Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники гражданского права Республики Беларусь

Источники гражданского права – это форма закрепления правил поведения участников гражданского оборота, признаваемых и легализованных государством. Исторически в мире сложилось три основных источника права – судебный прецедент, правовой обычай и нормативный правовой акт.

Гражданское право Республики Беларусь базируется на континентальной системе права, где нормативный правовой акт – это основополагающий источник права. Совокупность нормативных правовых актов образует гражданское законодательство Республики Беларусь.

Судебный прецедент по общему правилуне является источником гражданского права Республики Беларусь. Вместе с тем, в правоприменительной деятельности значение судебной практики имеет большое значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства. В Республике Беларусь судебная практика обобщается Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, которые издают соответствующие постановления Пленума – разъяснения по вопросам применения законодательства в порядке судебного толкования. В настоящее время в науке гражданского права по проблеме судебного прецедента есть и другие мнения. Например, Витушко считает, что судебная практика – источник права [84, с.278]. Действительно, в реальной действительности невозможно определить, где заканчивается судебное толкование и начинается судейское усмотрение (правотворчество). Однако официально считается, что прецедент не источник гражданского права, скорее надо признать, что происходит сближение некоторых параметров правовых систем (континентальной и англо-саксонской) в период глобализации, что приводит к усилению позиции судов в толковании закона.

Обычай как источник права имел большое распространение в древние времена, но и сегодня он не утратил своего значения в гражданском праве. Обычай – это сложившиеся в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, прямо не выраженные в нормативных правовых актах, но не противоречащие ему. Однако анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь показывает, что в исключительных случаях, прямо указанных в законодательных актах, обычай признается источником гражданского права. Так, в соответствии со ст.1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан, определяется на основании не только национальных нормативных правовых актов, но и не противоречащих им международных обычаев. Кроме того, ст.222 Гражданского кодекса предусматривает случаи, когда в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах допускается сбор ягод, лов рыбы и право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор, добычу.

В торговом праве Европейского Союза, России используются достаточно широко, так называемые, обычаи делового оборота, деловые обыкновения, которые официально закреплены в качестве источника права. В Республике Беларусь такие указания отсутствуют, в связи с чем Гражданский кодекс Республики Беларусь в этой части требует дополнений.

Таким образом, обычай является источником гражданского права, если он не противоречит действующему законодательству и на возможность его применения прямо указывает нормативный правовой акт.

Договоры нормативного содержания являются источником гражданского права Республики Беларусь. Так, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах, являются частью действующего гражданского законодательства.

Доктрина и священные писания (канонические нормы) не являются источниками национального гражданского права.

2. Понятие и состав гражданского законодательства

Гражданское законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, которые призваны регулировать гражданские правоотношения.

Можно выделить две характерные черты гражданского законодательства:

наличие большого числа диспозитивных норм, предписания которых действуют только в том случае, если сами участники не предусмотрят иной вариант своего поведения. Такие нормы предоставляют возможность сторонам по собственному усмотрению определить вариант поведения, либо выбрать между предложенными в норме вариантами поведения. Данные нормы преобладают в регулировании договорных отношений и в них проявляются особенности гражданского права как частного права. Например: ст.211, 212, 224 Гражданского кодекса и т.д. Однако в гражданском законодательстве имеются и общеобязательные императивные нормы, которые не допускают отступлений от предписаний. Такие нормы формулируются в категоричной форме, и законодатель использует формулировки «обязан» (п.3 ст.509), «не может» (п.3 ст.183) и т.д.

В случаях сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из её императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо выражена в норме;

входящие в гражданское законодательство нормативные правовые акты составляют весьма значительный нормативный массив, поэтому большое значение имеет его систематизация. В гражданском праве кодификация – как вид систематизации носит как общий, так и частный характер. Общая кодификация гражданского законодательства выражается в принятии в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь. Частная кодификация выражается в форме принятия кодексов, регулирующих определенную узкую группу гражданских правоотношений (Жилищный, Инвестиционный, Кодекс торгового мореплавания и т.д.). В настоящее время обсуждается вопрос принятия Предпринимательского кодекса, нормы которого будут регулировать сугубо отношения в хозяйственном обороте.

Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь, состав гражданского законодательства образует система нормативных правовых актов, которая состоит: во-первых, из законодательных актов (Конституция, Гражданского кодекса, законы, декреты, указы Президента); во-вторых, из подзаконных актов (распоряжения Президента, постановления Правительства, акты высших судебных органов, Национального банка, акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, решения местных органов власти, регулирующие гражданские правоотношения).

Проблема иерархической соподчиненности нормативных правовых актов, разрешение коллизий между ними имеет огромное значение для практики. По общему правилу, закрепленному в ст.71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» [25], в случае коллизии применяется акт, имеющий большую юридическую силу. Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст.3 Гражданского кодекса в следующем порядке: Конституция; законы, временные декреты, указы Президента, принятые на основании конституционных норм; декреты, изданные на основе делегированных полномочий парламентом, указы Президента; распоряжения Президента; постановления Правительства; акты высших судебных инстанций; постановления республиканских органов государственного управления; решения органов местного управления и самоуправления.

Центральным стержневым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс. Согласно ст.10 Закона «О нормативных правовых актах» [25], он имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского законодательства, поэтому при коллизии следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса, который полностью вступил в силу 1 июля 1999 года. Гражданского кодекса состоит из 8 разделов, который объединяет 75 глав, насчитывающих 1153 статьи.

Одно из ведущих мест в системе гражданского законодательства принадлежит специальным кодексам – Воздушному, Инвестиционному и т.д. Нормы Гражданского кодекса применяются к регулированию отношений, урегулированных кодексами, в так называемом субсидиарном порядке, т.е. нормы его применяются, если отсутствуют прямые предписания специальных кодексов.

Значительное место в системе гражданского законодательства принадлежит законам Республики Беларусь («Об объектах, находящихся в исключительной собственности государства» [48], «О ценных бумагах и фондовых биржах» [42] и т.д.), указам и декретам Президента («Об использовании названий Республики Беларусь юридическими лицами» [45], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [15] и др.).

Среди подзаконных актов, содержащих нормы гражданского законодательства и имеющих огромное значение, можно отметить постановления Правительства Республики Беларусь («О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [19], «Об утверждении правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [53] и др.), постановления республиканских органов государственного управления (например, постановление Госкомавиации «Об утверждении Авиационных правил перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь» [49] и др.).

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь также включены в состав гражданского законодательства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...