Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность государственной региональной экономической политики (ГРЭП)

Региональная политика (РП) государства является неотъемлемой составной частью общегосударственной политики. Ее назначение – в обеспечении сбалансированного в территориальном масштабе развития страны на основе экономической самостоятельности регионов.

Сущность региональной политики состоит в эффективном управлении региональным развитием страны с учетом объективных процессов, которые происходят в регионах, и реализации интересов государства относительно регионов.

Государственная региональная экономическая политика – целенаправленная деятельность государства по управлению социальным, экономическим, экологическим развитием регионов. Эта политика предусматривает учет широкого спектра национальных, политических, социальных факторов, которые позволяют влиять на тенденцию регионального развития.

В условиях переходной экономики эта политика нацелена на преодоление кризисных явлений и дезинтеграционных процессов. Через социально-экономический подъем регионов укрепляется экономический потенциал государства.

Главное направление ГРЭП– это обеспечение рационального использования природных ресурсов регионов, нормализация жизнедеятельности населения, достижение экологической безопасности и усовершенствование территориальной структуры экономики.

Предпосылкой осуществления региональной политики Украины является наличие территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии.

Основные причины обострения региональных диспропорций:

* длительный социально-экономический кризис, который выявил разное отношение отдельных регионов к новым экономическим условиям;

* неравномерность размещения предприятий базовых отраслей, которые являются стабильными показателями развития;

* несоответствие отраслевой структуры экономики регионов современным тенденциям, в результате чего в некоторых регионах сельское хозяйство в валовой добавленной стоимости превышает показатели промышленности; есть регионы, являющиеся аграрно-индустриальными (Волынская, Кировоградская, Тернопольская и др.); - это является важной причиной низких темпов экономического роста на фоне глубокого кризиса в АПК.;

* незавершенность правового оформления механизма бюджетного регулирования, которое не дает возможности местным бюджетам сформировать финансовые ресурсы для развития территорий.

Структура промышленного комплекса регионов за последние годы не имела весомых изменений, поэтому для большинства регионов большое значение продолжают иметь одна - две отрасли. Так, приоритетной отраслью промышленного производства для 16 регионов является пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов.

Наиболее развитыми промышленными регионами являются Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Харьковская области и г. Киев, на долю которых приходится 60 % общегосударственного промышленного производства. Вместе с тем, удельный вес Волынской, Кировоградской, Тернопольской, Херсонской, Черновицкой областей и г. Севастополя не достигает 1,0 % от общего промышленного производства по стране.

В Украине сохраняются существенные региональные диспропорции по объему промышленного производства на одного человека.

Основные направления региональной политики:

* определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимоотношения (государственного и частного секторов экономики, внутренних и внешних факторов развития региона);

* взаимоотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

* подъем экономики отсталых регионов и освоение новых регионов ресурсов;

* проблемы урбанизации;

* демографическая политика государства;

* аграрная политика страны.

Государственная региональная экономическая политика Украины формируется таким образом, чтобы обеспечить территориальную целостность государства, создать равноправные условия функционирования региональных хозяйственных комплексов.

Она основывается на таких основных принципах:

* конституционность и законность;

* обеспечение целостности территории;

* приближение услуг органов власти и местного самоуправления к непосредственным потребителям;

* стимулирование сотрудничества между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Опыт стран Европы показывает, что не существует единой универсальной модели региональной политики. Так, еще в 30-е годы XX века была предложена классическая теория региональной политики Дж. Кейнса - «Защитная концепция регионального развития». Основные положения этой концепции:

* удержать экономическое равновесие регионов без вмешательства государства невозможно;

* участие государства в региональном развитии необходимо с целью уменьшения диспропорций в уровнях развития отдельных территорий;

* целесообразно использование экономических средств влияния – финансовых трансфертов (передача права владения государственными ценными бумагами).

Цель трансфертов – выравнивание бюджетной обеспеченности разных территорий в расчете на душу населения

б) прямых инвестиций;

в) изменений в системе налогообложения.

В центре внимания такой политики находится экономика депрессивных территорий, которая характеризуется обострением проблем безработицы и резким снижением уровня жизни населения

Американским экономистом М. Фридманом предложена неоклассическая теория экономического развития. По этой модели вмешательство государства в сферу хозяйствования – минимальное, а главная задача региональной политики состоит не в преодолении региональных диспропорций, а в общем повышении эффективности регионального хозяйственного комплекса. Считается, что наиболее острые проблемы депрессивных территорий должны решаться не приоритетно, а по мере накопления необходимых средств, вследствие повышения эффективности функционирования хозяйственных комплексов других территорий.

В Украине необходима разработка новой концепции ГРЭП в связи с усилением процессов глобализации и региональной интеграции.

В этой связи необходимо осуществить:

* реформу административного территориального устройства страны;

* четко определить статус регионов;

* отработать механизм взаимодействия соответствующих институтов

на местном и региональном уровнях.

Объекты и субъекты ГРЭП

Среди ученых нет однозначных мнений по поводу определения субъекта и объекта ГРЭП. Есть мнение, в соответствии с которым субъектом этой политики определяется страна, а объектами – социально-экономические процессы, протекающие на определенной территории, социальные слои населения, территориальные или отраслевые пропорции хозяйства.

В широком понимании объектами ГРЭП в рыночных условиях выступают регионы. В узком понимании объектамивыступают административно-территориальные единицы разных уровней (области, АР Крым, районы, города, села). Специальным объектом региональной политики могут быть депрессивные или монопрофильные территории, зоны стихийного бедствия, техногенных катастроф, то есть, в центре внимания ГРЭП всегда находятся проблемные регионы.

С целью формирования и реализации эффективной региональной политики осуществляют типологию регионов как объектов этой политики.

По уровню социально-экономического развития выделяют высоко, средне ислабо развитые регионы:

Их основные показатели:

* ВВП на душу населения;

* показатели демографического развития и качества жизни;

* техногенная нагрузка;

* финансовое состояние;

* инвестиционная активность;

* бюджетное обеспечение.

В зависимости от структуры экономики региона выделяют индустриальные, с преобладанием добывающих или обрабатывающих отраслей промышленности, индустриально-аграрные и аграрные территории.

С точки зрения протекания процессов реформирования региональной экономики выделяют территории адаптированные и неадаптированные к новым условиям государства .

Для успешной реализации государственной региональной экономической политики необходимо учитывать межрегиональные и межгосударственные экономические связи. В этой связи выделяют экспортно-, импортно-ориентированные территории.

Под экспортно-ориентированными регионами понимают территории, продукция которых не только обеспечивает в полном объеме собственные потребности этих территорий, но и вывозится за пределы страны.

Импортно-ориентированные регионы ввозят значительные объемы продукции с других территорий или производят продукцию из привозного сырья.

Важное значение имеют приграничные и приморские территории. Субъектами ГРЭП выступают центральные региональные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетентности решают вопросы регионального социально- экономического развития.

Цели и задачи ГРЭП

Целями региональной экономической политики являются:

1. Увеличение национального богатства страны путем эффективного использования природно-ресурсного, трудового и научно-технического потенциалов каждого региона и тесного сотрудничества между ними.

2. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов с учетом эффективности территориального разделения труда, рационализации системы расселения.

3. Поддержка внутрирегиональной сбалансированности экономического развития, экологического состояния, социально-демографического и общественно-политического процессов.

4. Создание необходимых организационно-правовых и экономических условий, которые предоставляют относительно равные возможности каждому региону для эффективного экономического развития, рационального использования природных, трудовых, финансовых ресурсов и удовлетворения потребностей населения.

Задачи государственной региональной политики:

1. Структурная перестройка экономики регионов, в первую очередь, промышленных регионов и центров с чрезмерной концентрацией предприятий тяжелой индустрии и сложной экологической ситуацией (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская области и г. Киев, Харьков, Одесса, Кривой Рог, Мариуполь, Макеевка).

2. Усовершенствование региональной структуры экономики.

3. Улучшение функционирования отраслей производства в рыночных условиях.

4. Усовершенствование экономического районирования и узаконивание границ экономических регионов.

В социальной сфере:

1. Обеспечение полной занятости населения.

2. Улучшение уровня благосостояния и стабильного уровня жизни населения.

3. Предотвращение ухудшения демографической ситуации и депопуляции населения.

В экологической сфере:

1. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

2. Эффективное использование природных ресурсов.

3. Ликвидация последствий загрязнения среды.

4. Сохранение уникальных территорий и природных объектов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...