Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия истории русской культуры XVII-XIX вв

Дворянская культура

культура построенная на утончённых манерах и светском (дворянском) этикете, основы культуры – образованность и воспитанность, это было необходимо для вхождения в общеевропейское сообщество.

Парсуна

(искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца 16-17 вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон Ушаков. В 80 - 90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны, для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

Просвещение

идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки Эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789гг.

Западники

(середина 19 в.) – представители философии и общественной мысли в России, требовали воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей её полноте: П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Л.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.

Славянофилы

- (середина 19 в.) – представители идейно-политического течения в России, которые требовали более внимательного отношения к национальным корням и традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.). Они усматривали самобытность России в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве.

Передвижники

«Товарищество передвижных художественных выставок» основано в 1870 г. по инициативе М.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова.

Понятия истории русской культуры к. XIX – XX вв

«Серебряный век»

в русском искусстве – 90-е годы 19 века – 20-е годы 20 в.

Акмеизм

(греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской литературе 20 в., провозгласившее освобождение от символизма. Представители: С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.А. Мандельштам.

«Мир искусства»

- (1898 – 1924 г.) творческое объединение поэтов-символистов и художников, созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым.

Социалистический реализм

В СССР - творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Концепцией социалистического реализма считалось правдивое отображение действительности в ее революционном развитии.

Тоталитарная культура

– ( от латинского totus –весь, целый, совокупный) – культура, характеризуемая открытым преследованием инакомыслия.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 6.

Проблемы и особенности развития современной культуры. Культура постмодернизма.

Авангардизм

(от фр. avant-garde — впереди идущий) — компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции.

А. постулирует: 1) отказ "современного" (modern) общества от традиционной интенции культуры на поиски стабильной основы того, что феноменологически предстает в качестве хаоса социальной процессуальности и 2) переориентацию на рассмотрение хаоса как такового в качестве основы социального движения. В соответствии с этими концептуальными основаниями характерной особенностью А. является его программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) воздействие на толпу ради пробуждения последней от сна здравого смысла.

Декадентство

(от фр. dekadens, от позднелат. – dekadens - упадок) – общее наименование кризисных явлений европ. культуры второй пол. XIX – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами Д. являются мотивы небытия и смерти, тоски по духовным ценностям, отказа от гражданских идеалов, веры в разум, любования красотой увядания жизни. Д. получило широкое распространение в России, особенно после революций 1905 –1907, 1917 гг. в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза». (К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.).

Инновация

Появление и распространение объекта или черты, ранее не имеющейся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.

Модерн

(от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau) — художественное направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Модерн - стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д

Модернизм

-направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
-разрывом с историческим опытом художественного творчества;
-стремлением утвердить новые начала искусства;
-условностью стиля;
-непрерывным обновлением художественных форм.

Информационное общество

- понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии: 1) аграрное (доиндустриальное, традиционное); 2) современное (индустриальное); 3) постсовременное (постиндустриальное, информационное). И.О. рассматривается как качественно новый период в развитии цивилизации.

И.О. характеризуется определяющей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Главным фактором общественных изменений становится производство и использование информации; теоретическое знание, как высшая ценность и основной товар, становится фактором формирования новой социальной структуры общества, новых моделей управления.

Постиндустриальное общество

- термин, применяемый для обозначения современного общества.В основе концепции П.О. лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное индустриальное и постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными институтами общества; в индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе; в постиндустриальном обществе - теоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения.

 

Конструктивизм.

Направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, сущность которого состоит в конструировании материальной среды, окружающей человека, на основе использования новой техники с целью создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Постмодернизм.

(англ. postmodernism), постмодерн — термин, обозначающий сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», отмеченной эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования.

В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов и субкультур.

Импрессионизм

возникшее во второй половине XIX в. направление в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления (impression), которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (plein air) и комнатным освещением, импрессионисты стали исключительно стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов Главное значение И. в освобождении живописи от условностей колорита, в развитии технич. средств. Некоторые И. доходили до крайностей в стремлении к исключительному закреплению мимолетных световых ощущений. Отсюда эксцентричность многих картин

Постимпрессионизм

– (от лат. post – после и импрессионизм) – общее название течений в живописи конца 19 – начала 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, П. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приёмам. К П. относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Де Тулуз-Лотрека.

Сюрреализм

(фр. surrealisme, букв. — сверхреализм) — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С. Доли, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

Символизм

направление в искусстве конца XIX начала ХХ в., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщения, особой ассоциативности. Творцы с-зма (Г. Иблен, Сологуб, Белый, Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и жизнедеятельности людей.

Натурализм

(от лат. natura - природа) – направление в литературе, искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе, США и стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом Н. был человеческий характер в его обусловленности физиологич. природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение. (Э. Золя, Э. И Н. Гонкуры, Г. Гауптман, и др.). Натурализм – поверхностное копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы.

Прагматизм

(гр. pragma – дело, действие): 1) субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии (приимущ. американской), которое отрицает объективность истины. Истинным считает не то, что соответствует объективной действительности, а то, что даёт практически полезные результаты; 2) в истории – направление, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.

Позитивизм

(фр. pjsitivisme; лат. positivis - положительный) – идеалистическое направление современной философии, пытающееся возвысится над материализмом и идеализмом; позитивизм исходит из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением; позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования.

Футуризм

(лат. futurum - будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х гг. ХХ в., характеризуется отрицанием традиций в культуре, устремлённостью в будущее, в котором якобы будут преобладать «техника», «скорости», «сила». В искусстве футуристы видят предмет для самотворчества, самовыражения, игры формами, случайными ассоциациями.

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 7. Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре.

Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) -философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.

В культурологи проблема ценностей занимает особое место, в связи широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством. Данный подход находит наиболее яркое воплощение в таком разделе культурологического знания, как культурология историческая, который изучает механизмы порождения и изменения ценностей той или иной цивилизации. Развитие сравнительных культурных исследований (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин) по сути означало отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждало множественность равноправных ценностных систем, выявляемых с помощью исторического метода. Аксиологический подход также включает рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований.

 

Калокагатия (греч. – красивый и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенства. Человек – носитель К. – в истинном своем призвании должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса. Общественно-этическое измерение К. античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в эпоху Нового времени (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе жизни). В коммунистической идеологии – строителя коммунизма – заимствуется идеал К. применительно к индивиду, лишенному национального и социально-стратификационного своеобразия.

Мораль – это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Смысл, регулятивная идея, цель морали заключается в следующем: мораль призвана способствовать стабилизации целостности человеческого сообщества и утверждению самоценности человека. Главный принцип морали – принцип гуманизма, утверждающий самоценность личности «как в своем лице, так и в лице другого» (И. Кант). Функции морали: регулятивная; гносеологическая; воспитательная. Специфика морали: внеинституциональный характер и вездесущность морали. Структура морали: моральная деятельность (поступок-мотив-самооценка); нравственные отношения; нравственное сознание (нормы, нравственные принципы, идеалы).

 

Норма - правило поведения в определенной ситуации; форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.

лат.Norma – образец

 

Ритуал (лат. – обрядовый, торжественная церемония) – установленный порядок обрядовых действий, основанный на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Р. имеет значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах. Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов и установившегося порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистическим отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарного действия автономного индивида. Исключением являются общества, которые опираются на тоталитарную идеологию (Манхейм) и основанные на вторичной – идеологической – ритуализации человеческого поведения.

 

Ценность - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту

 

 

Этика –наука о морали; наука о правильном поведении. Древнегреческий философ Аристотель в IVв. до н.э. ввел в научный оборот термин этика, образовав его от греч. слова «ethos», означающего «обычай», «нрав», «характер». Этика для Аристотеля – составная часть политики, поскольку действовать в общественной жизни можно только обладая этическими качествами, что означает быть человеком достойным. Быть же достойным – значит обладать добродетелями. Поэтому этика – наука о добродетелях. И. Кант полагал, что этика есть учение о нравственности, теоретическая часть которого соответствует морали, а предмет – понятиям долга и нравственного закона. Основные категории этики: добро и зло; справедливость и несправедливость, долг и совесть; честь и достоинство; счастье, смысл жизни человека.

 

Этикет-это ритуализированные правила общения, основанные на принципах этики и организованные по законам красоты. Цель этикета создание положительного имиджа; создание благоприятных условий совместной деятельности и общения.

Социальный смысл этикета состоит в том, что этикет выступает исторически необходимой формой общения между людьми в той или иной сфере жизнедеятельности в месте с тем этикет предполагает ту или иную степень свободы индивида по отношению к этой форме. Поэтому этикет можно рассматривать как игру.

Этикет бывает: формальной (деловой) и неформальной (гражданской) каждый из них, в свою очередь, делится на: повседневные ритуалы и церемониалы.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...