Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие источника (формы) праваВажность темы об источниках (формах) права неоднократно подчеркивалась учеными-правоведами. Учение об источниках права было и остается одним из центральных разделов юридической науки. Новизна в общих подходах к пониманию права вызывает насущную потребность в детальном и глубоком изучении как роли и места источников права, так и их системы и, особенно, отдельных видов. Как отмечает проф. М. Н. Марченко: «С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекали к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков и, отчасти, практиков. И это не случайно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития национальных правовых систем и права как такового в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость. Вопросы, касающиеся источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и самого права. Особую важность для правовой теории и практики представляют собой вопросы понятия источников права, их структуры и содержания, соотношения источников права с формами права, вопросы классификации источников права и их системно-иерархического построения, вопросы юридической природы различных источников права и характера их соотношения с другими источниками права, и др. Успешное решение данных и им подобных проблем является весьма значимым не только для национальных правовых систем, но и для различных правовых семей, таких, как романо-германская, англосаксонская и другие правовые семьи, а также для развития сравнительного правоведения в целом. Ведь от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание «источник права», «форма права» и др. в той или иной правовой системе, совпадает ли представление о данных и иных правовых явлениях и отражающих их понятиях в одной правовой системе с соответствующими представлениями, господствующими в других правовых системах, во многом зависит сама возможность, а вместе с ней и успешность их сравнительного исследования»[314]. В настоящее время по-прежнему остаются недостаточно разработанными подходы в определении понятия источников (форм) права. На наш взгляд, остается еще широкое поле для исследования функциональных свойств источников (форм) права. Еще в 1946 г. профессор С.Ф. Кечекьян отмечал, что понятие «источник права» принадлежит к наиболее неясным в теории права. Нет не только общепризнанного определения этого понятия, но и спорным является сам смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь источник права — это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением[315]. Причем эта мысль актуальна и сейчас, поскольку под источниками права понимают и материальные условия жизни общества (источники права чисто в материальном смысле), и способы (формы) закрепления, своеобразного «документирования» государственной воли (источники права в формально-юридическом смысле), и материалы, посредством изучения которых люди познают право, его историю и развитие (источники познания права). В отечественной теории государства и права понятие формы права принято раскрывать, основываясь на философском учении о форме как внутренней организации содержания и его внешнем выражении. Поэтому принято считать, что внутренняя форма права - это его структура, внутреннее строение, внутренняя организация (система), состоящая из структурных элементов (имеется в виду, в первую очередь нормы права). Внешняя форма права - это его проявление вовне, которое характеризуется различными формами внешнего выражения юридических норм (например, О.С. Иоффе И М.Д. Шаргородский считали, что внутренняя форма права – это непосредственно сама норма права, а внешняя – это нормативно-правовой акт в виде закона, указа и т.д.). Однако внешне правовые нормы могут быть выражены не только в форме нормативно-правовых актов, но и форме правовых обычаев, юридических прецедентов, правовых доктрин, религиозных текстов и т.д. Возвращаясь к соотношению понятий «форма права» и «источник права» нужно упомянуть, что в 60-х годах XX в. в отечественной юридической науке шел спор по поводу употребления терминов «форма» и «источник права». Предлагалось использовать понятие «форма права» вместо «источник права» (проф. А.Ф. Шебанов). Однако эта позиция не нашла поддержки и вместо этого предлагалось уточнить термин «источник права» и называть его «юридически формальный источник права» (проф. С.А. Голунский, проф. С.Ф. Кечекьян, проф. М.С. Строгович, проф. С.Л. Зивс). В результате ученые пришли к выводу, что термин «источник права» не имеет однозначного толкования и может употребляться в гносеологическом, материальном, идеологическом, политическом, формальном (юридическом) и некоторых других смыслах. В юридической литературе под источником права в гносеологическом смысле понимают источник познания права, т. е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Источниками права в этом смысле могут выступать и действующие нормативно-правовые акты (конституции, кодексы и т. д.), и акты, утратившие силу и прекратившие свое действие (например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.), и исторические памятники права (например, законы Ману, законы Хаммурапи, Русская Правда). Под источником права в материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т. д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу. Иногда под источником права в материальном смысле понимают сами общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Источник права в идеологическом (идеальном) смысле - это правосознание, точнее правовая идеология, т. е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве, играющие немаловажную роль в процессе формирования позитивного права. Под источником права в политическом смысле понимается государство, поскольку нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством и в связи с этим без государства, без его воли вообще не могут появиться на свет. Наконец, источник права в формальном (или юридическом) смысле - это способы (формы) внешнего выражения и закрепления юридических норм, т. е. то, что фактически выступает в качестве внешних форм позитивного права[316]. Таким образом, внешняя форма выражения норм права (позитивного права) представляет собой не что иное, как источник права в формальном (юридическом) смысле. Как следствие, в отечественной юридической науке нашел применение термин «источник (форма) права» или «форма (источник) права», что подчеркивает позицию авторов к пониманию данной проблемы. В юридической литературе существует множество авторских определений источников (форм) права. Так, например, А. В. Клименко, В. В. Румынина считают, что «источники (формы) права — это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения»[317]. М. Э. Жаркой, А. А. Кривачев полагают: «Форма права (источник права в юридическом смысле) — способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения»[318]. По мнению А. Ф. Вишневского, Н. А. Горбатюка, В. А. Кучинского: «В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права — это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы»[319]. Как видно из приведенных определений, несмотря на некоторые отличия в дефинициях, большинство авторов рассматривают источник права в юридическом (формальном) смысле, понимая под ним способ выражения и закрепления правовых норм Виды источников (форм) права Мировая юридическая практика насчитывает множество форм (источников) права. Среди них можно отметить: нормативный правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина, юридическая практика, принципы права. На выбор и закрепление в национальной правовой того или иного источника, т. е. на форму права влияет множество факторов. Это особенности исторического развития государства, географическое положение страны, национальная психология, культура народа, менталитет нации, иностранное влияние и др. Правовой обычай считается первым, исторически возникшим источником права, поскольку обычаи возникли еще в первобытном обществе до появления государства и позитивного права, а первые законы представляли санкционированные государством обычаи. Правовой обычай - это обычай, т.е. исторически сложившееся в обществе в силу полезности и многократного применения общеобязательное правило поведения людей, санкционированное государством в качестве источника права. Правовой обычай как источник права достаточно широко распространен в англо-американском праве. Англо-американское право делит обычаи на старинные (custom) и торговые (equity)[320]. Например, в Англии, одним из условий признания обычая как источника права является его существование «с незапамятных времен». Это значит, что заинтересованной стороне необходимо доказать в суде, что данный обычай существовал до 1189 г., т.к. именно эта дата определена как конец «незапамятных времен» положениями Первого вестминстерского статута 1275 г. королем Англии Ричардом I. В мусульманских государствах сложилась юридическая практика, что если в Коране или иджме отсутствует норма, регулирующая определенное правоотношение, то применяется правовой обычай. Правовые обычаи как источники права встречаются и в российской правовой системе. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 — о периодах поставки товаров, ст. 510 — о доставке товаров поставщиком и др. Существуют правовые обычаи и в российской парламентской практике. Например, в ч.3 ст.99 Конституции РФ закрепляется, что «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». Правовые обычаи встречаются также в торговом праве, семейном праве, морском праве и международном праве. Правовой обычай отличается от других источников права тем, что его создает народ или социальная группа, а уже затем он признается государством. Таким образом, правовой обычай – это санкционированное государством общеобязательное правило поведения, исторически сложившееся в обществе в результате многократного применения и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты. Нормативные правовые акты являются одним из основных и самых распространенных источников права в различных национальных правовых системах, в том числе и в Российской Федерации. Для данного источника права характерны следующие существенные признаки: 1. Документ, обладающий письменной формой; 2. Содержит правовую норму, т.е. нормативное, общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционируемое государством, охраняемое силой государственного принуждения; 3. Официальный документ, который исходит от государства (в лице его государственных органов, должностных лиц или иных государственных организаций), либо иных уполномоченных субъектов, наделенных правом принимать нормативно-правовые акты (например, народ на референдуме, собраниях, сходах местных жителей или органы местного самоуправления); 4. Обладает особой структурой и обязательными официально-документальными признаками (например, название и форма акта, место и дата принятия, наименование органа или должностного лица его издавшего; структурное деление на разделы, главы, статьи, параграфы; подпись уполномоченного лица и др.); 5. Издается в особом порядке, включающем его подготовку, обсуждение, принятие, опубликование и вступление в силу, что называется «правотворческим процессом»; 6. Устанавливает новые, изменяет действующие и отменяет устаревшие правовые нормы. 7. Обладает иерархичностью и юридической силой. Нормативные правовые акты представляют собой иерархическую систему на вершине которой находится Конституция, далее следуют различного вида законодательные акты (в России – федерально-конституционные, федеральные, конституции (уставы) и законы субъектов РФ), ниже располагаются подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, и т.п. Наличие юридической силы говорит нам о действии нормативного акта в правовой системе, его месте в иерархии нормативных правовых актов; соответствие акта, принятого нижестоящим органом власти, акту, принятому вышестоящим органом власти и т.д. Таким образом, нормативный правовой акт – это официальный документ, изданный в особом порядке компетентным субъектом, направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревших правовых норм, обладающий юридической силой и находящийся в состоянии соподчиненности с другими актами. Нормативные правовые акты следует отличать от нормативных актов. Последние могут носить и неправовой характер (например, инструкции по технической эксплуатации приборов содержат технические нормы, уставы профсоюзных организаций, политических партий содержат корпоративные нормы, религиозных объединений – религиозные нормы). Нормативные правовые акты следует отличать и от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного зван награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты — это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты обладают следующими особенностями: · принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов; · адресуются конкретным лицам или органам; · решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта[321]. Нормативные правовые акты достаточно многочисленны и разнообразны, что позволяет их разделить на виды и классифицировать по различным основаниям. В юридической литературе встречается деление по следующим критериям. В зависимости от субъектов устанавливающих нормативно-правовые акты (субъектов правотворчества), можно выделить нормативные акты государственных организаций, нормативные акты негосударственных организаций, совместные нормативные акты и нормативные акты народного правотворчества. Нормативные акты государственных организаций составляют основную массу нормативно-правовых актов, поскольку государственные организации являются основными субъектами правотворчества. Наибольшее значение среди этих актов имеют нормативные акты органов государства, особенно нормативные акты высших органов государства, так как содержащиеся в этих актах нормы права регулируют основные виды общественных отношений и, как правило, распространяют свое действие на всю территорию страны, на все организации и всех граждан. Нормативно-правовые акты негосударственных организаций имеют место постольку, поскольку либо негосударственные организации наделяются правотворческой компетенцией со стороны государства (например, органы местного самоуправления), либо их отдельные нормативные акты признаются государством в качестве правовых (например, уставы частных предприятий после их государственной регистрации). Совместные нормативные акты - это нормативно-правовые акты, изданные органами государства совместно с негосударственными органами. Такие нормативные акты хотя и редко, но встречаются в практике отдельных государств (например, они имели место в СССР). Нормативные акты народного правотворчества - это правовые акты, которые принимаются непосредственно народом (например, в порядке референдума). В зависимости от действия во времени нормативно-правовые акты принято подразделять на постоянные и временные. Постоянные - это нормативные акты неопределенно длительного времени действия. Они не ограничены какими-либо временными рамками и действуют вплоть до их официальной отмены. Временные - это нормативные акты, действие которых ограничено во времени (например, закон о бюджете действует только в течение определенного времени). В зависимости от действия в пространстве (территориального действия) нормативно-правовые акты подразделяют на общие и местные, а в федеративных государствах - на федеральные, региональные и местные. Общие (в федерациях - федеральные) - это нормативные акты, действующие на всей территории государства; региональные - это акты, действующие на территории только субъектов федерации; местные - это акты, действующие на территории только соответствующих административно- территориальных единиц. В зависимости от действия по кругу лиц, т. е. субъектов регулируемых правом общественных отношений, нормативно- правовые акты подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие акты распространяют свое действие на всех лиц, находящихся или проживающих на территории государства (например, на всех граждан государства), специальные - на определенные категории лиц (например, военнослужащих, врачей, студентов). Исключительные - это акты, исключающие определенную категорию субъектов общественных отношений из сферы действия общих или специальных актов (например, к исключительным относятся нормативные акты, исключающие уголовную и административную ответственность для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом). В зависимости от характера содержащихся в актах нормативных положений нормативно-правовые акты подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относят нормативные акты, содержащие новые правовые нормы, к вспомогательным - нормативные акты, не содержащие таких норм (например, нормативные акты, вводящие в действие или отменяющие другие нормативные акты, относятся к вспомогательным). Наконец, по юридической силе нормативные правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Подзаконные акты - это нормативные акты, не обладающие высшей юридической силой и уступающие по своей силе законам[322]. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |