Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация законодательства

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных правовых актов, приведение их в стройную и юридически согласованную систему.

В юридической литературе встречаются и другие определения систематизации законодательства.

Например, И.Н. Сенякин рассматривает систематизацию законодательства как упорядочение нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике[374].

С точки зрения Н.А. Пьянова под систематизацией законодательства следует понимать деятельность, связанную с упорядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему[375].

Законодательство, мы в данном случае рассматриваем в его широком значении, т.е. как совокупность не только законодательных, но и подзаконных актов.

Некоторые авторы для обозначения рассматриваемой правовой категории используют термины «систематизация нормативных правовых актов»[376], «систематизация правоустановительных актов»[377].

В систематизации законодательства можно выделить правотворческий и информационно-правовой аспекты. Система­тизация законодательства в правотворческом аспекте является способом оптимизации законодательства и составляющих его нормативных правовых актов. Систематизация законодательства в информационно-правовом аспекте, связана с учетом нормативно-правовых актов, ведением их контрольного экземпляра, созданием и функционирование поисковой системы, выдачей справок по за­конодательству.

Осуществление систематизации законодательства направлено на достижение определенных целей. В литературе по теории государства и права указываются следующие цели систематизации законодательства (в правотворческом аспекте):

1) устранение устаревших и неэффективных норм права, чист­ка законодательства;

2) обеспечение доступности законодательства, облегчение по­иска необходимой нормы;

3) удобство пользования законодательством[378];

4) ликвидация повторений[379];

5) обнаружение и разрешение юридических конфликтов (кол­лизий);

6) обнаружение и ликвидация пробелов;

7) учет законодательства[380];

8) обеспечение полноты законодательства;

9) обновление законодательства[381];

10) выявление негативных тенденций в развитии законодательс­тва[382].

11) приведение нормативно-правового регулирования в инстру­мент, обеспечивающий нормальное функционирование об­щественной жизни, совершенствование правового регулиро­вания;

12) стабилизация правопорядка;

13) наиболее эффективное управление государственными дела­ми в интересах личности[383];

14) Систематизация законодательства в информацион­но-правовом аспекте имеет свои специфические цели, среди кото­рых необходимо выделить:

15) поддержание нормативных правовых актов в контрольном состоянии;

16) обеспечение функционирования поисковой системы;

17) выдача содержания нормативных правовых актов и справок по законодательству на основании запроса пользователя[384];

18) учет нормативных правовых актов;

19) их рубрицирование[385].

Систематизация законодательства может развиваться в двух направлениях. Можно выделить нисходящее и восходящее направление в процессе сис­тематизации. При нисходящем на­правлении систематизация законодательства проходит путь от общего к конкретному, например, принимаются Основы законода­тельства, затем отраслевые кодексы и, далее, специализированные кодексы. При восходящем направлении систематизация законода­тельства проходит путь от конкретного к общему, например, вна­чале отдельные законы учитываются, затем инкорпорируются, да­лее принимается ряд консолидированных актов, за которыми идет принятие кодификационных актов, завершается развитие приня­тием Свода законов[386].

Виды систематизации

В зависимости от субъекта систематизации законодательства выделяют такие ее виды, как официальная, официоз­ная и неофициальная.

Официальная систематизация имеет место в том случае, если она осуществлена непосредственно правотворческим органом, издавшим нормативные правовые акты, либо она осуществлена другим уполномоченным органом по поручению правотворческого органа (ее результат санкционирован правотворческим орга­ном). Примером официальной систематизации является «Собрание законодательства Росийской Федерации».

Официозная (полуофициальная) систематизация является достаточно редким ее видом. Такая систематизация законодательства имеет место в случае, когда ее ре­зультат подготавливается по поручению правотворческого органа, но не получает санкции последнего. Примером официозной сис­тематизации является «Собрание действующего законодательства СССР», которое было подготовлено Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР, но официаль­ного утверждения подготовленные тома Собрания в дальнейшем не получили.

Неофициальную систематизацию осуществляют отдельные ведомства, изда­тельства, научные и учебные учреждения, а так же частные лица. Она осуществляется без какого-либо поручения или контроля со стороны правотворческого органа. В качестве примера неофициальной систематизации можно назвать различные сборники нормативных правовых актов (например, Сборник кодексов РФ), издаваемые различными печатными издательствами, но которые не являются официальными источниками законодательства, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества или правоприменения.

По способу расположения нормативного материала при систематизации законодательства выделяют такие ее разновидности, как хронологическая, предметная и алфавитная систематизация.

При хронологической систематизации проводится деятель­ность по расположению систематизируемого нормативного мате­риала в зависимости от даты их принятия. В хронологическом по­рядке принимаемые нормативные правовые акты располагаются в «Собрании законодательства РФ».

При предметной систематизации проводится деятельность по расположению систематизируемого нормативного материала по предметному признаку (отраслям и институтам права, сфере де­ятельности). Например, Свод законов США.

Алфавитная систематизация, предполагающая расположение в алфавитном порядке нормативных правовых актов по заглавной букве вида документа, заголовка документа и т.д., в настоящее время используется достаточно редко (например, в архивах или библиотечных, научных фондах).

С точки зрения объема охватываемого нормативного материала различают полную и частичную систематизацию законодательства.

При полной систематизации затрагивается практически весь массив нормативных правовых актов и результатом является принятие единого сводного акта (например, Собрание законодательства РФ). Частичная систематизациянаправлена на упорядочение и совершенствование нормативных правовых актов действующих только в определенной сфере общественных отношений, поэтому в результате принимаются сводные или кодифицированные акты по отдельным отраслям (институтам) права (например, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ).

В зависимости от используемого в юридической практике способа систематизации законодательства выделяют следующие ее виды: учет, инкорпорация, коди­фикация, консолидация.

Учет законодательства представляет собой процесс сбора, хранения и поддержания в рабочем состоянии нормативных правовых актов, с целью оперативного обнаружения и использования необходимой правовой информации заинтересованными субъектами (государственными органами, негосударственными организациями, гражданами и др.).

К разновидностям учета законодательства можно отнести журнальный учет (фиксация нормативных правовых актов осуществляется в специальных журналах по хронологическому, алфавитно-предметному, системно-предметному критерию с занесением основных реквизитов), картотечный учет (основные реквизиты нормативных правовых актов: вид, наименование, дата принятия, место официального опубликования и т.д. – фиксируются в специальных карточках, объединенных в каталоги), автоматизированный учет законодательства, который представляет более современный вид учета законодательства, основанный на сборе, хранении и поиске нормативных правовых актов в электронном виде. Автоматизированный учет позволяет хранить в компьютерных базах данных огромные объемы правовой информации, в т.ч. не только реквизиты, но и тексты правовых актов, осуществлять поиск и работу с правовыми актами по любым заданным параметрам (например, автоматизированные информационные поисковые системы «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» и др., а также ведомственные АИПС).

Инкорпорация это вид сис­тематизации, при котором происходит объединение нормативно-правовых актов по каким-либо признакам в сборники (собрания, своды) без изменения их содержания.

Инкорпорацией законодательства могут заниматься государственные и негосударственные организации, граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Кроме того, различают инкорпорацию хронологическую и предметную. Примером указанных инкорпораций законодательства являются уже упомянутое Собрание законодательства Российской Федерации и Свод законов Российской Империи (в данное время ведется работа по созданию Свода законов Российской Федерации).

Консолидация – это вид систематизации законодательства, представляющий собой сведение множества близких по содержанию нормативных правовых актов в один укрупненный нормативно-правовой акт. Целью консолидации является преодоление множественности нормативных правовых актов и обеспечение при этом единства правового регулирования.

Консолидациюотличают следующие существенные черты:

1. Консолидация - это определенный правотворческий прием, который позволяет, не затрагивая содержание объединяемых нормативных правовых актов, внести существенное изменение во внешнее оформление и структуру нового акта.

2. Носит официальный характер, т.к. проводится только правотворческими органами в отношении принятых им актов.

3. При издании консолидированного нормативного правового акта, объединенные нормативные правовые акты утрачивают свою юридическую силу.

Консолидация как вид систематизации законодательства занимает промежуточное место между инкорпорацией и кодификацией. Данный вид систематизации достаточно широко распространен в Великобритании (например, акты о Парламенте, о министрах Короны, о местном самоуправлении, народном представительстве), в меньшей степени во Франции (законы о дорогах общественного пользования, о сберегательных кассах и др.). В Российской Федерации консолидация законодательства широкого применения не нашла и иногда может встречаться в ведомственном правотворчестве.

Кодификация – это вид систематизации, носящий правотворческий характер, представляющий собой коренную переработку действующего законодательства и создание нового сводного нормативного правового акта.

В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.

Всеобщая (полная) кодификация предполагает принятие кодифицированного акта затрагивающего все или самые основные отрасли права. В данном случае речь идет о создании так называемого «кодекса кодексов» (например, Кодекс Юстиниана, VI в.). Однако для систематизации современного законодательства, такая деятельность требует гигантских усилий и затрат (временных, финансовых, организационных и т.д.), что связано с необходимостью переработки огромного массива законодательных и подзаконных актов.

Отраслевая кодификация предусматривает создание кодифицированного акта объединяющего все правовые нормы, относящиеся к данной отрасли права (например, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушения в РФ и др.).

Специальная кодификация направлена на создание кодифицированного акта, объединяющего правовые нормы отдельных институтов и подотраслей права (Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс).

Юридической науке и практике известны несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства (обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов в соответствующей отрасли, подотрасли, институте права – Основы законодательства РФ о культуре, Основы законодательства РФ о нотариате и др.), кодексы (обеспечивают более детальное и всестороннее регулирование однородных общественных отношений, относящихся к соответствующей сфере – Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ), уставы (регулируют определенную сферу государственной деятельности; работу министерств, ведомств, организаций, а также правовое положение субъектов федерации, административно территориальных единиц и т.д.; например, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав Центробанка, Устав Иркутской области, Устав г. Иркутска.), положения (детально регулируют вопросы правового статуса, образования, структуры, целей, задач определенного органа, учреждения, организации – Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел), правила (определяют порядок осуществления какой-либо деятельности – Правила дорожного движения, Правила воздушных полетов) и др.

Кодификационные акты обладают рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. В частности в литературе по теории государства и права называют такие достоинства кодифицированных актов как:

1) делают законодательство компактным, согласованным, обладают способностью наилучшим образом упорядочивать действующее, законодательство;

2) укрепляют системность законодательства, его юридическое единство;

3) охватывают широкий круг общественных отношений, наибо­лее важных для жизнедеятельности государства и общества;

4) имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании;

5) имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональ­ную организацию нормативного материала;

6) содержат обязательный элемент новизны в нормативном пра­вовом регулировании общественных отношений;

7) регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования[387].

Таким образом, кодификация позволяет осуществить систематизацию законодательства на более высоком и качес­твенном уровне, укрепить системность и единство нормативных правовых актов, достигнуть их полной юридической согласованности, а также своевременно внося необходимые изменения и дополнения, обновлять действующее законодательство для эффективного регулирования общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под системой права и каковы ее основные признаки?

2. Что представляет собой структура системы права?

3. В чем заключается различие между системой права и системой законодательства?

4. Что понимается под отраслью права?

5. По каким критериям происходит деление права на отрасли и институты?

6. Какова структура системы законодательства?

7. Для чего необходима систематизация законодательства?

8. Что представляет собой учет как вид систематизации норма­тивно-правовых актов?

9. Понятие и разновидности инкорпорации законодательства.

10. В чем заключаются характерные черты консолидации?

11. Что понимается под кодификацией законодательства и какие существуют ее разновидности?

 

Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

§1. Понятие, признаки и виды правовых отношений

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...