Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика российского государства в дореволюционный период

Вопрос о возникновении российского государства является одним из дискуссионных в отечественной науке. По мнению историков, к числу которых относятся такие известные дореволюционные ученые как В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин и др., Российское государство зародилось в IX в. До недавнего времени, эта точка зрения была господствующей в исторической науке и Древнерусское государство, возникшее на территории России именовалось «Киевская Русь», либо коротким словом «Русь».

Развитие Российского государства представляло собой достаточно длительный исторический процесс, растянувшийся на века. Несмотря на многообразие существующих мнений о периодизации российской государственности, наиболее признанной и вызывающей наименьшее количество нареканий является точка зрения С. М. Соловьева, который выделял несколько периодов в истории развития российского государства:

Первый период -русское государство в период господства родового строя. Он продолжался со времен Рюрика до времен правления Андрея Боголюбского (около 1111 — 29 июня 1174 г.).

Второй период - русское государство в период борьбы родового и государственного строя - от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (1288 — 31 марта 1340 г.).

Третий период - русское государство в период объединения русских земель вокруг Москвы — от Ивана Калиты до Ивана III (22 января 1440 — 27 октября 1505).

Четвертый период - русское государство от Ивана III до пресечения династии Рюриков (начало XVII в.).

Пятый период - вступление России в систему европейских государств — от первых Романовых до середины XVIII в.

Шестой период новый период истории России — от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.

Историк особо подчеркивает, что каким бы важным нам не показалось историческое событие, которое мы называем татаро-монгольским завоеванием, оно не дает права с половины XIII в. прерывать естественную нить событий, приведших к возникновению могущественного Российского государства, которое, судя по приведенной периодизации, возникло не ранее XIV в.[185]

В. О. Ключевский относит возникновение Российского государства на более ранний период: Киевское княжество он считает первой формой Русского государства — IX в.[186]

Иной точки зрения придерживался наш современник Л. Н. Гумилев, который в своей работе «От Руси до России» считал, что татаро-монгольское нашествие опустошило неокрепшее Древнерусское государство и привело к его исчезновению. Позднее на его месте возникает могущественное Российское государство. Таким образом, Л. Н. Гумилев полагал, что в истории российской цивилизации существовали два самостоятельных государства: Древнерусское государство и Российское государство. Данная позиция не является господствующей в исторической науке, но некоторые современные теоретики ее поддерживают[187].

Приведенная периодизация позволяет нам сделать определенные выводы о форме государства и его функциях, в тот период времени.

Поскольку данный этап растянулся практически на тысячу лет, то форма правления российского государства также непрерывно менялась на протяжении столетий: раннефеодальная монархия (IX-XII в.в.), сеньориальные монархии и республики (Новгород, Псков) в период феодальной раздробленности (XII –XIVв.в.), монархия в период создания русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.), сословно-представительская монархия (середина XVI в. – середина XVII в.), абсолютная монархия (вторая половина XVII в. – начало XX в.) и дуалистическая монархия (1905 г. – февраль 1917 г.), республика (1 сентября 1917 г. – 25 октября 1917г.).

Форма государственного устройства прошла путь от унитарных государств (русские княжества) до Российской империи. Форма политического режима отличалась разносторонностью от «вечевой» демократии в Новгороде и Пскове, демократии в буржуазной республике (с 1.09.1917 по 25.10.1917) до антидемократического политического режима (государственный режим – абсолютизм, с 1905 по март 1917 г. - дуализм) при «самодержавии» российского императора - «помазанника божьего». Единого мнения о форме политического режима дореволюционного российского государства нет, т.к. одни ученые считают его авторитарным, другие феодально-теократическим, третьи в качестве формы государственного режима называют абсолютизм, с последующим переходом к дуализму. Поэтому до сих пор учеными ведутся дискуссии, что говорит о сложности рассматриваемого вопроса (например, большинство представителей исторической науки считают невозможным определиться с периодизацией российской государственности по критерию формы государства[188]).

Однако, несмотря на дискуссионность данного вопроса, по мнению автора все же можно сделать вывод, что начиная с IX в. до 1.09. 1917 г. в России преобладала монократическая форма государства,характеризующаяся единовластием главы государства (Великого князя, Государя, Царя, Императора), отсутствием принципа разделения властей, местного самоуправления (за некоторыми исключениями, например в 1860-1870 гг. в период земской и городской реформ при Александре II), наличия государственной идеологии - защита самодержавия («За веру, царя и отечество»).

Функции государства сводились к защите территории и его границ от внешних угроз, поддержания господства правящего класса, обеспечения общественного порядка, сбора налогов.

Однако, по мнению теоретиков, несмотря на то, что в Российском монархическом государстве восточно-деспотического типа не сложилось уважительного отношения к праву и закону, в нем было заложено немало традиций, которые во многом определили дальнейшее развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. К наиболее важным отечественным традициям следует отнести: общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальную справедливость, приоритетную ценность труда, духовность.

По мнению В.М. Корельского: «Традиционный идеал (менталитет) народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком»[189].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...