Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология, ее предмет и объект

Психология, ее предмет и объект

1. Дайте определение понятию:

психология –(от греч. Phyche. – душа и Logos – знание , наука)-наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

_________________________________________________________

2. Заполните таблицу, указав отрасль психологии, изучающую названные проблемы:

Изучаемые проблемы Отрасль психологии
Психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологи­ческие методы лечения и психотерапии Медицинская
Сознание, психические процессы, деятельность, всей личности растущего человека, условия уско­рения развития Возростная
Психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы по­ведения и формирования личности преступника Юридическая
Закономерности процессов взаимодействия челове­ка и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплу­атации АСУ, новых видов техники Инженерная
Нужда и ожидание потребителей, психологические средства воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт Экономическая(Психология рекламы)
Поведение человека в условиях боевых действий Военная
Проявления и механизмы возникновения необыч­ных, «паранормальных» явлений (телепатия, ясновидение, телекинез) Парапсихология

 

Социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с груп­пой, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах Социальная
Закономерности обу­чения и воспитания, психологическое обоснование выбора методов обучения и воспитания людей разного возраста и разного психического статуса Педагогическая
Определение психометрических характеристик диагностических методик, проблема классификации этих методик, а также проблема их создания ??

Основные принципы и методы психологии

1. Укажите стрелками содержание основных методов психологических ис­следований:

 

Объективные методы – 3

Описательные методы – 2

Практические методы - 1

2. Изучите основные методы психологических исследований. Классифици­руйте методы исследований (идентификация, наблюдение, гипноз, эмпатическое слушание, психотренинг, беседа, эксперимент, срез, лонгитюдинальное наблюдение, биографический метод, графология, анкетирование, контент-анализ, диалогическая беседа, тестирование, включенное наблюдение, психотерапия, интроспекция, математические методы, психоанализ, интуи­ция, герменевтика) и заполните таблицу:

 

Объективные методы Описательные методы Практические методы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   1. 2. 3. 4.  

 

Понятие о психике

1. Укажите, какие из перечисленных явлений относятся: к психическим процессам, психическим состояниям, психическим свойствам личности и психическим образованиям. Заполните таблицу:

 

 

Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности Психические образования
1. ощущения 2. восприятия 3. речь 4. внимание 5. мышление 6. воображение 7. память 1. апатия 2. усталость 3. активность 4. бодрость   1. способности 2. темперамент 3. характер 4. направленность личности   1. знания 2. навыки 3. умения 4. мастерство  

 

 

2. Дайте определения понятиям:

психический процесс — процессы ,условно выделенные в целостной структуре психики.

 

 

психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени , показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности , предшествующего состояния и психических свойств личности.

 

 

психическое свойство — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Психические свойства - наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств.

 

Страсть – 2

Настроения – 4

Чувства – 5

Эмоции – 1

Аффект - 3

 

6. Индивидуально-типологические
особенности личности

1. Основные факторы, влияющие на формирование личности:

 

1)Биологические

2)Социальные

3)Культурные

4)Физические

5)Индивидуальный опыт

2. Укажите стрелками содержание научных подходов современных направ­лений психологии:

 

Бихевиоризм – 5 Фрейдизм -1 Когнитивная психология – 2

Гештальтпсихология - 4 Гуманистическая психология - 3

 

3. Биологическим фактором определяются следующие свойства личности

1) Индивидуальность

2) Темперамент

3) Способности и физические качества

4. Социальным фактором определяются такие свойства личности, как:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

5.Личность — это это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отноше­ний, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; Личность характеризует человека со стороны его об­щественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с други­ми людьми.

 

6.Период формирования личности — Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

 

7.По внешнему облику людей подразделяют на следующие типы (типоло­гия Кречмера—Ананьева). Заполните таблицу:

 

Наименование типа Отличительные особенности
1. астеник 2. пикник 3. атлетик 4. диспластический тип 1. Отличается слабым ростом «в толщину» при неуменьшенном росте «в длину» - худой, тонкий, с бедной соками и кровью кожей, узкими плечами, длинной узкой и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. Нижние конечности длинные и худые. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они не только худощавы, но и малорослы. Бросается в глаза их преждевременное старение 2. среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожирению 3. имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости. 4. Характеризующийся бесформенным строением и различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).  

 

8.По приведенным цитатам определите тип личности в зависимости от внешнего облика.

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной окружности, цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные» (И. А. Гончаров. «Обломов») 1)Астеник

«Раскольников тотчас признал Катерину Ивановну. Это была ужасно поху­девшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися от пятен щеками» (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание») 2)Диспластический тип

«Генерал поразил его величавой наружностью. Он был на ту пору в атласном малиновом халате. Открытый взгляд, лицо мужественное, бакенбарды и большие усы с проседью, стрижка низкая, а на затылке даже под гребенку, шея толстая, широкая, так называемая в три этажа или в три складки с тре­щиной поперек, голос — бас с некоторой охрипью, движения генеральские» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души») 3)Атлетик

«По другую сторону от Валерии Мессалы сидел Марк Деций Цедиций, патриций лет пятидесяти, с открытым, веселым и румяным лицом, приземи­стый, коренастый толстяк с брюшком; выше всего он почитал утехи чрево­угодия и большую часть времени он проводил за столом в триклинии. Полдня у него уходило на отведывание изысканнейших лакомых блюд и соусов, при­готовляемых его знаменитым поваром, который славился своим искусством на весь Рим» (Р. Джованьоли. «Спартак») 4)Пикник

9.Приведите примеры известных вам типологий людей, встречающиеся в художественной литературе:

 

 

10.Продолжите указанные направления типологии людей:

Отличник — хорошист —

Козерог — Водолей —

Собака — змея —

Мыслитель — собеседник —

Вампир —

Правый —

11.По рисункам датского художника Херлуфа Бидструпа определите тем­перамент господина, на шляпу которого уселся рассеянный прохожий:

 

1 – Сангвиник

2-Холерик

3-Флегматик

4 -Меланхолик

12.Решите ситуацию и определите тип личности «работника» в зависимости от индивидуально-психологической характеристики:

Трем подругам предложили произвести перепланировку рабочего ка­бинета и комплектацию его мебелью и оргтехникой.

Первая стала обзванивать близлежащие фирмы и советоваться по воз­никшей проблеме.

Вторая отправилась в библиотеку для изучения рекомендаций по обо­рудованию рабочих мест и специальной литературы по проблеме с учетом требований эргономики и техники безопасности.

Третья начала рисовать различные варианты схем перепланировки и передвигать мебель.

13.Темперамент — это прирожденные свойства человека, которые определяют особенности динамики его психической деятельности.

 

 

14.Укажите основные виды темперамента и их отличительные психологи­ческие особенности. Заполните таблицу:

Вид темперамента Отличительные особенности Отрицательные проявления
1. Сангвиник Высокая активность , работоспособность, богатство мимики , быстрый темп речи, общительность, уравновешенность и подвижность нервных процессов.  
2. Флегматик Медлительность , неразвитость мимики, устойчивость интересов и стремлений ,невысокий уровень психической активности. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке.  
3. Холерик Высокий уровень психической активности, энергичность действий , резкость , стремительность действий. Резкая смена настроения, неуравновешенность, истощаемость, вспыльчивость, нетерпеливость
4. Меланхолик Низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, утомляемость. Преобладают отрицательные эмоции, он часто раним, замкнут, отчужден.  

 

 

15.Укажите (отметьте знаком *) характеристики типа высшей нервной деятельности, соответствующие каждому виду темперамента:

 

Вид темперамента Характеристика типа высшей нервной деятельности
Силь­ный Слабый Уравновешенный Неуравновешенный Подвижный Инерт­ный
Сангвиник *   *   *  
Холерик *     * *  
Флегматик   * *     *
Меланхолик   * *     *

 

16.Решите ситуацию. Четыре человека, у первого из которых преобладает сангвинический темперамент, у второго — холерический, у третьего — флегматический, у четвертого — меланхолический, претендуют на одно вакантное место: менеджер по продажам.

В роли руководителя проанализируйте достоинства и недостатки каж­дого претендента, если по остальным параметрам (образование, опыт работы, отзывы с предыдущего места работы, возраст и др.) они име­ют примерно равные характеристики с точки зрения предстоящей ра­боты. Сделайте выбор и обоснуйте свое решение.

Сангвиник т.к. он общителен , подвижен , активен и обладает высокой работоспособностью. Эти качества ,на мой взгляд, являются самыми подходящими для менеджера по продажам.

17.Характер — это это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

 

 

18.Распределите перечисленные черты характера (инициативность, испол­нительность, чуткость, вспыльчивость, решительность, внимательность, страстность, энергичность, деликатность, нежность, настойчивость) по видам черт.

Заполните таблицу:

 

Моральные черты характера Волевые черты характера Эмоциональные черты характера
чуткость деликатность исполнительность   инициативность настойчивость энергичность решительность внимательность вспыльчивость страстность нежность

 

 

19.Черты характера можно разделить на положительные и отрицательные по следующим признакам. Приведите примеры (2—3) черт характера по каждому признаку классификации. Заполните таблицу:

 

Классификация черт характера Положительные черты Отрицательные черты
По отношению челове­ка к другим людям    
По отношению к труду    
По отношению к са­мому себе    
По отношению к обще­ственным и личным ценностям    

 

5. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

 

Приведите примеры общих способностей: способности к обучению, труду и общие умственные способности

 

Приведите примеры специальных способностей: сценические, музыкальные, спортивные и т.д.

 

6. Задатки — это врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Психология, ее предмет и объект

1. Дайте определение понятию:

психология –(от греч. Phyche. – душа и Logos – знание , наука)-наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

_________________________________________________________

2. Заполните таблицу, указав отрасль психологии, изучающую названные проблемы:

Изучаемые проблемы Отрасль психологии
Психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологи­ческие методы лечения и психотерапии Медицинская
Сознание, психические процессы, деятельность, всей личности растущего человека, условия уско­рения развития Возростная
Психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы по­ведения и формирования личности преступника Юридическая
Закономерности процессов взаимодействия челове­ка и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплу­атации АСУ, новых видов техники Инженерная
Нужда и ожидание потребителей, психологические средства воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт Экономическая(Психология рекламы)
Поведение человека в условиях боевых действий Военная
Проявления и механизмы возникновения необыч­ных, «паранормальных» явлений (телепатия, ясновидение, телекинез) Парапсихология

 

Социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с груп­пой, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах Социальная
Закономерности обу­чения и воспитания, психологическое обоснование выбора методов обучения и воспитания людей разного возраста и разного психического статуса Педагогическая
Определение психометрических характеристик диагностических методик, проблема классификации этих методик, а также проблема их создания ??

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...