Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Проблема бытия в философии. Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи (2ч.)

Цель лекции – раскрыть сущность философского понимания проблемы бытия, на основе диалектики показатьмир как саморазвивающуюся целостность

1. Метафизика и философия: основные идеи-сценарии мироустройства.

2. Типы происхождения бытия из небытия

3. Диалектика как учение о развитии, общих законах развития природы, общества и мышления.

4. Идея развития в философии и науке ХХ в.

5. Категории как объективно-идеальные формы тождества бытия и мышления.

Основные понятия по теме: метафизика, бытие, небытие, дао, абсолют, ум-перводвигатель, диалектика, категория, закон, сущность, явление, содержание, форма, всеобщее, особенное, единичное, часть, целое, причина, следствие, детерминизм, возможность, действительность, необходимость, случайность.

 

Философия – часть метафизики, они целиком не совпадают. В определенные исторические периоды метафизика дается человеку как философия, т.е. как к любовь к мудрости. Соотношение бытия и небытия – основной вопрос метафизики и самого миротворения. «Как (и почему) из небытия (ничто) возникает бытие (нечто)?

В древнеиндийской метафизике абсолют (Брахман) явно предпочитает небытие, рассматривая бытие как иллюзорно-призрачное становление. Бытие к тому же есть кармическое наказание, дисгармония мира. Самое трудное не в том, чтобы быть, а в том, чтобы избавиться от бытия и достичь центра, первоистока мира – небытия.

Древнекитайская метафизика тяготеет к опосредованию бытия и небытия. Все вещи существуют для бытия, бытие существует для небытия, а небытие существует для Дао. Дао и свет опосредуют соотношения бытия и небытия. Свет и Дао-закон видимы и невидимы, не имея вкуса, запаха, т.е. выступают как некие метафизические работники мира. К подобным же идеям склоняется и современное естествознание, рассматривающее вакуум (небытие) как ту протоматерию, в которой возникают все её остальные формы. Имеется четыре принципиальных идеи-сценария, в которых развертываются миротворческие ответы на этот вопрос-вызов абсолюта: мифология, религия, философия, мистика.

В мифологическом мироустройстве бытие совпадает с Космосом как упорядоченном общении судьбы, богов, героев, людей, вещей. Небытие – хаос, бездна, мрак. Хаос, чувствуя свою аномальность, начинает стремиться к более упорядоченным образам реальности. Из воздействия героев и богов на мир хаоса возникает бытие, царство светлой и соразмерной жизни.

В религиозном мироустройстве небытие (всевозможность) актуализируется и переводится в бытие волей Бога.В философии рассматриваются различные типы исхождения бытия из небытия, объясняя его метафизическим воздействием логоса, разума, духа, осмысляющих органов абсолюта. В европейской культуре метафизика бытия рационально была оформлена Парменидом. Есть только бытие, а небытие невозможно даже в качестве мысли, ибо последняя сразу же превращает его в бытие. Небытие неопределимо, непознаваемо.

У Платона бытийность присуща лишь идеям, идейной реальности. Небытие – это материя, лишенная ума, души, идеи, т.е нечто мертвое. Становление – ложное, мнимое бытие, его имитация. Но бытие отделяется, отграничивается от небытия благом и умом-демиургом.

У Аристотеля «небытие» (первоматерия) уходит в бытие через активность ума-«перводвигателя», представляющего «творческое сотрудничество» этих начал в процессах миротворения. В то же время идея ума-перводвигателя служит критерием метафизического знания.

Согласно Гегелю, бытие есть первый метафизический младенец абсолютной идеи. Небытие суть отрицательная сила абсолюта, оно зависимо, производно и должно подчиняться бытию.

В мистической картине миротворения само небытие выступает как высший абсолют, из которого самозарождается бог, творящий мир. В учении Якоба Бёме (1575-1624) ничто дано как «бездна, рождающая основу». Ничто присуща бесконечная свобода и воля, которые, не имея «потребителей» становятся мукой, страданием для самого ничто. Ничто испытывает голод, жажду по нечто, начинает чего-то искать. И в бездне зажигается свет, из энергий которого самовозникает бог, энергии которого застывают, объективируются в природе. Бытие есть угасший, объективированный огонь ничто. Небытие есть абсолютная реальность, данная в ощущениях и разуме не обычным людям, а людям особого качества, людям-экзистенциям.

Таким образом, проблемы соотношения бытия и небытия досталась философии от восточной метафизики. «Все вещи возникают из бытия, а бытие из небытия». В дальнейшем, в ходе развития философии это соотношение изменилось: статус небытия неожиданно получило сознание, так как оно не материально, следовательно, не существует. А все вещественное свелось к материальному. В результате, небытие в метафизическом понимании исчезло, осталось противопоставление материи и сознания. С метафизической точки зрения бытие едино в различных проявлениях сущего. Сознание, дух, мышление – проявления бытия. Следовательно, основной вопрос философии оказывается основным вопросом науки. Философия, понимаемая как метафизика, различая бытие и не-бытие, не должна раскалывать бытие и противопоставлять его части друг другу. Философия не должна превращать свою деятельность в борьбу двух направлений – материализма и идеализма, а пытаться понять бытие в его многослойности, изучать сознание.

Бытие на языке метафизики фиксирует опыт встреч мира и мысли с небытием. В бытии все лишь продолжается, но ничего не начинается и не кончается. Поэтому жизненная формула-пароль бытия всегда одна и та же: «В этом что-то есть…», или «Это ещё не конец».

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...