Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход приватизации в России: этапы, способы и результаты

Стержень проведения курса реформ в России является приватизация. Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации – ваучерный.

В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались:

- акционерный сектор экономики;

- рынки ценных бумаг;

- система инвестиционных фондов и др. финансовых структур.

Но самый главный результат – это рождение новой классовой структуры общества:

- класса частных собственников,

- наемных рабочих.

Появилось «поле» действия новых экономических законов:
- спроса и предложения,

- ценообразования,

- распределения доходов,

- а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.

Результат приватизации (ваучеризации) – концентрация акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.

Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50 % легкой и пищевой промышленности составляли частный сектор экономики; строительство – 35 %, автотранспорт – 42 %, торговля (оптовая и розничная) – около 50 %, общественное питание – 55 %, бытовое обслуживание – 21 %.

Второй этап приватизации в России – денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа явилось наращивание бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него.

Главной целью считалось формирование слоя частных собственников.

В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое перераспределение собственности в пользу действительно эффективных собственников – среднего класса.

Массовая приватизация и акционирование предприятий создали в России новый вид собственника – акционера.

Но основная масса акционеров и ваучеры не могла не только обеспечить приличную жизнь, но и просто существование.

С другой стороны колоссальные богатства сосредоточили в своих руках «новые русские».

Отсюда основная задача приватизации в России остается создание эффективного собственника – среднего класса.

Он может сформироваться:

1) из акционеров,

2) представителей малого бизнеса;

3) наемных работников.

Недостатки приватизации в России:

· нерациональная последовательность (вначале быстро и за бесценок была приватизирована нефтяная, металлургическая и др. наиболее прибыльные отрасли экономики, дававшие основные доходы в государственный бюджет);

· не преодолен монополизм экономики (вместо государственных монополий появились частные);

· неэффективная социальная компенсация (первый этап приватизации не обеспечил справедливого распределения приватизируемого общественного имущества среди граждан);

· коррупция и правонарушения.

Программа развития экономики страны должна решать главную на сегодняшний день задачу – обеспечение достаточно высоких темпов экономического роста. Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Реализация такой политики возможна, если будет изменена налоговая система и в стране наступит относительная стабильность. Одновременно необходимо проводить работу по предотвращению инфляции, улучшению сбора налогов, восстанавливать разрушенную кризисом банковскую систему, осуществлять дополнительные меры по социальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, то наметившаяся стабилизация в экономике укрепится, и страна сможет начать продвижение вперед.

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие переходной экономики.

2. Цель, предпосылки и закономерности переходной экономики.

3. Пути перехода к рыночной экономике.

4. Почему переходная экономика России специфична? Каковы ее черты?

5. Какова концепция перехода России к рыночной экономике?

6. Методы и формы приватизации собственности в России.

7. Каковы недостатки приватизации в России?

8. Какие условия и направления должны быть включены в программу развития рыночной экономики России?

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Альтернативные издержки— количество одного товара, которым необ­ходимо пожертвовать для того, чтобы иметь возможность получить другой товар.

Активные операции банка— операции по выдаче (размещению) раз­личного рода кредитов.

Акциз— вид косвенного налога, включаемого в цену товара или услуги.

Акционерное общество— хозяйственная организация, созданная на основе централизации денежных средств посредством про­дажи акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, свя­занных с деятельностью общества, в пределах стоимости при­надлежащих акционерам акций.

Акция— ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество и гарантирующая право на получе­ние части прибыли в виде дивиденда.

Акция обыкновенная (простая)— акция, дающая право на участие в управлении акционерным обществом и на получение диви­денда.

Акция привилегированная— акция, не дающая права голоса на собра­нии акционеров, но дающая право на фиксированный диви­денд, выплачиваемый в первоочередном порядке.

Амортизационные отчисления— отчисление части стоимости основ­ных средств для возмещения их износа; отчисления на вос­становление капитала, потребленного в течение года в про­цессе производства валового национального продукта.

Антимонопольная политика— система государственных мер, направ­ленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Аренда— передача имущества в срочное возмездное владение и пользо­вание. Имущество передается арендодателем арендатору на основании договора аренды.

Банк— кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денеж­ные средства, предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам и осуществляющее денежные расчеты и другие опе­рации.

Банковская гарантия - поручительство банка за клиента, когда банк берет на себя обязательство в случае неуплаты клиентом в срок причитающегося с него платежа произвести эти платежи за свой счет.

Банковская ставка - размер платы банку за пользование денежной ссудой, выраженная в процентах (банковский процент).

Банкнота— бумажные деньги, выпускаемые эмиссионными банками; вексель на банкира, долговое обязательство на банкира.

Бартерная торговля— прямой обмен одного товара на другой, осуще­ствляемый без привлечения денежных расчетов.

Безработица— часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Бизнес— экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Биржа— организационно оформленный, действующий на постоянной основе рынок, на котором осуществляется торговля товарами (товарная биржа), ценными бумагами (фондовая биржа), ино­странной валютой (валютная биржа).

Бреттон-Вудсская система - международная валютная система, созданная в 1944 г. Основными ее элементами являются: золотодолларовый стандарт; гарантированный правитель­ством США обмен иностранным центральным банкам долла­ров на золото. Рыночные курсы валют фиксируются в преде­лах ±1% золотого или долларового паритета; международное валютное регулирование осуществляет Международный валютный фонд.

Брокер— посредник, агент, действующий при заключении сделок по поручению и за счет клиентов, получая от них комисси­онные.

Бумажные деньги— используемые в обращении бумажные денежные знаки, представленные банкнотами и казначейскими билетами.

Бюджет государственный— всесторонняя смета государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования.

Бюджетный дефицит— сумма превышения государственных расхо­дов над государственными доходами.

Валовой внутренний продукт (ВВП)— суммарный объем продукции и услуг, произведенный всеми факторами производства, расположенными в пределах данной страны, независимо от на­циональной принадлежности этих факторов.

Валовой национальныйпродукт (ВНП)— рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение опреде­ленного периода (обычно за год) факторами производства, принадлежащих гражданам данной страны, независимо от того, где они использовались, внутри данной страны или за рубежом.

Валовые внутренние инвестиции— общая стоимость всех средств про­изводства, произведенных в данном году, а также затраты на пополнение товарно-материальных запасов.

Валюта— находящаяся в обращении денежная единица страны.

Валюта иностранная— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законными платежными средствами в соответствующих иностранных государствах.

Валютная интервенция— купля (продажа) центральным банком ино­странной валюты с целью регулирования динамики валютного курса.

Валютный курс— цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.

Валютные операции— операции, связанные с переходом права соб­ственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием иностранной валюты в качестве средства платежа.

Вексель— документ, заключающий в себе безусловное обязательство об уплате векселедержателю определенной суммы в установ­ленный срок.

Вертикальное слияние— слияние в единое предприятие или переход под единый контроль двух или более предприятий, осущест­вляющих разные стадии производства того или иного товара.

Взаимодополняющие товары— товары, для которых существует обрат­ное соотношение между ценой на один товар и спросом на дру­гой, а именно снижение (повышение) цены на один товар ведет к увеличению (уменьшению) спроса на другой товар.

Взаимозаменяемые товары— товары, которые могут удовлетворять одну и ту же потребность, при этом снижение (повышение) цены на один товар ведет к уменьшению (увеличению) спро­са на другой из взаимозаменяемых товаров.

Внешняя торговля— торговля государства с другими странами, вклю­чает ввоз и вывоз товаров.

Внешнеторговый дефицит— превышение ввоза товаров (импорта) над вывозом товаров (экспортом).

Внешний долг государства— государственная задолженность ино­странным гражданам, предприятиям и другим странам.

Внешние эффекты— эффекты, возникающие, когда производство или потребление какого-то товара влияет на фирмы или потреби­телей, непосредственно не вовлеченных в акты купли-прода­жи данного товара.

Всемирная торговая организация (ВТО)— многостороннее соглаше­ние между входящими в нее государствами (на 1996 г. — 123 страны), определяющее нормы и правила торговых отно­шений между государствами — участниками соглашения.

Вывоз капитала— перемещение гражданами, предприятиями или госу­дарством средств в другие страны для приобретения там цен­ных бумаг или осуществления инвестиций.

Выручка— сумма денег, полученная от продажи товара или предо­ставление услуг за определенный период времени.

Выручка торговая— доход от продажи товаров на рынке. Исчисляется как произведение цены товара на количество единиц этого това­ра, произведенного на рынке в определенный отрезок времени.

Гарантия— ручательство; обеспечение выполнения обязательств, например, банковскую гарантию представляет покупатель, если в его платежеспособности сомневается продавец.

Гарантированная ссуда— кредит, предоставляемый под особый залог.

Гиперинфляция— вид инфляции, характеризующийся исключитель­но быстрым ростом уровня цен и денежной массы в обраще­нии. В период гиперинфляции годовые темпы роста цен пре­вышают 10 000%.

Горизонтальное слияние— объединение в одно предприятие или взя­тие под единый контроль двух или нескольких предприятий, осуществляющих одни и те же стадии производства или про­изводящих одну и ту же продукцию.

Государственная собственность— форма собственности, при которой в качестве собственника выступает государство в лице его органов.

Государственное предпринимательство— деятельность государствен­ных предприятий на коммерческой и некоммерческой основе по производству товаров ипредоставлению услуг.

Государственные расходы— расходы государства на приобретение товаров и получение услуг.

Государственное регулирование рынка— вмешательство государства в функционирование рыночных механизмов, воздействие на экономику посредством административных (законода­тельные акты и основанные на них действия исполнитель­ных органов власти), экономических (валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и др.) методов и ры­чагов.

Государственный сектор экономики— находящаяся в государствен­ной собственности или полностью контролируемая государ­ством часть экономики страны.

Граница производственных возможностей— показывает максималь­но возможный объем выпуска определенных товаров и услуг, которые могут быть произведены в условиях абсолютно пол­ного использования доступных ресурсов и знаний при задан­ных объемах производства других товаров и услуг.

Двойной счет— повторное включение стоимости промежуточных това­ров и услуг в стоимость валового национального продукта.

Девальвация— официальное снижение курса валюты.

Девизы— платежные средства в иностранной валюте, используемые в международных расчетах.

Декларация о доходах— показывает доходы ирасходы физического лица за определенный период времени (как правило, за год).

Демонополизация— устранение государственной или иной монопо­лии, диктующей свои условия рынку.

Демпинг— продажа товаров по цене ниже их себестоимости (ниже издержек); демпинг осуществляется, как правило, на внеш­нем рынке.

Денежная масса— совокупность общепринятых средств платежа в эко­номике.

Денежная система— исторически сложившаяся система организации денежного обращения, закрепленная законодательством.

Деньги— активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления.

Деньги бумажные— бумажные знаки, используемые в качестве средств денежного обращения.

Депозит— денежная сумма или иная ценность, отданная на хранение; чаще всего употребляется как вклады в банки денежных сумм или ценных бумаг.

Депорт— биржевая сделка на срок, заключаемая на фондовой бирже в расчете на понижение курса ценных бумаг.

Дефицит— несоответствие (превышение) спроса предложению.

Дефицит бюджета— превышения расходов государства над его доходами.

Дефлятор ВНП— отношение номинального валового национального продукта к реальному.

Дефляция— падение среднего уровня цен в экономике, процесс, про­тивоположный инфляции.

Диверсификация— одновременное развитие многих непосредственно не связанных между собой производств; диверсификация про­изводства фирмы — развитие в составе фирмы или включе­ние в нее нескольких, непосредственно не связанных между собой производств.

Дивиденд— доход, получаемый владельцем акции из прибыли акцио­нерного общества по итогам его хозяйственной деятельности за определенный период времени (обычно за год).

Дилер— физическое или юридическое лицо, осуществляющее бирже­вое или торговое посредничество, действуют от своего имени и за собственный счет.

Дисконт— в бухгалтерии — операция учета векселей и иных долговых обязательств; в банковском обслуживании — процент, взима­емый банками.

Дисконтирование— метод приведения будущих доходов к текущему времени путем исчисления сегодняшнего, текущего аналога суммы дохода от капитальных активов, выплачиваемого через определенный срок при существующей норме процента.

Дифференциация продуктов— рассмотрение покупателями продук­ции конкурирующих продавцов как схожей, но все же не пол­ностью взаимозаменяемой.

Договор— основной хозяйственный, коммерческий документ, опреде­ляющий права и обязанности сторон, условия сделки, сроки и т.д. Наиболее распространены договоры купли-продажи, кредитные договоры, договоры страхования, договоры подря­да, договоры на проведение маркетинговых работ и др.

Долгосрочный период— период времени, в течение которого предприя­тие может изменить объемы всех факторов производства, в том числе увеличить производственные мощности.

Домохозяйство— важнейший субъект экономических отношений: эко­номическая единица, производящая и потребляющая товары и услуги.

Доход— в самом общем виде представляет собой поток денежных и иных поступлений в единицу времени. Выделяют четыре основных пофакторных дохода: заработная плата, прибыль, процент, рента.

Европейская валютная система— валютная система ряда европейских стран, посредством которой они поддерживают курсы своих валют по отношению друг к другу.

Европейский союз— международный институт особого рода, сочета­ющий в себе черты международной экономической организа­ции и политической федерации 15 европейских государств. В экономической среде призван содействовать их экономи­ческому развитию, координации экономической политики, постепенному переходу к единому рынку стран — членов с еди­ной валютой и полной свободой передвижения капиталов, товаров и рабочей силы.

Естественная монополия— единственный производитель в отрасли, причем не существует отрасли, производящей товары, способ­ные замещать товары, производимые монополистом.

Естественный уровень безработицы— уровень безработицы, равный сумме структурной и фрикционной безработицы; соответству­ет объективно достижимому уровню при полной занятости.

Задаток— денежная сумма или имущество, которые при заключении договора передаются одной стороной другой в счет причита­ющейся по договору суммы. Используется в целях обеспече­ния надежности выполнения договорных обязательств.

Задолженность дебиторская— сумма долгов, причитающихся пред­приятию.

Задолженность кредиторская— денежные средства, временно привле­ченные предприятием и подлежащие возврату.

Закон возрастания вмененных издержек— определяет, что производ­ство каждой дополнительной единицы одного из альтернатив­ных товаров требует все большего сокращения производства другого товара.

Закон Оукена— закон, устанавливающий обратную зависимость между уровнем безработицы, отклоняющимся от естественного, ивеличиной ВНП. Так, рост безработицы на 1% сверх есте­ственного уровня ведет к падению уровня реального ВНП на 2-3%.

Закон Сэя— закон, выражающий причинно-следственную связь меж­ду спросом и предложением. Согласно этому закону предло­жение само создает спрос.

Законпредложения — закон, устанавливающий прямую зависимость

между ценой и величиной предложения товара в течение опре­деленного периода времени.

Законспроса — характеризует обратную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством: чем выше цены, тем меньшее количество товара будет куплено потребителем.

Закон стоимости— марксистский закон, согласно которому производ­ство и обмен товаров осуществляются на основе их обществен­ной стоимости.

Закон убывающей отдачи— определяет, что вовлечение в производ­ство все возрастающего количества одного фактора производ­ства при условии фиксированной величины других факторов будет давать уменьшающийся прирост готового продукта.

Закон убывающей предельной полезности— закон, в соответствии с которым по мере увеличения приобретения товара потре­бителем снижается предельная полезность каждой допол­нительной единицы товара.

Заработная плата— доход в денежной или натуральной форме, полу­чаемый наемным работником.

Застойная безработица— незанятые и не имеющие работу.

Золотой стандарт— система валютных отношений, при которой каждая страна выражает стоимость своей валюты в определенном коли­честве золота, а центральные банки или правительство обяза­ны покупать и продавать золото по фиксированной цене.

Зона «перегрева» экономики— соответствует участку кривой сово­купного предложения, при котором даже незначительное при­ращение выпуска реального ВНП неизбежно сопряжено с генерированием крайне высокого уровня инфляции.

Издержки производства— сумма затрат фирмы на производство това­ров и услуг, проданных в течение определенного периода вре­мени. Различают постоянные, переменные и валовые издерж­ки. Последние равны сумме постоянных и переменных. Также используются категории средних и предельных издержек, бухгалтерских и экономических издержек.

Излишек потребителя— величина, определяемая как разница между максимальной суммой, которую потребители согласны запла­тить за определенное количество нужного им продукта, и сум­мой, которую они фактически платят.

Излишек производителя— эффект превышения цены над величиной предельных издержек производства.

Изокванта— графическое изображение производственной функции с помощью линий, на которых могут быть показаны различ­ные сочетания затрат факторов производства (ресурсов, используемых для выпуска заданного объема продукции).

Импорт— приобретение товара у иностранного контрагента и ввоз этого товара в страну.

Инвестирование— процесс производства и накопления средств про­изводства, которые используются для создания товаров и услуг и доставки их потребителю.

Инвестиции— затраты на производство и накопление средств произ­водства и увеличение материальных запасов; увеличение запа­сов капитала в экономике.

Инвестиционный налоговый кредит— мера, позволяющая фирмам вычитать из налогооблагаемой суммы величину своих инвес­тиционных расходов и сокращать тем самым свои издержки.

Индекс стоимости жизни— показатель, отражающий изменение индек­сов цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление среднего жителя страны.

Индекс цен— индекс, показывающий динамику изменения цен опре­деленного набора товаров и услуг (рыночной корзины).

Индекс цен агрегатный— показывает изменение цен за какой-либо период.

Индекс цен цепной— показывает изменение цен между двумя перио­дами времени.

Индексация— автоматическое изменение размеров выплат с учетом темпов инфляции.

Инновация— развитие методов применения существующих знаний; нововведение; внедрение новых форм организации труда, управления и технологии производства.

Индукция— метод научного исследования, посредством которого на основе частностей, отдельных факторов выводятся общие положения, принципы.

Инжиниринг— оказание инженерно-строительных и проектных услуг.

Инкассо— получение банком платежей в пользу лица, передавшего ему документы, против которых должен быть произведен платеж.

Интенсивный тип экономического роста— экономический рост, при котором прирост производства осуществляется за счет при­менения более совершенных факторов производства, техно­логий.

Инфляционный налог— потери, которые несут держатели денежных средств в результате инфляции.

Инфляционный разрыв— величина превышения спроса на инвести­ции над инвестиционным предложением в национальной эко­номике.

Инфляция— дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в рос­те цен; рост общего уровня цен в экономике и переполнение каналов денежного обращения.

Инфляция предложения— инфляция, вызываемая ростом издержек производства.

Инфляция спроса— инфляция, вызываемая увеличением совокупно­го спроса.

Ипотека— передача в залог земли или другого недвижимого имуще­ства с целью получения кредита, называемого ипотечным кре­дитом.

Капитал— средства производства и различные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг; все, что способно прино­сить доход.

Картель— одна из форм монополии, представляющая собой соглаше­ние между предприятиями о цене, объеме производства и раз­деле рынка сбыта товара.

Качество жизни населения— совокупность характеристик, отража­ющих материальное, социальное, физическое и культурное бла­гополучие населения.

Квота— доля в производстве или сбыте продукции, устанавливаемая в рамках закона или различными соглашениями.

Кейнсианство— экономическая теория Дж.М. Кейнса, признающая и обосновывающая необходимость изначимость государ­ственного регулирования экономики, широкого использо­вания государством фискальной и кредитно-денежной политики.

Кейнсианскаямодель — модель, разработанная Дж.М. Кейнсом, в кото­рой цены и заработная плата в краткосрочном периоде зафикси­рованы, кривая совокупного предложения является горизон­тальной и реальный ВНП полностью определяется уровнем совокупного спроса.

Классическая модель— модель рынка, при которой цены и заработ­ная плата являются подвижными и гибкими, обеспечивается полное использование ресурсов и полная занятость. Кривая совокупного предложения является вертикальной.

Клиринг— зачет взаимных требований и обязательств в торговых рас­четах.

Командная система экономики— система организации экономики, в которой главенствующую роль играет государство, реша­ющее все вопросы производства и распределения товаров. В качестве главного регулирующего и координирующего механизма выступает план.

Комиссионер— лицо, продающее и покупающее товар от своего име­ни, но за счет и по поручению другого лица (комитента) за ого­воренное вознаграждение.

Коммерческая тайна— не подлежащие разглашению сведения, извест­ные только участникам сделки, или работникам предприятия.

Компания— предприятие, чей капитал представляет объединенную собственность нескольких самостоятельных предприятий.

Компаундинг— расширение; метод, применяемый для приведения сегодняшних доходов к заданному моменту в будущем.

Конвертируемость— возможность свободного обмена валюты на любую другую валюту без всяких ограничений.

Конгломерат— концерн особого типа, объединяющий технологически не связанные между собой предприятия различных отраслей.

Конкуренция— противоборство, соперничество между производите­лями товаров и услуг за право получения максимальной при­были; существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность свободного их выхода с рынка и выхода на него.

Конкуренция совершенная (свободная)— положение, когда на рын­ке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции, и никто не может диктовать цены рынку.

Контрольный пакет акций— количество акций, дающее право управ­ления акционерным обществом.

Концерн— многоотраслевое акционерное общество; форма объедине­ния предприятий различных отраслей промышленности, тор­говли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений, находящихся под единым финансовым контролем.

Корпорация— наиболее распространенная форма акционерного пред­приятия, обязательно имеющая статус юридического лица; владельцы корпорации отвечают по ее обязательствам толь­ко вложенными в капитал корпорации средствами.

Косвенные налоги— налоги на определенные товары иуслуги, взима­емые через надбавку к цене товара.

Котировка— регистрация цен и курсов ценных бумаг на товарных и фондовых биржах.

Коэффициент Джини— показывает степень неравномерности распре­деления доходов населения.

Краткосрочный период— период времени, в течение которого фирма не может ввести в строй новые производственные мощности, но может повысить степень их использования.

Кредит— сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, когда один партнер предоставляет другому день­ги или имущество на условиях срочности, возвратности и, как правило, платности.

Кредитная линия— согласие банка на предоставление фирме ссуды в будущем в размерах, не превосходящих заранее оговорен­ной суммы. Открывается аккуратным, надежным клиентам, хорошо известным банку.

Кривая безразличия— графическое изображение альтернатив потре­бительского выбора товаров или услуг в пределах фиксированного собственного бюджета или дохода.

Кривая Лоренца— кривая, показывающая распределение доходов по группам населения, измеряет степень неравенства при пер­сональном распределении национального дохода.

Кривая предложения— графически показывает количество предлага­емого товара при каждом определенном уровне цен на него.

Кривая производственных возможностей— линия, каждая точка на которой представляет максимальный объем производства двух продуктов при полном использовании экономических ресурсов.

Кривая спроса— графически показывает величину спроса на товар для каждого уровня его цены.

Кривая Филлипса— кривая, показывающая связь между уровнем без­работицы, заработной платы и инфляцией.

Курс акции— продажная цена акции.

Лизинг— предоставление в аренду на длительный срок основных фон­дов. Лизинговые компании закупают оборудование, чтобы сдать его в аренду.

Ликвидность— способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовре­мя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги.

Лицензия— выдаваемое государственными или местными органами власти разрешение на ведение определенной экономической деятельности.

Личный располагаемый доход— доход, поступающий в личное распо­ряжение граждан.

Локальные (частные) рынки— рыночные сегменты национальной эко­номики, выделяемые либо по товарному признаку (металл, пшеница), либо по функциональному (потребительский, фи­нансовый, рынок рабочей силы).

Маклер-посредник (биржевой маклер)— посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах, соверша­ющий сделки за счет клиентов и получающий оплату в виде комиссионных.

Макроэкономика— экономика как целое или ее важнейшие составля­ющие; раздел экономической теории, изучающий экономику в целом или ее крупнейшие составляющие.

Макроэкономическая политика— экономическая политика государ­ства, имеющая целью влияние на экономику в целом.

Маркетинг— система организации деятельности предприятия, осно­ванная на всестороннем изучении рынка, соответствующего потребностям рынка производства товаров, их продвижению на рынок сбыта; раздел экономической теории, исследующий проблемы реализации товаров в широком смысле.

Маржа— банковская прибыль, определяемая как разница между сум­мой взимаемых и выплачиваемых банком процентов; термин, используемый также в биржевой и торговой практике для обо­значения разницы между ценами и курсами при заключении различных сделок.

Материальные потребности— желание потребителей приобрести и использовать материальные блага, удовлетворяющие их нужды.

Международная организация труда (МОТ)— специализированное учреждение ООН, деятельность которого направлена на реше­ние социально-экономических проблем труда.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)— между­народная финансовая организация, предоставляющая долго­срочные займы с целью стимулирования экономического раз­вития стран — членов МБРР.

Международный валютный фонд (МВФ)— международная экономи­ческая организация, основанная в 1945 г., главный орган регулирования международных валютно-финансовых отно­шений, призвана содействовать развитию международной тор­говли и валютному сотрудничеству.

Менеджмент— система организации и управления предприятием; раз­дел экономической науки, изучающий теорию и практику ор­ганизации и управления производством и реализацией про­дукции.

Менеджер— наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем; управляющий; работник, осуществляющий функции управления предприятием.

Методология— учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Микроэкономика— раздел экономической теории, изучающий отдель­ные экономические единицы, какой-либо экономический объект или явление.

Минимальная заработная плата— установленная законом низшая величина заработной платы на предприятиях любой формы собственности.

Монетарная политика— экономическая политика, опирающаяся на способность денежно-кредитной системы существенным образом влиять на функционирование и развитие экономики.

Монетаризм— экономическая теория, основанная на определяющей роли находящейся в обращении денежной массы в осуще­ствлении политики стабилизации экономики, ее функциони­ровании и развитии.

Монополистическая конкуренция— модель рынка, при которой боль­шое число фирм производят близкую, похожую, но не полно­стью взаимозаменяемую продукцию.

Монополия— предприятие (группа предприятий), занимающее доми­нирующее положение на рынке, что позволяет ему контроли­ровать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.

Монопольная цена— вид цены, устанавливаемый монополией. В зави­симости от целей монополия может устанавливать монополь­но высокие и монопольно низкие цены.

Монопсония— единственный покупатель какого-либо конкретного вида товара или услуги на рынке.

Мультипликатор— множитель; категория, используемая в экономи­ческой теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. Например, в кейнсианстве под мультипликатором понимает­ся коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Наем— предоставление одной стороной (наймодателем) другой стороне (нанимателю) имущества во временное и платное пользование.

Наличные деньги— денежные средства, используемые в наличном обращении.

Налог— обязательный платеж, сбор, взимаемый государством или мест­ным органом власти с граждан (физических лиц) или пред­приятий (юридических лиц) на основе специального законо­дательства.

Налог на добавленную стоимость (НДС)— налог, представляющий собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, создан­ной в процессе производства работ. Налогооблагаемая вели­чина устанавливается как разница между ценами продава­емых и купленных предприятием товаров.

Нарицательная стоимость— цена, обозначенная на ценной бумаге, например на акции.

Натуральная монополия— единственный производитель в отрасли, причем не существуют отрасли, производящей товары, спо­собные замещать товары, производимые натуральным моно­полистом.

Натуральное хозяйство— вид хозяйства, в котором все продукты про­изводятся лишь для удовлетворения собственных потребно­стей и не предназначены для продажи.

Национализация— переход имущества из частной собственности в соб­ственность государства.

Непроизводственная сфера— отрасли экономики, не относящиеся к сфере материального производства.

Несовершенная конкуренция— ситуация на рынке, при которой поку­патели или продавцы способны самостоятельно влиять на уро­вень цен. Видами несове<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...