Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура Таможенного кодекса РФ
Разделы
Главы
Статьи
|
Сущность, краткое содержание положений
|
|
| Раздел I. Общие положения
| Главы 1-7
| Ст., ст. 1-11:
| -раскрывают основные положения, сущность отношений в области таможенного дела;
- дают нормативное определение понятий "таможенное регулирование", "таможенное дело", и других, используемых в Таможенном кодексе;
- определяют особенности применения таможенного законодательства и иных правовых актов, а также норм и правил Международных договоров и соглашений по таможенным вопросам;
|
Продолжение табл. 2.1
| - регламентируют использование информации, получаемой таможенными органами;
| Ст., ст. 12-17:
| - содержат основные принципы перемещения товаров (в т.ч. валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу, отражающие равноправие всех лиц;
- определяют порядок действий в отношении запрещённых (ограниченных) к ввозу (вывозу) товаров;
- содержат четкое предписание по таможенному оформлению и таможенному контролю всех товаров и транспортных средств;
- раскрывают основополагающие нормы по пользованию и распоряжению товарами и транспортными средствами; кругу лиц, совершающих операции для выпуска товаров; предоставлению лицами гарантий подлежащего исполнения обязанностей.
|
| Ст., ст. 18-22:
| - осуществляют правовое регулирование деятельности юридических лиц (таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров) при условии включения их в соответствующий Реестр.
| Ст., ст. 23-25:
| - закрепляют права заинтересованных лиц на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия), свободного бесплатного доступа к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела;
- устанавливают порядок бесплатного предоставления таможенными органами консультаций заинтересованным лицам (в устной или письменной форме) по таможенным и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенного органа.
| Ст., ст. 26-28:
| - определяют конкретные полномочия таможен. органов в сфере ведения таможенной и специальной таможенной статистики, их цели и задачи;
- обозначают источники получения статистической информации, цели и правовые основания её использования.
| Ст., ст. 29-38:
| - устанавливают обязательный порядок и правила Определения страны происхождения товаров, необходимые для применения мер таможенно- тарифного регулирования, запретов и ограничений, устанавливаемых
законодательством РФ, а также преференций или не преференциальных мер торговой политики;
- указывают, как определяется страна происхождения товара, произведенными в данной стране, от чего зависят и каковы критерии переработки товаров;
-утверждают право- таможенного органа требовать предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товаров;
- уточняют дополнительные условия выпуска товаров при определении страны их происхождения.
| Ст., ст. 39-40:
| - устанавливают, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классифицирования, мер таможенно- тарифного, нетарифного и иных видов регулирования внешнеэкономической деятельности, а также ведения статистики внешней торговли;
- указывают на то, что все товары, перемещенные через таможенную границу, подлежат обязательной классификации и кодированию в полном соответствии с товарной номенклатуры ВЭД; решение о классификации принимает ФТС, публикует его, а таможенный орган имеет право.
| Продолжение табл. 2.1
|
|
| осуществлять классификацию самостоятельно только, когда имеются нарушения правил классификации товаров
| Ст., ст. 41-44:
| - устанавливают: право таможенных органов принимать предварительные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и о происхождении товара из конкретной страны по запросу заинтересованного лица; форму и содержание запроса; сроки действия предварительного решения;
- определяют условия и особенности прекращения действия, изменения или отзыва предварительного решения.
| Ст., ст. 45-58:
| - подтверждают право любого лица на обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц;
- устанавливают порядок и сроки подачи жалобы; основания и сроки для отказа в рассмотрении жалобы; субъекты и сроки рассматривания жалобы, а также упрощенный порядок (бездействий) должностного лица таможенного органа.
| Раздел II. Таможенные процедуры
| Подраздел 1. Таможенное оформление
| Главы 8-16
| Ст., ст. 58-68:
| - определяют основные положения, относящиеся к таможенному оформлению;
- устанавливают порядок начала и завершения таможенного оформления; места и временные рамки;
-связаны с разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций, документами и сведениями, необходимыми для таможенного оформления; присутствием полномочных лиц и их представителей; языком, на котором производится таможенное оформление; таможенным оформлением и контролем иных государственных органов;
- устанавливают первоочередной порядок, а также специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
| Ст., ст. 69-78:
| - устанавливают порядок прибытия товаров на таможенную территорию РФ.
| Ст., ст. 79-92:
| - определяют положения внутреннего таможенного транзита.
| Ст., ст. 99-118:
| - уточняют особенности временного хранения товаров.
| Ст., ст. 119-122:
| - определяют порядок убытия товаров с таможенной территории РФ.
| Ст., ст. 123-138:
| - закрепляют процедуры и формальности, связанные с таможенным оформлением при декларировании товаров;
- детализируют нормы, связанные с формой декларирования, местом, представлением необходимых документов;
- устанавливают особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии;
- определяют возможность предварительного декларирования товаров, применения периодической таможенной декларации.
| Ст., ст. 139-148:
| - определяют права и обязанности таможенного брокера (представителя) и специалиста по таможенному оформлению.
| Ст., ст. 149-154:
| - обусловливают особенности выпуска товаров таможенными органами.
| Продолжение табл. 2.1
|
| Подраздел 2. Таможенные режимы
| Главы 17-21
| Ст., ст. 155-269:
| - юридически закрепляют классификацию таможенных режимов;
- определяют порядок и условия помещения товаров под определённый таможенный режим;
- устанавливают требования уплаты пошлин и налогов, соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ;
- предусматривают льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, обусловленных ограничениями пользования или распоряжения товаров;
определяют статус товаров для таможенных целей в зависимости от назначения их перемещения через таможенную границу;
-устанавливают запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем, до их выпуска в соответствии с заявленным режимом.
| Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
| Главы 22-26
| Ст., ст. 270-317:
| - определяют порядок таможенного оформления, места, сроки, условия, формы таможенного контроля, другие процедуры, связанные с перемещением транспортных средств, а также товаров, перемещаемых физическими лицами; в международных почтовых отправлениях; перемещаемых отдельными категориями иностранных граждан; трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
| Раздел III. Таможенные платежи
| Главы 27-33
| Ст., ст. 318-357:
| - устанавливают общие положения, касающиеся таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, виды платежей;
- определяют условия возникновения и прекращения обязанностей по уплате пошлин и налогов; лиц, ответственных за их уплату;
- устанавливают объект обложения пошлинами, налогами, порядок определения таможенной стоимости товаров и исчисления пошлин и налогов; правила применения ставок таможенных пошлин, пересчёта иностранной валюты для исчисления таможенных пошлин и таможенной стоимости;
- определяют порядок и сроки уплаты, а также размер и способы обеспечения уплаты таможенных платежей; меры принудительного взыскания, а также возврата излишне взысканных пошлин и налогов.
| Раздел IV. Таможенный контроль
| Главы 34-38
| Ст., ст. 358-377:
| _ определяют главные принципы, формы таможенного контроля;
- устанавливают основные начала системы управления рисками, исходя из принципа выборочное™ контроля и применения таких его форм, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;
- определяют порядок, этапность, сроки, зоны таможенного контроля.
| Ст., ст. 378-385:
| - устанавливают порядок назначения, определяют права и ответственность эксперта, декларанта при назначении и проведении экспертиз.
| Ст., ст. 386-400:
| - предусматривают освобождение отдельных категорий лиц от определённых форм контроля; возможности сбора информации о лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность;
| | | | Окончание табл. 2.1
|
|
| - создают нормативную базу для использования таможенными органами технических средств, судов при проведении таможенного контроля;
- определяют меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров.
| Раздел V. Таможенные органы
| Глава 39-42
| Ст., ст. 401-422:
| - определяют систему таможенных органов, их функции, атрибутику, места нахождения и время работы, а также значение в системе государственных органов РФ;
- устанавливают обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов, порядок взаимодействия и сотрудничества с другими государственными органами;
- наделяют должностных лиц таможенных органов правом применять физическую силу, специальные средства и оружие при определённых условиях;
- регулируют вопросы материально-технического обеспечения деятельности таможенных органов и социальные гарантии должностных лиц;
- наделяют федеральную таможенную службу правом создавать организации и учреждения для обеспечения деятельности таможенных органов.
| Ст., ст. 423-427:
| - предусматривают осуществление таможенными органами разработки, создания и использования информационных систем и информационных технологий и средств их обеспечения в соответствие с действующими в РФ, а также международными стандартами;
- устанавливают порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила её зашиты и доступа к ней в соответствие с законодательством.
| Ст., ст. 428-434:
| - определяют условия, при которых товары и транспортные средства обращаются в федеральную собственность;
- закрепляют полномочия таможенных органов по распоряжению товарами и транспортными средствами, устанавливают порядок и способы распоряжения ими, а также суммами, вырученными от реализации товаров и транспортных средств.
| Ст., ст. 435-436:
| - регулируют проведение внешних и транзитных контролируемых поставок в соответствии с международно-правовыми нормами.
| Раздел VI. Заключительные положения
| Ст., ст. 347-439:
| - определяют сроки ввода в действие Таможенного
кодекса РФ;
- приводят акты законодательства РФ в соответствие с настоящим Кодексом путём признания ряда актов утратившими силу, внесения в законодательные акты изменений и дополнений.
|
Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 Таможенного кодекса РФ, основные положения ТК регулируют круг правовых отношений, в частности:
- в области таможенного дела;
- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;
- по установлению и применению таможенных режимов;
- по вопросам установления, введения и взимания таможенных пошлин, налогов и других платежей;
- по обжалованию актов, действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.
Таким образом, таможенное законодательство представляется совокупностью правовых норм, регулирующих и регламентирующих обширный круг отношений, связанных не только с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, но и с самими товарами и транспортными средствами, и поэтому охватывающее также нормы налогового, гражданского, финансового, административного, валютного законодательства, Законодательства о защите экономических интересов России и другие.
Следует обратить внимание на то, что в ст.1 ТК РФ законодательно определена соподчиненная, служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему внешнеэкономическую деятельность государства: "таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности" [3].
|