Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 9.

Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия .

Гражданское общество –

это такой строй общественных отношений, который возникает в ходе самоорганизации членов общества, осознающих себя не «подданными», а свободными гражданами, соглашающихся при этом с определенными формами организации своей совместной жизни и деятельности. Эпитет «гражданское» означает высшее в истории проявление экономической, политической и правовой культуры. Таким образом, гражданское общество по самому его определению есть плод совместного творчества общества и культуры

Глобализа́ция

— процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

Идеология

[от греч. idea — идея и logos — учение]. Система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых

- осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также

- содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Межкультурная коммуникация

Общение, осуществляемое представителями различных культур, в котором происходит активный обмен информацией

Межкультурное общение – процесс взаимной связи представителей различных культур.

Межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися идеологически тем интересом, который с начала 20 в. формировался в научной среде и в общественном сознании по отношению к так называемым "экзотическим" культурам и языкам

Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития многих стран и регионов, революционных изменений в технологии, связанной с этим глобализации экономической деятельности. В результате мир стал значительно меньше — плотность и интенсивность продолжительных контактов между представителями разных культур очень выросли и продолжают увеличиваться. Помимо собственно экономики важнейшими зонами профессиональной и социальной межкультурной коммуникации стали образование, туризм, наука.

Менталитет

– термин разрабатывается французской гуманитаристикой. М.- это выражение привычек, пристрастий, коллективных эмоциональных шаблонов, глубинные уровни коллективного или индивидуального сознания индивида или определенной общности. М. восходит к бессознательным глубинам психики, ее носители не всегда могут выразить ее словесно. Чаще всего М. реконструируется исследовательским путем сопоставления ее с другой ментальностью (Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: УИЦ «Гардарика», 1999. – 288с.).

(Фр – mentalitete лат - mens (mentis) – ум, мышление, образ мыслей). Образ, способ мышления и мировосприятия личности, национальной или социальной группы. Своеобразие русского менталитета. У него менталитет иждивенца.

Ментальность

– (от лат. mentalis – умственный, духовный, психический) – духовность; 1) характерный для личности или общественной группы способ мышления; склад ума; 2) образ мышления, общая духовная настроенность человека , группы.

Нация

лат., совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.

Этническая культура

Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые и антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения пищи и форм досуга, ориентации на определенные виды хозяйственной деятельности и др. Но самым главным является чувство этнической идентичности - общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них». Этнической является культура, носители которой прежде всего связаны единством «крови и почвы», четко осознают свою принадлежность к родной культуре (причем, что очень важно, независимо от места проживания), имеют самоназвание и гордятся им, обладают особым психическим складом, групповым менталитетом.

Национальная культура

Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых всеми населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой стороны, национальная культура накладывает свой отпечаток на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные - культуры логоса, государства, политики, экономики.

 

Патриотизм

любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждою к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм

 

Толерантность.

лат.Tolerantia – терпение. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Эмпатия

(от греч. empatheia — сопереживание) — категория, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние.

 

 

Приложение № 3.

Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»

 

1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. Методы культурологического исследования.

2. Культура как предметообразующая сфера культурологии. Этимология и генезис понятия культуры. Первое научное определение понятия «культура».

3. Морфология культуры: сферы и формы культуры. Основные функции культуры.

4. Проблема цикличности и линейности в развитии культуры. Историческая (линейная) типология культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса.

5. Локально-типологическое рассмотрение культуры (Н. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Культура и цивилизация. Цивилизация как закат культуры.

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Психоаналитические концепции культуры З. Фрейда, К.-Г. Юнга. Концепция социокультурной динамики П Сорокина.

7. Понятие культурогенеза. Основные этапы становления человека и первобытной культуры. Культурные инновации в ходе палеолитической и неолитической революций.

8. Миф как ядро первобытной культуры. Синкретизм, генетизм, символизм как характерные черты мифологического мировоззрения.

9. Искусство как зеркало культуры. Место искусства в культуре на различных этапах ее развития. Функции искусства. Виды искусства.

10. Специфика художественного образа. Понятие жанра, художественного стиля.

11. Историческое происхождение, различные определения термина «религия». Две парадигмы относительно места религии в культуре.

12. Религия как социальный институт. Функции религии как феномена культуры.

13. Ранние формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магизм.

14. Характеристика мировых религий как религий личностного спасения. Роль пророка в развитии общества.

15. «Восток» как понятие культурологии. Возникновение цивилизаций Древнего Востока. Особенности их развития, их место и роль в культурной эволюции человечества.

16. Многообразие культурных традиций: конфуцианско-даосистский тип культуры;

индо-буддийский тип; исламская цивилизация и культура (по выбору студента).

17. Место и роль России в мировой культуре. Характеристика основных этапов развития культуры России.

18. Национальный характер и менталитет. Три силы, сформировавшие русский национальный характер.

19. «Запад» как понятие культурологии. Специфика западного типа культуры, основные исторические этапы ее становления.

20. Античность как основа европейской культуры. Греческие «пайдейя» и «калокагатия» как воспитание и идеальное сочетания гражданских достоинств.

21. Становление личности нового типа в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование новых культурных норм и ценностей.

22. Рождение новоевропейской науки. Характеристика научного знания. Понятие научной картины мира. Структура и функции современной науки.

23. Культура и цивилизация. Э. Тоффлер о трех волнах цивилизации.

24. Культура и общество. Массовая» и элитарная культуры.Субкультура и контркультура.

25. Культура и личность, проблема их взаимоотношния.

26. Культурная значимость морали. Происхождение нравственности.

27. Этика и этикет как внутреннее содержание и внешнее выражение культуры общения. 28. Модерн и постмодерн. Особенности культуры постмодернизма.

29. Культура и глобальные проблемы современности.

30. Проблема сохранения единства мировой культуры и своеобразия региональных культур, в т.ч. уникальности русской культуры.

 

 

Демонстрационный вариант теста по культурологии

 

Задание №1

Культурология – это наука…

Варианты ответов:

1) структурно-функциональном 2) видах материально-преобразующей

аспекте человеческой деятельности деятельности

 

3) наиболее общих законах 4) функционировании языков

функционирования человеческого социальной коммуникации

общества

 

Задание №2

Объектом исследования культурной антропологии является…

Варианты ответов:

1) конкретные формы существования 2) динамика социальных организмов

культуры

 

3) частные и специфические формы 4) человек как условный

культурной деятельности функциональный субъект

культурных процессов

 

Задание №3

Область культурологического знания, которая изучает каждую отдельную

культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры между собой

Варианты ответов:

1) прикладная культурология 2) культурная антропология

 

3) история культуры 4) социология культуры

 

 

Задание №4

Исследовать функции культуры или её отдельных элементов позволяет

___________ метод культурологии

Варианты ответов:

1) сравнительно-исторический 2) историко-генетический

 

3) историко-типологический 4) структурно-функциональный

 

Задание №5

Гносеологическая функция культуры – это…

Варианты ответов:

1) функция регулирования различных 2) познавательная функция

сторон, видов общественной и

личной деятельности человека

 

3) манкуртизм 4) функция передачи

социального опыта

 

Задание №6

Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой.

1) морфология

2) функции

3) динамика

4) эволюция

Варианты ответов:

А) процессы или история культуры В) прогресс или развитие культуры

 

С) строение или структура культуры D) действия или влияния культуры

 

Задание №7

Ценность – это…

Варианты ответов:

1) конкретный предмет, 2) значимость чего-либо для людей

удовлетворяющий потребность и само значимое

 

3) критерий оценки людьми 4) смысложизненная ориентация

происходящих событий людей

 

Задание №8

Автор, понимающий непрерывные изменения в культуре как «изменения,

реализуемые в порядке взрыва», - …

Варианты ответов:

1) Н. Бердяев 2) Ю. Лотман

 

3) М. Гефтер 4) Н. Кондратьев

 

Задание №9

Два неразрывно связанных процесса становления Homo sapiens:________и

____________

Варианты ответов:

1) антропогенез 2) филогенез

3) культурогенез 4) этногенез

 

Задание №10

Культура социальных отношений определяется…

Варианты ответов:

1) ценностями, идеалами 2) политической установкой

3) идеологическими нормами 4) кодексом законов

 

Задание №11

Двумя условиями формирования этнической культуры являются:

Варианты ответов:

1) язык 2) природная среда

3) общность интересов 4) единое государство

 

Задание №12

Символом восточной культуры является человек…

Варианты ответов:

1) в лодке без весел 2) кузнец своего счастья

3) борец 4) бог

 

Задание №13

Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой:

1) палеолит

2) мезолит

3) неолит

Варианты ответов:

A) эпоха перехода от присваивающего

к производящему хозяйству B) эпоха лука и стрел

C) эпоха появления человека разумного

 

Задание №14

Для русской культуры характерна…

Варианты ответов:

1) вера в технический прогресс 2) ортентация на сильную,

свободную личность

3) вера в эволюционный путь развития 4) ориентация на прошлое

Правильнве ответы: 1.1; 2.1; 3.2; 4.4; 5.2; 6(1с, 2d, 3a,4b); 7.2; 8.2; 9.1, 3; 10.1; 11.1,2;

12.1; 13( 1c, 2b,3a); 14.4.

Некоторые вопросы из Интернет-тестирования:

1. Культурология своим появлением в современной системе наук:

а) завершила «большую тройку» наук об антропо-социо-культурной системе*

б) подняла на высокий теоретический уровень искусствоведческие знания

в) конкретизировала и верифицировала культурфилософские знания

г) объединила психологию и социологию в единую науку о культурной системе

 

2. Для представителей гуманитарного направления приоритетным является следующее утверждение:

а) культуру необходимо понимать, а не превращать в средство*

б) человек и природа суть двух разных образований

в) природу, общество и самого человека можно спроектировать

г) все законы природы можно не только познать, но и поставить на службу человеку.

 

3. Две группы разделов культурологи:

а) методологический, исторический;

б) статический, методический;

в) теоретический, прикладной*;

г) политический, социальный

 

4. Из области естественно-научного знания в культурологии больше всего применяется:

а) метод моделирования конструкций

б) аксиологический метод

в) метод системного анализа*

г) синергетический метод

 

5. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется:

а) синергетический

б) аксиологический

в) типологический

г) герменевтический*

 

6. Как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека культура рассматривается в ________ определении

а) семиотическом

б) адаптационном*

в) информационном

г) идеационном

 

7. Определение антрополога К. Уислера культуры как образа жизни, которому следует община и племя, как совокупность стандартизированных верований и практик можно отнести к ___________ определениям

 

а) философским

б) антропологическим

в) нормативным*

г) психологическим

 

8. Определение культуры как обозначение для наученного поведения, которое должно усваивать каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей, принадлежащее Р.Бенедикт относится к ________определениям

а) историческим

б) структурным

в) психологическим*

г) экономическим

 

9. Функция культуры, которая - обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу:

а) адаптивная

б) информационная

в) интеграционная

г) социализации *

 

10. Функция культуры, направленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется:

а) организационно-регулятивной*;

б) познавательной;

в) функцией социализации;

г) коммуникативно-информационной;

 

11. Установите соответствие между сферами культуры и преобладающими в них элементами (даны правильные соответствия):

а) Духовная - знания и ценности

б) Социальные отношения - ценности и нормы

в) Технологическая - знания и нормы

г) Коммуникативная - знаки и тексты

 

12. «Шкала» этической оценки чего-либо- это…

а) Хорошое - плохое*

б) Приятное - неприятное

в) Полезное - бесполезное

г) Священное - греховное

 

13. Наука семиотика занимается:

а) изучением культуры как знаковой системы*

б) изучением текстов, содержит ценные культурологические тексты

в) символами

г) сравниванием анализом различных культур

 

14. Семиотический метод позволяет:

а) рассматривать культуру как универсальное свойство общества.

б) культуру как текст*

в) изучить культуру с точки зрения их возникновения и развития.

г) проводить сравнительно-исторический анализ различных культур в определенном временном интервале.

 

 

15. Установите соответствие между культурным явлением и его определением

(даны правильные соответствия):

а) культурный код – базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая её идентичность и целостность;

б) культурный тип – своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм;

в) культурный символ – носитель фундаментальных смыслов культуры, объединяющий людей в культурное сообщество

 

16. Два наиболее динамичных культурных процесса:

а) культурная традиция;

б) культурная инновация*;

в) культурная инерция;

г) культурная диффузия*

 

17. Двумя противоположными по своему характеру культурными процессами являются _______ и ______

а) инновация

б) интеграция*

в) дифференциация*

г) эволюция

 

18. Национальная идентичность лежит в основании соперничества. Столкновение различных цивилизаций станет доминирующим фактором политики – полагал…

а) Д.Белл

б) К.Леви-Стросс

в) Н.Данилевский

г) С.Ф.Хантингтон *

 

19. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает…

а) немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности.

б) забвение собственных интересов ради интересов общества.

в) полное равенство людей

г) развоплощение человеческой личности*

 

20. В рамках культурной модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как…

а) основу социокультурного творчества*

б) архаичные элементы

в) образцовые худ. методы

г) консервацию традиций

 

21. Двумя характерным чертами этнической культуры являются:

а) стандартность

б) оригинальность*

в) консерватизм*

г) альтернативность

 

22. Двумя важнейшими факторами формирования национальной культуры является:

а) язык

б) государство*

в) единство территории *

г) этноним

 

23. Двумя важнейшими факторами формирования доминирующей культуры является:

а) одновременное наличие ценностей и стандартов различных культур

б) наличие культурных форм, разделяемых всеми членами общества*

в) ориентированность на ценности избранной части общества

г) ориентированность на ценности большинства*

 

24. Двумя важными факторами формирования маргинальной культуры являются:

а) нивелирование различий в отношении других культур

б) отсутствие культурной идентичности*

в) противоречивость культурных установок*

г) альтернативность доминирующей культуре

 

25. Двумя характерными чертами элитарной культуры являются:

а) тривиальность

б) стандартность

в) эстетическая свобода*

г) нонконформизм*

 

26. Отсутствие стремления к техническому прогрессу, тяга к самоизоляции характерны для __________ культуры

а) античной

б) американской

в) современной западной

г) восточной*

 

27. Активность, либеральность, утилитаризм, большое разнообразие норм социального поведения, предприимчивость, быстрое расшатывание традиций, отражают этические установки:

а) западной культуры*

б) восточной культуры

в) национальной культуры

г) массовой культуры

 

28. Установите соответствие между культурой исторической эпохи и ее характеристикой (даны правильные соответствия):

а) традиционная - ориентация на метафизические ценности и мировоззренческое знание, отсутствие отложенного спроса;

б) современная - ориентация на индивидуальный опыт, стандартизация культурных ценностей;

в) глобальная - ориентация на инструментальные ценности и на науку, производство ради будущего.

 

29. Согласно русскому мифологизированному сознанию:

а) бунт- путь к воле

б) источник власти – народ

в) царь добр к простому народу*

г) царь не интересуется судьбами простых людей культуры

 

30. Тема культуры в русской мысли впервые получает серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философских писем», автором которых является:

а) Н.А.Бердяев

б) В.С.Соловьев

в) А.С.Хомяков

г) П.Я.Чаадаев*

 

 

Содержание

 

Введение…..С. 3-4

Планы семинарских занятий по курсу культурологии…..С. 5-34

Приложение № 1.Темы рефератов…..С. 35-36

Приложение № 2. Обязательный понятийный минимум.

Словари: Понятийный фонд к каждой теме…..С. 36-90

Приложение № 3.

Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»

Демонстрационный вариант теста по культурологии

Некоторые вопросы из Интернет-тестирования…..С. 90-99

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...