Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие фирмы на рынках факторов производства.

Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную особенность на механизм их функционирования. Во-первых, на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами.Отсюда следует, что теория спроса на ресурсы также должна соответствовать целевой функции фирмы – максимизации прибыли. Иначе говоря, анализ поведения фирмы на рынке ресурсов должен основываться на принципе максимизации прибыли со стороны фирмы.

Во-вторых, в отличие от потребительского спроса на товары и услуги спрос фирмы на факторы производства носит производный характер,т. е. он зависит от спроса на готовые товары и услуги. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи (например, спрос фирмы на кожу зависит от спроса на обувь и т.д.).

Однако приобретение фирмой факторов производства подчиняется определенным правилам и законам. Чем руководствуется фирма, когда определяет объем закупок факторов производства? Предположим, фирма должна решить, сколько ей необходимо нанять рабочей силы. Она уже использует определенное число рабочих, но хочет знать, рентабельно ли нанять еще одного рабочего. Очевидно, что наем дополнительного работника дает приращение продукции (дохода), но одновременно увеличивает издержки фирмы. Существует правило: наем дополнительного работника имеет смысл, если дополнительный доход от его труда больше, чем издержки на заработную плату.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнитель­ной единицы ресурса, называется предельным продуктом (МР- mar­ginal product). Приростдохода фирмы от реализации дополнительного продукта называется предельной доходностью (производительностью) ресурса(MRP - marginal revenue product). MRP еще называется предель­ным продуктом в денежном выражениии рассчитывается по формуле:

 

MRP = МР х MR(6)

где, MRP - доходность (производительность) ресурса;

МР - предельный продукт фактора производства;

MR - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

 

Pres

 

 
 

 

 


MRP

0 Qres


Рисунок 19. Убывающая доходность ресурса

 

Графическипредельная доходность ресурса - это кривая спроса, с которой сталкивается фирма на рынке готовой продукции (кривая спроса на ее продукцию). Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая, как известно, имеет отрицательный наклон, так как отражает убывающую доходность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них (рис. 19).

Второе обстоятельство, которое учитывает фирма при определении объема закупок факторов производства, - издержки приобретения каждой дополнительной единицы фактора производства, получившие названием предельных издержек ресурса(MRC - marginal resource cost).

На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения ресурса.На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса будет постоянной, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цены предложения, поскольку они формируются рынком (рис. 20). Поэтому на графике линия MRC будет прямой, параллельной оси абсцисс. Для фирмы-покупателя кривая предложения Ps - это кривая ее предельных расходов MRC. Она будет совпадать с кривой средних расходов АС.

Pres

 

Р Ps =MRC = AC

 

 

0 Q

Рисунок 20. Спрос конкурентной фирмы на ресурс

 

Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRP = MRC (рис.21).

На рис. 22 видно, что равенство MRP и MRC достигается в точке Е, чему соответствует объем ресурса QE .

Если MRP > MRC, т. е. кривая MRP находится выше кривой MRC, фирма может еще увеличивать закупку факторов производства, так как доход от дополнительной единицы ресурса MRP превышает издержки от его использования MRC.

Если MRP < MRC. то сокращение использования дополнительного фактора производства в большей мере сократит издержки, чем доход.

Следовательно, условием максимизации прибыли фирмой будет равенство предельной доходности ресурса и предельных издержек: MRP = MRC.

Данное условие очень похоже на условие равновесия фирмы, реализующей готовую продукцию: MR = МС. Но если тогда речь шла о выпуске продукции,то теперь - о затратах на ресурс.Равенство MRP = MRC получило название золотого правила равновесия фирмы на рынке факторов производства.

Это равенство справедливо для любого рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или монопольным.

 

Pres

 
 


MRP

 

 

PE E

MRC

 

0 QE Q res

Рисунок 21. Выбор фирмой объема закупок ресурса

 

Равновесие на конкурентном рынкефакторов производства характеризуется уравнением спроса и предложения. В точке Е (рис. 22) равновесная цена составит PE, равновесный объем - QE.

Если рынок готовой продукции также совершенно конкурентный, то кривая спроса на ресурс D показывает предельную доходность ресурса MRР, которую потребители ресурса получают от его дополнительного использования. MRР, как отмечалось ранее, будет снижаться по мере увеличения количества единиц ресурса. Кривая же предложения ресурса отражает издержки фирмы, точнее, предельные расходы от использования дополнительной единицы ресурса MRС. Следовательно, в точке Е предельная доходность ресурса MRР равна его предельным издержкам MRС.

Р

B S (MRC)

PE E

 
 


А D (MRP)

 

0 QE Q

Рисунок 22. Спрос и предложение на конкурентном рынке факторов производства

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...