Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-технический прогресс (НТП)

- единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей НТП ускоряется, что позволяет превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук. Непрерывность НТП зависит прежде всего от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих воплотить научные идеи в новую технику и технологии.

Научно-техническая революция,

коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

 

Эклектизм, эклектика

(гр. eklektikos- выбирающий) – в искусстве отсутствие единства целостности, формальное, механическое соединение разных стилей.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 5.

Русская культура. Место и роль России в мировой культуре.

Понятия, относящиеся к древнерусской культуре:

Житие

описание жизни святых и лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича…»).

Икона

(от греческого eikon – изображение, образ) У православных и католиков: предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых; образ.

Кремль

крепость в старых русских городах, например: Московский кремль.

Крестово-купольный храм

– тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему, связанных друг с другом пространств - ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Крещение Руси

Введение христианства в греко-православной форме как государственной религии (конец X в.) и его распространение (XI—XII вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси начато принявшим православие Владимиром I Святославичем в 988—89. Вначале были крещены киевляне, затем новгородцы. В XI в. христианство распространялось в городах и пригородах, к XIII в. было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, консолидации славянских, балтских, угро-финских и других племён, развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры.

Летопись

1) вид русской повествовательной литературы 11-17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи.

2) перен.- то же, что история. Летопись боевой славы.

Поучение

наставление, назидательный совет.

Демократическая сатира

– литературный жанр 2-ой пол. 17 в. В сатирических произведениях, напр., обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие.

Московское барокко

архитектурный стиль 2-ой пол. 17 в. Его характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх.

Скоморохи –

В Древней Руси: певец – музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат.

Строгановская школа –

условное название стиля русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычеготска, где находилось их имение.

Фреска

1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке, напр.: древнерусские фрески;

2) вид живописи – настенная роспись.

Фольклор

– (англ.) народная мудрость. Произведения устного народного творчества(былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и др.)

Язычество

(от церковно-славянского “языцы” — народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще употребляют термин “политеизм” (“многобожие”). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун — громовержец, Дажбог — бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны — лешие, домовые. После принятия в X в. христианства (Крещение Руси) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Перун — Илья пророк, Велес, покровитель скота,— Власий и т.д.), Язычество было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, с другой стороны — в число христианских праздников были включены главные языческие праздники (Масленица и др.).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...