Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просянников Н.Н., к.и.н., доцент кафедры управления

Владивостокский филиал

 

 

Н.Н.Просянников

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

 

Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области таможенного дела в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080115.65 Таможенное дело

 

 

Владивосток

 

Введение в специальность

учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080115.65 Таможенное дело

 

Владивосток

ББК

УДК

П

 

 

Просянников Н.Н., к.и.н., доцент кафедры управления

Введение в специальность: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080115.65 Таможенное дело

 

ISBN 978-5-9590-0493-4

 

Учебное пособие выполнено по модульному принципу, позволяющему в логической последовательности раскрыть процесс становления и развития таможенного дела в России, законодательные основы, цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; представить таможенное дело как совокупность форм и методов реализации политико-экономических задач государства, систему таможенных органов, ее структуру, организацию таможенной деятельности; усвоить основы прохождения таможенной службы.

Предназначено не только студентам факультета таможенного дела, но и всем, интересующимся проблемами таможенной деятельности, историей и современным ее состоянием.

 

 

Рецензенты: П.И.Гончаренко, генерал-майор таможенной службы, директор ДВ регионального филиала Фонда социальной поддержки ветеранов таможенной службы

Н.А.Беляева, доктор исторических наук, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии

 

ISBN 978-5-9590-0493-4 © Просянников Н.Н., текст, 2008

© Российская таможенная академия

Владивостокский филиал, 2008

 

 

15-летию образования Российской

таможенной академии посвящается…

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вместо предисловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .  
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 1. Возникновение и развитие таможенного дела в России . . .  
1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. “Мыт” и “тамга” . . . . . .    
1.2 Становление российской таможенной системы в XVII – XVIII в.в. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм. . . .  
1.3 Досоветский период развития таможенного дела (XIX – начало XX в.в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI в.в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 2. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
2.1 Конституция РФ и федеральные законы – основа таможенного дела . . . .  
2.2 Таможенный кодекс РФ: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
2.3 Закон РФ «О таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам и их значение во внешнеэкономической деятельности России . . . . . . . . . . .. . .  
Контрольные вопросы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.2 Таможенная территория и таможенная граница . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.3 Таможенное регулирование и его механизмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.4 Гармонизированная система классификации товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.5 Страна происхождения товаров и значение её определения . . . . . . . . . . . . .  
3.6 Таможенная статистика и её роль в регулировании внешнеэкономической деятельности . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .  
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 4. Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства . . . . . . . . . . .  
4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.3 Таможенные процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.4 Таможенные режимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.5 Организация таможенного контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.6 Технические средства таможенного контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.7 Таможенная экспертиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.8 Деятельность в области таможенного дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 5. Система таможенных органов РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
5.1 Понятие и характеристика единой системы таможенных органов РФ . . . .  
5.2 Основные функции таможенных органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 6. Организация таможенной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .  
6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
6.2 Административно-хозяйственная деятельность таможенных органов . . . .  
6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности . . . . . . .  
6.4 Информационно-аналитическая работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Модуль 7. Основы прохождения таможенной службы . . . . . . . . . . . . .  
7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы . . . . . . . . . .  
7.2 Категории лиц, служащих (работающих) в таможенной системе Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах . . . . . . . .  
7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Памятные даты и события . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

 

 

Уважаемые первокурсники!

Вы держите в руках учебное пособие, написанное ученым-историком, педагогом, ветераном и «Отличником таможенной службы», одним из организаторов таможенного образования на Дальнем Востоке Николаем Николаевичем Просянниковым.

В этом хорошо проиллюстрированном пособии в интересной и доступной форме на основе известных фактов и событий раскрываются процессы становления и развития важнейшей для любого государства торгово-политической деятельности, ее изменения под влиянием как внутренних, так и внешних факторов и условий внутригосударственного и международного характера, проводятся исторические параллели и сравнения того, «что и как было», с тем, «чем и каким стало» государственное ведомство, регулирующее внешнеторговые взаимоотношения между государствами с момента зарождения централизованного Российского государства до современного его состояния.

Последовательные преобразования, происходящие в таможенной системе, характеризуются коренными изменениями в социально-экономической и политической сферах современной России, которая вступила на путь международной интеграции, основанной на общепринятых нормах и правилах Всемирной торговой организации, получивших в таможенном обиходе определение, как принцип трех «У» - ускорение, упрощение, унификация.

Содержание учебных тем последовательно знакомит студентов с историей таможенного дела; основами таможенного законодательства России и международно-правовыми принципами внешнеэкономической деятельности; структурой единой государственной системы таможенных органов и их функциями; механизмами государственного регулирования внешней торговой деятельности; принципами и формами таможенного оформления и таможенного контроля и другими таможенными процедурами; направлениями внутритаможенной деятельности и мероприятиями по модернизации таможенной системы страны, а также концепцией кадрового обеспечения ее специалистами нового типа и требованиями к современному таможеннику, как к государственного служащему.

Искренне уверен в том, что настоящее пособие будет интересно и познавательно не только первокурсникам таможенной академии и тем, кто интересуется историей таможенного дела, проблемами и задачами современной таможенной деятельности, но и предопределит твердый и обоснованный выбор первокурсниками будущей профессии российского таможенника.

П.И.Гончаренко – директор Дальневосточного регионального филиала Фонда социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы, генерал-майор таможенной службы в отставке

«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных элементов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенная система, а Федеральная таможенная служба - важным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением таможенного законодательства РФ, установленного порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Посредством таможенно-тарифных механизмов таможенная деятельность призвана способствовать созданию наиболее оптимальных условий для конкуренции иностранных товаров с отечественными, оказывать влияние на развитие внутреннего производства, стимулируя тем самым расширение экспортных возможностей страны, а в необходимых случаях и непосредственно защищать народнохозяйственные и торгово-политические интересы государства.

Цель настоящего пособия вытекает из самого названия и назначения дисциплины - введение в предмет изучения - таможенное дело. Каждый, поступивший в Российскую таможенную академию, наверняка уже имеет определённое представление о деятельности таможенника: кто-то от друзей, родителей или знакомых. А у кого-то знания и представления о таможенной службе сложились после просмотра кино и телефильмов таких, как: "Груз без маркировки", " Граница", "Литовский транзит" и ряда других. Но особенно многим запомнился, ставший культовым, фильм "Белое солнце пустыни", один из героев которого, мужественный и честный офицер-таможенник Павел Верещагин, в ответ на предложение контрабандиста заплатить золотом "за уступчивость", произнес знаменитую фразу: "Я мзду не беру. Мне за державу обидно!" Хороший, поучительный фильм, хотя посвящен отнюдь не деятельности таможни, однако именно действия верного присяге, государству, защите его экономических интересов неподкупного таможенника ярче всего запомнились зрителю. Не случайно крылатая фраза "За державу обидно!" стала девизом борцов с контрабандой, истинных защитников экономической безопасности страны, тысяч и тысяч таможенников сегодняшней России. И вполне закономерно, что Большое таможенное судно (БТС), предназначенное для борьбы с контрабандой и браконьерством морских биоресурсов на Дальнем Востоке названо именем легендарного таможенника - "Павел Верещагин". Кстати, первое судно подобного типа названо именем "дальневосточного Верещагина", фронтовика, ветерана таможенной службы Петра Фроловича Матвеева, заслужившего этой высокой чести своим бескорыстным и беззаветным служением таможенному делу.

Здесь следует подчеркнуть, даже особо отметить, что во всех кино - и телефильмах, так или иначе затрагивающих или посвященных деятельности таможенников, в основном преобладают хитрость и коварство контрабандистов и их пособников, угрозы, драки, перестрелки, словом, романтика интересной, захватывающей и рискованной службы.

Всё это, как говорят, имеет место быть и сегодня. Но не является главным, определяющим в повседневной таможенной деятельности, которая гораздо шире и многообразнее. Она обусловлена целями и задачами государства в области внешнеторговой политики в эпоху перехода российской экономики от строго централизованной, закрытой и, в значительной мере, запретительной к открытой, свободной, доступной не только крупным производителям и предпринимателям, но и средним и мелким участникам международной торговли, любым гражданам России, вовлечённым в мирохозяйственные торгово-экономические отношения.

Эти процессы вполне объективны и закономерны, они - веление времени. Конец XX и начало XXI столетия характеризуются глобальными геополитическими и макроэкономическими изменениями. Национальные экономики большинства стран нашей планеты становятся всё более открытыми, стремящимися включиться в мировое разделение труда, в международную конкуренцию, в формирующийся цивилизованный мировой рынок с общими, едиными для всех участников правилами, регламентирующими перемещение товаров и других материальных и финансовых средств. Глобализация информационных сетей в значительной степени облегчает отслеживание состояния и направлений мировых экономических потоков, передвижения товаров и услуг, объектов интеллектуальной собственности, изменения валютных курсов во всемирном масштабе.

Таким образом, интенсивное развитие внешнеэкономических связей и значительное увеличение их участников, изменение таможенной политики, рост объёмов экспортно-импортных операций, криминализация в определённой степени внешнеэкономической деятельности, а также стремление России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) объективно обусловливают необходимость изменения форм и методов работы таможенной системы, поиска новых подходов к решению вопросов повышения эффективности таможенной деятельности, направленной на своевременное и качественное обслуживание участников внешних торгово-экономических отношений.

Исходя из больших и ответственных задач по формированию доходной части Федерального бюджета, защите экономического суверенитета и обеспечению экономической безопасности России, решению вопросов борьбы с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, успешное функционирование государственной системы предполагает её дальнейшую модернизацию, внедрение в повседневную практику передовых технологий, форм и методов, технических средств, достижений мирового опыта таможенной деятельности.

В свою очередь, требуется соответствующее обеспечение таможенной системы высококвалифицированными, психологически и морально подготовленными специалистами, глубоко владеющими знаниями экономических, правовых и организационных основ таможенного дела.

Изучение дисциплины «Введение в специальность» предполагает усвоение каждым студентом, выбравшим направлением своей будущей деятельности профессию таможенника, знаний и представлений:

· об организации таможенного дела в РФ;

· о задачах, решаемых таможенными органами как во внешнеэкономической сфере, так и в повседневной работе;

· об околотаможенной инфраструктуре, её назначении и задачах;

· о системе таможенных органов в стране в целом и в регионах, в частности, их структуре и руководящем составе;

· об основных принципах, формах и методах таможенного оформления и контроля;

· о сущности экономической и правоохранительной работы;

· о нормативно-правовых основах деятельности и статусе таможенника, порядке и условиях приёма на государственную таможенную службу и правилах её прохождения.

В результате практического освоения теоретического курса (после изучения дисциплины предстоит ознакомительная практика) студенты должны:

· ясно понимать взаимосвязь и взаимообусловленность дисциплин учебного плана специальности с будущей профессиональной деятельностью;

· четко ориентироваться в многообразии и специфике функциональных направлений, понимать их неразрывное единство в достижении целей и задач по реализации таможенной политики государства.

Делом чести каждого студента должна стать ответственная и добросовестная подготовка к службе в таможенных органах как особому виду государственной службы.

Если мысленно представить таможню как своеобразные ворота, открытые для двустороннего свободного перемещения товаров, транспортных средств и людей, выезжающих - въезжающих с различными целями, то таможенника - как радушного, доверительного, но требовательного "регулировщика", строго следящего за неукоснительным соблюдением всеми пересекающими таможенную границу правил, установленных законами нашей страны и международными договорами, по поговорке "доверяй, но проверяй!". Это означает, что, в целях совершенствования таможенной деятельности, направленной на ускорение перемещения, упрощение контроля и оформления, унификацию документов и таможенных процедур, осуществляется переход от тотальной и всеобъемлющей проверки всех товаров, транспортных средств и лиц, пересекающих таможенную границу, к выборочной, основанной на применении системы управления рисками (СУР). В этой связи Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ) стала внедрять "принцип светофора", то есть создание так называемых красного, желтого и зеленого "коридоров", что предполагает распределение, дифференциацию участников внешнеэкономической деятельности на три группы в зависимости от их честности, добропорядочности и незапятнанности деловой репутации [28].

Ведь далеко не секрет, что некоторые экспортёры-импортёры (как физические, так и юридические лица) стараются обойти таможенные правила, касающиеся своевременной и полной оплаты пошлин и налогов, исчисления таможенной стоимости, определения страны происхождения товаров и тому подобное.

Поэтому эта схема даёт зелёный свет, то есть минимум времени, форм и методов таможенного контроля для честных представителей внешнеторговых организаций, добросовестных плательщиков и лиц, не имеющих нареканий со стороны таможенных органов и действующих в полном соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таможенное оформление в упрощённом виде и в первоочередном порядке осуществляется также при ввозе (вывозе) на таможенную территорию (из нее) товаров, предназначенных для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, крупных аварий, а также скоропортящихся товаров, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс- грузов, сообщений для средств массовой информации и некоторых других, что регламентируется статьями 67 и 68 Таможенного кодекса России [3].

Желтый свет, в свою очередь, означает проведение таможенного оформления и таможенного контроля в общеустановленном порядке с акцентом на выборочность тех товаров, которые входят в группу риска.

Красный свет зажигается, условно говоря, для тех экспортёров-импортеров и определённых лиц, которые своим поведением на внешнеторговом рынке оставили "нехороший" след, или у таможенников есть все основания предполагать о их недобросовестности в соответствии с разнообразной информацией, получаемой таможенными органами в результате аналитической работы от других контролирующих и правоохранительных органов, в том числе и от иностранных коллег.

К сожалению, современная действительность изобилует примерами многочисленных нарушений таможенных правил при перемещении товаров "под прикрытием": разобранные мебель, часы, автомобили, агрегаты и т.п. представляются как "части и принадлежности"; живые цветы, облагаемые более высокой пошлиной, представляются как сухоцветы, ветки и прочие принадлежности для ритуальных услуг; под видом оливкового масла в страну в больших количествах ввозится растительное масло, производимое в достаточных количествах российскими производителями; товары, произведенные в развитых странах, перевозятся под видом товаров, произведённых в странах, которым по российскому законодательству и международным правилам предоставляются определённые льготы (преференции) в таможенно-тарифном отношении [32].

К более изощренным способам и приёмам прибегают фирмы-однодневки, браконьеры и контрабандисты. Вот почему таможенник должен обладать прочными знаниями в области: товароведения и товароведческой экспертизы; регионоведения; уметь анализировать состояние и тенденции развития экономик своей страны и сопредельных государств, партнёров по торгово-экономическим связям стран Азиатско-Тихоокеанского региона, направления товаропотоков; нормативно-правовых основ таможенной деятельности; юридических дисциплин (административное, уголовное право, уголовно-процессуальный кодекс и др.); использования информационных технологий и технических средств таможенного контроля.

К сожалению, сегодня огромная территория нашей страны стала "лакомым" рынком для сбыта наркотических, психотропных и им подобных препаратов для международных преступных группировок. Через таможни Дальнего Востока и Сибири идут многотонные потоки "дури" из Афганистана, Пакистана, Китая, стран Юго-Восточной Азии и транзит из Латинской Америки в Европу [32]. И в борьбе с проникновением этой заразы в Россию велика роль таможенника. Здесь ему необходимы глубокие знания психологии человека (поведенческие проявления, "язык" телодвижений, жестов, физиогномистика), такие навыки и качества, как внимательность, наблюдательность, информированность, хорошее владение географией, заинтересованность в постоянном пополнении и расширении знаний в различных областях, в том числе и в этических основах профессиональной таможенной деятельности.

Будучи представителем страны на таможенном рубеже, сотрудник государственной службы обязан соблюдать не только элементарные правила приличия, но и уметь говорить с иностранцами на одном из языков международного общения (английском, например, как минимум, а ещё лучше на языке сопредельного государства), что наверняка, не только подчёркивает, но и повышает культурный уровень российского таможенника.

Приобретению умений сравнивать, анализировать, критически осмысливать полученные данные, делать соответствующие выводы и принимать верные решения способствуют лекционные, семинарские и практические занятия теоретического курса учебных дисциплин, ознакомительная, учебная и производственные практики, которые в нашей Академии проводятся на каждом курсе.

Огромным подспорьем для расширения и укрепления знаний, удовлетворения здорового профессионального любопытства для вас служат Интернет-класс, компьютерные базы данных и замечательный фонд академической библиотеки.

Метет метель,

Сверкают ли зарницы,

Идет ли дождь

Иль досаждает зной

Стоят таможенники

На вратах границы –

Почетней нет

Для них стези иной!

(«Из посвящения первокурсникам»)

 

 

Модуль 1

Содержание Концепции развития таможенных органов РФ на 2004-2008 гг. и до 2010 г.

«Вступление в силу с 1 января 2004года Таможенного кодекса

Модуль 2

Содержание правовых, экономических и организационных основ таможенного дела в Российской Федерации.

Модуль 3

Таможенная граница

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории РФ, включая пределы исключительных и особых экономических зон, или линия, ограничивающая таможенную территорию Российской Федерации [3].

Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ за исключением периметров, ограничивающих территории исключительных и особых экономических зон.

Соотношение понятий «государственная граница» и «таможенная граница» заключается в следующем (рисунок 3.5):

 

 

 


Рис. 3.5 Особенности Государственной и таможенной границ

 

Условия и порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ в местах ее совпадения с Государственной границей России регулируется законодательством РФ о Государственной границе, в других случаях - таможенным законодательством Российской Федерации [3].

 

Нетарифные меры

Нетарифное регулирование представляет собой комплекс правовых мер, направленных на защиту национальных интересов, и состоящего из запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Направления нетарифных мер регулирования ВЭД представлена на рисунке 3.8 [5].

       
 
 
   
количественные ограничения или запрет на ввоз и потребление иностранных товаров

 

 


Рис. 3.8 Нетарифные меры регулирования ВЭД

 

К экономическим мерам нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности относятся (рисунок 3.9):

 

 

 

 


Рис. 3.9 Экономические меры нетарифного регулирования

Ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы относятся к таможенным платежам и подлежат перечислению в федеральный бюджет РФ.

К административным мерам нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся (рисунок 3.10):

 

 


Рис. 3.10 Административные меры нетарифного регулирования

 

Кроме того, к мерам нетарифного регулирования относятся такие, как: технические барьеры, санитарные и фитосанитарные нормы, таможенные формальности и усложненные требования к товаросопроводительным документам.

Установление мер нетарифного регулирования, исходя из необходимости обеспечения национальных интересов, призвано решить следующие задачи:

- соблюдение общественной морали и правопорядка;

- охрану жизни и здоровья людей;

- охрану животного и растительного мира, окружающей среды в целом;

- сохранение культурного наследия народов России и защиту культурных ценностей от незаконного вывоза (ввоза);

- предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

- обеспечение национальной безопасности;

- выполнение международных обязательств РФ [28].

К примеру, на таможенную территорию России ограничены или запрещены к ввозу следующие категории товаров:

· огнестрельное, холодное оружие, боеприпасы и воинское снаряжение;

· наркотические средства и психотропные вещества и их продукты;

· медикаменты и витаминные препараты, кроме прошедших апробацию в Министерстве здравоохранения РФ;

· радиоактивные, взрывчатые и ядовитые вещества;

· драгоценные металлы и камни;

· печатная продукция, аудио- и видеоматериалы, запрещенные к распространению на территории России;

· семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения.

Запрещены к вывозу с таможенной территории Российской Федерации:

· оружие, боеприпасы, воинское снаряжение;

· ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества;

· наркотические и психотропные вещества;

· драгоценные металлы и камни;

· редкие представители растительного и животного мира, их части и дериваты;

· некоторые виды культурных ценностей и т.п. [28]

Перемещение отдельных категорий товаров может осуществляться лишь при наличии специального разрешения, выдаваемого уполномоченным на то государственным органом.

Кроме того, в мировой практике таможенного регулирования встречаются и такие нетарифные меры, как эмбарго и таможенная блокада, содержание которых представлено на рисунок 3.11:

 

 


Рис. 3.11 Особые нетарифные меры

 

Данные меры нетарифного регулирования особенно часто применяют Соединенные Штаты Америки (например, в отношении Кубы, Ирака, Ирана и др. стран).

 

Искусство соблюдения законов

Модуль 4

Таможенные процедуры

4.3.1 Таможенное оформление

Под таможенным оформлением понимается основная таможенная процедура, состоящая из совокупности последовательных действий (операций) по помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (определение их статуса) и завершение действия этого режима [3].

Совокупность операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств включает (рисунок 4.4):

 

 
 

 

 


Рис. 4.4 Операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств

 

В зависимости от категорий товаров, вида транспорта, таможенные органы вправе предъявлять обоснованные требования, предусмотренные ТК РФ и необходимые для обеспечения таможенного законодательства (ветеринарные сертификаты, свидетельства и т.п.), выдаваемые пограничными органами карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля [3].

Таможенное оформление начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, подаваемой до прибытия товаров на таможенную территорию.

В иных случаях оно начинается с момента представления таможенному органу в месте прибытия товаров на таможенную территорию документов, содержащих все необходимые сведения о ввезенных товарах, в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку (автомобильного, морского, речного, воздушного, железнодорожного).

При перемещении товаров физическими лицами не для коммерческих целей, начало таможенного оформления может выражаться в устном заявлении с использованием «зеленого» или «красного» коридоров.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций помещения товаров под определенный таможенный режим или завершения действия этого режима с уплатой таможенных платежей.

Таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.

Вместе с тем по мотивированному запросу заинтересованного лица и письменного согласия таможенного органа (или уполномоченного им лица) с соблюдением условий недопустимости снижения эффективности таможенного контроля, допускается возможность таможенного оформления вне мест расположения таможенного органа и вне времени его работы [3].

Декларирование товаров

Декларирование товаров - это таможенная процедура заявления таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах, избранном таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларированию таможенному органу подлежат товары:

- при их перемещении через таможенную границу;

- при изменении таможенного режима;

- в некоторых других случаях (остатки, отходы и др.).

Способы заявления сведений о товарах представлены на рисунке 4.5.

 
 

 

 


Рис. 4.5 Способы заявления сведений о товарах

 

Одним из основных документов для оформления товаров при их экспорте, импорте и транзите является грузовая таможенная декларация (ГТД).

До января 1989 года в бывшем СССР таможенная декларация не применялась.

Статистика внешней торговли отличалась от общемировой и строилась на основе оперативных данных внешнеторговых организаций.

ГТД стала применяться в Российской Федерации с 1 января 1989 г.

В целях унификации таможенных документов и совершенствования порядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, с 1 января 2007 года применяется грузовая таможенная декларация и транзитная декларация, по форме и содержанию совпадающие с Единым административным документом (ЕАД).

Таможенная декларация и транзитная декларации сброшюрованы в комплекты бланков “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1 и ТД3)” и “Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД2 и ТД4)”.

При декларировании вывозимых (вывезенных) с таможенной территории РФ товаров используются комплекты ТД1 и ТД2, либо комплекты ТД3 и ТД4.

А в отношении товаров ввозимых на таможенную территорию РФ, используются комплекты ТД3 и ТД4.

Комплекты ТД1 и ТД3 используются при заявлении сведений об одном товаре.

Комплекты ТД2 и ТД4 используются, если в одной ГТД заявляются сведения о двух и более товарах, как дополнение к комплектам ТД1 и ТД3.

Вместе с тем, в каждом из комплектов ТД2 и ТД4 могут заявляться сведения о трех товарах, а при декларировании партии товаров количество комплектов ТД2 и ТД4 не ограничено.

Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация:

· предъявляется таможенному органу декларантом или таможенным брокером (посредником), т. е. лицами, перемещающими товары и транспортные средства;

· аккумулирует содержащиеся в различных документах сведения, необходимые таможенному органу для решения по оформлению предъявленных товаров и транспортных средств;

· является первичным документом для ведения таможенной статистики (т. е. сбора и обработки сведений о перемещении товаров чер

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...