Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая культура: понятие, структура и функции

Правовая культура — это одна из форм общественной куль­туры (от лат. cultura - возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.

В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах.

В широ­ком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические уч­реждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокуп­ность материализованных идей, чувств, представлений как осоз­нанной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании[460].

Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.

Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем соци­альным, духовным, политическим и экономическим строем качес­твенное состояние правовой жизни общества, выражающееся в до­стигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъек­та (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» [461].

В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура — это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение»[462].

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей куль­туры, представляющую собой меру освоения и использования на­копленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению»[463].

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества.

По мнению автора, правовую культуру можно определить как со­вокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура - это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л.А. Морозова)[464].

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов[465].

Проф. В.И Власов в качестве эле­ментов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры)[466].

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической — правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества[467].

Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере сво­ей деятельности, качественно владеют правовыми навы­ками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т.к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и ис­пользованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.

Правовая культура выполняет несколько функций: по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, ком­муникативную и прогностическую.

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достиже­ний отечественного и зарубежного права. Эта функция тес­но связана с формированием правового государства и разви­тием гражданского общества, т.к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Регулятивная функция осуществля­ется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следо­вание правовым предписаниям и тем самым вносит упоря­доченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в формировании поведения субъектов права, законнос­ти, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате нормативно-ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Ком­муникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

 

Правовое воспитание

Преодоление деформации правового сознания и особенно правового нигилизма, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование в обществе правовых установок, представлений, взглядов направленных на уважительное отношение к праву, законности и правопорядка, обуславливает необходимость проведения со стороны государства, общественных организаций, коллективов граждан и иных институтов гражданского общества специфичного вида деятельности, которая в юридической литературе получила наименование «правовое воспитание».

В научной и учебной литературе теории государства и права приводится множество определений рассматриваемого понятия.

Например, М.М. Рассолов определяет правовое воспитание как «… процесс воздействия на сознание личности, групп людей, общества в целом в целях превращения правовых идей и требований норм права в личные убеждения граждан, в норму повседневного их по ведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности»[468].

По мнению Т.Н. Радько: «правовое воспитание – это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах»[469].

А.Б. Венгеров указывает, что правовое воспитание – это целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое воспитание журналистов»[470].

Таким образом, представляется возможным определить правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового со­знания и правовой культуры личности, для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обуче­нием, но эти понятия не следует отождествлять. Это обусловлено тем, что правовое воспитание оказывает воздействие на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сферы сознания личности. В то время как правовое обучение носит информаци­онно-правовой и познавательный характер, воздействуя главным образом на интеллектуально-волевую (когнитивно-рациональную) сферу правового сознания личности. Тем не менее, правовое воспитание неотделимо от правового обучения, поэтому при проведении различных мероприятий по повышению правосознания и правовой культуры индивидов, их групп или общества в целом, эти правовые категории всегда выступают единым и слитным образованием.

Общей целью правового воспитания является формирование политически активной, высоконравственной личности, обладающей высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.

К специальным целям правового воспитания личности как определенного вида деятельности компетентных субъектов можно отнести формирование у индивида:

· системы правовых знаний;

· правовой убежденности;

· мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения.

Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются формирование:

1) знаний основных предписаний правовых норм, пра­вильном понимании их смысла и содержания;

2) глубокого внутреннего уважения к праву, законам, правосудию, правам и интересам других граждан, правопорядку;

3) умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

4) привычки правомерного поведения в соответствии с приобретенными правовыми знаниями;

5) на эмоционально-чувственном и сознательно-волевом уровне негативного отношения к нарушениям правовых норм.

Реализация указанных целей и задач предусматривает исполь­зование определенного набора форм, средств и методов правового воспитания, образующих его организационно-методологический механизм.

Формами правового воспитания выступают: правовое просвещение, правовая пропаганда, правовое обучение, юридичес­кая практика, правовое самовоспитание.

В числе средств и методов правового воспитания и соответственно правового обучения находят применение: беседы, семинары, лекции, круглые столы, народные университеты правовых знаний, издание юридической и справочно-консультативной литературы, студенческие факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов привлекаются к обучению основам права школьников средних и старших классов, тематические вечера по правовым вопросам, деятельность юридических клиник для граждан при юридических вузах, использование социальной рекламы правовой тематики, приглашение известных юристов и представителей правозащитных организаций в общеобразовательные и иные учебные заведения для передачи и разъяснения правовых знаний.

По мнению А.Б. Венгерова: «идеал правового воспитания – это юридическое всеобщее обучение»[471]. Однако представляется, что главным является не обучение всех граждан правовым знаниям, а создание у населения определенного «правового менталитета», основанного на уважении норм права, прав и свобод человека и гражданина, чувстве личной ответственности при использовании субъективных прав и исполнении юридических обязанностей, как необходимых условий и предпосылок для дальнейшего развития гражданского общества и правового государства.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?

2. Какие выделяют виды правосознания?

3. Что такое функция правосознания?

4. Какие существуют функции правосознания? В чем заключается их смысл?

5. Что такое правовой нигилизм и каковы пути его преодоления?

6. Что понимается под правовой культурой?

7. Выделите основные уровни правовой культуры.

8. Какие функции выполняет правовая культура?

9. Каковы основные цели и задачи правового воспитания?

 

Глава 19. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...