Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие таможенного дела в России

Ø Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»

Ø Становление российских таможенной системы в XVII-XVIII вв. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм.

Ø Досоветский период развития таможенного дела (начало XIX- начало XIX вв.)

Ø Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью

Ø Создание и развитие Российской таможенной системы

в постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»

 

Ни одно государство не может существовать без обязательных платежей, уплачиваемых всеми организациями и гражданами, предприятиями всех форм собственности со своих доходов или за определённые услуги. (Во многих государствах, в США, например, таможенная служба называется "таможенные услуги"). Также известно, что доходная часть бюджетов государств складывается в основном из двух частей - налогов (прямых и косвенных) и таможенно- пошлинного обложения, имеющего свою предысторию.

Очевидно, что появление торговцев (купцов) ещё в незапамятные времена было обусловлено всеобщим разделением труда, обособлением торговли от производства и развитием городов, торгово-ремесленных центров.

Само же передвижение купцов было небезопасным, так как товары, перевозимые, как правило, караванами по суше и судами по морям и рекам, были лакомым и соблазнительным доходом для "лихих людей", промышлявших разбоем вдоль торговых путей, что и сегодня, к сожалению, проявляется в виде пиратства. Поэтому караваны сопровождались вооружённой охраной, которую необходимо было содержать и которая не всегда успешно справлялась с возложенной на неё миссией. Это хорошо известно, как и то, что на смену охране (силовым методам по сопровождению товаров) пришли откупные за право проезда - провоза через границы феодальных владений, то есть экономические меры - поборы. Они то и стали впоследствии пошлинами, взимавшимися с купцов владельцами территорий [27].

И на Руси взимание пошлин за провоз товаров существовало с давних времён.

По судоходным рекам, изобиловавшим на славянских землях, велась торговля с населением Причерноморья, Приазовья и Прибалтики. О характере, видах взимавшихся пошлин свидетельствуют договоры Руси с Византией начала и середины X века. Московское государство торило пути в Индию и Китай, осуществлялся широкий товарообмен со странами Европы -Францией, Германией, Чехией, Венгрией, Польшей, Италией и другими. Вспомним, хотя бы, торговый путь "из варяг в греки" (от Белого моря до Средиземного), "хождение за три моря" русского купца Афанасия Никитина, чтобы понять, насколько большую роль в развитии народов играла торговля и, соответственно, какое значение для развития экономик зарождавшихся государств имели торговые сборы (пошлины). Исторические источники сообщают нам, что на Руси самым распространенным сбором в средневековую эпоху был "мыт". Изначально этим словом обозначалось место остановки возов или судов с товарами, а затем "мытом" стали называть пошлину, взимавшуюся за провоз товара через "мытные заставы", располагавшиеся на торговых путях, у мостов, переправ через реки. Занимались сбором мыта мытники или мытари [27].

Кроме мыта существовали и другие виды пошлин: проезжие, торговые, за обслуживание и штрафные. К проезжим сборам относились: проплавное (за провоз товаров водным путём); побережное (с причаливавших судов); перевоз (за переправку товаров через реки); мостовщина (за проезд через мосты); костки (плата с каждого человека, сопровождавшего товар). К торговым - "явленое" (за обязательное предъявление товара); "весчее" (за торговлю сыпучими товарами - мука, зерно и т.п.); "пятно" (за клеймение скота и лошадей при купле - продаже); "подужное" (сбор с дуги каждого воза). А названия пошлин за обслуживание говорят сами за себя: амбарное, гостиное, дворовое, избное, полавочное и другие [31].

Штрафные пошлины брались за уклонение от уплаты мыта - "промыт"; "пропятенье" - за отказ от клеймения лошадей;"заповедь"- пеня за неуплату пошлин при покупке - продаже. Следует, однако, заметить, что в разных российских землях и княжествах (уездах) одни и те же пошлины назывались по-разному.

С пришествием на Русь татаро-монгольских племён тюркское слово "тамга", означавшее "клеймо на имуществе рода", стало применяться в русском языке как метка, клеймо, поставленное на товар при его продаже, а также сбор за право продажи товара. Говоря современным языком, -лицензия на право торговли определённым товаром. И ныне монгольское слово тамга переводится как изначальное клеймо, тавро либо печать, штамп, штемпель. Сегодня этот штамп или клеймо у нас заменяется акцизной маркой на определённый товар - пиво, спиртосодержащие напитки, табачные изделия и т.п.

Сама процедура взимания сбора при продаже или клеймении товаров называлась "тамжить" товар, а места тамжения - таможнями, сборщик пошлин - таможником (современное - таможенник). Постепенно стали вводиться должности таможенных служащих - таможенный голова (т.е. -глава, старший, начальник), таможенный целовальник - сборщик пошлин, таможенный подьячий - канцелярский служитель. Это яркое свидетельство становления и формирования государственной службы, организационного структурирования таможенных органов по функциональным направлениям деятельности [27].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...