Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданско-правовые способы индивидуализации юридических лиц

 

Все юридические лица должны быть индивидуализированы, т.е. должны отличаться друг от друга в гражданском обороте, в особенности те юридические лица, которые производят товары (работы, услуги) для потребителей и должны быть сразу узнаваемыми.

Различают следующие гражданско-правовые средства индивидуализации юридических лиц: наименование юридического лица; товарный знак и знак обслуживания; производственная марка; наименование места происхождения товара.

Ст.50 Гражданского кодекса к наименованию юридического лица предъявляет определенные требования: во-первых, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, общественное объединение и т.д.); во-вторых, наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях коммерческих организаций, должны содержать указания на характер деятельности юридического лица (жилищно-строительный кооператив, детский благотворительный фонд, коммунальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и т.д.); в третьих, коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (например, «Санта-Импэкс»). Фирменное наименование юридического лица предварительно согласовывается с Министерством юстиции, потом утверждается уставом и лишь тогда подлежит регистрации путём включения в Единый государственный регистр юридических лиц. Владелец фирменного наименования имеет исключительные права на его использование, и оно подлежит правовой охране.

Товарный знак и знак обслуживания – это, согласно ст.1017 Гражданского кодекса и ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» [39], обозначение, способствующее отличию товаров, услуг одного лица от однородных услуг, товаров другого лица. Товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания – услуги и работы. Товарный знак подлежит регистрации в патентном органе – Национальном центре интеллектуальной собственности Комитета по науке и технологии при Совете Министров. Его владелец имеет исключительное право использовать и распоряжаться данным знаком.

Производственная марка – это комплекс сведений о юридическом лице, который выражается в словесной форме или в описательном порядке. Она содержит фирменное наименование производителя, его место нахождения, указание на вышестоящую организацию, если такова есть, название товара, ссылка на стандарт и т.д. Производственная марка индивидуализирует юридическое лицо, но правовой защите не подлежит, как вышеназванные средства.

Наименование места происхождения товара – согласно ч.2 п.1. ст.1024 Гражданского кодекса, им признаётся название страны, населённого пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для этого географического объекта природными условиями (климат, почва). Например, массандровские вина, уральские самоцветы. Наименование места происхождения товара регистрируется патентным ведомством, на основании которого выдаётся свидетельство о праве пользования. Правовое регулирование осуществляется Законом Республики Беларусь «О географических указаниях» [9].

 

4.Образование юридического лица

Выделяют три способа образования юридического лица:

1) разрешительный – создается по инициативе учредителей после получения разрешения от соответствующих органов, компетентных их давать. Так, с согласия местных органов власти создаются жилищно-строительные кооперативы и дачно-садоводческие товарищества. Прежде чем пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, его учредителям надо получить разрешение уполномоченного органа;

2) явочно-нормативный – создаётся учредителями по собственной инициативе, а уполномоченный государственный орган должен только проверить соблюдение процедуры создания, закреплённой законодательством при явке учредителей для государственной регистрации созданного ими юридического лица. Поэтому этот способ ещё именуют регистрационным. Он используется, например, при создании частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, общественных объединений, фондов;

3) распорядительный – создаётся по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке, к примеру, на основании Указа Президента создаются министерства.

Юридические лица образуются и действуют на основании следующих учредительных документов (ст. 48 Гражданского кодекса):

устава, который утверждается учредителями;

учредительного договора, который заключается учредителями.

В зависимости от состава учредительных документов все юридические лица делятся на группы:

на основании толькоУстава образуются акционерные общества (ст.98 Гражданского кодекса), унитарные предприятия (ст. 113), кооперативы – производственный и потребительский (статьи 108, 116), некоммерческие организации – общественные объединения, фонды, учреждения (статьи 117, 118, п.1 ст.48 Гражданского кодекса);

на основании толькоучредительного договораобразуются хозяйственные товарищества (статьи 67 и 82 Гражданского кодекса);

на основании Устава и учредительного договора образуются: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (статьи 88 и 94 Гражданского кодекса).

Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определяются п.2 ст. 48 Гражданского кодекса: наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организациях, должен быть определен предмет деятельности юридического лица.

Пункт 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйственности, утвержденного Декретом Президента от 16.03. 1999 № 11 [10], предусматривает, что в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:

виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия);

сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);

субсидиарная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества, членов производственного кооператива, Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия.

Государственная регистрация юридических лиц закрепляется ст. 47 Гражданского кодекса, вышеназванным Декретом Президента, также Декретом Президента от 26.01.1999 года№2[23] для политических партий и общественных объединений.

Государственной регистрации подлежат: коммерческие организации; некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели; изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы организаций и в свидетельства индивидуальных предпринимателей.

Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, определяются вышеназванными Декретами:

облисполкомы – коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк – банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

администрации свободных экономических зон – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

Министерство финансов – страховые организации;

местные органы исполнительной власти – субъекты хозяйствования, не указанные выше.

Министерство юстиции – общественные объединения и политические партии, профсоюзы, благотворительные и иные фонды, торгово-промышленные палаты.

Регистрирующий орган, куда представляется перечень документов, в течение одного месяца принимает решение либо о государственной регистрации (присваивается регистрационный номер, выдаётся свидетельство установленного образца, проставляется штамп на учредительных документах, включается Министерством юстиции в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо об отказе в государственной регистрации. В последнем случае решение органа может быть обжаловано в хозяйственном суде.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...