Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия окончательного обсуждения и принятия проекта нормативного правового акта.

На этой стадии законопроект рассматривается в третьем чтении, поправки в него уже не вносятся, т.к. он представляет собой уже окончательную редакцию со всеми изменениями и дополнениями.

Прекращение обсуждения оформляется решением палаты парламента, и законопроект выносится на голосование. По результатам голосования проект принимается, либо считается отклоненным, если не набрал необходимого большинства голосов депутатов.

В Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (нижняя палата российского парламента) и в течение пяти дней передаются на одобрение в Совет Федерации (верхняя палата российского парламента). Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подпи­сания и обнародования (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ).

При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной Думе проголосовало две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, после чего он направляется на подпись Президенту РФ (ч.2 ст.108 Конституции РФ).

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон (или федеральный конституционный закон) и обнародует его (ч.2. ст.107, ч.2 ст. 108 Конституции РФ).

В отношении федеральных законов Президент обладает правом «вето», т.е. может их отклонить и направить на повторное рассмотрение в Федеральное Собрание (Парламент РФ). Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч.3 ст. 107 Конституции РФ).

Стадия официального опубликования (обнародования) нормативного правового акта.

Этой стадией заканчивается правотворческий процесс, принятые нормативные правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях и вступают в юридическую силу. В Российской Федерации принятые законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», порядок их вступления в юридическую силу регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования).

Юридическая техника

Для того, чтобы принимаемые нормативные правовые акт отличались высоким качеством, доступностью, информативностью, практической применимостью юридической наукой и практикой была разработана юридическая техника, которая представляет собой совокупность средств, приемов и правил разработки нормативных правовых актов.

Вопрос о понятии юридической техники относится к числу дискуссионных, т.к. большинство авторов, либо отождествляют юридическую технику с законодательной техникой (например, А. Ф. Черданцев, А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев, В. К. Бабаев, Д. А. Керимов и др.), либо рассматривают ее как совокупность средств, приемов и правил подготовки, оформления, опубликования и систематизации нормативных правовых актов (Р. Т. Мухаев, В. В. Лазарев, С. В. Липень, И.М. Рассолов и др.).

Такое понимание юридической техники, по мнению автора, сужает сферу ее действия, т.к. правила, приемы, средства юридической техники используется при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации не только нормативных правовых актов, но и иных правовых актов (например, актов применения права, актов толкования права и др.).

Данная позиция находит свое отражение в юридической литературе и утверждается рядом авторов.

Так, М. Б. Смоленский указывает, что «юридическая техника - это система правил, средств, приемов и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юридических документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности»[361].

Л. А. Морозова считает, что «под юридической техникой понимается со­вокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных актов и иных юридических документов»[362].

Н.А. Пьянов отмечает, что «под юридической техникой, как представляется, следует понимать совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов» [363].

Думается, что определения «юридической техники» данные Л.А. Морозовой, Н.А. Пьяновым, М.Б. Смоленским более адекватно отражают рассматриваемое понятие.

Юридическая техника основывается на следующих принципах:

1) ясность юридического языка;

2) конкретность формулируемых положений;

3) определенность юридических выражений (исключение двусмысленностей и неадекватности применяемых понятий);

4) устойчивость общепринятых выражений и терминов;

5) системность (положения проекта правового акта должны учитывать требования действующей системы законодательства);

6) компактность юридических формулировок.

Как уже было сказано выше, юридическая техника представляет собой совокупность определенных правил, способов, средств, с помощью которых осуществляется подготовка, оформление, опубликование, систематизация правовых актов и юридических документов.

В юридической литературе выделяютследующие правила юридической техники: правила внешнего оформления правовых актов, правила, определяющие содержание и структуру правового акта, правила, определяющие изложение норм права в правовых актах, правила, определяющие опубликование правовых актов.

Правила внешнего оформления правовых актов, предполагают наличие необходимых реквизитов у правового акта (например, наименование вида нормативного правового акта; заголовок нормативного правового акта; номер нормативного правового акта; дата принятия нормативного правового акта; рубрикация нормативного правового акта; подпись соответствующего должностного лица и др.).

Правила, определяющие содержание и структуру правового акта. К ним можно отнести,например, наличие преамбулы в нормативно-правовом акте; нормы общего характера должны быть расположены в начале нор­мативного правового акта; большие по объему нормативные правовые акты нормы должны разделяться на главы, разделы, части; каждая глава, раздел или часть должны иметь название; каждая глава должна состоять из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части и пункты; нумерация статей во всем нормативном акте должна быть сплошной; в заключительной части нормативного правового акта располагаются заключительные и переходные положения.

Правила, определяющие изложение норм права в правовых актах. Включают в себя такие правила как, например, нормы права должны излагаться кратко, четко, понятно; применение единой и общепринятой в науке терминологии, исключающей двусмысленности и неадекватное восприятие; отсутствие в юридическом тексте иностранных слов, архаизмов, эпитетов, метафор, неопределенных выражений и т. п.

Правила, определяющие опубликование правовых актов предусматривают, например, опубликование правовых актов только в строго установленных для них источниках, соблюдение сроков опубликования правовых актов, порядок их вступления в юридическую силу; действие правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц и т.д.

К числу средств юридической техники большинство авторов относит юридическую терминологию и юридические конструкции.

Юридическая терминология представляет собой совокупность терминов (набор специальных слов или словосочетаний) при помощи которых обозначаются соответствующие понятия в правовых актах. Различают: общеупотребительные термины (родственники, семья, дети, родители, здание, автомобиль), специально-юридические термины (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый, юридическое лицо, залог) и специальные неюридические термины (фонограмма, резус-фактор и группа крови, интегральная микросхема, траектория, механизм, транспортное средство).

Юридические конструкции представляют собой построение нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов[364]. Фактически, юридические конструкции – это определенные модели (системы, схемы) существования правовых явлений, разработанные юридической наукой и практикой (например, структура нормы права, состав правонарушения, структура нормативного правового акта и др.).

Помимо названых некоторые авторы относят к средствам юридической техники: правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, имеющие юридическое значение (например, герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.)[365], юридический язык (как совокупность лингвистических приемов и способов)[366].

С развитием юридической науки и практики были разработаны такие правовые категории, как презумпция, фикция, преюдиция, правовая аксиома, которые также используются юридической техникой в процессе правотворчества. Некоторые ученые относят их к средствам юридической техники[367], другие к приемам юридической техники[368], что периодически вызывает дебаты в юридической литературе. Не вдаваясь в дискуссию на этот счет, представляется правильным все же отнести указанные категории к приемам юридической техники.

Правовая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Юридическая фикция - это несуществующее по­ложение, однако признаваемое законодателем в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным.

Преюдиции (дословный перевод с латыни - отношение к предыдущему судебному решению) представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, при­нять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Правовая аксиома - это положение, прини­маемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности[369].

Рассматривая презумпцию как законодательно закрепленное предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, можем выделить общеправовые и отраслевые презумпции.

Общеправовые презумпции присущи многим отраслям права и праву в целом (например, презумпция знания закона гражданами, презумпция добропорядочности гражданина и др.), в свою очередь, отраслевые презумпции находят свое выражение только в отдельных отраслях права (презумпция невиновности обвиняемого в уголовно-процессуальном праве, презумпция равных долей супругов в совместно нажитом имуществе – семейное право). Презумпции действуют до тех пор, пока не будут опровергнуты (обычно в судебном порядке), но некоторые носят неопровержимый характер, например в уголовном праве РФ считается, что физическое лицо, не достигшее 14 лет, не может осознавать общественную опасность совершенного им деяния.

Юридические фикции законодательно закрепляют заведомо неис­тинные (ложные) суждения в качестве истинных положений, придавая им общеобязательный характер. Ярким примером юридической фикции может служить решение суда о признании лица умершим, хотя место и дата смерти человека неизвестны и его смерть документально не подтверждена.

Примером другой юридической фикции может служить норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 117 ГПК РФ: «адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное изве­щение, считается извещенным о времени и месте судебного разби­рательства или совершения отдельного процессуального действия».

Фиктивность данной нормы заключается в том, что лицо фак­тически не информировано о времени и месте судебного разбирательства, совершения отдельного процессуального действия, но считается официально извещенным.

Примером преюдиции, может служить ситуация, когда потерпевшая в результате ДТП сторона, в порядке гражданского судопроизводства, предъявляет иск о возмещении материального вреда, причиненного ответчиком, то суд рассматривает иск в пользу истца, поскольку вина ответчика подтверждена предыдущим судебным решением по делу об административном правонарушении. Положение о преюдиции находят свое отражение в ст.61 ГПК РФ, ст.69 АПК РФ, ст. 90 УПК РФ.

Правовая аксиома есть юридическое положение, не требую­щее доказательств. В качестве примера можно привести такие положения как «закон обратной силы не имеет», «никто не может быть судьей в своем собственном деле», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность».

В научной и учебной литературе по теории государства и права, некото­рые авторы к средствам юридической техники относят нормативное построение, системное построение и отраслевую типизацию. Нормативное построение - это перевод государственной воли на язык права, который состоит в том, что при помощи юри­дической и иной терминологии государственная воля излагается в виде нормативного предписания. Системное построение состоит в том, что содержащиеся в нормативно-правовом акте норматив­ные предписания должны находиться в определенной системе и должны быть связаны между собой. Отраслевая типизация представляет собой такое изложение нормативных предписаний, которое отражало бы типичные черты соответствующей отрасли права[370].

Следующим элементом юридической техники являются способы (приемы) юридической техники, среди которых в юридической литературе выделяют: способы (приемы) выражения правовых норм и способы (приемы) изложения правовых норм.

К способам выражения правовых норм относят:

1. Абстрактный способ, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями (например, ст.158 УК РФ кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, - …);

2. Казуистический способ, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей привязывается к конкретному случаю (ситуации) путем перечисления этих фактических обстоятельств, либо путем указания на их определенные, индивидуальные признаки (например, ст.126 УК РФ. Похищение человека -…).

Среди способов изложения правовых нормразличают:

Прямой способ изложения правовой нормы, когда все содержание нормы права со всеми ее элементами находится в одной статье правого акта.

Отсылочный способ изложения правовой нормы предполагает, что норма права в статье правового акта изложена не полностью, и содержит отсылку к другим нормам данного правового акта (например, правовая норма п. «а» ч.2 ст.126 УК РФ – похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору - отсылает к норме ч.2 ст.35 УК РФ, которая раскрывает понятие «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору»).

Бланкетный способ изложения правовой нормы предусматривает, что норма права в статье правового акта изложена не полностью, и содержит ссылку на другие нормы права иных правовых актов (например, ст.253 УК РФ – нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, правовая норма, содержащаяся в данной статье УК РФ отправляет нас к нормам ФЗ № 187-ФЗ от 4.12.1995 г. «О континентальном шельфе РФ», ФЗ №191-ФЗ от 17.12.1998 г. «Об исключительной экономической зоне РФ»).

По форме изложения выделяют: нормативный и повествовательный способыизложения правовых норм.

При нормативном способе изложения норма права формулируется в виде нормативного предложения, в котором обязательно присутствуют нормативные термины: «имеет право», «обязан» «запрещено» и т. п. В повествовательном способе норма права оформляется в виде повествовательного предложения, без использования нормативных терминов.

Контрольные вопросы

1. Что такое правотворчество и каковы его основные признаки?

2. Назовите основные принципы правотворчества.

3. Какие виды правотворчества вам известны?

4. Какие существуют этапы и стадии правотворческого процесса?

5. Что следует понимать под юридической техникой, и из каких элементов она состоит?

 

 

Глава 14. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...