помощью математических, статистических и др. приемов.

Картографический метод необходим для познания территориальных экономико-географических процессов и особенностей размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов. Картографические методы остаются самыми популярными в современной географии, региональной экономике, экологии. Без карты нет географии и многих других наук.

Н.Н. Баранский отмечал: “От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается”.

Исторический метод позволяет с помощью сравнения исторических явлений выявлять общие особенности и основные тенденции их развития.

Э. Реклю: «История есть география во времени, география – история в пространстве».

Дистанционные (аэрокосмические)методы – общее название методов изучения Земли с летательных аппаратов – воздушных или космических. В состав этих методов входят аэросъемка, космическая съемка, дешифрирование снимков, а также визуальные наблюдения (осмотр территории с борта летательного аппарата).

Информационный метод – использование ЭВМ, ПК и компьютерных сетей (в т.ч. Интернета) для обработки больших объемов информации по странам, их районам и миру в целом. Возникло геоинформационное моделирование, которое позволяет получать, развивать, накапливать и передавать в научный оборот новые виды текстов (информации), изображений, сцен – комбинированных, многомерных, объемных, динамичных и пр.

Чем больше методов использует специалист в исследовании, тем точнее анализ, т.е. нельзя пользоваться только одним методом и студенты – экономисты уже в курсовой работе (введении) должны указать, какие методы они использовали при написании своей работы.

Экономическая наука начала активно исследовать вопросы РПС в ХІХ в. Теорий размещения производств, как таковых, в то время не было. Однако, развитие экономических наук происходило не только за счет анализа, но и через создание основ рыночной теории размещения производства, основоположниками которой являются: Йоган Тюнен, Альфред Вебер, Август Леш, Вальтер Кристаллер, Джон Фридман, Т. Хегерстранд, П. Хаггет и другие.

Проблемы РПС и РЭ были и есть в центре внимания советской и украинской науки, ученых экономистов и экономистов-географов. Весомый вклад в развитие науки внесли советские ученые – И. Г. Александров, Н. Н. Некрасов, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, Ю. Г. Саушкин, А. Т. Хрущев и др., а также украинские ученые – К. Г. Воблый, О. Т. Диброва., С. И. Дорогунцов, М. М. Паламарчук, А. Н. Алымов, Ф. Д. Заставный, Н. Д. Пистун, О. И. Шаблий и др. В системе Национальной Академии наук Украины длительное время функционирует Совет по изучению производительных сил Украины (СОПС), а это свидетельствует, что РПС и РЭ была официально признана в нашем государстве, а труды этого научного заведения использовались государственными плановыми органами при обосновании размещения нового строительства и формирования территориальной структуры хозяйства всей страны и отдельных регионов.

Структура курса РЭ.

Курс РЭ состоит из двух разделов (модулей) – «Региональная экономика» и «Экология», по которым читается 16 тем: 10 тем - РЭ (1 модуль), 6 тем - Экологии (2 модуль).

Раздел РЭвключает четыре направления познания предмета, раскрывающих, в целом, не только, конкретные проявления, но и научные основы комплексного РПС, а именно изучение:

- общих закономерностей, принципов и условий территориального размещения и развития общественного производства;

- условий, особенностей и эффективности размещения всего национального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, их отраслей и межотраслевых комплексов, крупнейших объединений и предприятий;

- комплексного развития территориального хозяйства страны (экономических районов, областей и т.д.);

- внешних экономических связей в территориальном аспекте.

Современное РПС в Украине является результатом территориального разделения труда, обусловленного экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями и географическим положением отдельных регионов. Территориальное разделение труда закрепляет определенные отрасли за определенными территориями страны, района в соответствии с природными и другими факторами. Все это позволяет не только увеличить общественное богатство, но и сократить затраты в хозяйстве и повысить эффективность производства. Территориальное разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей различную продукцию.

Раздел “Экология” включает и изучает темы: Научные основы рационального природопользования. Концепция устойчивого экологически безопасного развития производительных сил. Развитие производительных сил и антропогенное воздействие на окружающую среду (АВОС). Управление природопользованием. Система экологической информации. Региональные экологические проблемы Украины. Международный опыт и сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

 

Вопросы для контроля:

1. Дать определение данных понятий: региональная экономика, производительные силы, размещение производительных сил, региональная политика, район, регион.

2. Определить предмет, объект и задачи курса «Региональная экономика».

3. Охарактеризовать структуру курса РЭ и её место в системе других наук.

4. Раскрыть основные методологические положения курса.

5. Назовите ученых, которые внесли основной вклад в области пространственной организации производительных сил. В чем состояла сущность их взглядов?


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...