Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теологическая (божественная) теория происхождения права

Представителями данной теории является уже названные Аврелий Августин (Августин Блаженный), Иоанн Златоуст, Альберт Великий, Жозеф де Местр и др. Однако самым ярким представителем и одним из главных разработчиков божественной теории стал идеолог средневекового католицизма Фома Аквинский(Томас Аквинат, 1225 – 1274 г.г. Сочинения «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.)

Суть теории.Главным постулатом теории является утверждение о том, что право как и все сущее создано богом, оно ниспослано свышедля регулирования жизни людей и даруется человеку через пророков и правителей. Божественное представление о природе права мы находим в некоторых древних памятниках права, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в мусульманском праве.

Согласно учению Ф. Аквинского мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальные формы. Во главе иерархии стоит бог, духовный мир возглавляется Папой Римским как наместником бога на земле, материальным миром управляют короли (императоры), которым подчиняются подданные, господам подчиняются рабы.

Соответствующая иерархия характерна и для права, представленного четырьмя видами законов:

· вечный закон — это сам божественный разум, управляющий миром;

· естественный закон — это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

· человеческий закон — это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;

· божественный закон — это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия должна помочь им в этом[27].

Теологическая теория происхождения права, несмотря на некоторую антинаучность, признается в теократических и клерикальных государствах, в т.ч. в Европе (Ватикан). Учение Ф. Аквинского во второй половине XX века было развито французским ученым Ж. Маритеном и получило название «неотомизма».

Теория естественного права

Теория естественного права возникла давно, к ее представителям можно отнести таких древних мыслителей как ЛаоЦзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон.В Новое время к ней обращались в своих трудах Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо,в XX в. Р. Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман и др. Поэтому в юридической литературе выделяют ранние теории естественного права, естественно-договорную теорию права и теорию возрожденного естественного права.

Суть теории.Право существовало всегда и обусловлено окружающим миром и законами природы, частью которой является человек.Естественные права возникают у него с рождения и выражают его природную сущность, жизненные потребности и интересы.

Ранние теории естественного права рассматривали естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума.

Представители естественно-договорной теории права считали, что люди изначально были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Однако люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права и договорились создать государство, издающее законы, основанные на естественном праве и карающее нарушителей естественных нрав.

Теория возрожденного естественного права основывается на делении права на естественное и позитивное, но при этом позитивное право закрепляет и защищает наиболее значимые естественные права человека (право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения и др.), в случае возникновения противоречий приоритет отдается праву естественному.

Историческая теория права

Историческая теория возникла в первой половине XIX в. в Германии как противовес теории естественного права, требовавшей изменения существующего государственного строя и принятию законов, отвечающим «требованиям разума», «природе человека». Теория была разработана немецкими учеными, наиболее известными из которых являлись Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи и Георг Пухта.

Суть теории.Теоретики исторической школы права считали, что право вырастает из национального духа, народного сознания. Право подобно языку народа, его манерам и физическим характеристикам людей развивается и проходит различные этапы. В примитивных обществах право представляет собой небольшое количество общепринятых правил, существующих в форме обычаев и традиций, выражающих народный дух. В современных обществах оно выражено в сложной системе законов, которые создают юристы. Смысл деятельностиюристовзаключается не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе.В этом процессе законодательная деятельность является всего лишь просто последней стадией заключения народного духа в письменную форму законодательного акта.

Право (и частное и публичное) возникает спонтаннои является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, как и язык народа, оно не применимо к другим народам. Поэтому право не обладает универсальным характером и должно рассматриваться в контексте конкретного народа (нации), времени и места, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...