Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, признаки и виды правового регулирования

Тема «Правовое регулирование и его механизм» занимает важное местно в науке теории государства и права, т.к. упорядочение существующих общественных отношений, приведение их в соответствие с предписаниями норм права, представляется немыслимым без правового регулирования. Однако рассмотрение вопроса о правовом регулировании в юридической науке относится к числу достаточно сложных, поэтому не во всех учебниках и учебных пособиях по теории государства и права он находит свое закрепление или должное освещение.

Что же представляет собой правовое регулирование? Ответить однозначно на этот вопрос нам поможет краткий обзор существующих в современной юридической науке дефиниций рассматриваемого понятия.

Например, А.В. Малько считает, что «Правовое регулирование представляет собой осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения»[522].

По мнению Т.Н. Радько:«Правовое регулирование — это регламентация общественных отношений посредством общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением»[523].

Л.А. Морозова считает, что «Правовое регулирование есть одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств — норм права, правоот­ношения, актов реализации права»[524].

М.М. Рассолов указывает: «Правовое регулирование – это часть действия права, которая характеризует специфическое нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность отдельных субъектов для достижения фактических целей права»[525].

Н.А. Пьянов рассматривает правовое регулирование как «… осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения»[526].

Р.К. Русинов определяет правовое регулирование как «… целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств»[527].

Таким образом, в отечественной науке теории государства и права сложился достаточно единообразный подход к пониманию правового регулирования как определенной формы воздействия права на общественные отношения с целью их урегулирования (упорядочения) с помощью взаимосвязанных юридических средств.

Однако рассматривая правовое регулирование через призму правового воздействия, не следует отождествлять эти понятия.

В юридической литературе под правовым воздействием понимают взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются существенные различия. Например, предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые мы можем контролировать и изменять в соответствии с предписаниями правовых норм. В свою очередь, предмет правового воздействия включает политические, экономические, религиозные, культурные и иные социальные отношения, которые пра­вом не регулируются, но на которые оно оказывает определенное влияние.

Таким образом, пределы правового воздействия охватывают более широкую социальную сферу, чем правовое регулирование.

Если правовое регулирование в большинстве случаев связано с установлением конкретных субъективных прав и юридических обязанностей участников общественных отношений, то правовое воздействие не всегда ставит перед собой такую цель. Правовое регулирование представляет собой реализацию правовых норм через правоотношения, правовое воздействие не­обязательно связано с конкретным правоотношением.

Правовое воздействие на общественные отношения может осуществляться как через правовое регулирование, так и через другие формы воз­действия на социальные отношения к которым относят информационную, идеологическую, воспитательную, ценностно-ориентационную, социальную и т.д. (С.С. Алексеев, В.П. Казимирчук, В.В. Лаза­рев, Н.И. Матузов, А.В. Малько и другие авторы).

Поэтому правовое регулирование принято считать более узким понятием, чем правовое воздействие, они соотносятся между собой как часть и целое, где правовое регулирование выступает только одной из форм правового воздействия на общественные отношения. Однако стоит отметить, что правовое регулирование остается одной из самых важных форм правового воздействия, т.к. право выступает главным социальным регулятором, а его основной функцией является регулирование общественных отношений.

Возвращаясь к общей характеристике правового регулирования, с учетом приведенных определений, представляется возможным выделить следующие его признаки.

Во-первых, правое регулирование - это вид социального регулирования, т. е. регулирования общественных отношений, осуществляемого в обществе с помощью правовых норм, как разновидности социальных норм. Упорядочение общественных отношений может осуществляться также нормами морали, религии, обычаев, корпоративными нормами и иными социальными нормами, но правовые нормы в системе социального регулирования занимают наиболее значимое положение.

Во-вторых, правовое регулирование - это регулирование, носящее государственно-властный характер. Правовые нормы, используемые в регулировании общественных отношений, устанавливаются либо санкционируются государством, находятся под его защитой, т.е. являются нормами позитивного права. Наиболее общественно значимые нормы естественного права, или правовые нормы созданные народом, органами местного самоуправления или иными негосударственными организациями в любом случае проходят процедуру признания (санкционирования) их государством, т.е. приобретают государственно-властный характер.

В-третьих, правовое регулирование - это форма правового воздействия на общественные отношения. Нормы права, оказывают определенное влияние на общественные отношения, целенаправленно воздействуя на поведение людей путем установления запретов, обязанностей или предоставления им соответствующих прав, тем самым находя свое выражение в конкретных действиях или бездействиях участников общественных отношений. Поэтому как уже указывалось выше правовое регулирование – это одна из самых важных форм правового воздействия.

В-четвертых, правовое регулирование осуществляется государством или иными управомоченными субъектами. Правовое регулирование может быть представлено как государственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым непосредственными адресатами права, т.е. саморегуляцией. Последний случай возникает в сфере отношений, где прямое вмешательство государства в поведение людей не требуется, т.к. может нанести вред их субъективным правам и интересам (например, семейно-бытовые отношения, проведение досуга и др.). Государственное регулирование находит свое выражение в правотворческой и правоприменительной деятельности компетентных органов, направленной на создание правовых норм и индивидуально-правовых предписаний, необходимых для эффективного функционирования общества, его институтов, нормальной жизнедеятельности людей.

В-пятых, правовое регулирование - это воздействие, которое осуществляется при помощи юридических средств. Юридические средства, взятые в единстве и взаимосвязи, составляют механизм правового регулирования. В юридической науке ведется определенная дискуссия о системе правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. Однако большинством авторов называются в числе таких средств: нормы права, правовые отношения, акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, индивидуальные акты применения права. Некоторые ученые называют и иные юридические средства, но речь о них пойдет позже.

В-шестых, правовое регулирование имеет свой предмет, сферу и пределы регулирования. Предмет правового регулирования представляет собой совокупность общественных отношений, которые требуют юридического воздействия и объективно могут быть урегулированы нормами права. Сфера и пределы правового регулирования указывают на ту область социальных отношений, в которой правовые нормы способны оказывать воздействие на жизнь общества и поведение людей. Более подробно предмет, сфера и пределы правового регулирования будут рассмотрены нами ниже.

В-седьмых, правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения, направленное на их упорядочение. Термин регулирование (от лат.regulare – подчинять определенному порядку, правилу) означает упорядочивать, приводить что-либо в систему. Поэтому правовое регулирование выступает как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в стройную и целостную систему, создавая в обществе определенный порядок.

Поскольку правовое регулирование общественных отношений может осуществляться разнообразными юридическими средствами и субъектами, в различных объемах и масштабах, то оно способно приобретать и различные формы.

Вопрос о формах (видах) правового регулирования недостаточно освещен в научной и учебной литературе по теории государства и права. Однако имеющаяся в юридической литературе информация, позволяет классифицировать формы (виды) правового регулирования по следующим основаниям.

В зависимости от юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, можно выделить нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Нормативное (общее) правовое регулирование - это регулирование, осуществляемое при помощи норм права на однородные отношения, поэтому оно носит общий характер. Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - это регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами (например, индивидуальные правовые договоры, акты применения права и др.). Нормативное правовое регулирование носит основной и первостепенный характер для упорядочения общественных отношений, а индивидуальное правовое регулирование является уже производным от нормативного регулирования и носит более персонифицированный (конкретный) характер.

По мнению Н.А. Пьянова: «… индивидуальное правовое регулирование, поскольку оно осуществляется различными правовыми средствами, имеет такие основные разновидности, как координационное и субординационное правовое регулирование. Координационное правовое регулирование осуществляется самими участниками общественных отношений без какого-либо вмешательства государственных или иных компетентных органов. Субординационное правовое регулирование в отличие от координационного осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а государственными или иными компетентными органами»[528].

В зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование, выделяют государственное и негосударственное правовое регулирование.

Государственное правовое регулирование - это регулирование, осуществляемое государственными органами и должностными лицами, иными государственными организациями. Негосударственное правовое регулирование — это регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными организациями, либо самими участниками общественных отношений (например, путем участия граждан в референдуме, издания органами местного самоуправления своих нормативных правовых актов, заключением между гражданами гражданско-правовых договоров и др.).

В зависимости от степени централизованности следует различать централизованное и децентрализованное правовое регулирование. Централизованное правовое регулирование - это регулирование, которое осуществляется из одного центра и распространяется на всю территорию страны. Оно, как представляется, исходит от центральных органов государственной власти и осуществляется преимущественно с помощью нормативных правовых актов, хотя не исключается использование и индивидуальных правовых актов (например, о переносе дней отдыха, о переходе на летнее или зимнее время и т. д.). Основным достоинством данного вида правового регулирования является то, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет с минимальными для государства затратами добиться в обществе того порядка, к которому государство стремится. Децентрализованное правовое регулирование - это регулирование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться субъектами федерации, местными органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, организаций, трудовыми коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений. В качестве средств правового регулирования здесь используются как нормативные, так и индивидуальные правовые акты[529].

По сфере распространения (сфере действия права) выделяют общее, местное, ведомственное и локальное правовое регулирование. Общее правовое регулирование осуществляется на всей территории страны и оказывает влияние на поведение всех субъектов, попадающих в сферу действия права. Местное правовое регулирование осуществляется в пределах административно-территориальных единиц (регионов, муниципальных образований) нормативными и индивидуальными правовыми актами региональных (местных) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ведомственное правовое регулирование осуществляется государственными ведомствами (министерствами, правительственными службами, агентствами) в определенной области государственного управления (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и др.) путем издания ведомственных нормативных актов, действие которых распространяется на работников соответствующих ведомств. Локальное правовое регулирование осуществляется руководством (администрацией) учреждений, предприятий, организаций своими нормативными и индивидуальными правовыми актами, действие которых распространяется только на работников в рамках указанных организаций.

Формы (виды) правового регулирования могут быть выделены и по некоторым другим основаниям. Так, например, учитывая, что правовое регулирование осуществляется и законами, и подзаконными нормативными актами можно выделить законодательное и подзаконное правовое регулирование. В федеративных государствах ввиду наличия там федеральной и региональной систем законодательства допустимо выделение федерального и регионального правового регулирования[530].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...