Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость) терпеть унижение

На пути знания

 

Кто не испробовал ни разу унижения,

За знанием идя,

Терпеть его тот будет непременно

Всю жизнь, невеждою слывя.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда я узнавал о хадисе, который передавал какой-нибудь человек, то шел к его двери, когда в полдень он отдыхал дома[193], клал свою накидку под голову, разложив ее перед его дверью, а ветер нес в мою сторону пыль. Затем он выходил и говорил: “О сын дяди посланника Аллаха, что привело тебя? Почему ты не послал за мной, и я бы сам пришел к тебе?”. А я отвечал: “Я имею больше оснований прийти к тебе”, – и спрашивал его о хадисе».

Кто-то может возразить: «(Неужели) мы должны терпеть унижение, оправдывая себя (необходимостью поиска) знания?!».

На это мы ответим так: «Не спеши и послушай, что сказал этот выдающийся ученый, Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах:“Многие качества, которые не приветствуются в человеке, даже порицаются, для искателя знания являются похвальными, как, например, заискивание, беззастенчивость, приниженность, обивание порогов ученых и т. п. Эти качества приветствуются в искателе знания только потому, что это путь к приобретению знания, и они говорят о совершенстве этого человека или делают его таковым. Так же обращение к людям с вопросами – это порок и недостаток человека, это унижение, умаляющее его благородство. Но не для искателя знания. Для него это предел совершенства, благородства и величия».[194]

Да, это величие, хоть оно и приняло образ унижения, поскольку это то унижение, которое в итоге дает величие. Ибн ‘Аббас сказал: «Я терпел унижение, когда искал знание, и приобрел величие, когда стали искать меня».

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Если мухаддис не проявляет особого желания передавать и рассказывать хадис, то его искателю следует быть с ним в этом вопросе любезным и обходительным… и неуклонно просить Аллаха за него. Так он сможет добиться от него того, чего желает».[195]

Амр ибн Кайс аль-Мула’и узнал о хадисе, передаваемом одним человеком, и захотел его услышать. Он пришел к нему, сел перед ним, выразил свое смирение и сказал: «Научи меня, да смилуется над тобой Аллах, тому, чему научил тебя Аллах».

 

Необходимость) терпеть бедность

 

Кто все невзгоды терпеливо переносит ради знания

Успеха, тот добьется (и признания).

Как человек, руки красавицы желая,

Смиренно терпит, щедрыми дарами награждая.

Кто ж голову склонить не хочет, добиваясь

Высоких целей, тот (сам того и не желая),

Жизнь проведет, презренно унижаясь.

Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не даруется тебе это дело[196] до тех пор, пока не познаешь вкуса бедности».

Книги, посвященные литературе, истории, жизнеописанию предшественников и вопросам нравственности, переполнены рассказами ученых о своей бедности, жизни на чужбине, о том, как терпеливо они переносили беды, бравшие их за горло, но которыми они пренебрегали и не придавали им значения, проявляя терпение в надежде получить за это награду, в чем они сумели преуспеть…

Вот, например, кади Ахмад ибн Омар аль-Музаджжад аз-Зубайди вопрошает об обиталище бедности, чтобы знать и держаться от него подальше. Но бедность ему отвечает, что она – его неразлучный друг, приятель, товарищ и собрат, который никогда его не покидает!

Я бедность спросил: «Где твой дом?»

А в ответ прозвучало:

«В чалмах знатоков мусульманского права!

Ведь связаны мы, как связаны братья,

И порвать эти узы так тягостно, тяжко!»

Другой ученый рассудил, что слово «фикх» («мусульманское право») есть «факр» («бедность»), и лишь буква «ра» арабского алфавита, округлившись, превратилась в этом слове в букву «ха», и сказал, намекая на неразрывную связь между наукой мусульманского права и бедностью:

Факих есть факир, и лишь «ра» в этом слове

Концы подобрала – (и на «ха» вдруг похожа)[197]».[198]

Имам аль-Шафи‘и сказал:

Буду жив если я, хлеба ломоть найду,

А умру, без могилы никак не останусь.

У этого имама не было средств даже на бумагу, чтобы записывать хадисы, и он писал на костях. Он говорил: «Когда я замечал сверкавшую (на солнце) кость, подбирал ее и писал на ней. Когда я ее всю исписывал, то складывал в горшок, который был у нас уже давно».

Также он сказал: «Когда я учился, у меня не было денег… и я ходил в диван выпрашивать исписанные листы бумаги, чтобы писать на оборотной стороне».

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Если бы у меня было пятьдесят дирхемов, то я бы отправился к Джариру ибн ‘Абдульхамиду».

Омар ибн Хафс аль-Ашкар сказал: «(Однажды) в Басре аль-Бухари несколько дней не приходил записывать хадисы. Омар сказал: «Мы отправились искать его и нашли в одном из домов обнаженным. У него закончились все (средства) и не осталось ничего. Мы собрали для него (несколько) дирхемов, купили ему одежду и одели его, затем он вместе с нами отправился записывать хадисы».

 

Необходимость) терпеть голод

 

‘Абдуррахман ибн Абу Хатим сказал: «Я слышал, как мой отец говорил: «В 214 г. (по хиджре) я восемь месяцев провел в Басре, хотя хотел прожить там год! Но у меня закончились средства, и я принялся продавать одежду, снимая ее с себя одну за другой, пока не остался без средств. Затем я опять продолжал вместе со своим другом ходить к шейхам и слушать их (уроки) до самого вечера. Мой друг ушел, а я вернулся в пустой дом и принялся пить воду, пытаясь утолить голод. На следующее утро я встал, ко мне зашел мой друг, и вместе с ним я отправился слушать хадисы, чувствуя страшный голод. Затем он (вновь) покинул меня, а я ушел голодным».

Аль-Вахши сказал: «Я был в Аскалане и слушал (уроки) Ибн Мусаххиха и др., когда у меня закончились средства, и не­сколько дней я оставался без еды. Я принялся писать, но был уже не в силах. Тогда я направился к лавке пекаря и сел неподалеку от нее, чтобы вдохнуть запах хлеба и на­браться от этого сил. Затем Всевышний Аллах помог мне».[199]

Ибн аль-Джаузи сказал: «В то время, как я наслаждался учебой, меня постигали различные беды, которые казались мне тогда слаще меда, (поскольку я переживал их) ради того, к чему стремился и желал.

В молодости я брал с собой сухие лепешки и отправлялся в поисках хадисов. Я садился на берегу реки ‘Исы, потому что не мог есть их без воды.

Каждый кусок я запивал водой, и ничто не могло доставить мне удовольствие, кроме учебы. И в результате я стал известен как человек, знающий большое количество хадисов-высказываний посланника Аллаха, , (хадисов, рассказывающих) о его делах и благовоспитанности, а также о делах его сподвижников (сахаба) и их последователей (таби‘ин)…».

 

Терпение, проявляемое

В бодрствовании и недосыпании

 

Ты от учебы никогда не уставай

И знание получая, усердствуй ночью.

И ты досаду никогда не выражай,

Ты благодарен будешь завтра той бессонной ночи.

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах, не спал по ночам, и рядом с ним всегда была вода, которую он использовал для борьбы со сном. И он говорил: «Сон от жары, поэтому его следует отгонять холодной водой».

Передают, что аль-Бухари «вставал по 15 – 20 раз за ночь и каждый раз собственной рукой высекал кременем огонь и зажигал (лампу), затем доставал хадисы и (что-то) там помечал».[200]

Выдающийся ученый Абу-ль-Фадль Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, рассказывая о том, как он изучал тафсир Великого Корана, когда ему не было еще и двадцати, сказал: «Поистине, я, за что воздаю благодарность Аллаху, с тех пор, как с меня сняли талисманы[201], а на голову надели чалму, не переставая, стремился раскрыть его сокровенные тайны и старался отпить его ар-рахик аль-махтум.[202] Я надолго расстался со сном, чтобы постичь эту науку до мелочей, и покинул свой народ, чтобы познать все ее тонкости. И если бы ты посмотрел на меня, то увидел бы, как я касаюсь своим лбом страниц книги от недосыпания, как я читаю под светом луны, когда гаснет свеча, и так я проводил многие ночи напролет. В то время как мои сверстники с головой уходили в забавы, стремились предаться веселью, предпочитали призрачные удовольствия истинному наслаждению и позволяли низменным страстям пожирать их драгоценное время. Но меня, несмотря на мою молодость и бедность, их жизнь не прельщала, и я не завидовал тому, что они делали».

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...