Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 9.Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия . Гражданское общество – это такой строй общественных отношений, который возникает в ходе самоорганизации членов общества, осознающих себя не «подданными», а свободными гражданами, соглашающихся при этом с определенными формами организации своей совместной жизни и деятельности. Эпитет «гражданское» означает высшее в истории проявление экономической, политической и правовой культуры. Таким образом, гражданское общество по самому его определению есть плод совместного творчества общества и культуры Глобализа́ция — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Идеология [от греч. idea — идея и logos — учение]. Система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых - осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также - содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Межкультурная коммуникация Общение, осуществляемое представителями различных культур, в котором происходит активный обмен информацией Межкультурное общение – процесс взаимной связи представителей различных культур. Межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися идеологически тем интересом, который с начала 20 в. формировался в научной среде и в общественном сознании по отношению к так называемым "экзотическим" культурам и языкам Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития многих стран и регионов, революционных изменений в технологии, связанной с этим глобализации экономической деятельности. В результате мир стал значительно меньше — плотность и интенсивность продолжительных контактов между представителями разных культур очень выросли и продолжают увеличиваться. Помимо собственно экономики важнейшими зонами профессиональной и социальной межкультурной коммуникации стали образование, туризм, наука. Менталитет – термин разрабатывается французской гуманитаристикой. М.- это выражение привычек, пристрастий, коллективных эмоциональных шаблонов, глубинные уровни коллективного или индивидуального сознания индивида или определенной общности. М. восходит к бессознательным глубинам психики, ее носители не всегда могут выразить ее словесно. Чаще всего М. реконструируется исследовательским путем сопоставления ее с другой ментальностью (Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: УИЦ «Гардарика», 1999. – 288с.). (Фр – mentalitete лат - mens (mentis) – ум, мышление, образ мыслей). Образ, способ мышления и мировосприятия личности, национальной или социальной группы. Своеобразие русского менталитета. У него менталитет иждивенца. Ментальность – (от лат. mentalis – умственный, духовный, психический) – духовность; 1) характерный для личности или общественной группы способ мышления; склад ума; 2) образ мышления, общая духовная настроенность человека , группы. Нация лат., совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса. Этническая культура Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые и антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения пищи и форм досуга, ориентации на определенные виды хозяйственной деятельности и др. Но самым главным является чувство этнической идентичности - общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них». Этнической является культура, носители которой прежде всего связаны единством «крови и почвы», четко осознают свою принадлежность к родной культуре (причем, что очень важно, независимо от места проживания), имеют самоназвание и гордятся им, обладают особым психическим складом, групповым менталитетом. Национальная культура Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых всеми населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой стороны, национальная культура накладывает свой отпечаток на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные - культуры логоса, государства, политики, экономики.
Патриотизм любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждою к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм
Толерантность. лат.Tolerantia – терпение. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — категория, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние.
Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»
1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. Методы культурологического исследования. 2. Культура как предметообразующая сфера культурологии. Этимология и генезис понятия культуры. Первое научное определение понятия «культура». 3. Морфология культуры: сферы и формы культуры. Основные функции культуры. 4. Проблема цикличности и линейности в развитии культуры. Историческая (линейная) типология культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. 5. Локально-типологическое рассмотрение культуры (Н. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Культура и цивилизация. Цивилизация как закат культуры. 6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Психоаналитические концепции культуры З. Фрейда, К.-Г. Юнга. Концепция социокультурной динамики П Сорокина. 7. Понятие культурогенеза. Основные этапы становления человека и первобытной культуры. Культурные инновации в ходе палеолитической и неолитической революций. 8. Миф как ядро первобытной культуры. Синкретизм, генетизм, символизм как характерные черты мифологического мировоззрения. 9. Искусство как зеркало культуры. Место искусства в культуре на различных этапах ее развития. Функции искусства. Виды искусства. 10. Специфика художественного образа. Понятие жанра, художественного стиля. 11. Историческое происхождение, различные определения термина «религия». Две парадигмы относительно места религии в культуре. 12. Религия как социальный институт. Функции религии как феномена культуры. 13. Ранние формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магизм. 14. Характеристика мировых религий как религий личностного спасения. Роль пророка в развитии общества. 15. «Восток» как понятие культурологии. Возникновение цивилизаций Древнего Востока. Особенности их развития, их место и роль в культурной эволюции человечества. 16. Многообразие культурных традиций: конфуцианско-даосистский тип культуры; индо-буддийский тип; исламская цивилизация и культура (по выбору студента). 17. Место и роль России в мировой культуре. Характеристика основных этапов развития культуры России. 18. Национальный характер и менталитет. Три силы, сформировавшие русский национальный характер. 19. «Запад» как понятие культурологии. Специфика западного типа культуры, основные исторические этапы ее становления. 20. Античность как основа европейской культуры. Греческие «пайдейя» и «калокагатия» как воспитание и идеальное сочетания гражданских достоинств. 21. Становление личности нового типа в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование новых культурных норм и ценностей. 22. Рождение новоевропейской науки. Характеристика научного знания. Понятие научной картины мира. Структура и функции современной науки. 23. Культура и цивилизация. Э. Тоффлер о трех волнах цивилизации. 24. Культура и общество. Массовая» и элитарная культуры.Субкультура и контркультура. 25. Культура и личность, проблема их взаимоотношния. 26. Культурная значимость морали. Происхождение нравственности. 27. Этика и этикет как внутреннее содержание и внешнее выражение культуры общения. 28. Модерн и постмодерн. Особенности культуры постмодернизма. 29. Культура и глобальные проблемы современности. 30. Проблема сохранения единства мировой культуры и своеобразия региональных культур, в т.ч. уникальности русской культуры.
Демонстрационный вариант теста по культурологии
Задание №1 Культурология – это наука… Варианты ответов: 1) структурно-функциональном 2) видах материально-преобразующей аспекте человеческой деятельности деятельности
3) наиболее общих законах 4) функционировании языков функционирования человеческого социальной коммуникации общества
Задание №2 Объектом исследования культурной антропологии является… Варианты ответов: 1) конкретные формы существования 2) динамика социальных организмов культуры
3) частные и специфические формы 4) человек как условный культурной деятельности функциональный субъект культурных процессов
Задание №3 Область культурологического знания, которая изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры между собой Варианты ответов: 1) прикладная культурология 2) культурная антропология
3) история культуры 4) социология культуры
Задание №4 Исследовать функции культуры или её отдельных элементов позволяет ___________ метод культурологии Варианты ответов: 1) сравнительно-исторический 2) историко-генетический
3) историко-типологический 4) структурно-функциональный
Задание №5 Гносеологическая функция культуры – это… Варианты ответов: 1) функция регулирования различных 2) познавательная функция сторон, видов общественной и личной деятельности человека
3) манкуртизм 4) функция передачи социального опыта
Задание №6 Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой. 1) морфология 2) функции 3) динамика 4) эволюция Варианты ответов: А) процессы или история культуры В) прогресс или развитие культуры
С) строение или структура культуры D) действия или влияния культуры
Задание №7 Ценность – это… Варианты ответов: 1) конкретный предмет, 2) значимость чего-либо для людей удовлетворяющий потребность и само значимое
3) критерий оценки людьми 4) смысложизненная ориентация происходящих событий людей
Задание №8 Автор, понимающий непрерывные изменения в культуре как «изменения, реализуемые в порядке взрыва», - … Варианты ответов: 1) Н. Бердяев 2) Ю. Лотман
3) М. Гефтер 4) Н. Кондратьев
Задание №9 Два неразрывно связанных процесса становления Homo sapiens:________и ____________ Варианты ответов: 1) антропогенез 2) филогенез 3) культурогенез 4) этногенез
Задание №10 Культура социальных отношений определяется… Варианты ответов: 1) ценностями, идеалами 2) политической установкой 3) идеологическими нормами 4) кодексом законов
Задание №11 Двумя условиями формирования этнической культуры являются: Варианты ответов: 1) язык 2) природная среда 3) общность интересов 4) единое государство
Задание №12 Символом восточной культуры является человек… Варианты ответов: 1) в лодке без весел 2) кузнец своего счастья 3) борец 4) бог
Задание №13 Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой: 1) палеолит 2) мезолит 3) неолит Варианты ответов: A) эпоха перехода от присваивающего к производящему хозяйству B) эпоха лука и стрел C) эпоха появления человека разумного
Задание №14 Для русской культуры характерна… Варианты ответов: 1) вера в технический прогресс 2) ортентация на сильную, свободную личность 3) вера в эволюционный путь развития 4) ориентация на прошлое Правильнве ответы: 1.1; 2.1; 3.2; 4.4; 5.2; 6(1с, 2d, 3a,4b); 7.2; 8.2; 9.1, 3; 10.1; 11.1,2; 12.1; 13( 1c, 2b,3a); 14.4. Некоторые вопросы из Интернет-тестирования: 1. Культурология своим появлением в современной системе наук: а) завершила «большую тройку» наук об антропо-социо-культурной системе* б) подняла на высокий теоретический уровень искусствоведческие знания в) конкретизировала и верифицировала культурфилософские знания г) объединила психологию и социологию в единую науку о культурной системе
2. Для представителей гуманитарного направления приоритетным является следующее утверждение: а) культуру необходимо понимать, а не превращать в средство* б) человек и природа суть двух разных образований в) природу, общество и самого человека можно спроектировать г) все законы природы можно не только познать, но и поставить на службу человеку.
3. Две группы разделов культурологи: а) методологический, исторический; б) статический, методический; в) теоретический, прикладной*; г) политический, социальный
4. Из области естественно-научного знания в культурологии больше всего применяется: а) метод моделирования конструкций б) аксиологический метод в) метод системного анализа* г) синергетический метод
5. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется: а) синергетический б) аксиологический в) типологический г) герменевтический*
6. Как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека культура рассматривается в ________ определении а) семиотическом б) адаптационном* в) информационном г) идеационном
7. Определение антрополога К. Уислера культуры как образа жизни, которому следует община и племя, как совокупность стандартизированных верований и практик можно отнести к ___________ определениям
а) философским б) антропологическим в) нормативным* г) психологическим
8. Определение культуры как обозначение для наученного поведения, которое должно усваивать каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей, принадлежащее Р.Бенедикт относится к ________определениям а) историческим б) структурным в) психологическим* г) экономическим
9. Функция культуры, которая - обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу: а) адаптивная б) информационная в) интеграционная г) социализации *
10. Функция культуры, направленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется: а) организационно-регулятивной*; б) познавательной; в) функцией социализации; г) коммуникативно-информационной;
11. Установите соответствие между сферами культуры и преобладающими в них элементами (даны правильные соответствия): а) Духовная - знания и ценности б) Социальные отношения - ценности и нормы в) Технологическая - знания и нормы г) Коммуникативная - знаки и тексты
12. «Шкала» этической оценки чего-либо- это… а) Хорошое - плохое* б) Приятное - неприятное в) Полезное - бесполезное г) Священное - греховное
13. Наука семиотика занимается: а) изучением культуры как знаковой системы* б) изучением текстов, содержит ценные культурологические тексты в) символами г) сравниванием анализом различных культур
14. Семиотический метод позволяет: а) рассматривать культуру как универсальное свойство общества. б) культуру как текст* в) изучить культуру с точки зрения их возникновения и развития. г) проводить сравнительно-исторический анализ различных культур в определенном временном интервале.
15. Установите соответствие между культурным явлением и его определением (даны правильные соответствия): а) культурный код – базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая её идентичность и целостность; б) культурный тип – своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм; в) культурный символ – носитель фундаментальных смыслов культуры, объединяющий людей в культурное сообщество
16. Два наиболее динамичных культурных процесса: а) культурная традиция; б) культурная инновация*; в) культурная инерция; г) культурная диффузия*
17. Двумя противоположными по своему характеру культурными процессами являются _______ и ______ а) инновация б) интеграция* в) дифференциация* г) эволюция
18. Национальная идентичность лежит в основании соперничества. Столкновение различных цивилизаций станет доминирующим фактором политики – полагал… а) Д.Белл б) К.Леви-Стросс в) Н.Данилевский г) С.Ф.Хантингтон *
19. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает… а) немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности. б) забвение собственных интересов ради интересов общества. в) полное равенство людей г) развоплощение человеческой личности*
20. В рамках культурной модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как… а) основу социокультурного творчества* б) архаичные элементы в) образцовые худ. методы г) консервацию традиций
21. Двумя характерным чертами этнической культуры являются: а) стандартность б) оригинальность* в) консерватизм* г) альтернативность
22. Двумя важнейшими факторами формирования национальной культуры является: а) язык б) государство* в) единство территории * г) этноним
23. Двумя важнейшими факторами формирования доминирующей культуры является: а) одновременное наличие ценностей и стандартов различных культур б) наличие культурных форм, разделяемых всеми членами общества* в) ориентированность на ценности избранной части общества г) ориентированность на ценности большинства*
24. Двумя важными факторами формирования маргинальной культуры являются: а) нивелирование различий в отношении других культур б) отсутствие культурной идентичности* в) противоречивость культурных установок* г) альтернативность доминирующей культуре
25. Двумя характерными чертами элитарной культуры являются: а) тривиальность б) стандартность в) эстетическая свобода* г) нонконформизм*
26. Отсутствие стремления к техническому прогрессу, тяга к самоизоляции характерны для __________ культуры а) античной б) американской в) современной западной г) восточной*
27. Активность, либеральность, утилитаризм, большое разнообразие норм социального поведения, предприимчивость, быстрое расшатывание традиций, отражают этические установки: а) западной культуры* б) восточной культуры в) национальной культуры г) массовой культуры
28. Установите соответствие между культурой исторической эпохи и ее характеристикой (даны правильные соответствия): а) традиционная - ориентация на метафизические ценности и мировоззренческое знание, отсутствие отложенного спроса; б) современная - ориентация на индивидуальный опыт, стандартизация культурных ценностей; в) глобальная - ориентация на инструментальные ценности и на науку, производство ради будущего.
29. Согласно русскому мифологизированному сознанию: а) бунт- путь к воле б) источник власти – народ в) царь добр к простому народу* г) царь не интересуется судьбами простых людей культуры
30. Тема культуры в русской мысли впервые получает серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философских писем», автором которых является: а) Н.А.Бердяев б) В.С.Соловьев в) А.С.Хомяков г) П.Я.Чаадаев*
Содержание
Введение…..С. 3-4 Планы семинарских занятий по курсу культурологии…..С. 5-34 Приложение № 1.Темы рефератов…..С. 35-36 Приложение № 2. Обязательный понятийный минимум. Словари: Понятийный фонд к каждой теме…..С. 36-90 Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология» Демонстрационный вариант теста по культурологии Некоторые вопросы из Интернет-тестирования…..С. 90-99
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |