Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взяточничество (ст.290 и ст. 291 УК)

 

Общая характеристика

 

Законодательством взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, как одно из наиболее опасных и распространённых видов нарушения служебного долга.

Суть данного преступления: должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за своё служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Важнейшим условием правильного функционирования государственного аппарата является осуществление принципа публично-правовой законной оплаты служебной деятельности должностных лиц.

Должностное лицо обязано в своей деятельности руководствоваться интересами службы и может получать вознаграждение за службу в государственных или муниципальных органах, учреждениях и вооружённых силах, а также других войсках и воинских формированиях РФ – только в установленном законом порядке и ни в коем случае – от частных лиц и организаций, заинтересованных в том или ином бездействии или действии должностного лица или вообще в направлении его деятельности.

Давая взятки, нарушители часто уходят от ответственности.

На практике взятки даются при регистрации, сдаче экзаменов и т.д. При нарушении налогового, таможенного, экологического и иного законодательства. За взятки обеспечивается заключение выгодных контрактов, получение налоговых льгот и кредитов и т.д.

Согласно данным МВД в 1996 году структура привлечённых к ответственности за взяточничество составляет:

26% - работники правоохранительных органов, 14% - депутаты.

Формы коррупции:

1) получение вознаграждения за уже совершённое деяние без предварительной договорённости о вознаграждении. Деяние должно быть правомерным и выполняться с использованием должностным лицом своего служебного положения.

2) получение вознаграждения при тех же условиях за действия или бездействие, связанные с нарушением должностным лицом своих служебных обязанностей

3) получение вознаграждения до совершения правомерных действий с использованием служебного порядка

Опасный вид этой формы – вымогательство взятки

4) получение вознаграждения до совершения незаконных действий, в которых заинтересован взяткодатель

5) получение должностным лицом материальных ценностей или услуг от лиц, которые так или иначе от него зависят, нуждаются в его покровительстве или находятся в сфере его юрисдикции. В этом случае обычно нет договорённости на совершение конкретного действия.

6) поборы (дань), накладываемые должностными лицами на подчинённых им лиц, которые зависят от их благорасположения.

По УК понятие взяточничества охватывает 2 состава – ст.290 и ст.291 УК.

Специальной статьи, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, в УК нет. Однако фигура посредника при даче взятки упоминается в диспозициях этих статей и несёт уголовную ответственность.

Не может быть состава ст.290 УК, если нет оконченного состава ст.291 УК. Эта взаимная зависимость данных преступлений вызывает в научной юридической литературе споры об их правовой природе. Существует 3 точки зрения:

1) ст.290 УК и ст.291 УК являются самостоятельными составами преступления (Здравомыслов и др.)

2) взяточничество – это сложное двухстороннее единое преступление (Дурманов, Сахаров)

3) дача взятки является особым случаем соучастия в её получении. В этой связи дача взятки выделена в особый состав (ввиду особой важности).

Единство данных преступлений: и при получении, и при даче взятки объектом посягательства является нормальная деятельность публичного аппарата управления, нарушаемая путём принятия должностным лицом в связи с его служебной деятельностью незаконного материального вознаграждения, передаваемого (переданного) взяткодателем.

К вопросу о взяточничестве примыкает вопрос о возможной малозначительности деяния (ч.2 ст.14 УК), когда какие-либо признаки разграничения предмета взяточничества от подарка (вышеприведённые) отсутствуют. В этом случае должностному лицу предлагается получить предмет взяточничества за совершение незаконных действий или бездействия, но предмет (имущество или услуга) явно невелики по стоимости. В этом случае необходимо признать отсутствие в достаточной степени общественной опасности деяния, т.е. его малозначительность.

Объективная сторона ст.290 (и ст.291) УК состоит в получении предмета взяточничества лично или через посредника:

1) за действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если это действие входит в служебное положение лица либо должностное лицо в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям или бездействию

2) за общее покровительство или попустительство по службе.

Существует 4 варианта, отличающиеся друг от друга особенностями служебного поведения должностного поведения, за которое или в связи с возможностью осуществления оно получает взятку. При этом соответствующее поведение должностного лица находится за рамками состава ст.290 УК.

1) действие или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч.1 ст.290 УК)

2) действие или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но получатель взятки в силу своего должностного положения мог способствовать такому действию или бездействию со стороны другого должностного лица (ч.1 ст.290 УК)

3) общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч.1 ст.290 УК)

4) незаконные действия или бездействие должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч.2 ст.290 УК).

 

Действие или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица

(ч.1 ст.290 УК)

В данном случае должностное лицо совершает законные и правомерные действия (бездействие), не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его компетенции. Т.е. действия, которые совершены, должностное лицо либо имело право, либо было обязано совершить.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действий или бездействия в интересах дающего взятку) на квалификацию содеянного не влияет.

Действие или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но получатель взятки в силу своего должностного положения мог способствовать такому действию или бездействию со стороны другого должностного лица

(ч.1 ст.290 УК)

Должностное положение субъекта определяет не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей по занимаемой им должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способствовать совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия (бездействия) другим должностным лицом, возможно – ничего не знающем об этом вознаграждении.

Согласно п.4 Постановления Пленума ВС РФ субъектом получения взятки надлежит признавать и такое должностное лицо, которое, хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения способствовало исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом.

Под таким должностным положением понимается:

1) авторитет должности

2) нахождение в подчинении должностного лица иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

 

Воздействовать на другое должностное лицо, используя авторитет должности и личные связи по службе, возможно:

 


1) по вертикали – когда должностное лицо, на которое оказывается воздействие, находится в определённой зависимости от лица, которое оказывает воздействие на другое должностное лицо:

ü оба должностных лица работают в

одной организации, причём второе – находится в отношении подчинённости или подконтрольности первому либо в ином зависимом состоянии по службе

ü должностные лица работают в разных

организациях, связанных отношениями административной, финансовой, экономической, хозяйственной зависимости, подконтрольности и поднадзорности

 

Судебная практика бесспорно относит это к действиям, за которые может быть получена взятка.


2) по горизонтали – когда оба должностных лица имеют примерно равный правовой статус и независимы друг от друга (например, два начальника отделения милиции).

 

По Кондрашовой, это есть использование личных связей.

 

При наличии определённых признаков данное деяние будет оцениваться по ст.285 УК (злоупотребление должностными полномочиями).


 

Передающий ценности может отвечать за оконченное покушение (ч.3 ст.30 УК) на дачу взятки, если он преследовал цель добиться совершения желаемого для него действия должностным лицом.

Взятка передаётся за действия, которые должны быть совершены в интересах дающего её лица или представляемых им лиц (друзья, родственники, партнёры по бизнесу и т.д.).

Общее покровительство или попустительство по службе

должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам

(ч.1 ст.290 УК)

Покровительствовать – это значит благоприятно относиться, защищать, оказывать заступничество, поощрять, создавать благоприятные условия.

Попустительствовать – это значит не противодействовать, проявлять снисходительство к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены в частности действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушение служебной деятельности взяткодателя или представленных им лиц (подчинённых ему), не реагирование на его неправомерные действия.

В обоих этих случаях (покровительство и попустительство) при получении предмета взятки конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления сознают, что в конечном счёте ценности или услуги включаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц.

Данный вид взяточничества характерен при получении систематически (3 раза и более) вознаграждения от подконтрольных ему работников.

Должностное лицо постоянно решает вопросы так или иначе затрагивающие их служебные интересы, и эти работники заинтересованы в благоприятном отношении к ним должностного лица.

Взяткополучателем может быть и представитель власти, получающий незаконное вознаграждение от лиц, ему не подчинённых, но могущихся оказаться в сфере действия его властных полномочий, что и определяет необходимость подкупа.

 

Незаконные действия или бездействие должностного лица

в пользу взяткодателя или представляемых им лиц

(ч.2 ст.290 УК)

Ч.2 ст.290 УК предусмотрено получение взятки за незаконные действия должностного лица.

Незаконность – это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта либо действия (бездействие), входящее в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не было.

Согласно п.10 Постановления Пленума ВС РФ незаконные действия – это неправомерные действия, которые не вытекают из его служебных полномочий или совершаются вопреки интересам службы, а также действия, содержащие все признаки преступления или иного правонарушения.

Совокупность взяточничества с другими преступлениями (по Кондрашовой):

1) если взятка вручается в завуалированной форме под видом оплаты якобы выполненных работ, и вознаграждение было получено лично должностным лицом

Квалификация действий должностного лица производится по совокупности ст.290 и ст.160 УК, действий взяткодателя – по совокупности ст.291 и ст.160 УК.

2) если должностное лицо получает вознаграждение из средств, добытых преступным путём, и обещание принять эти средства оно дало до совершения соответствующего преступления

Квалификация: ч.5 ст.33, соответствующая статья особенной части, ст.290 УК.

В данном случае имеет место интеллектуальное пособничество.

3) если взяткодатель осведомлён о том, что эти средства добыты преступным путём, но до совершения соответствующего преступления он не давал согласия на их принятие в виде вознаграждения, содеянное квалифицируется по совокупности ст.175 и ст.290 УК.

 

Моментом окончания преступления является момент принятия должностным лицом взятки независимо от того

ü за какое действие или бездействие (законное или незаконное) получена взятка

ü выполнило или нет должностное лицо действия (бездействие), имевшиеся в виду

при передаче вознаграждения

ü собиралось ли вообще должностное лицо выполнять эти действия (бездействие).

Применительно к попустительству и покровительству состав преступления считается выполненным полностью, даже если конкретные акты должностного лица проявления его покровительства и попустительства, имевшиеся в виду при передаче предмета взяточничества, ещё не были осуществлены.

Согласно п.20 Постановления Пленума ВС РФ если должностное лицо принимает вознаграждение, обещая взяткодателю совершить действия (бездействие) в его интересах либо в интересах представляемых им лиц и понимая при этом, что фактически как должностное лицо оно не в состоянии выполнить обещанное, то ответственность наступает не по ст.290 УК, а по ч.3 ст.159 УК (мошенничество), а при наличии признаков подстрекательства – за пособничество к даче взятки.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ вымогательство – это требование должностного лица дать взятку или передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг либо иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден будет дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Аналогично расценивается ситуация, когда должностное лицо умышленно нарушает интересы субъекта, побуждая его дать взятку должностному лицу.

Предмет взятки взяткодателю не возвращается (за исключением случаев вымогательства взятки должностным лицом).

Ст.292 УК РФ

(служебный подлог)

 

Предмет – официальные документы, т.е. документы, которые выдаются органом государственной власти и предоставляют права либо освобождают от обязанностей, удостоверяют определённые факты, события или иные обстоятельства.

Это материальные носители информации, письменные акты федеральных органов исполнительной власти и государственного управления, органов местного самоуправления, а также иных государственных и муниципальных учреждений.

Официальные документы, удостоверяющие определённые факты и события, в силу их значимости должны обладать соответствующей признаками, должны составляться в определённой форме и с определёнными реквизитами (гербовый бланк, штамп, печать, входящий или исходящий номер, наименование должности и подпись составившего его должностного лица).

Документы, исходящие от коммерческих организаций, предмета данного преступления не составляют, такого рода действия квалифицируются по ст.327 УК.

С объективной стороны данное преступление составляют следующие действия:

1) внесение в официальный документ заведомо ложных сведений (т.е. в подлинный документ, сохраняющий все реквизиты, вносится какая-либо ложная информация)

2) внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание (путём подчистки, приписок и т.п.).

Субъективная сторона – прямой умысел. Наличие корыстной или иной заинтересованности.

Существует 2 способа подделки:

1) материальный (физическое воздействие на документ)

2) интеллектуальный (внесение в документ ложных сведений).

Если в результате служебного подлога, сделанного должностным лицом, будут существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства, то такие действия квалифицируются по совокупности со ст.285 УК.

Субъект преступления – должностные лица, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления.

Если подлог являлся средством содействия совершению преступления или его сокрытию, то такие действия образуют совокупность подлога (ст.292 УК) и соучастия в конкретном преступлении.

 

Ст.293 УК (халатность)

 

Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

 

Халатность – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестности или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба либо смерти (ч.2 и ч.3 ст.293 УК).

Например:

ü небрежное отношение должностного лица к приёму или отпуску материальных

ценностей, приводящее к крупной недостаче

ü небрежное отношение должностного лица к хранению имущества или несоблюдение

условий его хранения, повлекшее порчу имущества и др. примеры

Объект и субъект халатности по своему содержанию не отличаются от этих же элементов большинства составов гл.30 УК.

Для привлечения к уголовной ответственности за халатность должно быть установлено:

1) какие конкретно обязанности были возложены на должностное лицо и в установленном ли порядке

2) что именно из этих обязанностей не выполнено или выполнено ненадлежащее

3) повлекло ли данное нарушение указанный в законе вред

4) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно и субъективно) для выполнения указанных в инструкции обязанностей.

Т.о., с объективной стороны халатность характеризуется:

1) бездействием должностного лица либо ненадлежащим, в чём-то ущербным действием по исполнению обязанностей

2) наличием указанных в ст.293 УК последствий

3) наличием причинной связи между бездействием должностного лица и имущественным ущербом или смертью.

Для обвинения лица в халатности необходимо выяснить (на основе соответствующих законов, иных нормативных актов, инструкций, приказов), какие именно обязанности были возложены на должностное лицо, и что конкретно оно должно делать в этом случае.

Халатность – это единственное в гл.30 УК деяние, совершаемое по неосторожности.

Неосторожность возможна в форме легкомыслия или небрежности.

Легкомыслие – когда должностное лицо предвидело возможность наступления крупного ущерба (свыше 100 тыс. рублей) или смерти, но без достаточных оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.

Небрежность – когда должностное лицо не предвидело указанных последствий, но при необходимой внимательности и осмотрительности должно было и могло предвидеть их наступление.

При неосторожности необходимо обосновать, что должностное лицо не только должно было, но и могло надлежаще выполнить свои обязанности и тем самым предотвратить наступление вредных последствий.

При этом должны учитываться как объективные (внешние) условия, в которых должностное лицо находилось, так и субъективные возможности, связанные с профессиональной подготовкой, опытом, уровнем образования, состоянием здоровья и т.п.

Невыполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие неопытности, недостаточной квалификации (т.е. должностное лицо не могло исполнить свои обязанности) в силу отсутствия его вины не может квалифицироваться как халатность, даже в случае наступления указанных в ст.293 УК последствий.

Важное значение в составе ст.293 УК имеет время совершения деяния должностным лицом, т.к. бывают случаи, когда между невыполнением обязанностей и наступлением последствий проходит значительный промежуток времени.

Временем совершения преступления является время совершения общественно-опасного деяния в независимости от времени наступления последствий.

При этом, если с момента совершения деяния истёк срок давности привлечения к уголовной ответственности по ст.78 УК, то лицо освобождается от уголовной ответственности.

От халатности как должностного преступления, состоящего в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей, следует отличать случаи неисполнения или недобросовестного исполнения профессиональных служебных обязанностей, не связанных с исполнением должностных полномочий субъекта, даже если они у него имеются.

Поэтому, например, медицинские работники государственных или муниципальных учреждений, допустившие небрежность при проведении лечения или хирургического вмешательства, не могут нести ответственность по ст.293 УК, а должны отвечать за преступления против личности.

Критерии халатности

 


Объективный

 

Входило ли в круг должностных обязанностей (полномочий) должностного лица совершение определённых действий.

 

Данный критерий имеет нормативно-правовой характер.

Субъективный

 

Могло ли должностное лицо в данном случае вообще выполнить свои обязанности надлежащим образом, имело ли для этого реальную возможность.

 

Существует 2 аспекта реальной возможности:

1) внешние факторы

Это опыт, профессионализм, образование, уровень интеллекта, внешнее окружение (обстоятельства)

2) фактор психо-физиологического характера

Состояние здоровья, например.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...