Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 283. Разглашение государственной тайны

 

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ.

Разглашение государственной тайны – это предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам.

К таким другим лицам следует отнести тех лиц, которым соответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе или работе.

Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичного выступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации, сообщение в письме). Оно может выразиться путем не только действия, но и бездействия - например, оставление документов, содержащих государственную тайну, в доступном для посторонних месте.

Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие (осознание) таким лицом фактического смысла полученных им сведений.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Правила и порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне определяются Законом РФ "О государственной тайне" 1993 г.

Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны по службе или работе, состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует (например, разглашение сведений из случайно найденного на улице документа).

Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает или сознательно допускает это либо относится к этому безразлично.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия – это случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены, квалифицируется по ст. 275.

 

 

5б. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица. Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения социальной защищенности граждан и вообще в целом укрепления Российского государства. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней. Преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного самоуправления, отмечается сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами*(122).Некоторые звенья органов государственной власти и местного самоуправления поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, подрывающими нормальную деятельность органов власти и управления, зачастую срывают и тормозят решение важных мероприятий как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, регионов, властных и управленческих структур. В 1999 г. Президент РФ указал на то, что "Обеспечение правопорядка, борьба с преступностью и коррупцией являются важнейшей политической задачей"*(123). В структуре экономической преступности в стране за 1999 г. преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют 10,7%*(124), а число совершенных преступлений за последние годы по России свидетельствует о стабильном их увеличении по сравнению с общим ростом преступности. В 1999 г. выявлено 20 тыс. преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 12,7% больше, чем в 1998 г.; из числа выявленных почти 7 тыс. фактов взяточничества, что на 18,3% больше, чем было в 1998 г.*(125) Поэтому преступные действия представителей государственной власти и иных должностных лиц (взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) и влекут уголовную ответственность. Противодействовать этим злоупотреблениям в определенной мере призваны уголовно-правовые нормы, предусмотренные гл. 30 УК, которые предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК). В законе не содержится определения данной группы преступлений. Однако с учетом их особенностей, содержания и признаков составов можно в обобщенном виде определить эту группу преступлений.

Прежде всего, преступления, предусмотренные гл. 30 УК, отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами) государственных органов или органов местного самоуправления; исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект - общий. В большинстве составов преступлений, включенных в данную главу, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. 285, 286, 287, 289, 290, 293). В то же время в примечании 4 к ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292). За служебный подлог несут ответственность и должностные лица; б) совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий; в) общественно опасные деяния посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления, либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Таким образом, рассматриваемую группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Глава 30 УК РФ включает девять статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);превышение должностных полномочий (ст. 286);отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);получение взятки (ст. 290);дача взятки (ст. 291);служебный подлог (ст. 292);халатность (ст. 293).

Вместе с тем Уголовный кодекс содержит и другие преступления, субъектами которых могут выступать должностные лица. Например, многие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 149 - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; ст. 144 - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; ст. 140 - отказ в предоставлении гражданину информации); преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169 - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; ст. 170 - регистрация незаконных сделок с землей); преступления против правосудия (ст. 299 - привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; ст. 300 - незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.). Однако эти преступления прежде всего посягают на иные охраняемые уголовным законом общественные отношения, как-то: конституционные права и свободы граждан, интересы в сфере экономики либо интересы правосудия.

Ст.285 УК РФ

(злоупотребление должностными полномочиями)

 

См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30 марта 1990 года

«О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (действует в части, не противоречащей УК РФ 2004 года).

Информация о должностном лице содержится в ст.285 УК.

Представитель власти – это лицо, функцией которого является управление людьми.

Непосредственный объект – общественные отношения в сфере нормальной работы государственного аппарата и аппарата местного управления.

Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства в целом.

С объективной стороны преступление характеризуется тремя обязательными признаками:

1) исполнение виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы

2) наступление общественно-опасного последствия в виде существенного нарушения указанных в законе интересов

3) причинная связь между использованием служебных полномочий и наступившими последствиями.

Под исполнением лицом должностных (служебных) полномочий понимается совершение виновным действий или бездействие, официально находящихся в пределах круга его служебной компетенции, служебных полномочий или функций.

Исполнение служебных полномочий – это как активные действия, так и бездействие.

 

заинтересованность

 


Корыстная заинтересованность – это желание виновного получить выгоду без незаконного изъятия государственного имущества и безвозмездного обращения его в свою собственность или собственность других лиц.


Иная личная заинтересованность – это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера путём использования своего служебного положения (карьеризм, протекционизм, семейственность, месть, ревность, поддержка влиятельных лиц, стремление угодить начальству, стремление скрыть собственную некомпетентность и т.п.).


 

Если действия должностного лица не преследовали цели корыстной или иной личной заинтересованности либо не повлекли существенного вреда, то такие лица к уголовной ответственности по ст.285 УК не привлекаются (для них предусмотрена только дисциплинарная ответственность).

Квалифицирующие признаки – ч.2 и ч.3 ст.285 УК.

Ч.2 ст.285 УК предусматривает специального субъекта:

ü глава органа местного самоуправления

ü лица, занимающие государственные должности РФ или субъекта РФ.

Ч.3 ст.285 УК предусматривает последствия:

--- причинение особо крупного материального ущерба

--- дезорганизация работы органа

--- крупные аварии

--- длительная остановка транспорта

--- срыв производственного или хозяйственного процесса

--- сокрытие тяжких или особо тяжких преступлений

--- причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека.

Вина субъекта в форме неосторожности.

Совершение действий вопреки интересам службы означает, что деяние по своему содержанию объективно нарушает правовую деятельность государственного аппарата или аппарата органа местного самоуправления; противоречит задачам, требованиям, основным принципам, направлениям и методам их работы.

Формы (способы) злоупотребления:

--- нарушение штатной финансовой дисциплины

--- обман ревизионных и контролирующих органов

--- необоснованное расходование имущества

--- сокрытие хищений

--- извлечение имущественной выгоды за счёт государственной или иной собственности (без её изъятия и обращения в свою собственность).

По конструкции состав материальный. Преступление считается оконченным, когда повлечёт существенный вред правам и законным интересам граждан, общества и государства.

реальный

Вред материальный (имущественный)

в форме упущенной выгоды

нематериальный (неимущественный)

 

Если преступление совершено из корыстных побуждений, ущерб может выражаться только в форме упущенной выгоды.

Нематериальный вред – это

--- нарушение конституционных прав и свобод граждан

--- подрыв авторитета государственных и муниципальных органов

--- создание помех и сбоев в работе

--- сокрытие преступлений

--- причинение вреда здоровью граждан лёгкой или средней тяжести и т.д.

Субъективная сторона – умышленная форма вины (умысел прямой и косвенный).

Обязательный признак – наличие мотива (корыстная или иная личная заинтересованность).

 

Ст.286 УК РФ

(превышение должностных полномочий)

 

С объективной стороны данное преступление состоит из следующих признаков:

1) действия должностного лица, явно выходящие за пределы предоставленных ему служебных полномочий

2) общественно-опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства

3) причинная связь между выходом лица за пределы полномочий и наступившими последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст.285 УК) данное преступление может быть совершено только путём действия.

Явность превышения полномочий означает не только очевидность этого для самого виновного лица, но также – и для других (посторонних) лиц.

Действиями, выходящими за пределы полномочий, могут быть:

1) действия, относящиеся:

а) к полномочиям или компетенции другого должностного лица

б) к полномочиям или компетенции должностного лица другого ведомства

в) к полномочиям или компетенции вышестоящего должностного лица

г) к полномочиям коллегиального или коллективного органа

2) совершение действий при отсутствии специальных полномочий или условий, отсутствующих в конкретной ситуации

3) совершение действий, на которые не имеет права ни одно должностное лицо.

По конструкции данный состав материальный.

Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда правам и интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Субъективная сторона – умысел прямой или косвенный. Мотивы и цели могут быть различными (в том числе – ложно понятые интересы службы).

Субъект – должностное лицо.

Ч.2 ст.286 УК в качестве квалифицирующего признака предусматривает совершение деяния не просто должностным лицом, а должностным лицом, занимающим определённые должности (гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ, должность главы органа местного самоуправления).

Ч.3 ст.286 УК предусматривает особо квалифицирующие составы:

а) с применением насилия или с угрозой его применения

Насилие в данном случае – это физическое ограничение свободы, побои, истязания, причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшему.

Если насилие, применяемое к потерпевшему, выражалось в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью или смерти, то требуется дополнительная квалификация по ст.111 или ст.105 УК.

б) с применением оружия или специальных средств

Применение оружия регламентируется ФЗ «Об оружии».

Применение оружия – это фактическое использование оружия для физического воздействия на потерпевшего путём причинения вреда его здоровью, а также для психического воздействия путём угрозы применения такого насилия.

Специальные средства – это приспособления и устройства, используемые для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т.п.).

Применение специальных средств – это причинение специальными средствами вреда жизни и здоровью потерпевшего, а также создание реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего.

Демонстрация специальных средств, не создавшая реальной опасности для жизни и здоровья потерпевшего, данного квалифицирующего признака не образует.

в) с причинением тяжких последствий

Тяжкие последствия:

- причинение смерти по неосторожности

- доведение до самоубийства

- причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности нескольким потерпевшим и т.п.

Ст.288 УК РФ

(присвоение полномочий должностного лица)

 

С объективной стороны данное преступление заключается в том, что рядовой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления самовольно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает на этой основе действия, существенно нарушающие права и законные интересы граждан или организаций.

Существует 2 случая присвоения полномочий:

1) когда служащий выдаёт себя за должностное лицо

2) когда служащий не называет себя должностным лицом, но по существу берётся за исполнение функций должностного лица.

Способы осуществления присвоения полномочий:

1) устное заявление о занятии должности

2) использование форменной одежды

3) предъявление поддельного документа (изготовление поддельного документа требует дополнительной квалификации по ст.327 УК).

Обязательным признаком данного состава преступления является наступление общественно-опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

Если в действиях такого лица содержатся признаки иного преступления, то действия должны квалифицироваться по совокупности (например: с производством незаконного обыска, нанесением побоев и т.п.).

Если в результате присвоения должностных функций такое лицо безвозмездно с корыстной целью завладевает имуществом – такие действия подлежат дополнительной квалификации по ст.159 УК.

Субъект – вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, не являющиеся должностными лицами, а выполняющие функции государственного служащего или служащего органа местного самоуправления.

Если полномочия присваиваются должностным лицом, то оно (при наличии в его действиях признаков преступления) по совокупности отвечает также по ст.286 УК.

Субъективная сторона – прямой умысел. Мотивы и цели значения не имеют.

Присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК) следует отличать от злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК):

 

ст.285 УК ст.288 УК
Лицо злоупотребляет действительными полномочиями, которыми оно наделено в законном порядке, используя их во вред интересам службы Должностными полномочиями лицо в действительности не обладает
Субъектом может быть только должностное лицо Субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, не являющиеся должностными лицами, а выполняющие функции государственного служащего или служащего органа местного самоуправления

 

 

60. Понятие и виды взятки

По смыслу закона предметом ст.291 УК наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые должностному лицу безвозмездно, но подлежащие оплате.

Согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ это предоставление туристических путёвок, ремонт квартиры и т.д.

Под выгодами имущественного характера следует понимать занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей и процентных ставок за пользование банковскими услугами и др. Указанные выгоды или услуги должны иметь стоимостную, денежную оценку. Это движимое или недвижимое имущество, права и услуги, получение которых или пользование которыми приносит должностному лицу или его близким имущественную выгоду. Должностное лицо получает такое имущество безвозмездно или по заниженной цене. Например: оплата обучения и развлечений, проездных билетов, билетов в театр и т.д., прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление квартиры для проживания без оплаты аренды и др.

Деньги и ценные бумаги в качестве предмета взяточничества могут быть в российской или иностранной валюте.

Предметом взяточничества может быть имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте. Но иногда виновные лица должны нести ответственность по совокупности ст.291 и ст.222, 228, 228.1 или 191 УК.

Оказание услуг неимущественного характера (например, вынесение положительной характеристики и т.д.) или предоставление услуги, оплаченной самим должностным лицом в полном объёме – не образуют предмета взяточничества.

Вопрос о сексуальных услугах – они не образуют предмета взяточничества, т.к. сложно определить цену и т.д.

Наряду с непосредственной передачей предмета взяточничества нередко встречаются завуалированные виды взятки:

ü под видом ссуды, проигрыша денег в карты, продажи вещей по заниженной цене

ü завышенные гонорары за литературную и иную деятельность.

Вопрос о размере предмета взятки (особенно когда это взятка в качестве благодарности), т.к. в ряде случаев очень сложно отличить её от подарка.

06.05.2004

(замена)

 

Признаки разграничения предмета взяточничества (взятки) от подарка:

1) подарок передаётся после совершения должностным лицом действия или бездействия, которые являются по форме и содержанию законными

2) о передаче подарка между дарителем и получателем не было договорённости

3) стоимость подарка не должна превышать 5 МРОТ на момент его дарения

(сейчас 1 МРОТ = 600 рублей => стоимость подарка не должна превышать 3000 рублей)

4) подарок должен иметь вещную, традиционную для подарка форму.

Существует 3 основных типа взяток:

1) деловая взятка – это платёж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей

2) тормозящая взятка – платится за приостановку действия нормы или неприменение нормы в деле, где она должна быть применена

3) прямой подкуп – это не покупка услуги, а покупка служащего, т.е. приобретение данного должностного лица, чтобы он, оставаясь на работе в данной организации, сохранял внешнюю лояльность, защищал и лоббировал интересы взяткодателя. Виды взяток

 

1) классификация Рейсмана

 

Существует 3 основных типа взяток:

1) деловая взятка

Это платёж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей.

Т.е. это связано с активной деятельностью лица, которому даётся взятка.

2) тормозящая взятка

Платится за приостановку действия нормы или неприменение нормы в деле, где она должна быть применена. Обычно имеет место в сфере правоохранительных органов.

3) прямой (тотальный) подкуп

Это не покупка услуги, а покупка служащего, т.е. «приобретение данного должностного лица», чтобы он, оставаясь на работе в данной организации, сохранял внешнюю лояльность, защищал и лоббировал интересы взяткодателя.

Это денежное содержание должностного лица (имущественное либо услугами).

 


2) по способу (форме)

вручения взятки:

 

открытая

взятка

завуалированная

3) по времени вручения:

 

взятка-подкуп

взятка

взятка-благодарность


 

4) по предмету взятки:

ü деньги, ценные бумаги

ü предметы, имеющие материальную ценность

ü услуги имущественного характера

 

5) по характеру действий, выполняемых должностным лицом:

 

взяточничество

 


мздоимство

 

Когда должностное лицо выполняет законные действия.

Квалификация по ч.1 ст.290 УК.


лихоимство

 

Когда должностное лицо выполняет незаконные действия.

Квалификация по ч.2 ст.290 УК.

Возможно 2 варианта незаконности:

1) незаконность, определяемая в рамках уголовного права

(ч.2 ст.290 УК + дополнительная квалификация по соответствующей статье)

2) незаконность, определяемая в рамках других отраслей права (ч.2 ст.290 УК)


6) взятка может быть

1) передана лично

2) передана через посредника

3) передана члену семьи должностного лица – В этом случае необходимо установить, знало ли должностное лицо о том, что члену его семьи было передано и для какой цели.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...