Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью

 

Крушение самодержавия и создание Советского государства привели к изменению таможенной политики и функций таможенной системы, связанных с национализацией внешней торговли и установлением государственной монополии внешнеторговой деятельности, а также государственной торговой монополии на все товары первой необходимости (Положение ВЦИК и СНК «О рабочем контроле» от 14 ноября 1917 г.)

Уже 22 февраля 1918 г. учреждается Таможенно-тарифный комитет, который принимал ( в рамках своей компетенции) постановления, имевшие юридическую силу после утверждения Советом Народных Комиссаров (СНК).

Первое Советское правительство декретами Совета Народных комиссаров 22 апреля 1918 г. объявляет о национализации внешней торговли, а 29 мая того же года "О таможенных сборах и учреждениях" установило, что таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и никакие местные органы не вправе вмешиваться в действия таможен по вопросам их функциональной деятельности. Местные власти (Советы) имели лишь право надзора за работой таможенных органов, направляя в них своих комиссаров.

(С этой поры день 29 мая в Советском Союзе считался профессиональным праздником – Днем таможенника, который ныне именуется Днем ветеранов таможенной службы).

Решением всех вопросов внешней торговли занимался Наркомат торговли и промышленности, а позднее - Наркомат внешней торговли, в чьё ведение был передан Департамент таможенных сборов, переименованный в Главное управление таможенного контроля (ГУТК), а затем - в Главное таможенное управление (ГТУ). При Совете народных комиссаров создаётся таможенно- тарифный комитет, переданный впоследствии Наркомату внешней торговли (НКВТ).

В начале 1921 г., политика «военного коммунизма» была заменена «новой экономической политикой». Первая мировая и Гражданская войны привели к дезорганизации рынка, товарному голоду при резком сокращении ввоза из-за рубежа. В соответствии с законом о борьбе с контрабандой (декабрь 1921 г.) при Всероссийской чрезвычайной комиссии начала действовать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, в которой активное участие приняли таможенные органы.

С образованием СССР (1922 год, 30 декабря) начался новый этап развития таможенной политики и таможенного дела, отражавший внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза, ориентированную на построение социализма.

"Таможенный устав СССР" (1924 г.) объединил все нормативные документы, затрагивавшие деятельность таможенных органов, распределив обязанности между ведомствами, причастными к реализации таможенной политики государства: Наркомат внешней торговли осуществлял управление таможенным делом; Главное таможенное управление разрабатывало инструкции и возглавляло борьбу с контрабандистами на всей территории СССР; Таможенно-тарифный комитет определял тарифы и пошлины.

Непосредственный контроль за пропуском товаров и транспортных средств через границу осуществляли таможни и таможенные посты, объединявшиеся в таможенные округа:

- Петрозаводский;

- Западный;

- Сибирский;

- Туркестанский;

- Семипалатинский;

- Украинский;

- Южный;

- Закавказский;

- Дальневосточный.

Таможенный кодекс СССР 1928 г. основными задачами таможенных органов определил осуществление " фактического контроля за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, взимания таможенных сборов и совершения всех других таможенных операций". Кроме того, Таможенный кодекс: детализовал компетенцию и функции всех звеньев таможенной системы; регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил; определял понятие административно-наказуемой контрабанды. Одновременно упрощалась структура и сокращались таможенные учреждения [27].

В 30-ых годах прошлого столетия отчётливо стала проявляться тенденция к отказу от экономических методов управления и усилению административно-командных мер регулирования общественных, в том числе и внешнеэкономических, отношений, что повлияло и на организацию таможенного дела. Таможенная политика теряет своё самостоятельное значение. Сосредоточив в своих руках монополию внешней торговли, государство стало единоличным продавцом и покупателем: экспортёр-импортёр - Совет Министров СССР; перевозчик - Союзвнештранс; плательщик - Внешторгбанк СССР.

Это отражено в Таможенном кодексе СССР 1964 г., в котором функции таможенных органов ещё более упрощены исведены лишь к контролю за соблюдением монополии внешней торговли и борьбе с контрабандой. Таможенная система превратилась в двухзвенную - таможни непосредственно замыкались на Главное таможенное управление Министерства внешней торговли.

Демонополизация, децентрализация и демократизация общества в результате отхода от абсолютной политизации и руководящей роли КПСС во всех сферах - политической, экономической, идеологической и социальной (то, что вошло в историю под названием "перестройка") привели к реорганизации системы управления таможенным делом и структуры таможенных органов в целом.

Началом реорганизации таможенной системы, радикальным этапом её реформирования стал 1986 год. ГТУ МВТ преобразовывается в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУ ГТК СМ СССР) и становится самостоятельным органом государственного управления со статусом союзного ведомства. Функции его значительно расширялись, был определён порядок его деятельности. ГУГТК отвечало: за разработку предложений в области таможенной политики; руководство таможенным делом; осуществление контроля за соблюдением всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также частными лицами установленного порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, предметов личного потребления, советской и иностранной волюты; их декларирования и досмотра; совершения иных таможенных операций; разработка и проведение мероприятий по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил [27].

Воссоздаются региональные таможенные управления и четырехзвенная структура управления таможенным делом: ГУГТК - РТУ - таможни - таможенные посты. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, становится Государственный таможенный комитет СССР. Были созданы два координационных органа: Таможенно-тарифный совет и Координационный совет по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Укрепляются международные связи по таможенным вопросам.

СССР ратифицирует Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, в результате чего все участники международной торговли стали использовать Единый административный документ - Грузовую таможенную декларацию и Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Представитель ГТК СССР становится вице-президентом международного Совета таможенного сотрудничества. Всё это - яркое свидетельство того, что административно-командные методы стали отходить на второй план, заменяясь экономической моделью регулирования внешнеэкономической деятельности.

Однако, распад Советского Союза и приобретение Российской Федерацией суверенитета выдвинули объективную необходимость создания таможенной системы России.

 

 

1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)

 

Значительные изменения в таможенной деятельности произошло с конца 1991 года и были связаны с распадом Советского Союза и становлением России как самостоятельного государства. На российскую таможенную службу легла значительная нагрузка, в отличии от советской: из-за упрощения выезда и въезда; резкого увеличения ввоза в Россию иностранных товаров (в т.ч. поддержанных, низкосортных) и вывоза из страны в огромных количествах продукции добывающей и металлургической промышленности, природных ресурсов. Таможенная граница стала удобным местом для всевозможных финансовых махинаций и экономических преступлений.

Указ Президента России от 25 октября 1991 года "О государственном таможенном комитете РСФСР" положил начало коренной перестройке таможенной системы с широким диапазоном функций, направленных на защиту экономических интересов страны.

А Указ "О либерализации внешнеторговой деятельности на территории РСФСР" (ноябрь 1991 г.) поставил перед таможенными органами абсолютно новые задачи: по осуществлению прогнозирования возможного содержания тарифной политики; созданию механизмов таможенно-тарифного регулирования.

Кризис экономики, вызванный не только распадом СССР, но и субъективными причинами (нарушение единого экономического пространства, развал внутреннего союзного рынка, разрыв производственно-технических связей предприятий союзных отраслей и ведомств и т.п.), предопределил в качестве первоочередной задачи поиск наиболее эффективных способов и мер для пополнения бюджета страны.

Например, поступления в федеральный бюджет от таможенной деятельности в 1992 году составили всего 0,5 процента его доходной части. Поэтому деятельность таможенных органов в значительной степени была сосредоточена на осуществлении фискальных функций. Другой, не менее важной задачей, связанной с отделением Союзных республик и соответствующим увеличениям протяжённости границ России, стало создание новых таможен и их интенсивное развитие, насыщение квалифицированными кадрами. (На долю РФ в 1993 году приходилось более 50% товарооборота бывшего Союза, а число таможен составляло всего одну пятую часть от раннее действовавших) [31].

1992-1993 г.г. стали определённым этапом количественного и качественного развития таможенной системы РФ.

ГТК РФ разработал программу приоритетного развития "внутренних" таможен с одновременным созданием таможенных органов на соответствующих участках государственной границы с бывшими Союзными республиками.

Образовывались новые региональные управления, совершенствовалась их структура и функциональные направления деятельности. За несколько лет штатное количество таможенников увеличилось с 8 до 30 тысяч человек [27]. Создание рациональной и эффективной структуры таможенных органов приблизило их деятельность по осуществлению таможенных процедур непосредственно к производителям и получателям товаров. Тем самым таможенная служба содействовала развитию внешнеэкономических связей предприятий и организаций, значительному снижению их затрат, превращаясь в реально действующий инструмент внешнеторгового оборота, наполнения доходной части федерального бюджета.

Закон РФ "О таможенном тарифе" и Таможенный кодекс РФ, принятые в первой половине 1993 года заложили основы таможенного законодательства, соответствовавшего реалиям тогдашнего времени - полному отказу от государственной монополии внешней торговли и переводу экономики России на путь рыночных отношений, развитию разнообразных форм собственности, расширению связей экономики страны с внешнем миром, необходимости правовой защиты всех участников внешнеэкономической деятельности.

Основными целями таможенной политики кодекс 1993 г. определил:

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулировании развития национальной экономики, содействие структурной перестройке;

- активизацию участия России в международном сотрудничестве в области таможенного дела и развитие его в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными правилами и практикой.

Государственный таможенный комитет РФ наделялся широкими полномочиями, в частности:

- издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения как таможенными органами, так и всеми иными государственными органами РФ, учрежденными предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами;

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные управления и таможни;

- утверждать положения о РТУ, таможнях и таможенных постах;

- организовывать таможенные лаборатории для проведения экспертиз и исследования товаров в таможенных целях;

- создавать вычислительные центры (Главный научно- исследовательский вычислительный центр - ГНИВЦ); полиграфические, строительно-эксплуатационные (РОСТЭК) и иные предприятия и организации, способствующие решению задач таможенных органов [2].

Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации стали действовать научно-исследовательские и учебные заведения высшего профессионального и дополнительного образования. Например, Российская таможенная академия в 2003 году отметила своё десятилетие, а 21 декабря 1994 года является днём рождения её Владивостокского филиала. В составе РТА успешно функционирует Институт повышения квалификации. Его дальневосточный филиал - ныне факультет повышения квалификации - стал базой, на которой выросло наше учебное заведение - ВФ РТА. Успешная научно-исследовательская деятельность нашего филиала в области таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов привела к созданию международного учебно-методического центра ТКДРМ (УМЦ ТКДРМ).

Таможенные органы получили статус правоохранительных. Законодательно были установлены флаг, эмблема и опознавательный знак (для находящихся в распоряжении таможенных органов речных и морских судов, автотранспортных средств и воздушных судов) [2].

Надо признать, что функции таможенных органов значительно расширились и включали, в частности:

- участие в разработке таможенной политики РФ и её реализации;

- принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела;

- обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов России;

- соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств;

- осуществление валютного контроля;

- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства; пресечение незаконного оборота наркотических веществ, психотропных и сильнодействующих препаратов; оружия; предметов культурного наследия; объектов интеллектуальной собственности; животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей;

- оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность гражданской авиации; осуществление мер по защите государственной безопасности, общественного порядка; нравственности населения, жизни и здоровья людей; охране окружающей среды;

- осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов страны товаров, перемещением радиоактивных и делящихся материалов;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, применение мер таможенно- тарифного регулирование и взимания таможенных платежей [2].

Кроме того, деятельность таможенных органов направлялась на выполнение международных обязательств, разработку международных договоров РФ, сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями в области таможенного дела.

Таможенным органам вменялось в обязанность обеспечение государственных органов, предприятий и организаций, а также граждан информацией по таможенным вопросам. Особое внимание обращалось на реализацию единой финансово-хозяйственной политики, значительное развитие материальной, технической и социальной базы, создание необходимых условий труда своим работникам.

Вместе с тем, приоритетными направлениями таможенной деятельности оставались:

- осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления;

- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Следует обратить внимание на то, что перечисленные задачи и направления функциональной деятельности свидетельствуют о необходимости кадрового обеспечения квалифицированными, профессионально подготовленными таможенниками по обширному перечню специальностей, способными решать поставленные перед таможенными органами задачи.

Поэтому нет ничего удивительного в том обилии и специфике (кроме общеобразовательных) дисциплин учебного плана, которые вам предстоит освоить за время академической учёбы и практической работы.

В целях совершенствования системы и структуры таможенных органов была разработана государственная программа "Основные направления развития таможенной службы РФ в 1994-1996гг." [34]. Реализация этой программы предусматривала серьёзные структурные изменения таможенных органов. Создавались специализированные функциональные подразделения (отделы и отделения): досмотровые; таможенного оформления и экспортного контроля; контроля за доставкой товаров; таможенных режимов; товарной номенклатуры и страны происхождения товаров; корректировки таможенной стоимости; подготовки кадров; инспекции по работе с личным составом; службы собственной безопасности и другие.

Начали функционировать региональные оперативные таможни, региональные таможенные лаборатории.

В сентябре 1996г. Правительством РФ была утверждена "Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996-97г.г. и на период до 2000г.". С 2000г. действовала новая программа, сущностью которой была модернизация и осуществление широкомасштабного функционирования таможенной системы, приближения таможенного дела к международным стандартам, подготовка страны к вступлению во Всемирную торговую организацию [35].

Свою ленту в реализацию подготовки высококвалифицированных кадров указанных программ, исходя из специфики Дальнего Востока и Восточной Сибири, их экономико-географического своеобразия, внесли сотрудники Дальневосточного таможенного управления и Владивостокской таможни: О.Н. Свиридов и В.А. Кирсанов, бывшие начальники ДВТУ; В.Н. Зубков и П.Н. Гончаренко, бывшие заместители начальника ДВТУ; С.С. Ерошенко, начальник Владивостокской таможни, а ныне директор филиала Академии;Ю.В. Лебедев, заслуженный ветеринарный врач России, возглавлявший кинологическую службу ДВТУ; Б.Н. Сторожевых, бывший начальник ДВОТ, декан юридического факультета ВФ РТА и многие другие. Некоторых уже нет в живых, а многие и сейчас продолжают передавать свои знания и опыт будущим коллегам.

На базе филиала ИПК, а затем ВФ РТА с приглашением специалистов ФСБ, Погрануправления, научных сотрудников институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук, рыбоохранных и рыбохозяйственных организаций решались проблемы повышения эффективности таможенного контроля и оформления леса и лесоматериалов, рыбы и морепродукции. Для борьбы с контрабандой и незаконным перемещением наркотиков и сырья для их производства при ДВТУ была создана кинологическая служба, обучение кинологов и дрессура собак производилась на базе учебного полка погранвойск, а на учебном полигоне -подготовка бойцов отрядов быстрого реагирования. Их же обучали прыжкам с парашютом инструкторы отрядов авиаохраны лесов.

Необходимость охраны морских богатств от браконьерства привела к технико-экономическому обоснованию закладки (а затем и вводу в строй) таможенных судов. Большие таможенные суда - "Павел Верещагин","Пётр Матвеев","Виталий Кирсанов", а также Среднее таможенное судно "Валерий Зубков" за их непримиримую борьбу с нарушителями таможенного законодательства прозваны браконьерами "серыми волками".

Об учебно-методическом центре ТКДРМ уже было сказано. Кроме того, у нас ежегодно проводятся научно-практические конференции по актуальным проблемам таможенного дела не только региональные, но и международные, в которых всё более активное участие принимают студенты и слушатели нашего филиала таможенной академии. В этом вы можете убедиться, полистав материалы этих конференций.

Огромная работа ведётся по вопросам охраны культурных ценностей, животного и растительного мира. Многие наши исследования и разработки нашли самое активное практическое применение в таможнях, чем можно по праву гордиться. Один лишь пример того, что в разработке проблем электронного декларирования, вошедшей в межправительственную программу США-РФ под названием "программа Гор-Черномырдин", принимал участие доктор технических наук, бывший начальник кафедры организации таможенного контроля и ТСТК Ю.В. Малышенко, говорит о многом. Сегодня электронное декларирование внедряется в деятельность таможен Дальнего Востока. (Система подготовки кадров для таможенной службы России представлена на рисунке 1.1).

В настоящее время в нашей стране реализуется Концепция развития таможенных органов РФ на 2004-2008 гг. и до 2010 года, разработанная в соот-

 
 

 

 


Рис.1.1 Система профессиональной подготовки таможенных кадров

ветствии с Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Главными, основополагающими направлениями развития таможенной службы данная программа наметила:

1) повышение эффективности таможенного контроля, установление и укрепление партнерских взаимоотношений в участниками внешнеэкономической деятельности;

2) обеспечение единообразного применения таможенного законодательства на территории РФ и повышение качества правовой деятельности таможенных органов;

3) коренную модернизацию информационной системы Федеральной таможенной службы, интенсификацию внедрения информационных таможенных технологий и техническое переоснащение таможенных органов России;

4) повышение результативности противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере, а также проникновению коррупции в таможенные органы;

5) укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов РФ и повышение уровня его социальной защищенности;

6) стабилизация системы таможенных органов и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры [24].

Подводя итог сказанному, сделаем следующие выводы.

Таможенная деятельность во всём её многообразии предопределяла достижение взаимосвязанных и взаимообусловленных целей:

- экономической (и фискальной), посредством взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей;

- регулятивной, путём установления ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, их лицензирования, сертифицирования, выдачи разрешений на экспорт-импорт;

- правоохранительной (защита государственной безопасности, общественного порядка, жизни и здоровья людей, культурного наследия общества; обеспечение действенного контроля и пресечение незаконного оборота наркотикосодержащих препаратов, оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов и пр.);

- организационно-технологической (разработка и установление правил, порядка, нормативов, технологических схем таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств и т.д.).

Главный итог заключается в том что, несмотря на изменения в государственном устройстве и даже смену государственного строя, таможенная политика и таможенное дело остаются под пристальным вниманием власти, а таможенно- тарифные меры - важнейшим инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Контрольные вопросы:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...