Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список обязательной и дополнительной литературы

Обязательная литература

1. Абильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т.т. – Алматы, Өнер,2003

2. Абдильдин Ж.М., Абдильдина Р.Ж.. История философии. – Алматы, Асем-Систем,2010

3. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В.Алексеев; П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007

4. Антология мировой философии. – М., Наука, 1969, т. 1.

5. Аналитическая философия: избранные тексты. – М., Наука, 1993

6. Асмус В.Ф. История античной философии. – М., Наука, 1976.

7. Габитов, Т.Х. Философия [Электронный ресурс]: учебник / Т.Х. Габитов. – Алматы: Юридическая литература, 2006.- (Электронная книга).
8. Философия: учебник для студентов вузов и колледжей / сост.Т.Х.Габитов. – 3-е изд. – Алматы: Раритет, 2006

9. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007

10. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В.Гулыга. – 2-е изд. Испр. и доп. – М.:Рольф, 2001

11. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования: учебник / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2001
12. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебник / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2001
13.История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля.- 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2001

14.Культура и цивилизация: учебник для вузов /Т.Х. Габитов, Н.Ж. Байтенова, А.Т. Кулсариева и др.; сост. Т.Х. Габитов. – Алматы: Қазақ университеті, 2006
15. Миронов. В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007

16. Мамардашвили М. Лекции по античной философии/ М.Мамардашвили; под ред. Ю.П.Сенокосова. – М.: Анраф, 1998
17. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008

18. Сегизбаев О.С. Казахская философия ХУ-начала ХХ в.в – Алматы, 1998.

19. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник).
20.Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г.Кузнецов, И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2008

21. Философия: учебник / под ред.М.Н.Росенко. – М.: ГАРДАРИКИ, 2005.- 432с.
22. Философия: учебник для вузов / ред. Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева; отв.ред.В.П.Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2000
23. Мир философии.Книга для чтения. В 2-х ч.[Текст] /сост. П.С. Гуревич, В.И.Столяров. – М.: Политиздат, 1991

24. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996

25.Хрестоматия по истории философии. От Лао-цзы до Фейербаха. В 3-х ч. – М.: ВЛАДОС, 1998

26. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М. : Астраль; Аст, 2003.

Дополнительная:

1. Абай. Книга слов. – Алматы, 2001

2. Аристотель Метафизика / Аристотель // Аристотель. Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1975.

3. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья :

4. в 2 т. / Под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлака. – СПб. : Изд-во РГХИ, 2001. – Т. 1-2, 2002

5. Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Ф. Бэкон. Соч.: в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.

6. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. – М. : Мысль,1991. – Т. 2.

7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – СПб. : Наука, 1999. – Кн. 3.

8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – СПб., 1991.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – 2-е изд. – М. : Мысль, 1986.

10. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.

11. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

12. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998.

13. Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М. : Наука, 1989.

14. Августин А. Исповедь / А. Августин // Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий. – М. : Республика, 1992. 15. Макиавелли Н. Государь / Николо Макиавелли. – М. : Эксмо; Харьков : Фолио, 2003..

16. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 3

17. Коплстон Ф.И. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Фредрик Чарльз Колпстон. – Долгопрудный : Вестком, 1999.

18. Кун Т. Структура научных революций. – М., Мысль, 1977.

19. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1978

20. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. – Минск : Харвест; М. : АСТ, 2000.

21. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. – М., Наука,1999

22. Кун Т. Структура научных революций – М., 1977.

23. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

24. Ш. Кудайбердиев. Три истины. – Алма-Ата, 1991

25. Шакарим. Записки забытого. – Алма-Ата, 1993

26. Ясперс К. Смысл и назначение истории – М.,1991

 

Вопросы для самоконтроля

1. Предмет философии.

2. Структура философского знания.

3. Специфика философского знания и его место в культуре.

4. Общая характеристика античной философии.

5. Досократики.

6. Философия Сократа.

7. Сократические школы.

8. Философские взгляды Платона.

9. Философия Возрождения. Научная картина мира.

10.Общая характеристика средневековой арабо-мусульманской философии.

11.Проблема первоначала в античной философии.

12.Учение о человеке Сократа.

13.Учение о категориях Аристотеля.

14.Буддизм и джайнизм.

15.Философские школы Древнего Китая. Конфуцианство.

16.Общая характеристика средневековой философии.

17.Философские взгляды Августина.

18.Учение Фомы Аквината. Доказательства существования Бога.

19.Философские взгляды Р. Декарта (по работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»)

20.Философские взгляды Ф.Бэкона

21.Немецкая классическая философия. Гносеология И. Канта.

22.Немецкая классическая философия. Философские взгляды Г.Гегеля.

23.Специфика неклассической философии. С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр.

24.Философские взгляды Ф.Ницше (по работам «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист»).

25.Основные идеи позитивизма. О.Конт.

26.Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о деятельностной природе человека и его социальной сущности.

27.Общая характеристика европейской философии ХХ века.

28.Общая характеристика русской философии.

29.Философские взгляды славянофилов и западников (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский).

30.Общая характеристика русской философии рубежа Х1Х-ХХ вв. Философские взгляды В.С.Соловьева.

31.Общая характеристика русского космизма. Н.Ф. Фёдоров.

32.Русский космизм. К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

33.Русская философия в эмиграции. Евразийство.

34. Казахская философия.

35. Философско-религиозные взгляды Абая и Шакарима.

36.Философия в СССР.

37.Определение онтологии. Проблема Бытия в философии.

38.Учение М. Хайдеггера о Бытии (по работе «Письмо о гуманизме).

39.Проблема реальности в философии: идеализм, материализм.

40. Гносеология как раздел философии. Определение познания. Природа познания.

41.Определение знания. Многообразие видов знания и их специфика.

42. Работа Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат».

43. Чувственная ступень познания и ее формы.

44.Рациональная ступень познания и ее формы.

45. Философское понимание истины.

46. Учение В.И.Ленина об истине (по работе «Материализм и эмпириокритицизм»).

47.Понятие философской антропологии. Основные виды философских антропологий.

48.Философское понимание сознания.

49.Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическое понимание бессознательного: К.Г.Юнг, Э.Фромм.

50.Учение З.Фрейда о бессознательном.

51.Экзистенциальные проблемы человека: проблема смысла жизни, смысла смерти (любви).

52.Проблема свободы и ответственности. М. Достоевский, Ж.-П.Сартр.

53.Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

54.Научное знание и его особенности.

55.Проблема демаркации научного знания и критерии научности.

56.Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации.

57.Человек и природа.

58.Общество и его структура.

59.Гражданское общество и государство.

60.Религиозные ценности и свобода совести.

61.Структура научного познания, его методы и формы.

62.Проблема роста научного знания.

63.Научные революции и смена типов рациональности.

64.Классическая и неклассическая модели научного знания.

65.Наука и техника.

66.Представления о смысле человеческого бытия в истории философии.

67.Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.

68.Нравственные ценности.

69.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

70.Теория открытого общества К.Поппера.

71.Проблема культуры в философии ХХ века.

72.Культура и цивилизация.

73.Диалектико-материалистическая учение о соотношении относительного и абсолютного, конкретного и абстрактного в истине.

74.Неклассические концепции истины: теория когеренции, конвенционалистская, прагматистская концепции.

75.Поиск универсальных критериев истинности знания в современной культуре.

76.Диалектика и метафизика.

77.Философия истории: основные теории и представители

78.Проблема «столкновения цивилизаций» в концепции С.Хантингтона.

79.Предметная область философии религии.

80.Философский смысл глобальных проблем.

Задания для СРО

  №   Задания для СРС   СРС в часах Ссылки на учебную и методическую литературу Другие источники (сайты, электр.учебники)
Обсуждение: Философия и мировоззрение. 5. Миф как тип мировоззрения: генезис, сущность, эволюция. 6. Доклад (на выбор): Философия и наука: сходство и различие. 7. Религиозное миросозерцание и роль философии в диалоге религии и науки. 8. Философия и нравственность. Составить концептуальную карту: Философия в контексте культуры Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). http://www.philos.msu.ru
Обсуждение вопросов: Значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая. Реферат: Культ «благородного мужа» в конфуцианстве. Четыре благородные истины Будды. Работа с текстом Дхаммапада по методу AQCI. Реферат: Философия дзен-буддизма. Чанышев А.Н. Лекции по древней философии. – М.,1998 http://www.philos.msu.ru
Обсуждение вопросов: Основные проблемы античной философии. Апории Зенона и их роль в истории мысли. Блеск и нищета софистики. Работа с текстом Платона «Государство» (Книга восьмая) по методу AQCI (работа малыми группами). Эссе (тема на выбор): Судьба, рок и свобода в философии стоицизма. Этика Эпикура. Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Асмус В.Ф. История античной философии. – М., Наука, 1976. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996 http://www.philos.msu.ru
Устное обсуждение: Роль номинализма и реализма в становлении новой науки. Исповедь Августина. Работа с текстом по методу AQCI. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972. С.105-120. Боэций: Утешение философией//   Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996 http://www.philos.msu.ru
Доклад (на выбор): Ренессансный образ человека. Идеи гелиоцентризма и пантеизма в учении Дж.Бруно. Рефераты (на выбор): Политический "аморализм" Н. Макиавелли. Принцип социальной справедливости в политических концепциях Т. Мора и Т. Кампанеллы. Смысл и значение Реформации для развития европейской науки. Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996   http://www.philos.msu.ru
Доклады: Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира. Истоки и смысл концепции прав человека. Естественное состояние человеческого рода: война всех против всех (Т. Гоббс). Учение Юма о человеке, его природе и познании. Эссе (тема на выбор) «Человек есть мыслящий тростник…»; «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер). Составление концептуальной карты: Сравнительный анализ философии Вольтера и Руссо. Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996   http://www.philos.msu.ru
Составить таблицу по теме (представители, направление, основные работы, основные идеи). Эссе: Проблема отчуждения человеческой сущности в философии Л. Фейербаха. Работа с тестами. Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996   http://www.philos.msu.ru
Доклады:Марксистская философия. Переход к неклассической философии. Экзистенциальная философия Кьеркегора. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше (иррационализм). Эссе: Свобода как самоупразднение воли (Шопенгауэр). Ницше и фашизм. Работа с текстами Ницше, Кьеркегора. Составление концептуальных карт. Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996   http://www.philos.msu.ru
Анализ и интерпретация текстов: Абай «Книга Слов» (9, 27, 37, 32) Шакарим «Три истины». Работа с текстом: Чаадаев П.Я. «Философические письма», письмо первое. Анализ текста по методу AQCI Доклады: Советская философия в культуре XX в. Казахстанская философская школа. Ғарифолла Есім «Хаким Абай». «Қазақ философиясы» Сегизбаев О.С. Казахская философия ХУ-начала ХХ в.в – Алматы, 1998. Маслин М.А. История русской философии. – М.,2009 http://www.philos.msu.ru
  Составить таблицу: Философия XX – нач. XXI века: общие черты, основные направления, представители. Сциентизм и антисциентизм в философии XX века. Эссе (выбор): Я бунтую, следовательно, существую» (А. Камю). Неопозитивизм и теория языковых игр Л. Витгенштейна. Деконструкция культуры Ж.Деррида. Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996   http://www.philos.msu.ru
Вопросы для обсуждения: Бытие и ничто (Сартр). Тема небытия в индийской философии. Случайность и необходимость: новые горизонты синергетики. Принцип системности в онтологии. Доклады: Классическое и неклассическое понимание бытия. Материя и ее атрибутивные свойства. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). http://www.philos.msu.ru
Обсуждение вопросов: Проблема истины в философии Хайдеггера. Понятия "субъекта" и "объекта" в теории познания. Вненаучные формы познания. Вера и знание. Доклады: Рациональность в современной культуре. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.   Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). http://www.philos.msu.ru
Схема: Законы диалектики. Диалектическая система категорий. Доклады: Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова. Марксова критика гегелевской диалектики. Эссе: Диалектика и современное научное мышление. Работа с тестами. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). http://www.philos.msu.ru
Обсуждение: Общество как саморазвивающейся система. Сравнить понятия «общество», «гражданское общество», «государство». Рефераты: Роль личности в истории. Культура и цивилизация Эссе: Прогресс и регресс – как две стороны единого исторического процесса. Анализ и интерпретация текста: Фукуяма Ф. Конец истории?   Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). http://www.philos.msu.ru
Доклады: Культура как воплощение сущностных сил человека. Ценности как способ освоения мира человеком Построить схему иерархии ценностей. Диаграмма Венна: Глобализация и национальные культуры. Эссе. Быть человеком – быть свободным (Ж.-П. Сартр). Индивидуализм и конформизм Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). http://www.philos.msu.ru

Планы семинарских занятий

 

№ практ. Наименование тем и краткое их содержание Количество часов
Роль философии в жизни общества. Философия и мировоззрение 1.Философия как единство знания и мудрости. 2.Предмет философии. Основные философские проблемы. 3.Мировоззрение, его структура и основные исторические типы: миф, религия, философия. 4.Основные типы философии: восточная, западная, русская. 5.Основные функции философии.
2. Из истории философии: философия Древнего Востока. 1.Особенности восточной философии в постижении мира и человека. 2.Проблема человека и государства в философии конфуцианства. 3.Человек и космос в философии даосизма. 4.Особенности индийской философии.
Возникновение европейской философии: античная философия. 1.Космос и Логос как доминанты античной философии. 2.Смыслообразное и понятийное мышление: от натурфилософии к Пармениду. 3.Атомизм Демокрита как вершина греческой натурфилософии. 4.От философии природы к философии человека: софистика, Сократ.
Философские искания Средневековья 1.Этапы средневековой философии. 2.Основные проблемы Средневековой философии (бог и человек, знание и вера, двойственность истины) в творчестве Августина Блаженного 3.Синтез аристотелизма и христианства в творчестве Фомы Аквинского.
Натурфилософия Возрождения 1.Основные философские искания Возрождения 2.Гуманистические и натурфилософские ценностные ориентиры. 3.Пантеистические воззрения
Из истории философии: философия Нового времени 1.Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. 2.Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. 2.Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм.
Философские концепции Канта и Гегеля. 1.Теория познания Канта 2.Моральная философия. Категорический императив. 3. Философская сис­тема и метод. Диалектическое «развертывание» духа. 4.Философия истории Гегеля
Марксизм. Западная философия XIX века 1.Концепция об­щественного развития. Гуманистическая ориентация философских раз­работок марксизма. 2.Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической филосо­фии. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер 3.Иррационализм: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше.
Отечественная философия и ее особенности 1. Философия жырау и акынов. 2. Философско-религиозные взгляды Абая. 3.Этические воззрения Абая. Труд в учении Абая. 3. «Три истины» Шакарима.
Расщепление европейской философии ХХ века на сциентизм и антисциентизм 1.Позитивистские философские направления: аналитический эм­пиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел) 2.философия науки (К.Поппер); 3.постпозитивизм (историческая школа). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). 4.Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер). 5.Антропологизм (иррационалистической направленности). Существование, бы­тие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П. Сартр.). 6. Сближение пози­ций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден).
11. Понятие бытия: содержание и характеристики 1. Философский смысл проблемы бытия. 2. Становление и развитие категории бытия в истории философии. 3. Понятие материи, основные формы существования материи. 4. Проблема бытия в философии XX в.
Учение о развитии. Детерминизм. 1. Проблема развития в истории философии. 2. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы и типы диалектики. 3. Законы диалектики. 4.Детерминизм и недетерминизм. Причина и следствие. Необходимость и случайность.
Природа сознания и бессознательного 1.Сознание и дух. Сознание и мозг. 2.Отражение. 3.Язык, речь, мышление. 4.Сознание, предсознательное, бессознательное. Бессознательное Фрейда и Юнга.
Ценность как способ освоения мира человеком. 1.Ценности, их классификация, иерархия и эволюция. Ценность и оценка, истина и норма. 2.Теории ценностей. 3.Моральные и нравственные ценности. 4..Религиозные ценности.
Проблема человека, его свободы и смысла жизни 1. Человек как философская проблема. Дух – душа – тело. 2.Классическое и неклассическое понимание человека. 3.Свобода. Противоречия свободы. 4.Смысл жизни, судьба и предназначение человека. Гуманизм.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Как подготовить доклад и реферат к семинарскому занятию

ДОКЛАД – устное выступление студента на семинарском занятии на основе изучения дополнительной литературы.

Доклад может быть подготовлен по теме семинара или по одному из вопросов семинара. Он может включать теоретический анализ проблемы, биографические сведения о философе, эмпирический материал к обсуждаемым вопросам (научный, художественный, публицистический).

Подготовка доклада включает в себя следующие этапы: подготовка списка литературы (если несколько источников), изучение источников (монографии, статьи, материалы круглых столов и др.), выписки из содержания работ (конспект). Полезно составлять письменный план доклада, позволяющий сохранить логику, последовательность в выступлении. При подготовке доклада следует подумать о возможных вопросах со стороны слушателей и быть готовым на них ответить.

Доклад – устное выступление, поэтому не допустимо заменять его чтением текста. Можно пользоваться составленным планом, сделанными выписками (цитатами) в том случае, если требуется точная мысль автора или воспроизведения в памяти рассуждения автора.

Для доклада предоставляется время, обычно 10-15 минут. Иногда больше, иногда меньше, это зависит от темы и заинтересованности слушателей. В некоторых случаях (например, дискуссионный вопрос) планируется содокладчик. В конце доклада рекомендуется сделать краткие выводы, которые могли бы быть записаны всей группой.

Докладчик оценивается преподавателем по тому, как донесен до слушателей материал, объяснены сложные положения, каковы ответы на вопросы. Неподготовленный доклад оценивается как неподготовленность к семинару.

 

РЕФЕРАТ – письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изученной книги, статей, иных материалов.

Необходимость написания реферата возникает тогда, когда студент предпочел реферат докладу или когда студент отрабатывает пропущенную тему занятий. И в том, и в другом случае подготовка реферата осуществляется по единому образцу: титульный лист, план, текст на отдельных листах бумаги, ссылки на источники, список литературы. Объем реферата примерно 10-15 страниц. Сроки сдачи реферата определяются индивидуально, но не позже 10 дней до зачетной недели.

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных кафедрой. Студент может сам предложить тему реферата, не выходящую, однако, за рамки учебного курса. В этом случае преподаватель обязан помочь студенту в подборе необходимой литературы. Если возникает необходимость, то преподаватель может провести консультацию

Критерии оценки реферата: сложность излагаемого вопроса, глубина понимания проблемы, объем использованной литературы, ясность изложения, правильность оформления.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...